ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ VW T2

 

Общее описание дизельного двигателя

Общий вид дизельного двигателя с турбонаддувом Устройство камеры сгорания дизельного двигателяОбщий вид дизельного двигателя с турбонаддувом показан на рис. 1.

В дизельном двигателе топливо воспламеняется за счет высокой температуры, возникающей над поршнем при резком сжатии воздуха (в конце такта сжатия). В момент наибольшего сжатия топливо впрыскивается в цилиндр и воспламеняется там, после чего следует рабочий цикл.

 

Для подачи топлива в цилиндры в необходимом количестве и в строго определенный момент времени служат ТНВД (топливный насос высокого давления) распределительного типа, трубки высокого давления и форсунки. Для уменьшения шума, снижения нагрузки на поршень и улучшения смешивания топлива с воздухом, топливо впрыскивается не непосредственно в пространство над поршнем, а в специальную вихревую камеру, соединенную с основной камерой сгорания коротким широким каналом. Горение начинается в вихревой камере, а затем через канал рабочая смесь поступает в основную камеру сгорания (рис. 2: Устройство камеры сгорания дизельного двигателя
1 — форсунка;
2 — калильная свеча;
3 — вихревая камера (стрелками показано направление потока гaзов;
4 — канал соединяющий вихревую камеру с основной камерой сгорания;
5 — поршень). Для облегчения работы двигателя в режиме холодного запуска и прогрева в вихревые камеры вставлены калильные свечи, которые разогревают газовую смесь в камерах за счет энергии аккумулятора.

Блок цилиндров отлит из чугуна вместе с картером двигателя. Цилиндры и рубашка охлаждения выполнены непосредственно в отливке. В случае износа внутренних поверхностей цилиндров допускается их расточка и хонингование под следующий ремонтный размер — всего существует три ремонтных размера поршней и цилиндров.

Коленчатый вал вращается в пяти коренных подшипниках. Все коренные и шатунные подшипники имеют сменные вкладыши. Вкладыши среднего коренного подшипника (№3) имеют упорные фланцы, ограничивающие продольное перемещение коленчатого вала.

 

В дизельных двигателях VW применяются поршни типа «Autothermatik». На днище поршня имеется выемка в форме восьмерки. Поршень имеет три поршневых кольца — два компрессионных и одно маслосъемное. Канавка верхнего компрессионного кольца выполнена во вставке из специального сплава повышенной прочности, вплавленной в отливку поршня — таким образом предотвращен ускоренный износ канавки верхнего компрессионного кольца.

Вспомогательный вал служит для привода масляного насоса двигателя и вакуумного насоса, необходимого для работы сервоусилителя тормозов.

Головка цилиндров — общая для всех четырех цилиндров. Прокладки головки цилиндров выпускаются различной толщины. При установке головки цилиндров важно правильно подобрать прокладку, поскольку от ее толщины зависит объем камеры сгорания и, следовательно, степень сжатия в цилиндрах двигателя.

Распределительный вал расположен на головке цилиндров сверху и вращается в пяти подшипниках со съемными крышками. Кулачки распредвала воздействуют на клапаны через цилиндрические толкатели, находящиеся непосредственно под кулачками. Тепловые зазоры регулируются за счет подбора толщины регулировочных шайб, расположенных на толкателях сверху. Форма кулачков распредвала и толкателей подобрана так, что при каждом открытии клапан немного поворачивается, что обеспечивает равномерный износ головки клапана и его седла по всей окружности.

Синхронное вращение коленчатого вала, распределительного вала и ТНВД обеспечивается при помощи зубчатого ремня. Кроме того, своей тыльной (гладкой) стороной зубчатый ремень вращает шкив вспомогательного вала, приводя в движение масляный и вакуумный насосы.

Двигатели 1.6 л и 1.7 л имеют одинаковую конструкцию. Увеличение рабочего объема и мощности двигателя 1.7 л достигнуто за счет увеличения диаметра поршня/цилиндра.


Особенности двигателя с турбонаддувом

Двигатели JX с турбонаддувом имеют ряд отличий от базовой модели CS, обусловленных увеличением рабочих нагрузок на некоторые детали. В частности, на двигателях с турбонаддувом установлены более толстые поршневые пальцы, применены закаленные шатунные шейки коленвала, установлены усиленные картер и головка цилиндров, более прочный выпускной коллектор, а также усиленные болты головки цилиндров. Кроме того, применены специальные масляные распылители, направляющие масло снизу на днища поршней для их дополнительного охлаждения, и установлен более мощный масляный насос.

Внимание: Поскольку вал турбокомпрессора вращается с большой скоростью, недопустимо останавливать двигатель сразу после работы на высоких оборотах. В этом случае турбокомпрессор продолжает вращаться по инерции, в то время как подача масла на его подшипники уже прекратилась, и подшипники могут выйти из строя (расплавиться). Чтобы этого не произошло, перед остановкой двигателя нужно дать ему поработать некоторое время на холостом ходу (примерно 1 мин), чтобы обороты турбокомпрессора снизились до минимума.

 

Основные технические характеристики

Тип двигателя --Дизельный, с вихревыми камерами сгорания, с жидкостным охлаждением, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, цилиндры расположены наклонно. Блок цилиндров изготовлен вместе с картером двигателя как одно целое. Распредвал расположен сверху на головке цилиндров (ОНС); привод распредвала и ТНВД — от коленчатого вала зубчатым ремнем.

Регулировка тепловых зазоров клапанов.....Подбором толщины регулировочных шайб толкателей

Коды (обозначения) двигателей:
1.6 л.--CS
1.6 л с турбонаддувом--JX
1.7 л.-- KY
Рабочий объем
CS, JX--1.6л (1588 см3)
КУ--1.7л (1715см3)
Диаметр цилиндра
CS, JX--76.5 мм
KY--79.5 мм
Ход поршня--86.4 мм
Степень сжатия --23
Давление (компрессия) в цилиндрах (форсунки удалены, провод запорного клапана ТНВД отсоединен, двигатель прогрет, применяется компрессометр VW 1381 с переходником VW 1323)--34 бар; мин. 28 бар
Макс, допустимая разница давления в цилиндрах--5 бар
Топливная система --BOSCH
Ход плунжера ТНВД в момент прохождения поршнем ВМТ (определяет момент впрыска топлива):
CS--0.78 — 0.88 мм
JX, КY--0.83-0.97 мм
Давление подъема иглы форсунки (новой / приработанной):
CS, KY--130 — 138/120 — 130 бар
JX--155 — 163/140 — 155 бар
Частота вращения (обороты) коленчатого вала:
минимальная (холостой ход)--800 — 850 об/мин
максимальная (без нагрузки)--4750 — 4850 об/мин
Мощность двигателя:
CS--49 л. с. при 4200 об/мин
JX--70 л.с.
KY--57 л.с.
Порядок работы цилиндров-- 1 — 3 — 4 — 2


СНЯТИЕ И УСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ VW T2

Двигатель снимается отдельно от трансмиссии (трансмиссия остается на автомобиле). При снятии двигателя придерживайтесь следующего порядка действий: • Отсоедините от аккумулятора отрицательный провод.
• Снимите верхнюю часть (крышку) воздушного фильтра.• Удалите нижний брызговик (щиток) двигателя.
• Снимите крышку расширительного бачка системы охлаждения (двигатель при этом должен быть холодным). Слейте жидкость из системы охлаждения.

Отсоедините патрубок Отсоедините от вакуумного насоса вакуумный шлангПо рис. 3:
• Отсоедините нижний шланг охлаждающего насоса от патрубка (1), идущего к радиатору.
• Отсоедините от охлаждающего насоса центральный шланг (2).
• Отсоедините патрубок (3) от головки цилиндров (нижняя стрелка) и от масляного теплообменника (верхняя стрелка) и сдвиньте патрубок в сторону.
• Отсоедините от вакуумного насоса вакуумный шланг (4).

По рис. 4:
• Отсоедините следующие провода:
датчика давления масла (1);
датчиков температуры (2) и (3); калильных свечей (4).
• Снимите шланг системы охлаждения (5).

Топливопроводы и тросы управления ТНВДПо рис. 5 (Топливопроводы и тросы управления ТНВД:
1 — трубка подачи топлива;
2 — трубка возврата топлива;
3 — трос педали акселератора;
4 — трос пускового устройства;
5 — провод запорного топливного клапана ТНВД):

Отсоедините от ТНВД трубки подачи (1) и возврата (2) топлива
Отсоедините от рычага привода ТНВД трос педали акселератора, удалите зажим оболочки троса (3), отделите оболочку троса от кронштейна и отведите трос в сторону.
• Отсоедините трос пускового устройства от стопорного винта (4).

бачок контроля уровня Переднее крепление опоры двигателя крепятся болтамиПо рис. 6: Снимите бачок контроля уровня охлаждающей жидкости.

По рис. 7 (Переднее крепление опоры двигателя (до 08.82 г.) - 1 — масломерный щуп;
2 — гайка крепления опоры двигателя):

Удалите масломерный щуп (1). • На автомобилях, выпущенных до августа 1982 г. отверните гайки (2) задних креплений двигателя (с правой и левой сторон), но не вынимайте болты. С августа 1982 г. опоры двигателя крепятся болтами непосредственно к кузову (рис. 8) — в этом случае их нужно будет отвернуть позже.

7 болтов, соединяющих двигатель Для регулировки углового положенияПо рис. 9:

• Выверните 7 болтов, соединяющих двигатель с трансмиссией (1). • Выверните болты (2) стяжки опор двигателя и снимите стяжку.

По рис. 10:

• Подставьте под двигатель домкрат. Рекомендуется использовать специальное монтажное приспособление 3058. Для регулировки углового положения лежащего на домкрате двигателя вращайте рукоятку приспособления (стрелка на рисунке).

Заднее крепление опоры двигателя Заднее крепление двигателя (с 08.82 г) Переднее крепление двигателя (с 08.82 г.)По рис.11 - ( Заднее крепление опоры двигателя (до 08.82 г.)), 12 - (Заднее крепление двигателя (с 08.82 г)) , 8 - (Переднее крепление двигателя (с 08.82 г.)):

• На автомобилях выпуска до августа 1982 г. отверните гайки (стрелка на рис. 11) передних креплений двигателя с правой и левой сторон. Удалите болты передних и задних креплений двигателя.
• На автомобилях более поздних выпусков выверните болты крепления опор двигателя к кузову.
• Плавно опускайте силовой агрегат, пока не появится возможность отделить двигатель от трансмиссии.

Трансмиссия, зафиксированная на технологической подвеске VW 785/1В

По рис. 13 - (Трансмиссия, зафиксированная на технологической подвеске VW 785/1В):
• Зафиксируйте трансмиссию с помощью приспособления VW 785/1В или второго домкрата.
• Отделите двигатель от трансмиссии и опустите его вниз.

Установка двигателя

Установка осуществляется в порядке, обратном снятию. Обратите внимание на следующее:
• Перед соединением двигателя с трансмиссией проверьте состояние выжимного подшипника сцепления и замените подшипник при необходимости. Слегка смажьте выжимной подшипник и шлицы первичного вала коробки передач графитовой смазкой. Гильзу (направляющую) выжимного подшипника смазывать не следует.

• При соединении двигателя с трансмиссией следите, чтобы оси первичного вала коробки передач и коленчатого вала двигателя совпадали, а первичный вал и диск сцепления не подвергались нагрузке.

• Будьте внимательны, чтобы не перепутать полые болты трубок подачи и возврата топлива. Болт трубки возврата топлива имеет маркировку «OUT» на шестигранной головке; кроме того, диаметр этого болта меньше, чем у болта трубки подачи топлива.

• Отрегулируйте тросы педали акселератора и пускового устройства.

• Заполните систему охлаждения.

• Соблюдайте следующие моменты затяжки резьбовых соединений:
Крепления двигателя к трансмиссии:
болты М10 - 4.5 кГм
болты М12 - 8кГм
Крепления опор двигателя к кузову:
до августа 1982 г. (гайки) - 8.5 кГм
с августа 1982 г. (болты) - 2.5 кГм
Крепления стяжки опор двигателя - 4.5 кГм
Полые болты крепления топливных трубок - 2.2 кГм

ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ VW T2 И РЕГУЛИРОВКА ДВИГАТЕЛЯ

Перед началом ремонта очистите все наружные поверхности двигателя от грязи и смазки. Заглушите открытые отверстия пробками или чистыми тряпками, чтобы предотвратить попадание во внутренние полости инородных предметов.

Ремонт головки цилиндров и клапанного механизма описан далее.

Разбирая двигатель, соблюдайте следующие основные правила:

рядом с каждым клапаном написан его номер Двигатель, закрепленный• Запоминайте порядок снятия деталей и их расположение, чтобы в дальнейшем устанавливать все детали на их первоначальные места (особенно это касается клапанов, толкателей и их регулировочных шайб, шатунов, поршней и поршневых колец, крышек и вкладышей шатунных и коренных подшипников). Перед снятием маркируйте детали, чтобы в дальнейшем можно было определить их точное место на двигателе. Не наносите метки на трущиеся и сопрягаемые поверхности деталей.

 

Для хранения клапанов удобно использовать перевернутую коробку с проделанными в дне отверстиями (рис. 9 — рядом с каждым клапаном написан его номер). Клапанные пружины и сухари клапанов складывайте в маленькие коробки или пластиковые мешочки, отдельно для каждого клапана.
• При отсутствии стенда для разборки двигателя (рис. 14 - Двигатель, закрепленный на монтажном стенде VW 540) изготовьте деревянные подставки, на которые можно было бы установить снятый с автомобиля двигатель, чтобы получить доступ к нему со всех сторон. Снятую с двигателя головку цилиндров не следует класть привалочной поверхностью на стол — необходимо подложить деревянные прокладки.

необходимые приспособления• Прежде чем снимать зубчатый ремень убедитесь, что у вас имеются необходимые приспособления для обеспечения правильной синхронизации ТНВД, коленчатого и распределительного валов при установке ремня (рис. 20). Если таких приспособлений нет, нарушать синхронизацию этих узлов нельзя.

• Если нет необходимости капитально ремонтировать двигатель, большинство операций по текущему ремонту и регулировке может быть выполнено без снятия двигателя с автомобиля.

 

ЗУБЧАТЫЙ РЕМЕНЬ И ЗВЕЗДОЧКИ

Внимание: Зубчатый ремень подлежит обязательной замене после пробега примерно 120 000 км.

 

Снятие зубчатого ремня

ожух нового образца, узлы дизеля• Снимите с двигателя кожух (кожухи) зубчатого ремня и клапанную крышку (рис. 15 - узлы дизеля и рис. 16 - Кожух нового образца, полностью закрывающий зубчатый ремень:
1. Задняя пластина кожуха.
2. Отверстие диаметром 6 мм.
3. Верхняя крышка зубчатого ремня
4. Нижняя крышка ремня
5. Болт (момент затяжки 2 кГм)
6. Болт (момент затяжки 2 кГм)).

Удалите заглушку из смотрового отверстия на картере сцепления (рис. 17 - Метка на маховике и указатель ВМТ).

• Снимите приводной ремень охлаждающего насоса

Поверните коленчатый вал так, чтобы кулачки обоих клапанов цилиндра №1 были направлены вверх (не нажимали на толкатели). Цилиндр №1 расположен со стороны зубчатого ремня.

Внимание: Вращать коленчатый вал можно только в направлении его нормального вращения — по часовой стрелке, если смотреть со стороны зубчатого ремня. Поворачивайте вал только за центральный болт звездочки коленвала накидным ключом — НИКОГДА не проворачивайте коленчатый вал за зубчатый ремень.

Распредвал, зафиксированный Метка на маховике • Глядя в смотровое отверстие картера сцепления, совместите метку на маховике с указателем (рис. 17).
• Вставьте в паз на торце распредвала установочную линейку (со стороны маховика — рис 18 - Распредвал, зафиксированный установочной линейкой в положении ВМТ первого цилиндра).

• Установите точное положение распределительного вала, обеспечив одинаковые зазоры (А) и (Б) между линейкой и головкой цилиндров (рис. 18). Для этого поверните распредвал так, чтобы один конец установочной линейки прижался к головке цилиндров, и измерьте плоскими щупами зазор между другим концом линейки и головкой цилиндров. Вставьте в зазор прокладку, толщина которой равна половине измеренной величины зазора, затем поверните распредвал так, чтобы линейка прижалась к прокладке. Вставьте с противоположной стороны между линейкой и головкой цилиндров вторую такую же прокладку.

Зафиксируйте звездочку ТНВД их можно изготовить самостоятельно• Зафиксируйте звездочку ТНВД установочным штифтом (рис. 19). Если штифта и установочной линейки нет, их можно изготовить самостоятельно — см. рис. 20.

• Снимите шкив коленчатого вала, отвернув четыре болта, которыми он прикреплен к звездочке. Центральный болт звездочки ослаблять не нужно.

• Ослабьте натяжитель и снимите зубчатый ремень со звездочек и шкивов.

Внимание: Если возникает необходимость провернуть распредвал при снятом зубчатом ремне, сначала нужно установить все поршни в среднее положение, повернув коленчатый вал в любую сторону на 90° от положения ВМТ. Если этого не сделать, клапаны и поршни могут быть серьезно повреждены при взаимном контакте.

 

Установка зубчатого ремня

• Проверьте совмещение установочных меток на кожухе сцепления/маховике (рис. 17). Проверьте фиксацию распределительного вала и звездочки ТНВД (см. выше).

Наденьте зубчатый ремень Величину натяжения измеряйте• Ослабьте на пол-оборота болт звездочки распредвала. Ослабьте посадку звездочки на валу, нанеся удар резиновым молотком с обратной стороны звездочки. Если установлен полностью закрытый кожух ремня, в задней пластине кожуха имеется отверстие диаметром 6 мм (№ 2, рис. 15) — в этом случае удар по звездочке нужно нанести выколоткой через отверстие.

• Наденьте зубчатый ремень на звездочки и шкивы (рис. 14 и рис. 15).

Внимание: Зубчатый ремень рекомендуется обязательно заменять новым. Если ремень уже был в эксплуатации, необходимо сохранить прежнее направление его вращения.

• Удалите установочный штифт звездочки ТНВД.

• Натяните зубчатый ремень, повернув натяжитель по часовой стрелке. Величину натяжения измеряйте приспособлением VW 210 посередине между звездочками распредвала и ТНВД (рис. 21). Показания шкалы приспособления VW 210 должны быть на уровне 12 — 13. Затяните гайку натяжителя.

• Затяните болт звездочки распредвала с моментом 4.5 кГм.

• Удалите установочную линейку распредвала и проверните коленчатый вал на 2 полных оборота (по часовой стрелке, если смотреть со стороны ремня).

• Нанесите удар резиновым молотком по ремню между звездочками распредвала и ТНВД и еще раз проверьте натяжение ремня. Затяните гайку натяжителя с усилием 4.5 кГм.

Внимание: Если нет приспособления VW 210, ремень нужно натянуть так, чтобы его можно было закрутить большим и указательным пальцами на 90° посередине между звездочками распредвала и ТНВД. Если натяжение ремня контролировалось таким способом, не следует позволять двигателю развивать большие обороты, пока ремень не будет натянут правильно.

• Проверьте угол опережения впрыска топлива.

• Установите на место шкив, приводные ремни, кожухи зубчатого ремня и прочие снятые ранее детали.

 

Полностью закрытый кожух зубчатого ремня

С февраля 1984 г. на дизельные двигатели устанавливается полностью закрытый кожух зубчатого ремня. Одновременно с этим кожухом должны быть установлены измененные кронштейн ТНВД и шкив вспомогательного вала. При наличии полностью закрытого кожуха шкив вспомогательного вала устанавливается ближе к блоку цилиндров двигателя.

Чтобы снять заднюю пластину полностью закрытого кожуха, необходимо предварительно снять зубчатый ремень, звездочку распредвала, натяжитель, ТНВД и кронштейн ТНВД.

требуется обеспечить зазор Снимите зубчатый ременьПримечание: В запасные части поставляются только шкивы нового типа.

• При установке нового шкива вспомогательного вала на двигатель более раннего выпуска (с не полностью закрытым кожухом ремня) требуется обеспечить зазор не менее 0.5 мм между шкивом и кронштейном ТНВД (рис. 22). При необходимости подточите кронштейн ТНВД так, чтобы обеспечить нужный зазор.

 

Снятие звездочки ТНВД

• Снимите зубчатый ремень (рис. 23).

• Ослабьте гайку крепления звездочки.

• Установите на звездочку съемник и осторожно подтяните болт съемника, чтобы приложить к звездочке усилие, направленное вдоль оси вала.

• Легким молотком нанесите несколько несильных ударов по болту съемника (стрелка на рисунке 23), чтобы ослабить посадку звездочки.

• Удалите съемник и отверните гайку.

• Снимите звездочку руками.

 

Звездочка и шкив коленчатого вала

показаны звездочкиКонструкция ведущей звездочки коленчатого вала и болта ее крепления зависит от года выпуска автомобиля. На рис. 24 показаны звездочки старого (слева) и нового образца.

Звездочка старого образца крепится болтом М12, который нужно затягивать с усилием 15 кГм, предварительно обработав резьбу фиксирующим составом (герметиком).

Звездочка нового образца крепится болтом М 14 x 1.5. Резьбу такого болта нужно смазать моторным маслом, после чего затянуть болт с усилием 18 — 20 кГм.

Начиная с марта 1988 г. применяются болты с 12-гранной шлицевой головкой, которые следует затягивать с предварительным усилием 9 кГм, а затем подтягивать поворотом на 180°. Эти болты при затяжке вытягиваются, поэтому для повторного использования непригодны — при ремонте их нужно обязательно заменять.

Шкив коленчатого валаНа дизельных двигателях с турбонаддувом шкив привода охлаждающего насоса закреплен на звездочке коленвала через демпфер
(рис. 25 - Шкив коленчатого вала дизельного двигателя с турбонаддувом
1 — звездочка коленчатого вала;
2 — болт крепления звездочки М14х1.5 (см. текст);
3 — демпфер шкива;
4 — шкив привода охлаждающего насоса;
5 — болт крепления шкива и демпфера к звездочке (момент затяжки 2.5 кГм)).
Болты крепления шкива к демпферу затягивайте с усилием 2.5 кГм.

 



РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ КЛАПАННОГО МЕХАНИЗМА VW T2

Устройство клапанного механизмаПроверка тепловых зазоров клапанов производится при наличии стука в клапанном механизме, а также при ремонте головки цилиндров и после первой 1000 км пробега отремонтированного (или нового) двигателя.

Для регулировки зазоров в клапанном механизме необходимо подобрать регулировочные шайбы толкателей нужной толщины (см. рис. 26 - Устройство клапанного механизма:
1 — клапанная крышка;
2 — распределительный вал;
3 — регу лировочная шайба толкателя;
4 — клапанная пружина и ее вер хняя тарелка;
5 — направляющая втулка клапана;
6 — седло клапана;
7 — клапан;
8 — канал, соединяющий вихревую камеру с основной камерой сгорания;
9 — вставка вихревой камеры;
10 — фиксатор вставки (шарик);
11 — резьбовое отверстие для калильной свечи;
12 — резьбовое отверстие для форсунки;
13 — толкатель клапана).

Проверку и регулировку зазоров клапанов можно производить как на теплом, так и на холодном двигателе, но величина зазора для теплого и холодного двигателя отличается. Проверку производите в следующем порядке:

проверьте тепловой зазор• Слегка прогрейте двигатель. Головка цилиндров должна быть теплой, температура охлаждающей жидкости — выше 35°С.

• Проверните коленчатый вал двигателя так, чтобы кулачки клапанов, зазоры которых будут проверяться, были направлены вверх. Чтобы провернуть двигатель, включите четвертую передачу и вращайте ведущее колесо (можно для этого катить автомобиль по земле), или проверните коленвал за болт звездочки накидным ключом.

Внимание: Нельзя проворачивать двигатель за звездочку распредвала или ТНВД — в этом случае зубчатый ремень будет выведен из строя (растянут).

• Вставив плоский щуп между кулачком и толкателем, проверьте тепловой зазор (рис. 27).

• Нормальные зазоры клапанов должны соответствовать указанным в таблице:


Температура Впускной клапан Выпускной клапан
Теплый (> 35°С) 0.20 — 0.30 мм 0.40 — 0.50 мм
Холодный двиг. 0.15 —0.25 мм 0.35 —0.45 мм

• Клапаны расположены на двигателе в следующем порядке: 1, 3, 6, 8 — выпускные; 2, 4, 5, 7 — впускные.

• Если измеренный зазор оказался больше нормального, необходимо заменить регулировочную шайбу толкателя на более толстую, если же зазор меньше нормального — необходимо установить более тонкую шайбу.

Пример: Если измеренный зазор у впускного клапана оказался 0.35 мм (при норме 0.20 — 0.30 мм), то необходимо установить другую регулировочную шайбу, которая толще имеющейся на 0.10 мм. То есть, если на толкателе была установлена шайба толщиной, например, 3.20 мм, то новая шайба должна иметь толщину 3.30 мм

В качестве запасных частей выпускаются регулировочные шайбы следующих размеров:


Толщина шайбы Номер запчасти Толщина шайбы Номер запчасти
3,00 056 109 555 3,65 056 109 568
3,05 056 109 556 3,70 056 109 569
3,10 056 109 557 3,75 056 109 570
3,15 056 109 558 3,80 056 109 571
3,20 056 109 559 3,85 056 109 572
3,25 056 109 560 3,90 056 109 573
3,30 056 109 561 3,95 056 109 574
3,35 056 109 562 4,00 056 109 575
3,40 056 109 563 4,05 056 109 576
3,45 056 109 564 4,10 056 109 577
3,50 056 109 565 4,15 056 109 578
3,55 056 109 566 4,20 056 109 579
3,60 056 109 567 4,25 056 109 580

Толщина регулировочной шайбы обозначена на ее поверхности. При установке шайбы следите, чтобы она располагалась маркировкой вниз (в сторону толкателя).
Шайбы, не имеющие видимых повреждений или следов износа, можно использовать повторно.

 

Порядок регулировки клапанов

• Установите поршни в среднее положение, провернув коленчатый вал от положения ВМТ на 1 /4 оборота (90°). Это необходимо сделать для того, чтобы во время замены регулировочной шайбы клапан не упирался в поршень.

Поверните толкатели шайбу можно извлечь• Поверните толкатели, расположив вырезы на их кромках так, как показано на рис. 28.

• С помощью приспособления № 2078 или другого подходящего инструмента отожмите толкатель вниз и удалите регулировочную шайбу (рис. 29). Чтобы была возможность удалить шайбу, инструмент № 2078 должен опираться только на кромку толкателя. Если нет специальных щипцов (см. рис. 29), шайбу можно извлечь, поддев ее тонкой отверткой.

• Аккуратно вставьте новую шайбу необходимой толщины и отпустите толкатель.

Внимание: Следите, чтобы шайба была установлена маркировкой вниз.

 

СНЯТИЕ И УСТАНОВКА ТНВД VW T2 (ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ)

 

• Снимите зубчатый ремень и звездочку ТНВД, как описано ранее.

рекомендуется пользоваться специальным ключом• Отсоедините от ТНВД топливные трубки высокого и низкого давления. При отсоединении топливных трубок рекомендуется пользоваться специальным ключом, чтобы не сорвать грани штуцеров (рис. 30).

Внимание: При работе с топливной аппаратурой необходимо соблюдать безукоризненную чистоту! Перед отсоединением топливных трубок тщательно удалите грязь вокруг штуцеров и сразу же закройте открывшиеся отверстия и трубки пробками или чистой тканью, чтобы внутрь не попала грязь.

Отсоедините провод от запорного топливного клапана ТНВД.
• Отсоедините тросы акселератора и пускового устройства.

три болта крепления ТНВД • Отверните три болта крепления ТНВД к кронштейну (№ 2, рис. 31). Доступ к некоторым из этих болтов открывается спереди, через отверстия звездочки ТНВД.

Внимание: Не отворачивайте винты распределительной головки, показанные стрелками на рис. 31, чтобы не повредить плунжер ТНВД.

• Отверните винт (1) задней опоры и снимите ТНВД с двигателя.

• Установка ТНВД осуществляется в обратном порядке.

 

ЗАМЕНА ТУРБОКОМПРЕССОРА

Отремонтировать турбокомпрессор в домашних условиях невозможно, поэтому его можно только заменить. Детали, связанные с турбокомпрессором, показаны на рис. 32:
Турбокомпрессор и коллекторыТурбокомпрессор и коллекторы
1. Трубка подачи масла (перед присоединением необходимо залить в штуцер моторное масло)
2. Прокладка впускного коллектора. При ремонте обязательно заменять, более широкая часть должна быть со стороны коллектора
3. Клапан ограничения давления. Клапан должен обеспечивать давление во впускном тракте 0.81+0.05 бар
4. Болты крепления турбокомпрессора. Перед установкой болты смазать маслом G00500
5. Впускной коллектор
6. Выходной патрубок турбокомпрессора
7. Выпускной коллектор
8. Теплозащитный щиток (экран)
9. Клапан ограничения оборотов турбокомпрессора
10. Приемная труба глушителя (выхлопная система)
11. Гайка
12. К клапану ограничения давления на впускном коллекторе
13. Кронштейн (стойка) турбокомпрессора
14. Шланг возврата масла
15. Впускной воздуховод (от воздушного фильтра)
16. Патрубок вентиляции картера
17. Турбокомпрессор
18. Болт (момент затяжки 5 кГм
19. Гайка (момент затяжки 2.5 кГм)
20. Болт (момент затяжки 3 кГм)
21. Болт (момент затяжки 2.5 кГм)
22. Болт (момент затяжки 1 кГм)

Внимание: При замене турбокомпрессора необходимо соблюдать безукоризненную чистоту. Даже маленькие посторонние частицы, попав в маслопроводы, способны вывести из строя подшипники турбокомпрессора. По этой причине новые запасные части нужно вынимать из упаковки непосредственно перед установкой, а детали, которые долгое время хранились неупакованными, вообще не рекомендуется использовать.

 

Снятие турбокомпрессора
ба болта крепления Снятие турбокомпрессора Рис 34: Снятие турбокомпрессора:
1. Крепление впускного воздуховода к турбокомпрессору
2. Выходной патрубок турбокомпрессора
3. Трубка подачи масла
4. Шланг возврата масла
5. Гайки крепления приемной трубы глушителя
6. Стойка (кронштейн) турбокомпрессора
7. Болты крепления турбокомпрессора к выпускному коллектору

• Снимите нижний щиток (брызговик) двигателя.
• Отверните оба болта крепления глушителя (рис. 33)
• Ослабьте хомуты и отделите от патрубков турбокомпрессора впускной воздуховод (1) и выходной патрубок (2) — рис. 34.
• Отсоедините трубку подачи масла (3) и шланг возврата масла (4).
• Отверните болты крепления приемной трубы глушителя (5) и стойки турбокомпрессора (6).
• Отверните четыре болта крепления турбокомпрессора к выпускному коллектору (7) и снимите компрессор с двигателя.

Установка турбокомпрессора

• Установите турбокомпрессор на место и затяните четыре болта крепления компрессора к выпускному коллектору. Резьбу болтов перед установкой следует смазать специальной смазкой на основе меди.

• Затяните оба болта стойки турбокомпрессора (момент затяжки 3 кГм). Если отверстия в стойке и корпусе компрессора не совпадают, ослабьте крепления стойки к двигателю и выровняйте ее, а затем затяните все болты стойки.

• Присоедините к турбокомпрессору приемную трубу глушителя и затяните гайки (момент затяжки 2.5 кГм).

• Затяните болты крепления глушителя, предварительно выровняв его (рис. 33).

• Перед присоединением трубки подачи масла залейте в подшипники турбокомпрессора через соединительный штуцер свежее моторное масло. Присоедините трубки подачи и возврата масла.

• Присоедините выходной воздушный патрубок и впускной воздуховод; затяните хомуты.

Внимание: Сразу после запуска двигателя не позволяйте ему набирать высокие обороты, поскольку нужно, чтобы масло заполнило подшипники турбокомпрессора. После запуска двигатель должен поработать с минимальной скоростью (холостые обороты) не менее 1 мин., только после этого обороты можно увеличить.

 

ПРОВЕРКА КОМПРЕССИИ В ЦИЛИНДРАХ ДВИГАТЕЛЯ VW T2

• Слегка прогрейте двигатель (до температуры 30°С).
• Отсоедините провод от запорного клапана ТНВД.
• Тщательно очистите соединения и снимите топливные трубки высокого давления.
• Отсоедините от форсунок шланги возврата топлива.
• Снимите форсунки.
• Удалите теплозащитные экраны форсунок.
• Вставьте старый теплозащитный экран в форсуночное отверстие цилиндра, в котором производится проверка компрессии.

Вверните на место форсунки переходник Правильное положение экрана • Вверните на место форсунки переходник и присоедините к нему компрессометр (рис. 35).
Внимание: Необходимо использовать компрессометр, рассчитанный на большое давление в цилиндрах дизельного двигателя.
• Убедитесь, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении. Включите стартер и наблюдайте за показаниями компрессометра. Вращайте двигатель стартером, пока показания прибора не перестанут увеличиваться.
• Запишите показания прибора и проверьте компрессию в остальных цилиндрах.
• Давление в цилиндрах должно быть на уровне 28 — 34 бар.
• Значения компрессии в двух любых цилиндрах двигателя не должны отличаться более, чем на 5 бар.
• Установите в форсуночные отверстия новые теплозащитные экраны. Правильное положение экрана показано на рис. 36.
Установите форсунки и затяните их с усилием 7 кГм. Присоедините трубки возврата топлива.
Установите топливные трубки высокого давления и затяните их штуцеры с усилием 2.5 кГм.
Присоедините провод к запорному клапану ТНВД. Запустите двигатель и сделайте несколько «перегазовок» (несколько раз нажмите на педаль акселератора), чтобы удалить воздух из топливных трубок.

СНЯТИЕ И УСТАНОВКА ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ
Снимите зубчатый ремень
• Отсоедините от головки цилиндров провода, шланги системы охлаждения, вентиляции картера, впускной воздуховод и приемную трубу глушителя.
• Снимите выпускной коллектор и воздушный фильтр.
Снимите с головки цилиндров форсунки и калильные свечи.
• Снимите клапанную крышку (прокладку необходимо будет заменить).
• Ослабьте болты крепления головки цилиндров в последовательности, обратной показанной на рис.1 В.2.27.
• Выверните болты и снимите головку цилиндров; удалите прокладку.

Внимание: Болты головки цилиндров М12, имеющие головку с внутренним шестигранным шлицевым гнездом, для повторного использования непригодны — их необходимо заменить. Болты М11 с обычной шестигранной головкой можно использовать повторно.

Внимание: Запомните, какой толщины была снятая прокладка, чтобы при сборке двигателя установить такую же. Если во время ремонта двигателя был заменен хотя бы один поршень, шатун или блок цилиндров, толщину прокладки головки цилиндров необходимо подобрать заново.

 

Подбор прокладки головки цилиндров по толщине:

 

измерьте его высоту над блоком дентификация прокладки головки цилиндров• Измерьте высоту выступания каждого поршня над поверхностью блока цилиндров. Для этого установите поршень в положение ВМТ, и с помощью стальной линейки и цифрового индикатора измерьте его высоту над блоком цилиндров, как показано на рис. 37.

Определите наиболее выступающий из блока цилиндров поршень и подберите по нему необходимую толщину прокладки головки цилиндров (см. таблицу). Прокладки разной толщины маркируются разным количеством вырезов на кромке; кроме того, на прокладке указан номер запчасти по каталогу (рис. 38 : Идентификация прокладки головки цилиндров: вырезы на крае прокладки (белая стрелка) и номер зап. части (черная стрелка)).


Толщина прокладки Высота выступания поршня Количество вырезов № запчасти
0.63 —0.82 мм 1.4 мм 1 068 103 383 L
0.83 —0.92 мм 1.5 мм 2 068 103 383 М
0.93— 1.02 мм 1.6 мм 3 068 103 383 N

Установка головки цилиндров:

Вставьте в отверстия блока затяжка производится в последовательностиВставьте в отверстия блока цилиндров две направляющие шпильки из набора № 3070 (рис. 39). Если специальных шпилек нет, их можно изготовить из старых болтов крепления головки цилиндров — для этого отпилите от болтов головки и сделайте в торце оставшегося стержня шлиц, чтобы шпильку потом можно было вывернуть отверткой.

Уложите на блок цилиндров прокладку, предварительно подобранную по толщине (см. выше). Надпись «OBEN» на прокладке должна располагаться сверху. Установите головку цилиндров, надев ее на направляющие шпильки, затем вверните 8 болтов и затяните их от руки.

Выверните направляющие шпильки и вверните оставшиеся два болта.

Болты головки цилиндров нужно затягивать в несколько этапов. На каждом этапе затяжка производится в последовательности, показанной на рис. 40.

• 1 этап: Затянуть с усилием 4.0 кГм.
• 2 этап: Затянуть с усилием 6.0 кГм.
• 3 этап: Затянуть с усилием 7.5 кГм.
• 4 этап: Подтянуть все болты поворотом на 180° (или двумя поворотами на 90°).
• 5 этап: Прогреть двигатель до рабочей температуры (до температуры масла 50°С или до включения вентилятора радиатора). Остановить двигатель и подтянуть все болты поворотом на 90°. Предварительное ослабление болтов НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.
• 6 этап: После пробега 1000 — 1500 км еще раз подтянуть все болты поворотом на 90°. Подтяжку каждого болта проводить ОДНИМ ДВИЖЕНИЕМ; предварительное ослабление болтов НЕ ДОПУСКАЕТСЯ. Двигатель может быть холодным или теплым.

При установке клапанной крышки обязательно замените прокладку. Болты клапанной крышки затягивайте с усилием 1 кГм.

Установите на место все ранее снятые детали (см. соответствующие разделы данного руководства). Форсунки должны быть затянуты с усилием 7.0 кГм; калильные свечи—с усилием 4.0 кГм.

 

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ VW T2

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Картер двигателя Блок цилиндров• Перед началом ремонта очистите все наружные поверхности двигателя от грязи и смазки. Заглушите открытые отверстия пробками или чистыми тряпками, чтобы предотвратить попадание во внутренние полости инородных предметов. Основные детали кривошипно-шатунного механизма и цилиндро-поршневой группы показаны на рисунках 41 - (Картер двигателя, коленчатый вал, коренные подшипники, вспомогательный вал, сальники и маховик) и 59 - (Блок цилиндров, поршни, шатуны и шатунные подшипники:
1. Поршневые кольца
2. Стопорное кольцо поршневого пальца
3. Поршневой палец
4. Поршень
5. Шатун
6. Цилиндр
7. Вкладыши шатунного подшипника
8. Крышка шатунного подшипника
9. Гайки шатунного подшипника (момент затяжки зависит от типа применяемых шпилек — см. текст)).

• При разборке узлов запоминайте порядок снятия деталей и их расположение, чтобы в дальнейшем устанавливать все детали на их первоначальные места (особенно это касается клапанов, толкателей и их регулировочных шайб, шатунов, поршней и поршневых колец, крышек и вкладышей шатунных и коренных подшипников). Перед снятием маркируйте детали, чтобы в дальнейшем можно было определить их точное место на двигателе. Не наносите метки на трущиеся и сопрягаемые поверхности деталей. Для хранения клапанов удобно использовать перевернутую коробку с проделанными в дне отверстиями. Клапанные пружины и сухари клапанов складывайте в маленькие коробки или пластиковые мешочки, отдельно для каждого клапана.

При отсутствии стенда для разборки двигателя изготовьте деревянные подставки, на которые можно было бы установить двигатель, чтобы получить доступ к нему со всех сторон.

• Снятую с двигателя головку цилиндров не следует класть привалочной поверхностью на стол — необходимо подложить деревянные прокладки.
• При полном капитальном ремонте разбирайте двигатель в следующем порядке:

Снимите зубчатый ремень, ТНВД, форсунки, вакуумный насос, сцепление и маховик; а также звездочку коленчатого вала и промежуточную пластину двигателя.
Снимите шкив, корпус сальника вспомогательного вала, затем удалите вспомогательный вал.
Снимите головку цилиндров.
Снимите поддон и масляный насос.
Снимите корпусы переднего и заднего сальников коленчатого вала.
Отверните гайки крышек шатунных подшипников, снимите шатунные крышки и извлеките из блока цилиндров поршни вместе с шатунами.

Внимание: Промаркируйте поршни и шатуны, чтобы при сборке установить их на прежние места. Если поршни, поршневые кольца и вкладыши шатунных подшипников будут использоваться в дальнейшем, их необходимо устанавливать в такое же положение, в каком они находились до разборки. Крышки шатунных подшипников ни при каких обстоятельствах нельзя переставлять с одного шатуна на другой или менять их ориентацию относительно шатуна.

Отверните болты крышек коренных подшипников, снимите крышки и извлеките из картера коленчатый вал.

Внимание: Если вкладыши коренных подшипников в хорошем состоянии, запомните их положение, чтобы затем установить строго на прежние места. Крышки коренных подшипников также не должны изменять свое положение относительно двигателя или переставляться с одного места на другое.

После того, как все узлы будут отремонтированы, восстановлены или заменены новыми, сборка двигателя осуществляется в обратном порядке. При сборке обратите внимание на следующее:

• При установке новых коренных вкладышей следите, чтобы вкладыши со смазочными канавками устанавливались в постели картера двигателя, а гладкие вкладыши — в крышки коренных подшипников. Вкладыши коренного подшипника № 3 имеют упорные фланцы.

• Вкладыши коренных и шатунных подшипников перед установкой необходимо протереть досуха, затем вставить в постели в картере, шатунах и крышках подшипников. Перед установкой коленвала вкладыши и шейки коленвала нужно обильно смазать моторным маслом, затем уложить коленвал в картер, обильно смазать вкладыши в крышках подшипников, установить крышки на свои места и затянуть болты. В такой же последовательности собирают и шатунные подшипники.

• Перед тем, как вставлять поршни с кольцами в цилиндры, смажьте моторным маслом поршни, кольца и стенки цилиндров. Внимательно следите за ориентацией поршней, колец и шатунов относительно двигателя.
• Если были установлены деформируемые шпильки шатунов, их нельзя использовать повторно — обязательно установите новые шпильки.
• Перед установкой масляного насоса по возможности заполните его моторным маслом.
• При установке поддона, корпусов сальников и прочих узлов обязательно заменяйте прокладки.
• Вспомогательный вал перед установкой также необходимо смазать
• Соблюдайте предписанные усилия и порядок затяжки болтов и гаек.
• Перед установкой головки цилиндров, ТНВД и зубчатого ремня внимательно прочтите соответствующую документацию.



ЗАМЕНА САЛЬНИКОВ, МАХОВИКА И НАПРАВЛЯЮЩЕГО ПОДШИПНИКА ПЕРВИЧНОГО ВАЛА К.П.

Чтобы заменить задние сальники двигателя (сальники распределительного, вспомогательного и коленчатого валов), необходимо снять зубчатый ремень и соответствующие шкивы (звездочки).

Для замены сальника вспомогательного вала необходимо снять с двигателя корпус сальника. Передний сальник коленчатого вала может быть заменен только после снятия маховика.

 

Задний сальник коленчатого вала (со стороны зубчатого ремня)

зафиксируйте маховик с помощью приспособления № 3067 Съемник для удаления сальника Снятие заднего сальникаСнимите крышку зубчатого ремня, шкив коленчатого вала, зубчатый ремень, снимите звездочку коленвала. При отворачивании болта звездочки зафиксируйте маховик с помощью приспособления № 3067 (рис. 42). Удалите шпонку звездочки. При наличии съемника № 2085 или 2002 (рис. 43 - Съемник для удаления сальника: 1. Корпус съемника 2. Винт съемника 3. Стопорный болт), можно удалить старый сальник, не снимая корпус сальника с двигателя. Действуйте в следующем порядке:

Выверните винт (2) съемника из корпуса (1) примерно на 3 мм (2 оборота).
Зафиксируйте винт съемника в корпусе стопорным болтом (3).
Вверните в торец коленвала болт звездочки так, чтобы он выступал примерно на 20 мм.
Смажьте резьбу конической части корпуса съемника и вверните съемник в сальник как можно дальше, сильно нажимая на него вдоль оси коленвала (см рис. 44 - Снятие заднего сальника коленчатого вала (со стороны зубчатого ремня)).
Ослабьте стопорный болт и, вворачивая дальше винт съемника, извлеките сальник из двигателя.
Зажмите корпус съемника в тисках и снимите с него сальник клещами.

• Если съемника нет, можно снять с двигателя поддон, а затем — корпус сальника, после чего извлечь сальник из корпуса обычным способом (отверткой). Снятие поддона и корпуса сальника описано далее в глаапрлоаолапролваолве 2. Если корпус сальника снимался, сначала запрессуйте в него новый сальник, а потом наденьте сальник на коленчатый вал (предварительно смазав его) и затяните болты корпуса с усилием 1 кГм.

При установке нового сальникаПри установке нового сальника рекомендуется пользоваться приспособлением № 10-203 (рис. 45). При его отсутствии воспользуйтесь головкой торцевого ключа или втулкой подходящего диаметра.

Запрессуйте новый сальник на глубину 2 мм относительно наружной кромки корпуса. Следите, чтобы сальник был установлен ровно, без перекоса. Перед установкой обязательно смажьте кромки сальника моторным маслом.

 

Сальник вспомогательного вала и вспомогательный вал

• Снимите крышку зубчатого ремня, шкив коленчатого вала и зубчатый ремень.

• Отверните болт, снимите шкив вспомогательного вала и удалите шпонку.
• Снимите корпус сальника вспомогательного вала (№ 7, рис. 41).

• Удалите старый сальник из корпуса.

• Если необходимо извлечь вспомогательный вал, сначала снимите с двигателя вакуумный насос (№ 29, рис. 16). После удаления насоса вспомогательный вал можно вытащить.

• При установке вспомогательного вала проверьте его осевой люфт — он должен быть в пределах 0.25 мм. При необходимости отрегулируйте люфт, подобрав толщину прокладки, которая устанавливается под корпус сальника (см. рис. 41).

Запрессуйте в корпус новый сальник • Установите на место корпус сальника вспомогательного вала. Следите, чтобы маслоотводный канал был направлен вниз (в сторону поддона). Затяните болты с усилием 2.5 кГм. При установке вакуумного насоса болт его крепления затягивайте с усилием 2 кГм.

• Запрессуйте в корпус новый сальник с помощью приспособления № 10-203 (рис. 46). Сальник предварительно смажьте.

• Установите на место шкив вспомогательного вала, предварительно вложив в паз шпонку. Болт шкива затягивайте с усилием 4.5 кГм. Рис 46 - Установка сальника вспомогательного вала.

Сальник распределительного вала

• Снимите крышку зубчатого ремня, шкив коленчатого вала и зубчатый ремень. • Снимите звездочку распредвала.

• При наличии съемника № 2085 или 2002 (рис. 43) можно удалить старый сальник, не разбирая подшипников распредвала и не снимая распредвал с головки цилиндров.

Снятие сальника распределительного вала Выверните винт (2) съемника из корпуса (1) примерно на 3 мм (2 оборота).
Зафиксируйте винт съемника в корпусе стопорным болтом (3).
Вверните в торец распределительного вала болт звездочки так, чтобы он выступал примерно на 15 мм.
Смажьте резьбу конической части корпуса съемника и вверните съемник в сальник как можно дальше, сильно нажимая на него вдоль оси коленвала (см рис. 47 - Снятие сальника распределительного вала).
Ослабьте стопорный болт и, вворачивая дальше винт съемника, извлеките сальник из головки цилиндров.
Зажмите корпус съемника в тисках и снимите с него сальник клещами.

• Если съемника нет, можно снять с головки цилиндров распределительный вал, а затем извлечь сальник.

• Новый сальник устанавливайте после установки распредвала и окончательной затяжки крышек его подшипников.

Установка сальника• При установке нового сальника рекомендуется пользоваться приспособлением № 10-203 (рис. 48 - Установка сальника распределительного вала). При его отсутствии воспользуйтесь головкой торцевого ключа или втулкой подходящего диаметра.

• Запрессуйте новый сальник до упора. Следите, чтобы сальник был установлен ровно, без перекоса. Перед установкой обязательно смажьте сальник.

 

Передний сальник коленчатого вала и маховик

• Отверните болты и снимите маховик с коленчатого вала. При отворачивании болтов удерживайте маховик на месте с помощью приспособления № 3067 (рис. 42).

Внимание: Болты маховика при затяжке вытягиваются, и для повторного использования непригодны. При установке маховика используйте новые болты.

• При необходимости снимите промежуточную пластину с двигателя (№ 14, рис. 41). В дальнейшем, при установке пластины следите, чтобы установочные втулки правильно вошли в отверстия; болты затягивайте с усилием 1 кГм.

Для удаления сальника лучше Предварительная центровка затягивая болты• Удалите старый сальник. Для удаления сальника лучше всего использовать приспособление, № 10-221 (рис. 49).

• Смажьте новый сальник и установите его в следующем порядке (для установки сальника нужны приспособления № 2003/2А и № 2003/1):

• Наденьте сальник на вал с помощью оправки № 2003/2А (см рис. 50 - Предварительная центровка переднего сальника с помощью оправки).

• Установите на сальник оправку № 2003/1 и, затягивая болты, запрессуйте сальник до упора (рис. 51). • Выверните болты и удалите оправку.

• Установите на двигатель промежуточную пластину (если снималась) и маховик. Болты маховика затягивайте в диагональной последовательности с усилием 7.8 кГм. Болты обязательно должны быть новыми; резьбу болтов нужно обработать фиксирующим составом типа D6.

 

Направляющий подшипник первичного вала коробки передач

• Проверьте направляющий подшипник, который запрессован в передний торец коленчатого вала (в центре маховика). Подшипник должен вращаться плавно, без люфта и заеданий. При необходимости замените подшипник.

Для удаления подшипника Установка направляющего подшипника• Для удаления подшипника используйте приспособление № 10-202 (рис. 52). Если приспособления нет, можно воспользоваться инерционным съемником или методом гидравлического удара.

Примечание: Метод гидравлического удара заключается в следующем: необходимо подобрать стержень такого диаметра, чтобы он свободно, но в то же время достаточно плотно (без большого зазора) входил в отверстие подшипника. После этого все пространство под подшипником нужно заполнить любой пластичной смазкой, а затем вставить в подшипник стержень и нанести по нему молотком удар, направленный вдоль оси. Давление удара, передаваясь через смазку, выбьет подшипник наружу, навстречу движению стержня.

• Очистите гнездо в торце коленвала и запрессуйте в него новый подшипник (см рис. 53: Установка направляющего подшипника первичного вала коробки передач). Маркировка на подшипнике должна быть направлена наружу; глубина запрессовки подшипника — 1.5 мм.

 

КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ, КОРЕННЫЕ И ШАТУННЫЕ ПОДШИПНИКИ

 

Размеры шеек коленчатого вала и вкладышей подшипников

Изношенные шейки коленчатого вала (как коренные, так и шатунные) могут быть восстановлены (перешлифованы) до одного из ремонтных размеров. Существует три ремонтных (уменьшенных) размера шеек и вкладышей. Каждый следующий ремонтный размер на 0.25 мм меньше предыдущего.


Размер Диаметр коренных шеек Диаметр шатунных шеек
Ст. 53.96-53.98 47.76 — 47.78
1 -й рем. 53.71 —53.73 47.51 —47.53
2-й рем. 53.46 — 53.48 47.26 — 47.28
3-й рем. 53.21 —53.23 47.01 —47.03

Максимальная овальность, конусность или биение шеек коленвала (коренных и шатунных)--0.03 мм


Рабочие зазоры в подшипниках коленвала Новые детали Максимально допустимый зазор
Коренные подшипники 0.03 —0.08 мм 0.17 мм
Шатунные подшипники 0.028 —0.088 мм 0.12 мм
Боковой люфт шатуна макс. 0.37 мм 0.37 мм
Осевой люфт коленвала 0.07 — 0.17 мм 0.37 мм

Проверка шатунных подшипников

Снимите поддон (масляный картер) и масляный насос (см. главу чспточапоор 2).

измерьте боковой люфт варианты шатунных шпилек• С помощью плоских щупов измерьте боковой люфт всех шатунов (рис. 54). Люфт не должен превышать 0.37 мм — в противном случае нужно заменить коленчатый вал либо соответствующий шатун.

• Рабочий зазор в шатунном подшипнике можно измерить с помощью специальных деформируемых волокон «Plastigage». Измерение проводите в следующем порядке:

• Отверните гайки и снимите шатунную крышку.

Внимание: Положение крышки относительно шатуна не должно меняться! Недопустимо при установке переворачивать шатунные крышки или менять их местами. • По длине резьбовой части определите тип установленных шатунных шпилек (см. рис 66 - Деформируемый (А) и жесткий (Б) варианты шатунных шпилек).

полоску «Plastigage»• Протрите вкладыш шатунной крышки и шейку коленвала. Положите на шейку коленвала полоску «Plastigage», расположив ее вдоль оси (рис. 55). • Установите на место шатунную крышку и затяните гайки.

• Если установлены жесткие шпильки шатуна (длина резьбы 15 мм), затяните гайки с усилием 4.5 кГм.

• Если установлены деформируемые шпильки (длина резьбы 25 мм), затяните гайки с усилием НЕ БОЛЕЕ 3.0 кГм. При измерении зазора НЕ производите окончательную подтяжку гаек поворотом на 90°, иначе шпильки будут деформированы!

Внимание: Не допускайте поворота коленчатого вала во время проведения этой процедуры.

• Снова отверните гайки и снимите шатунную крышку.

• Сравните ширину расплющенной нити «Plastigage» со шкалой на упаковке (рис. 55) и определите рабочий зазор в подшипнике.

• Если зазор окажется близким к максимально допустимому (см. таблицу в начале этого подраздела), необходимо перешлифовать шейки коленвала до следующего ремонтного размера и заменить вкладыши.

Проверка коренных подшипников

• Снимите поддон (масляный картер) и масляный насос.

Порядок расположения у коренного подшипника № 3• С помощью плоских щупов измерьте осевой люфт коленчатого вала (рис. 57). Люфт измеряется у коренного подшипника № 3 (среднего). Порядок расположение коренных подшипников показан на рис. 56 - Порядок расположения коренных подшипников (№ 1 — со стороны зубчатого ремня; № 5 — со стороны маховика).

• Если осевой люфт близок к предельной величине (0.37 мм), нужно заменить вкладыши подшипника № 3, которые имеют упорные фланцы для ограничения осевого перемещения коленвала.

Рабочий зазор в коренном подшипнике можно измерить с помощью специальных деформируемых волокон Plastigage. Измерение проводите в следующем порядке:

• Отверните болты и снимите крышки ВСЕХ коренных подшипников.

Внимание: Положение крышек относительно двигателя не должно меняться! Недопустимо при установке переворачивать крышки коренных подшипников или менять их местами.

полоску «Plastigage»• Протрите вкладыш коренной крышки и шейку коленвала. Положите на шейку коленвала полоску «Plastigage», расположив ее вдоль оси (рис. 58).

• Установите на место крышку коренного подшипника (только одну!) и затяните болты с усилием 6.5 кГм.

Внимание: Не допускайте поворота коленчатого вала во время проведения этой процедуры

• Снова отверните болты и снимите крышку коренного подшипника.

• Сравните ширину расплющенной нити «Plastigage» со шкалой на упаковке (рис. 58) и определите рабочий зазор в подшипнике.

• Если зазор окажется близким к максимально допустимому (см. таблицу в начале этого подраздела), необходимо перешлифовать шейки коленвала до следующего ремонтного размера и заменить вкладыши.

Внимание: При установке новых коренных вкладышей следите, чтобы вкладыши со смазочными канавками устанавливались в постели картера двигателя, а гладкие вкладыши — в крышки коренных подшипников. Вкладыши коренного подшипника № 3 имеют упорные фланцы (см. рис 41). Болты крышек коренных подшипников окончательно затягивайте с усилием 6.5 кГм.

 

ШАТУНЫ, ПОРШНИ, ЦИЛИНДРЫ

Блок цилиндров Рис 59: Блок цилиндров, поршни, шатуны и шатунные подшипники
1. Поршневые кольца
2. Стопорное кольцо поршневого пальца
3. Поршневой палец
4. Поршень
5. Шатун
6. Цилиндр
7. Вкладыши шатунного подшипника
8. Крышка шатунного подшипника
9. Гайки шатунного подшипника (момент затяжки зависит от типа применяемых шпилек — см. текст)


Размеры поршней, цилиндров и поршневых колец

Поршни и цилиндры бывают стандартного и трех ремонтных размеров. Поршни и цилиндры каждого размера подразделяются на три размерные группы; таким образом, существует всего 12 размерных групп поршней и цилиндров (см. таблицу):


Размерная группа Диаметр поршня Диаметр цилиндра
Ст. - -
I 76.48 76.51
II 76.49 76.52
III 76.50 76.53
1 -й рем. - -
I 76.73 76.76
II 76.74 76.77
III 76.75 76.78
2-й рем. - -
I 76.98 77.01
II 76.99 77.02
III 77.00 77.03
3-й рем. - -
I 77.48 77.51
II 77.49 77.52
III 77.50 77.53

Зазор между поршнем и стенкой цилиндра:

При новых деталях--0.03 мм

Максимально допустимый--0.07 мм

Зазор (боковой) поршневого кольца в канавке:

Кольцо Новые детали Максимально допустимый
1-е компрессионное 0.06 — 0.09 мм 0.2 мм
2-е компрессионное 0.05 — 0.08 мм 0.2 мм
Маслосъемное 0.03 — 0.06 мм 0.15 мм

Зазор в замке поршневого кольца:


Кольцо При новых деталях Максимально допустимый
1-е и 2-е компрессионные 0.3 — 0.5 мм 1 мм
Маслосъемное 0.25 — 0.40 мм 1 мм

Снятие поршней и шатунов

метки обозначить их взаимное положение метками в сторону можно воспользоваться приспособлением VW 222 а• Перед снятием нанесите на днища поршней метки, обозначающие номер цилиндра, чтобы в дальнейшем не перепутать поршни (рис. 60).

• Кернером нанесите метки на шатуны и крышки шатунных подшипников, чтобы точно обозначить их взаимное положение (рис. 61).
Обратите внимание, что шатун устанавливается литыми метками в сторону промежуточного вала (рис. 62). С этой же стороны находятся фиксирующие язычки вкладышей шатунного подшипника.

• После того, как поршень с шатуном будет извлечен из двигателя, удалите стопорные кольца и выбейте поршневой палец. Для снятия и установки поршневого пальца можно воспользоваться приспособлением VW 222 а (рис. 63). Если палец входит в поршень слишком туго, нагрейте поршень примерно до 60°С.

Проверка и ремонт поршней, поршневых колец и цилиндров

Проверка и ремонт этих деталей подробно описаны в статьях для бензинового двигателя.

• Измерьте микрометром диаметр каждого поршня на расстоянии 15 мм от нижнего края юбки.

Схема контрольных измерений зазор в замке каждого кольца• Измерьте внутренний диаметр каждого цилиндра. Чтобы выявить овальность и конусность цилиндра, измерьте его в трех уровнях, во взаимно перпендикулярных направлениях (см рис. 64 - Схема контрольных измерений внутренней поверхности цилиндра ).

Внимание: Если двигатель закреплен на монтажном стенде за фланец крепления коробки передач, результаты измерений цилиндров могут оказаться неточными из-за деформации блока цилиндров под собственным весом.

• Подсчитайте зазор между поршнем и стенкой цилиндра и сравните с данными, приведенными в начале раздела. Если зазор близок к максимально допустимому, необходимо расточить цилиндры до следующего ремонтного размера и установить новые поршни соответствующей размерной группы.

• Перед установкой поршневых колец проверьте их боковой зазор в канавках поршня и зазор в замке каждого кольца (рис. 65). Если зазоры больше допустимых (см. таблицу в начале), замените изношенные детали. Если зазор в замке кольца окажется меньше нормы, зазор можно аккуратно расточить тонким плоским надфилем.

• Внимательно осмотрите шатуны. Искривленные шатуны обязательно замените.

Установка поршней и шатунов

т типа применяемых шатунных шпилекВнимание: Процедура затяжки гаек шатунных подшипников зависит от типа применяемых шатунных шпилек (рис. 66), которые могут быть деформируемого (А) и жесткого (Б) типа.


поз. Параметр А Б
1. Длина резьбы 25 мм 15 мм
2. Средняя часть Гладкая Рифленая
3. Форма головки Коническая Полукруглая

стрелка на днище поршня сожмите поршневые кольца совпадал с вырезом в юбке поршняПеред запрессовкой поршневого пальца убедитесь, что поршень и шатун собраны правильно, то есть если стрелка на днище поршня (рис. 67) указывает в сторону зубчатого ремня, то литые метки на шатуне (рис. 62) должны быть расположены со стороны вспомогательного вала. Поршневой палец перед установкой смажьте. Если палец входит в бобышки поршня очень туго, нагрейте поршень примерно до 60°С.

Замки компрессионных колец должны быть расположены под углом 120° по отношению к замку маслосъемного кольца и друг к другу.

Перед установкой поршней смажьте стенки цилиндров и поршневые кольца чистым моторным маслом. При установке поршней в цилиндры сожмите поршневые кольца с помощью специальной оправки (рис. 68). Следите за правильной ориентацией поршня — стрелка на поршне должна указывать в сторону зубчатого ремня. На двигателях с турбонаддувом следите, чтобы масляный распылитель, расположенный в нижней части цилиндра, совпадал с вырезом в юбке поршня (рис. 69) Вставьте шатунные вкладыши в большую головку шатуна и шатунную крышку. Обильно смажьте вкладыши и шатунную шейку коленвала.

Проталкивая поршень вглубь цилиндра, наденьте шатун на шейку коленвала и установите крышку шатунного подшипника. Смажьте резьбу и упорную поверхность гаек, затем затяните гайки шатунного подшипника. Метод затяжки гаек зависит от установленных шатунных шпилек (рис. 66):

Если установлены деформируемые шпильки (А), гайки затягивайте в два этапа: сначала — с усилием 3.0 кГм, а затем подтяните поворотом на 90°.

Если установлены жесткие шпильки (Б), гайки окончательно затягиваются с усилием 4.5 кГм.

 



ГОЛОВКА ЦИЛИНДРОВ VW T2 И КЛАПАННЫЙ МЕХАНИЗМ

Головка цилиндров дизельного двигателяГоловка цилиндров дизельного двигателя и детали клапанного механизма показаны на рис. 70.

Заменить распределительный вал, толкатели, клапанные пружины и маслоотражательные колпачки клапанов можно непосредственно на автомобиле, не снимая головку цилиндров с двигателя.

 

Контрольные размеры головки цилиндров, клапанов и распредвала
Допустимое биение распредвала

(в зоне среднего подшипника)--макс. 0.01 мм

Осевой люфт распредвала--макс. 0.15 мм

 

Рабочий зазор в подшипниках распредвала .. макс.0.1 мм

Допустимый люфт клапана
Допустимый люфт клапана в направляющей (рис. 78)--1.3 мм

Допустимая деформация головки цилиндров, не более--макс. 0.1 мм


Клапаны Впускные Выпускные
Общая длина клапана (мм) 104.8 104.6
Диаметр штока клапана (мм) 7.97 7.95
Диаметр головки клапана (мм) 34.00 31.00
Толщина кромки клапана не менее 0.5 мм не менее 0.5 мм
Угол рабочей фаски 45° 45°
Седла клапанов Впускных Выпускных
Диаметр расточки под седло клапана (мм) 35.2 33.2
Диаметр рабочей фаски (по внешнему краю, мм) 32.8 30.4
Ширина рабочей фаски (мм) 2.0 2.4
Угол рабочей фаски 45° 45°
Угол наружной фаски 15° 15°
Глубина посадки клапана не более 1.5 мм не более 1.5 мм

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ВАЛ VW T2

 

Снятие распределительного вала

гайки крышек подшипников• Если ремонт производится непосредственно на автомобиле, снимите клапанную крышку и зубчатый ремень.

• Отверните гайки крышек подшипников распредвала № 5, 1, 3 (рис. 71).

• Постепенно, в диагональной последовательности, отверните гайки крышек подшипников № 2 и № 4, пока давление клапанных пружин не ослабнет и крышки не освободятся полностью, Клапанные пружины при этом будут выталкивать распределительный вал вверх. Снимите все крышки подшипников распредвала. Удалите полукруглую уплотнительную вставку в головке цилиндров (со стороны маховика).

• Выньте распределительный вал. Выверните болт крепления звездочки и снимите звездочку распределительного вала, после чего снимите с вала сальник. • При необходимости извлеките из своих гнезд толкатели клапанов, предварительно промаркировав их.

 

Проверка распредвала и его подшипников
• Удалите все толкатели клапанов из их гнезд.
• Протрите шейки распредвала и поверхности подшипников в головке цилиндров и крышках.
• Уложите распредвал в подшипники так, чтобы ни один кулачок не касался клапана или верхней тарелки клапанной пружины (звездочка и сальник должны быть удалены с распредвала).
со шкалой на упаковке крышки были установлены правильно • Установите на место все крышки подшипников и затяните гайки с усилием 2.0 кГм. Следите, чтобы крышки были установлены правильно (рис. 73).

Внимание: Не допускайте вращения распредвала во время измерения.

• Снова снимите крышки подшипников и сравните ширину расплющенных измерительных нитей «Plastigage» со шкалой на упаковке (рис. 72).
• Максимально допустимый зазор в подшипниках распредвала — 0.1 мм. Если окажется, что зазор больше, повторите измерение с новым распредвалом.
• Если и с новым распредвалом зазор окажется чрезмерным, необходимо заменить головку цилиндров.
• Для проверки осевого люфта уложите вал в подшипники (толкатели клапанов должны быть удалены), установите крышки подшипников № 1 и № 5 и полностью затяните гайки (2.0 кГм).
Проверьте осевой люфт• Проверьте осевой люфт с помощью цифрового индикатора (рис. 74). Люфт не должен превышать 0.15 мм.
• Закрепив распределительный вал в центрах токарного станка, проверьте биение в его центральной части, как описано для бензиновых двигателей. Биение в зоне среднего подшипника не должно превышать 0.1 мм.


Установка распределительного вала

• Проверьте состояние толкателей клапанов, затем вставьте хорошо смазанные толкатели в гнезда согласно сделанной ранее маркировке.
Внимание: Толкатели клапанов должны устанавливаться строго на прежние места. Следите за тем, чтобы не перепутать регулировочные шайбы толкателей. Если устанавливается новый распредвал, нужно поставить тонкие регулировочные шайбы, а в дальнейшем измерить и отрегулировать зазоры клапанов.
• Смажьте шейки распределительного вала и подшипники моторным маслом. Установите распределительный вал на место. Два кулачка первого цилиндра должны быть обращены вверх.
• Установите крышки подшипников № 2 и № 4. Обратите внимание, что крышки асимметричны, и могут быть установлены только в одном положении (рис. 73).
• Слегка затяните гайки крепления установленных крышек в несколько приемов (в диагональной последовательности), чтобы крышки прижались к головке блока цилиндров.
• Установите остальные крышки и затяните все гайки с усилием 2.0 кГм.
• Установите сальник распределительного вала.

 

ЗАМЕНА МАСЛООТРАЖАТЕЛЬНЫХ КОЛПАЧКОВ КЛАПАНОВ

Маслоотражательные колпачки находятся глубоко в гнездах, поэтому для их замены потребуются специальные приспособления.

• Снимите распределительный вал и толкатели клапанов.

• Если ремонт производится без снятия головки цилиндров с двигателя, проверните коленчатый вал так, чтобы поршень того цилиндра, в котором заменяются колпачки, оказался в ВМТ. Если головка цилиндров снята с двигателя, подложите под нее мягкую (деревянную) подкладку.

С помощью съемника клапанов снимите нижнюю тарелку клапанных пружин• С помощью съемника клапанов (приспособление VW 541) нажмите на верхнюю тарелку клапанных пружин, сжимая пружины (рис. 75). Когда тарелка опустится вниз, сухари на конце штока клапана освободятся, и их можно будет снять.

• Удалите сухари, затем снимите верхнюю тарелку и клапанные пружины.

• С помощью инструмента № 10-218 удалите маслоотражательный колпачок, затем снимите нижнюю тарелку клапанных пружин (рис. 76).

Внимание: Перед установкой нового маслоотражательного колпачка нужно закрыть верхнюю часть штока клапана защитной втулкой, иначе колпачок будет поврежден об острые кромки канавок на конце штока.

Установку колпачковУстановку колпачков осуществляйте с помощью приспособления 10-204 в следующем порядке (рис. 77):

• Наденьте на шток клапана защитную втулку (1).
• Смажьте новый маслоотражательный колпачок (2) моторным маслом.

• Аккуратно наденьте на шток клапана колпачок и сдвинь те его вниз, а затем напрессуйте на направляющую втулку клапана с помощью оправки № 10-204.

 

ЗАМЕНА НАПРАВЛЯЮЩИХ ВТУЛОК КЛАПАНОВ

Проверка износа направляющих

• Удалите нагар и отложения с головки цилиндров, клапана и его седла. • Вставьте новый клапан в направляющую так, чтобы конец штока клапана был на одном уровне с верхней кромкой направляющей.

• Покачивая головку клапана в направлении, перпендикулярном оси коленвала, измерьте люфт клапана с помощью стрелочного индикатора (рис. 78).

• Максимально допустимые показания индикатора — 1.3 мм. Если износ направляющих превышает эту величину, направляющие нужно заменить.

• Прежде, чем заменять направляющие клапанов, внимательно осмотрите головку цилиндров. Если будут обнаружены трещины, а также чрезмерно изношенные (прогоревшие) седла клапанов, замените головку.

 

Замена направляющих втулок

измерьте люфт клапанаВыпрессуйте старую направляющую Обработайте внутреннюю поверхность• Выпрессуйте старую направляющую со стороны камеры сгорания (рис. 79).

• Смажьте новую направляющую и запрессуйте ее со стороны распредвала до упора.

Внимание: Усилие запрессовки не должно превышать 1 Тн.

• Обработайте внутреннюю поверхность новой направляющей разверткой (рис. 80).

ВОССТАНОВЛЕНИЕ СЕДЕЛ КЛАПАНОВ

Прежде, чем восстанавливать седло клапана, проверьте состояние направляющей втулки и замените ее при необходимости.

седла клапанов невозможно восстановить можно восстанавливатьСхема восстановленного седла клапана показана на рис. 81. Размеры восстановленного седла должны быть следующими:


Размер Впускной клапан Выпускной клапан
«а» 35.2 мм 33.2 мм
«б» 32.8 мм 30.4 мм
«в» 2.0 мм 2.4 мм
«г» не более 1.5 мм не более 1.5 мм

Если седла клапанов невозможно восстановить, соблюдая вышеуказанные размеры и углы фасок (рис. 81), то головку цилиндров придется заменить.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ПРИТИРКА КЛАПАНОВ

Рабочие фаски ВПУСКНЫХ клапанов при необходимости можно восстанавливать механической обработкой (перешлифовывать), при этом толщина кромки клапана («d», рис. 82) не должна быть менее 0.5 мм.

ВЫПУСКНЫЕ клапаны не должны подвергаться обработке на станках; допускается только их притирка к седлам вручную.


Размеры клапанов должны быть следующие (см. рис. 82):


Размер Впускной клапан Выпускной клапан
«а» 34.00 мм 31.00 мм
«b» 7.97 мм 7.95 мм
«с» 104.8 мм 104.6 мм
«d» не менее 0.5 мм не менее 0.5 мм
угол а 45° 45°

После замены направляющих втулок, а также после восстановления седел или замены (восстановления) самих клапанов, клапаны необходимо притереть к своим седлам, как было описано ранее.
• По окончании притирки тщательно удалите все следы притирочной пасты.

 

измерьте щупом расстояниеПРОВЕРКА ПРИВАЛОЧНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ

• Чтобы проверить привалочную поверхность головки цилиндров, приложите к ней металлическую линейку и измерьте щупом расстояние между линейкой и поверхностью головки в разных местах (рис. 83).

• Максимальное отклонение от плоскости (коробление или раковины) не должно быть больше 0.1 мм.

• Поверхность головки цилиндров дизельного двигателя не подлежит восстановлению; если головка деформирована или имеет раковины на привалочной поверхности, ее нужно заменить.





Далее: Система смазки Volkswagen Transporter Т2
Если пригодилась статья, скажи спасибо и поделись с друзьями!
Наверх
Яндекс.Метрика