Подвеска и рулевое управление FIAT DUCATO / PEUGEOT J5 / CITROEN C25

 

Передняя подвеска

Элементы передней подвески автомобилейРис 1 - Элементы передней подвески автомобилей выпуска до 1993 г.
1 - Кронштейн поперечного рычага
2 - Болт крепления поперечного рычага, 90 Нм
3 - Болт крепления кронштейна поперечного рычага, 50 Нм
4 - Поперечный рычаг
5 - Шаровая опора
6 - Гайка пальца шаровой опоры, 100 Нм
7 - Поворотный кулак
8 - Ступица колеса
9 - Гайка ступицы, 500 Нм. Перед установкой на резьбу нанесите защитную смазку «Loctite Frenbloc». После затяжки гайки застопорите её в двух местах, воспользовавшись соответствующими отверстиями.
10 - Защитный колпачок гайки ступицы
11 - Подшипник ступицы колеса
12 - Рычаг поворотного кулака
13 - Болт крепления рычага к поворотному кулаку, 125 Нм
14 - Продольная тяга
15- Кронштейн
16 - Сайлент-блок
17 - Распорная втулка
18 - Болт, 25 Нм
19 - Болт крепления продольной тяги, 140 Нм
20 - Гайка продольной тяги, 100 Нм.


Элементы передней подвески автомобилейРис 3 - Элементы передней подвески автомобилей выпуска с 1994 г. :
1 - Амортизационная стойка
2 - Пружина подвески. На витках пружины краской обозначена модель автомобиля и класс пружины. На амортизационные стойки моста следует устанавливать только одинаковые пружины.
3 - Телескопический амортизатор
4 - Верхняя опора амортизационной стойки
5- Поворотный кулак
6- Шаровая опора
7 - Стойка стабилизатора поперечной, устойчивости. Соединяет стабилизатор с поперечным рычагом
8 - Стабилизатор поперечной устойчивости
9- Рулевая колонка
10- Рулевой механизм
11 - Полуось привода
12 - Поперечный рычаг

Передняя подвеска состоит левой и правой амортизационных стоек и двух поперечных рычагов. В нижней части амортизационные стойки соединены с поворотными кулаками, а верхние опоры стоек закреплены болтами на кузове. Крутящий момент двигателя передается на передние колеса через валы полуосей, имеющих по два шарнира равных угловых скоростей.

 

Автомобили выпуска до 1993 г.

Каждый из двух поперечных рычагов с наружной стороны закреплен шаровой опорой на поворотном кулаке, а с внутренней через сайлент-блок на кузове. Две продольные тяги соединяют поперечные рычаги с поперечной балкой.

Автомобили выпуска с 1994 г.

Нижние треугольные поперечные рычаги с наружной стороны закреплены шаровой опорой на поворотных кулаках. Внутренние концы поперечных рычагов закреплены болтами на несущей балке моста. Оба поперечных рычага соединены между собой стабилизатором поперечной устойчивости и стойкой стабилизатора, что уменьшает поперечный крен автомобиля при совершении поворотов.

Внимание! Сварочные и рихтовочные работы на несущих и направляющих элементах передней подвески запрещены. При проведении ремонтных работ самоконтрящиеся гайки всегда заменяйте на новые.

 

Амортизационная стойка передней подвески - снятие и установка. Подшипник ступицы

Амортизационная стойка Амортизационная стойкаРис 4 - Амортизационная стойка. Автомобили выпуска с 1994. г:
1 - Амортизатор
2 - Пружина стойки
3 - Упорное кольцо верхней чашки пружины.
Устанавливается, начиная с 12/94 г.
4 - Буфер хода сжатия
5 - Верхняя чашка пружины
6 - Подшипник верхней опоры амортизационной стойки
7 - Верхняя опора амортизационной стойки. Верхние опоры правой и левой стоек отличаются друг от друга.
8 - Плоская шайба
9 - Гайка штока амортизатора: 70 Нм. Самостопорящаяся, заменяйте на новую.
10 - Болт крепления верхней опоры амортизационной стойки.

 

Рис 6 - Амортизационная стойка. Автомобили выпуска до 1993 г.:
1 - Амортизатор
2 - Пружина стойки
3 - Буфер хода сжатия
4 - Верхняя чашка пружины. Устанавливается только на полноприводных автомобилях выпуска до 1/86 г.
5 - Верхняя чашка пружины. Устанавливается только на переднеприводных автомобилях выпуска до 1/86 г.
6 - Верхняя чашка пружины. Устанавливается на автомобилях выпуска с 1/86 г.
7 - Буфер хода сжатия. Устанавливается на автомобилях выпуска с 1/86 г.
8 - Верхняя опора амортизационной стойки
9 - Уплотнительное кольцо v-образного сечения
10 - Игольчатый подшипник
11 - Опорная шайба
12 - Болт крепления нижней части стойки
13 - Гайка штока амортизатора, 70 Нм

Снятие

Затяните стояночный тормоз. Отметьте краской положение соответствующего переднего колеса относительно ступицы. Это позволит при сборке установить отбалансированное колесо в прежнее положение. Ослабьте гайки крепления колес. При этом автомобиль должен стоять на земле.

Установите перед автомобиля с той стороны, с которой будет сниматься амортизационная стойка на козлы или поддомкратьте, и снимите соответствующее переднее колесо. Подведите подъемник под поперечный рычаг и немного приподнимите мост. Снимите нижнюю крышку панели приборов в салоне (в зависимости от снимаемой стойки - в пространстве для ног водительской или пассажирской стороны).

три гайки крепления Выверните четыре болта Отверните три гайки крепления верхней опоры амортизационной стойки на брызговике. На автомобиле выпуска с 1994 г. выверните три болта 3 на стойке брызговика и отсоедините провод «массы» (-) (см. иллюстрацию 2).

Внимание! Не отворачивайте гайку штока амортизатора, находящуюся посередине верхней опоры амортизационной стойки. Если впоследствии амортизационная стойка будет разбираться, то гайку можно лишь только ослабить.

Выверните четыре болта 2 крепления амортизационной стойки к поворотному кулаку. А - автомобили выпуска до 1993 г. В - автомобили выпуска с 1994 г. (см. иллюстрацию 5).

Опустите немного передний мост и снимите амортизационную стойку, подав её назад. Внимание! Мост опустите лишь настолько, чтобы этого было достаточно для снятия амортизационной стойки.

Установка

Установите амортизационную стойку на место и закрепите болтами к поворотному кулаку. Момент затяжки болтов:
- на автомобилях выпуска до 1993 г. - 125 Нм;
- на автомобилях выпуска с 1 994 г. - 210 Нм.

Закрепите верхнюю опору амортизационной стойки. На автомобилях впуска до 1993 г. установите новые самостопорящиеся гайки, затянув их с моментом 15 Нм. Установите переднее колесо в соответствии с нанесенными при снятии метками. Перед этим смажьте посадочное седло диска колеса на оси ступицы тонким слоем смазки. Закрепите колесо гайками и опустите автомобиль. Затяните гайки в перекрестном порядке с моментов 180 Нм.

 

Подшипник ступицыПодшипник ступицы

Рис 7 - Подшипник ступицы:
1 - Ступица.
2 - Сальник.
3 - Распорное кольцо.
4 - Регулировочная шайба.

Люфт подшипника ступицы регулируется увеличением или уменьшением количества регулировочных шайб. Номинальное значение люфта подшипника составляет 0,02 -0,10 мм. Регулировочные шайбы имеют разную толщину и поставляются как запасные части.
5 - Внутренний подшипник.
6 - Поворотный кулак.
7 - Внешний подшипник.
F - Оправка для набивки внутреннего подшипника.

Дефект подшипника ступицы проявляется в затрудненном ходе колеса при не задействованном тормозе, а также шумами при выполнении узкого поворота. Подшипники ступицы очень плотно сидят в поворотном кулаке. Для того, чтобы правильно установить подшипник на место, необходимы специальные инструменты. Замену подшипника ступицы следует поручать мастерской. Для замены подшипника необходимо снимать поворотный кулак и ступицу.

 

Амортизационная стойка передней подвески - разборка

Снимите амортизационную стойку. Внимание! Для разборки амортизационной стойки используйте соответствующее приспособление для снятия и установки пружины стойки. Не отвинчивайте гайку штока амортизатора, если витки пружины стойки не зажаты должным образом в зажимных рукоятках приспособления.

Сожмите соответствующим приспособлением нужна шестигранная насадкаСожмите соответствующим приспособлением 1 и 2 пружину амортизационной стоики так, чтобы разгрузить её верхнюю и нижнюю опоры (см. иллюстрацию 8).

Внимание! При пользовании специальным приспособлением обращайте внимание на то, чтобы витки пружины плотно заходили в зажимные рукоятки, а сама пружина не выскользнула из приспособления. Пружину сжимайте в трех равноудаленных точках по всей окружности. Не пользуйтесь проволокой для связывания витков пружины. Она имеет большую степень сжатия и некомпетентное обращение может привести к травме.

Внимание! Не отворачивайте гайку штока амортизатора на верхней опоре стойки, если пружина амортизационной стойки не зажата должным образом. Отверните гайку крепления амортизатора, удерживая при этом шток амортизатора от проворачивания торцовым ключом 3. Для отвертывания гайки нужна шестигранная насадка 4 (см. иллюстрацию 8). Отверните гайку 3 (см. иллюстрацию 9).

Автомобили выпуска до 1993 г.: Снимите с одной стороны стойки верхнюю опору 4 вместе с игольчатым подшипником и верхней чашкой пружины 5, а также буфер хода сжатия 2. С противоположной стороны снимите амортизатор 1 (см. иллюстрацию 9). На автомобилях выпуска с 1994 г. буфер сжатия снимается вместе с амортизатором. Медленно распустите пружину стойки.

Внимание! Если амортизатор нужно будет только заменить, то пружину распускать не следует. Проверьте амортизатор. При необходимости сдайте в утиль.

Сборка

Внимание! Пружины амортизационных стоек имеют разные допуски. Соответствующая маркировка нанесена на витки пружины краской. Устанавливайте на обе амортизационные стойки подвески пружины с одинаковой маркировкой .Новая пружина амортизационной стойки имеет лаковое покрытие для защиты от коррозии. Перед установкой пружин проверьте состояние лакового покрытия и при необходимости устраните дефекты.

пружины отцентрированы в чашке и зашли в направляющие углубления Сожмите пружину с помощью специального приспособления, если это необходимо. Вставьте амортизатор в пружину. На автомобилях выпуска с 1994 г. вначале наденьте на амортизатор буфер хода сжатия. Наденьте на пружину верхнюю чашку так, чтобы конец пружины прилегал к упору и заходил в направляющее углубление на чашке.

Вставьте или наденьте на шток поршня амортизатора верхнюю опору стойки, игольчатый подшипник и буфер хода сжатия (автомобили выпуска по 1993 год). Навинтите новую самостопорящуюся гайку с новой подкладочной шайбой на шток амортизатора и. затяните её с моментом 70 Нм. При этом шток амортизатора удерживайте торцевым ключом от проворачивания.

Отпустите пружину стойки. При этом убедитесь, что концы пружины отцентрированы в чашке и зашли в направляющие углубления на чашке (см. иллюстрацию 10). Установите амортизационную стойку на место.

 

Полуоси привода передних колес - снятие и установка

Полуоси привода. Полуоси привода.Рис 23 - Полуоси привода. Автомобили выпуска до 1993 г.:
1 - Левая полуось
2 - Правая полуось
3 - Стопорное кольцо хвостовика шарнира
4 - Стопорное кольцо
5 - Чехол внутреннего шарнира равных угловых скоростей
6 - Чехол наружного шарнира равных угловых скоростей
7 - Хомут крепления чехла на большом диаметре
8 - Хомут крепления чехла на малом диаметре
9 - Специальная смазка, 80 г
10 - Вентиляционная втулка
11 - Гайка ступицы, 28x150x17,5. Момент затяжки 500 Нм.

 

Рис 24 - Полуоси привода. Автомобили выпуска с 1994 г.:
1 - Гайка, 10 Нм
2 - Внутренний шарнир « Трипод»
3 - Чехол внутреннего шарнира равных угловых скоростей
4 - Правая полуось
5 - Чехол наружного шарнира равных угловых скоростей. Размер зависит от диаметра а шарнира равных угловых скоростей
6 - Шарнир равных угловых скоростей
7 - Хвостовик вала полуоси
8 - Опорный подшипник промежуточного вала
9 - Левая полуось
а - Диаметр ШРУСа. В зависимости от модели может быть 100 мм или 113 мм.

 

Снятие

Снимите клещами защитный колпачок гайки ступицы. Внимание! При снятии колпачка таким образом он повреждается и поэтому его следует заменить на новый. Если же есть необходимость сохранить прежний колпачок для последующей установки, то рекомендуется поступить следующим образом:

Снимать колпачокОтметьте краской положение соответствующего переднего колеса относительно ступицы. Это позволит при сборке установить отбалансированное колесо в прежнее положение. Ослабьте гайки крепления колес. При этом автомобиль должен стоять на земле. Поднимите перед автомобиля и снимите переднее колесо. Снимите защитный колпачок с гайки ступицы. Снимать колпачок можно с помощью разного инструмента, но при этом обеспечьте сохранность колпачка (см. иллюстрацию 11).

Внимание! Поврежденный или деформированный защитный колпачок гайки ступицы является причиной попадания воды в подшипник ступицы, что со временем приводит его в негодность. По этой причине всегда меняйте поврежденные защитные колпачки на новые. Если для снятия колпачка будет применяться зубило, как это показано на иллюстрации 4.5, то зубило многократно перемещайте по всей окружности колпачка.

Установите на место переднее колесо. Опустите автомобиль и затяните в перекрестном порядке болты крепления колеса. Расстопорите гайку ступицы. Затяните стояночный тормоз, включите первую передачу и отверните гайку ступицы. Внимание! Очень большой момент затяжки. Отворачивать гайку следует только тогда, когда автомобиль стоит на колесах.

Отсоедините рычаг выдавите её из ступицы с помощью обычного съемникаПоднимите перед автомобиля и снимите переднее колесо. Отверните шаровую опору 5 на поворотном кулаке 7 (см. иллюстрацию 1). Отсоедините рычаг 12 от поворотного кулака (см. иллюстрацию 12).

Подайте поперечный рычаг рукой вниз. При этом палец шаровой опоры выйдет из поворотного кулака. Если рукой не удается отжать поперечный рычаг, то сделайте это при помощи монтировки, установив её между поперечным рычагом и рамой автомобиля.

Внимание! Оберните чехол шаровой опоры тряпкой во избежание его повреждения при установке. Закрепите полуось проволокой, чтобы она не провисала,. когда концевой хвостовик противоположной стороны полуоси будет выведен из ступицы. Вытащите руками хвостовик полуоси из ступицы переднего колеса, подав при этом амортизационную стойку наружу. Если полуось снять таким образом не удается, то выдавите её из ступицы с помощью обычного съемника (см. иллюстрацию 13). Слейте масло из коробки передач.

 

Правая полуось автомобилей с бензиновым двигателем до 3/83 г.

Снимите упорные кольца и вытащите полуось, подав её в сторону. Слейте масло из коробки передач.

 

отсоединить крышку Вставьте между корпусом Правая полуось автомобилей выпуска с 3/83 г.

Отверните гайки 6 крепления опоры промежуточного вала (см. иллюстрацию 14). Поверните фиксаторы 9 на пол-оборота, чтобы отсоединить крышку (см. иллюстрацию 14). Снимите правую полуось.

Левая полуось

Вставьте между корпусом шарнира «Трипод» 1 и болтом дифференциала зубило или монтировку (см. иллюстрацию 15). Высвободите хвостовик полуоси из корпуса коробки передач боковыми ударами молотка по зубилу (см. иллюстрацию 15).

Установка

Вставьте новое стопорное кольцо в паз Почистите перед установкой полуосей шлицы полуоси и ступицы средством холодной чистки. Убедитесь, что уплотнительное кольцо круглого сечения шарнира «Трипод» правильно установлено на приводном валу. Вставьте новое стопорное кольцо в паз на хвостовике шарнира полуоси (см. стрелку на иллюстрации 16, часть А).

Введите хвостовик шарнира полуоси в шлицевое зацепление с шестерней коробки передач. Полуось вбейте резиновым молотком, чтобы она зафиксировалась (см. стрелку на иллюстрации 16, часть В). Убедитесь в надежности посадки шарнира полуоси в коробке передач, потянув за корпус шарнира и надавив на него.

 

Правая полуось

Установите полуось в опоре промежуточного вала 7 (см. иллюстрацию 14). Наденьте на вал пыльник 10, кольцо 11 и уплотнительное кольцо круглого сечения 12 (см. иллюстрацию 14). Нанесите тонкий слой смазки на опорный подшипник 8 и установите его в опоре промежуточного вала 7. Поверните фиксаторы 9 на пол-оборота и зажмите наружное кольцо опоры . Затяните самостопорящиеся гайки 6 с моментом 10 Нм (см. иллюстрацию 14).

 



Правая и левая полуоси

Смажьте поверхности крепления пыльников. Введите хвостовик полуоси в ступицу. Вставьте шаровую опору в поворотный кулак и закрепите её. Закрепите рычаг поворотного кулака. Наверните гайку ступицы, смазав её резьбу защитной смазкой, например, «Loctite Frenbloc», но не затягивайте её. Залейте масло в коробку передач.

заменить на новыйУстановите переднее колесо в соответствии с нанесенными при снятии метками. Перед этим смажьте посадочное седло диска колеса на оси ступицы тонким слоем смазки. Закрепите колесо гайками и опустите автомобиль. Затяните гайки в перекрестном порядке с моментом 180 Нм.

Затяните гайку ступицы с моментом 500 Нм и застопорите её. Внимание! Момент затяжки гайки очень большой. Гайку следует затягивать только на стоящем на твердой поверхности автомобиле. Установите защитный колпачок ступицы, набив его соответствующей оправкой. Диаметр оправки не должен быть больше внешнего диаметра колпачка, а край оправки должен упираться в выступ колпачка. Если колпачок даже незначительно деформирован, то его надлежит заменить на новый (см. иллюстрацию 18).

 

Полуоси привода автомобилей выпуска с 1994 г. - особенности

Внимание! Наружные шарниры в зависимости от модели автомобиля имеют разный диаметр. Модели 10 Q - 14 Q: Диаметр шарнира -100 мм

Модель 18 Q (например, DUCATO MAXI): Диаметр шарнира - 113 мм.

Отогните загнутые выступы Отверните гайку пальца Подшипник вала поверните на пол-оборотаСнимите тормозной диск. Отверните гайку крепления стойки стабилизатора поперечной устойчивости на поперечном рычаге. Отогните загнутые выступы упорного кольца 1 гайки ступицы (см. иллюстрацию 19). Снимите наконечник поперечной рулевой тяги.

Отверните гайку пальца 2 шаровой опоры (см. иллюстрацию 20). Выдавите шаровую опору с помощью съемника 3 из поперечного рычага 1 (см. иллюстрацию 20). Отверните две гайки 3 опоры вала правой полуоси. Подшипник вала поверните на пол-оборота (180°) и затяните гайки (см. иллюстрацию 21).

Установка

Замените перед установкой сальники выходного отверстия коробки передач. Новые сальники набейте подходящей оправкой. Не допускайте повреждения сальников при установке.

 

Правая полуось:

Смажьте наружное кольцо опорного подшипника промежуточного вала смазкой для набивки ШРУСов. Поверните после установки полуоси в коробке передач и ступице оба эксцентрика опоры промежуточного вала на 1/ 4 оборота до упора на крышке опоры. Затяните обе гайки с моментом 10 Нм.

Установите тормозной диск. Закрепите стойку стабилизатора поперечной устойчивости на поперечном рычаге, затянув гайку с моментом 80 Нм. Внимание! При выполнении этой операции автомобиль должен стоять на колесах. Вставьте шаровую опору в поперечный рычаг и закрепите новой гайкой. Указание: Учитывайте разные моменты затяжки, зависящие от модели автомобиля.

Модели 10 Q - 14 Q: Момент затяжки -130 Нм.
Модель 18 Q: Момент затяжки - 240 Нм.

Установите наконечник поперечной рулевой тяги и закрепите его новой гайкой с моментом затяжки 70 Нм. Затяните гайку ступицы и застопорите её. Перед навинчиванием гайки смажьте её резьбу защитной смазкой Loctite-E6 или Loctite 270. Внимание! Значительный момент затяжки гайки. Затягивание выполняйте после установки автомобиля на твердую поверхность.

Указание: Учитывайте разные моменты затяжки, зависящие от модели автомобиля.

правильное положение стопорного выступа гайки ступицыМодели 10 Q - 14 Q: Момент затяжки -450 Нм.
Модель 18 Q: Момент затяжки - 500 Нм.

Зачеканьте гайку ступицы зубилом. Проследите за тем, чтобы стопорный выступ 1 на буртике гайки зашел в паз 2 на оси ступицы и был обращен против направления вращения 3 гайки при её затягивании. Правильное зачеканивание гайки ступицы показано в части А иллюстрации 22. В части В отображено неправильное положение стопорного выступа гайки ступицы (см. иллюстрацию 22).

Внимание! От диаметра а ШРУСа зависит момент затяжки гайки ступицы колеса. Если его диаметр равен 100 мм, то момент затяжки гайки ступицы 450 Нм. При диаметре ШРУСа 113 мм момент затяжки гайки ступицы составляет 500 Нм.

 

Полуоси привода - разборка. Замена чехлов ШРУСов

Поврежденные чехлы ШРУСов следует незамедлительно менять. Для замены чехла необходимо снять и разобрать полуось. Если в смазку ШРУСа попала грязь, то шарнир необходимо промыть и смазать новой литиево-молибденовой смазкой. Дефект шариков или обоймы шарнира сопровождается стуками при изменении нагрузки и щелкающими звуками. В этом случае шарнир следует заменить в комплекте.

Типы смазки для шарниров равных угловых скоростей: TUTELA MRM2 фирмы FIAT, смазка для ШРУСов G1 фирмы CITROEN, TOTAL MULTIS (G6) фирмы PEUGEOT или MOLYKOTE LONGTERM 2.

Внимание! При снятой полуоси автомобиль нельзя перемещать. В противном случае ввиду отсутствия осевой нагрузки повреждается подшипник ступицы. Указание: На автомобилях выпуска до 9/90 г. замену чехла ШРУСа можно произвести только на снятой полуоси. Иногда новые полуоси привода поставляются с установленным внутренним шарниром равных угловых скоростей. В таких случаях разбирать внутренний шарнир не нужно.

Разборка

Сбейте наружный шарнир с вала снятия шарнираСнимите полуось. Отметьте положение чехлов, нанеся соответствующие метки фломастером на месте посадки малого диаметра чехла на валу. Закрепите демонтированную полуось в тисках с защитными накладками на губках. Разрежьте и снимите стяжные хомуты чехла наружного шарнира. Чехол сместите на вал. Сбейте наружный шарнир с вала пластмассовым молотком или же молотком из легкого металла. В специализированных мастерских пользуются в таких случаях съемником, который с помощью переходника навинчивается на хвостовик шарнира (см. иллюстрацию 25).

Снимите с вала внутренний шарнир «Трипод», сжав и вытащив стопорное кольцо острогубцами. Монтажное положение шарнира отметьте фломастером. В некоторых случаях для снятия шарнира необходим соответствующий съемник (см. иллюстрацию 26).

Разрежьте и снимите стяжные хомуты крепления чехла на шарнире. Снимите чехол. Шарнир основательно протрите чистой тряпкой и визуально проверьте его состояние. Шарики и дорожки скольжения шариков должны иметь зеркальные поверхности без вмятин. Осмотрите вал полуоси. Вал не должен быть деформирован или погнут. Поверхности прилегания чехлов не должны быть изношены.

Сборка

бмотайте стопорное кольцо только добавьте смазкиЧехлы шарниров необходимо обязательно менять. Нанесите тонкий слой смазки на вал, чтобы чехол легче перемещался. Наденьте на вал вентиляционную втулку 10 (см. иллюстрацию 23). Наденьте на вал новый чехол внешнего шарнира вместе с стяжными хомутами. Введите вал с новым стопорным кольцом в шлицы шарнира и вдавите его так, чтобы кольцо зафиксировалось. Для того, чтобы стопорное кольцо 11 зафиксировалось на валу, обмотайте стопорное кольцо обрезком стяжного хомута и зафиксируйте их зажимным хомутом (см. верхнюю часть иллюстрации 27). После того, как вал будет заведен в шарнир, это приспособление снимите.

Набейте в наружный шарнир и чехол примерно 180 г специальной смазки (это равно содержимому двух тюбиков со смазкой из ремкомплекта). Если производится замена чехла, то в шарнир только добавьте смазки (см. иллюстрацию 28).

Установите чехол правильно необходимости набейтеУстановите чехол правильно, откорректируйте положение вентиляционной втулки и затяните хомут крепления чехла (см. иллюстрацию 29). Наденьте на вал новый чехол внутреннего шарнира вместе с хомутом крепления на малом диаметре.

Наденьте внутренний шарнир «Трипод» А на вал полуоси В и зафиксируйте новым стопорным кольцом. При этом руководствуйтесь нанесенными при снятии шарнира метками -С-. Шарнир при необходимости набейте до упора с помощью подходящей оправки (см. иллюстрацию 30). Внимание! Не повредите при этом ролики муфты шарнира.

Набейте в шарнир и чехол примерно 300 г специальной смазки (содержимое трех тюбиков из ремкомплекта). Установите чехол в нужное положение и закрепите хомутами. Установите полуось привода на место.

 

Подвеска задних колес

Элементы задней подвески Элементы задней подвескиРис 31 - Элементы задней подвески. Автомобили выпуска до 1993 г.:
1 - Амортизатор
2 - Кронштейн крепления рессоры
3 - Подкладка
4 - Стремянка
5 - Накладка
6 - Болт, 50 Нм
7 - Пружинная шайба
8 - Прокладка
9 - Гайка стремянки, 80 Нм
10- Самоконтрящаяся гайка, 50 Нм
11 - 4-листовая рессора
12- Балка моста

Рис 32 - Элементы задней подвески. Автомобили выпуска с 1994 г.:
1 - Амортизатор
2 - Однолистовая рессора
3- Серьга
4 - Стремянка
5 - Кронштейн
6 - Балка моста
7- Регулятор тормозного усилия

Задний мост образует трубчатая балка, на которой по обеим сторонам в продольном направлении установлены листовые рессоры. Амортизаторы из соображений экономии места установлены под тупым углом и сверху закреплены на кузове.

 

Автомобили выпуска до 1993 г.

Каждая рессора состоит из двух основных и двух дополнительных листов. Принцип действия рессор компенсационный.
Это значит, что при незагруженном или малонагруженном багажнике кузов опирается на два верхних листа рессоры. И только при увеличении нагрузки задействуются все четыре листа. Сверху к кронштейну крепления рессоры на балке привернута нижняя опора телескопического амортизатора.

 

Автомобили выпуска с 1994 г.

Рессоры задней подвески этих автомобилей являются однолистовыми, а нижняя опора амортизатора закреплена на балке моста. Внимание! Сварочные и рихтовочные работы на балке моста и её креплениях не допускаются.

 

Амортизатор задней подвески - снятие и установка

Указание: на иллюстрациях к тексту показан амортизатор, устанавливаемый на автомобилях выпуска с 1994 г. 1 Поднимите заднюю часть автомобиля. Установите гаражный подъемник по центру балки заднего моста и поднимите мост до сжатия амортизаторов.

болт 1 крепления нижней опоры болт 2 крепления верхней опоры амортизатора закрепите болтамиВыверните болт 1 крепления нижней опоры амортизатора (см. иллюстрацию 33). Выверните болт 2 крепления верхней опоры амортизатора к кузову (см. иллюстрацию 34). Проверьте амортизатор.

Установка

Внимание! Учитывайте маркировку на корпусе амортизатора. Устанавливайте амортизаторы с одинаковой маркировкой. Установите амортизаторы на место и закрепите болтами (см. иллюстрацию 35). Моменты затяжки болтов крепления амортизаторов: Автомобили выпуска до 1993 г. - 50 Нм. Автомобили выпуска с 1994 г. - 160 Нм. Опустите балку заднего моста и выведите гаражный подъемник из-под балки. Опустите автомобиль.

 

Амортизаторы задней подвески - проверка
Появление в динамических свойствах автомобиля следующих моментов свидетельствует о дефекте амортизаторов:
а) замедленное возвращение кузова в исходное положение при движении по неровной дороге.
б) увеличивающиеся колебания кузова при наезде колес на рядом расположенные неровности дороги
в) подпрыгивание колес на ровном дорожном покрытий.
г) затрудненная остановка (неуправляемость) автомобиля при торможении (это может быть вызвано и иными причинами)
д) неустойчивость и занос автомобиля на поворотах.
ж) глухие удары при движении.
з) увеличенный износ шин, сопровождаемый протиранием протектора.

Работоспособность амортизатора можно проверить вручную. Однако точная проверка функционирования амортизатора возможна только на вибростенде (без снятия с автомобиля) или же с помощью специального диагностического прибора для проверки амортизаторов.

 

Ручная проверка работоспособности амортизатора

Ручная проверка работоспособности амортизатораСнимите амортизатор. Удерживайте снятый амортизатор в монтажном положении. Как минимум 3 раза вытащите шток амортизатора, а затем вдавите его назад в корпус. Шток амортизатора должен по всей длине хода перемещаться одинаково ровно и без рывков. При этом также не должно быть слышно никаких посторонних шумов (см. иллюстрацию 36).

Вдавите шток амортизатора полностью и отпустите его. Под давлением жидкости шток должен сам вернуться в исходное положение. При нормальном функционировании амортизатора небольшие следы подтекания амортизационной жидкости не являются поводом для замены амортизатора. Замените амортизатор, если потери жидкости значительны.

Установите новый амортизатор. Амортизатор заполнен маслом, поэтому выбрасывать его вместе с бытовым мусором нельзя. Он подлежит утилизации на специализированных пунктах.

 

Рессора задней подвески - снятие и установка

Снятие

Отсоедините тормозные шлангиОтметьте краской положение соответствующего заднего колеса относительно ступицы. Это позволит при сборке установить отбалансированное колесо в прежнее положение. Ослабьте гайки крепления колеса. Автомобиль при этом должен стоять на колесах. Установите автомобиль на козлы и снимите заднее колесо. Отсоедините тормозные шланги. Для этого отверните накидную гайку 1 тормозного шланга 3 (см. иллюстрацию 37).

Снимите скобу 2 крепления тормозного шланга и вытащите шланг. Внимание! При этом будет вытекать тормозная жидкость. Соберите её в подходящую емкость. Место соединения тормозного шланга перед его снятием почистите средством для холодной чистки. Закройте отверстия шлангов полиэтиленовым пакетом и зажмите пакет резинкой, чтобы предотвратить попадание в шланг грязи. После подсоединения тормозных шлангов удалите воздух из тормозной системы.

Ослабьте, но не отвинчивайте, две гайки не отвинчивайте гайкуУстановите гаражный подъемник под балку заднего моста и приподнимите мост. Отвинтите гайки стремянки рессоры. Ослабьте, но не отвинчивайте, две гайки серьги рессоры 5 (см. иллюстрацию 38). Ослабьте, но не отвинчивайте гайку 7 болта 6 кронштейна рессоры (см. иллюстрацию 39).

Опустите балку моста на несколько сантиметров. Следите за тем, чтобы рессора не упала. Снимите рессору, выбив центровой болт крепления рессоры на балке моста. Выверните болт кронштейна рессоры и снимите кронштейн. Отвинтите гайки серьги рессоры и снимите серьгу.

Установка

Затяните в этом положении кронштейна болты Закрепите на рессоре передний и задний кронштейны крепления. Гайки кронштейнов не затягивайте. Рессору заведите под автомобиль и поставьте на место. Вверните болты 3 крепления заднего кронштейна рессоры. Болты не затягивайте (см. иллюстрацию 40). Отцентрируйте задний кронштейн на рессоре так, чтобы в отверстие -а- можно было вставить палец диаметром 16 мм, а в отверстие -b- - палец диаметром 12 мм. Затяните в этом положении кронштейна болты 3 с моментом 50 Нм (см. иллюстрацию 40).

Вверните болты крепления переднего кронштейна рессоры и затяните их с моментом 50 Нм. Приподнимите балку моста и вставьте центровой болт крепления рессоры на балке моста. Установите стремянку, наденьте новые стопорные шайбы и навинтите гайки с моментом 80 Нм. Стопорные шайбы подогните и тем самым законтрите гайки.

Закрепите тормозной шланг в держателе на кузове. Подсоедините тормозной шланг к штуцеру и затяните накидную гайку. Зафиксируйте тормозной шланг скобой. Установите заднее колесо в соответствии с нанесенными при снятии метками. Перед этим смажьте посадочное седло диска колеса на оси ступицы тонким слоем смазки. Закрепите колесо гайками и опустите автомобиль.

 

расстояниеНатяжение подвески рессор

Перед тем как закрепить рессоры на кузове, необходимо загрузить подвеску, особенно ту сторону, где будут выполняться работы. Поместите в автомобиле на стороне, где будут выполняться работы, груз с таким расчетом, чтобы расстояние -h- от места а прилегания упора 4 до точки -b- на балке моста составляло 104 мм (см. иллюстрацию 41).

Затяните в этом положении подвески гайки серьги с моментом 120 Нм, а палец болта рессоры на передней стороне - с моментом 150 Нм. Разгрузите автомобиль. Удалите воздух из тормозной системы. Затяните гайки колеса в перекрестном порядке с моментом 180 Нм.

 

Особенности снятия и установки рессор на автомобилях выпуска с 1994 г.

Вытащите пальцы Нагрузка на подвеску должна бытьСнимите запасное колесо. Ослабьте пальцы 4 рессоры, но не вывинчивайте их. Отвинтите гайки 3 и снимите стремянку 5. Отсоедините нижнее крепление амортизатора. Опустите балку моста, чтобы ослабить рессору 1. Внимание! Учтите, что при этом произойдет смещение тормозных шлангов. Вытащите пальцы 4 и снимите рессору 1 с балки моста 2 (см. иллюстрацию 42).

Установка

Указание: Если снимались кронштейны крепления рессоры к кузову, то закрепите их, затянув болты с моментом 140 Нм. Установите рессору, вставьте пальцы 4 и закрепите их новыми самостопорящимися гайками. Гайки не затягивайте (см. иллюстрацию 42)

Приподнимите балку моста и установите стремянку рессоры, закрепив её гайками. Гайки также не затягивайте. Закрепите на балке моста нижнюю опору амортизатора. Болт крепления также не затягивайте. Опустите автомобиль и нагрузите подвеску, особенно с той стороны, где будут выполняться работы по креплению рессоры. Нагрузка на подвеску должна быть такой, чтобы высота -Н- достигла необходимого значения (см. иллюстрацию 43).

Для моделей 10 Q - 14 Q значение Н равно 192 мм, а для 18 Q -197 мм.

Затяните болты и гайки, сохраняя данное положение подвески, со следующими моментами затяжки:

Пальцы 4-155 Нм Гайки 3 -130 Нм. Болт крепления нижней опоры амортизатора к балке моста -160 Нм (см. иллюстрацию 42). Установите на место запасное колесо.

 

Ступица и подшипник ступицы заднего колеса - снятие и установка

Разрез ступицы заднего колесаРис 44 - Разрез ступицы заднего колеса:
1 - Сальник
2 - Внутреннее кольцо внутреннего подшипника
3 - Внешнее кольцо наружного подшипника
4 - Внешнее кольцо внутреннего подшипника
5 - Внутреннее кольцо наружного подшипника
6 - Ось ступицы
7 - Ступица
8 - Опорная шайба
9 - Гайка ступицы
10 - Колпачок гайки ступицы
11 - Стопорный выступ контрирования гайки

Дефект подшипника ступицы заднего колеса сопровождается шумами во время движения и увеличением люфта колеса. Подшипник регулировке не подлежит. Заменить его на новый также невозможно. При дефекте подшипника необходимо менять ступицу колеса в комплекте.

Снятие

Отметьте краской положение задних колес относительно ступицы. Это позволит при сборке установить отбалансированное колесо в прежнее положение. Ослабьте гайки крепления колеса. Автомобиль при этом должен стоять на колесах.

Установите автомобиль на козлы и снимите задние колеса. Снимите защитный колпачок 11 с гайки 9 ступицы. Снимать колпачок можно с помощью разного инструмента, но при этом обеспечьте сохранность колпачка (см. иллюстрацию 44). Поврежденный или деформированный защитный колпачок гайки ступицы является причиной попадания воды в подшипник ступицы, что со временем приводит его в негодность. По этой причине всегда меняйте поврежденные защитные колпачки на новые.

Снимите тормозной барабан. Отогните стопорные выступы 11, контрящие гайку ступицы. Отверните гайку ступицы 9 торцовым ключом на 30 или на 32 (см. иллюстрацию 44). Внимание! Гайка правой ступицы, если смотреть по ходу движения, имеет левую резьбу. При отворачивании гайки поворачивайте её в правую сторону. Указание: Гайки с левой резьбой имеют соответствующую отметку.

Снимите опорную шайбу 8. Отсоедините ступицу от оси 6 (см. иллюстрацию 44). При необходимости воспользуйтесь обычным съемником. Извлеките отвёрткой сальник из ступицы. Внимание! Не повредите при этом поверхность отверстия. Выбейте осторожно внешние кольца подшипников ступицы, используя подходящий пробойник. Во избежание перекоса кольца подшипника в ступице, пробойник.попеременно устанавливайте в точках на подшипнике, диагонально противоположных предшествующему положению.

Пользуйтесь качественным пробойником, чтобы избежать образования заусенцев на месте посадки подшипника. Протрите ступицу и ось ступицы чистой тряпкой, смоченной в спирте.

Установка

Запрессуйте внешние кольцаОбработайте все детали смазкой для подшипников. Во внутреннее отверстие ступицы также набейте смазку. Применяться должна литиевая смазка, например, MR3 фирмы FIAT, TOTAL MULTIS фирмы PEUGEOT или CITROEN. Запрессуйте внешние кольца -С- подшипников в ступицу (см. иллюстрацию 45).

Вставьте внутреннее кольцо 2 внутреннего подшипника. Смажьте и установите новый сальник 1 (см. иллюстрацию 44). Проверьте визуально состояние оси ступицы, прежде чем установить на неё ступицу. На поверхности оси не должно быть трещин, признаков деформации или износа. Напрессуйте ступицу вместе с подшипником на ось.

Внимание! На ось ступицы или в подшипник не должна попадать пыль, образующаяся при истирании тормозных накладок. Попавшая пыль тормозных накладок со временем разрушает подшипник ступицы.

Установите наружное кольцо внутреннего подшипника и опорную шайбу. Навинтите новую гайку ступицы до её прилегания. Гайку не затягивайте. Внимание! Не забывайте, что правая ось имеет левую резьбу. Установите тормозной барабан и закрепите его двумя болтами с моментом 10 Нм.

 

Регулировка люфта подшипника

Подтяните гайку ступицы с моментом 20 Нм. При этом тормозной барабан вращайте в ту и другую стороны, чтобы не заклинить подшипник. Отпустите гайку ступицы полностью, а затем вновь подтяните с моментом 7 Нм.

для выставки угла используют приспособление колпачокОслабьте гайку ступицы примерно на 30°. Для удержания угла затяните стояночный тормоз и сделайте две метки на внешней стороне тормозного барабана. Установите ключ и проведите линию вдоль рукоятки ключа. Затем отмерьте угол в 30° от этой линии в направлении вращения гайки для её ослабления и проведите вторую линию. В специализированных мастерских для выставки угла используют приспособление 2 (см. иллюстрацию 46).

Проверьте при необходимости люфт подшипника. Законтрите гайку ступицы в этом положении двумя стопорными выступами.

Набейте в защитный колпачок гайки ступицы обычную литиевую смазку, например, TUTELA MR3 фирмы FIAT. Края колпачка вытрите чистой тряпкой и осторожно набейте колпачок на гайку. Для набивки вместо специальной оправки можно воспользоваться трубой подходящего диаметра. Диаметр трубы не должен быть больше внешнего диаметра колпачка, а торец трубы должен упираться в выступ колпачка. Если колпачок даже незначительно деформирован, то его надлежит заменить на новый (см. иллюстрацию 18).

Установите задние колеса в соответствии с нанесенными при снятии метками. Перед этим смажьте посадочное седло диска колеса на оси ступицы тонким слоем смазки. Закрепите колёса гайками, опустите автомобиль и затяните стояночный тормоз. Гайки колес в перекрестном порядке затяните с моментом 180 Нм.

 

Особенности проверки и регулировки люфта подшипника у автомобилей выпуска с 1994 г.

чтобы не заклинить подшипник правильное положениеПодтяните новую гайку ступицы с моментом 20 Нм. При этом ступицу вращайте. После затягивания гайки сделайте еще как минимум 3 оборота ступицы. Установите обычный индикатор стрелочного типа 1 с кронштейном 2 и 3 так, как показано на иллюстрации 48. Кронштейн закрепите струбциной или зажимом на рессоре подвески.

Проверьте зазор подшипника ступицы. Номинальное значение: - 0,02 - 0,10 мм. Ослабьте гайку ступицы 4 или подтяните её в зависимости от необходимости. Внимание! При подтягивании одновременно вращайте ступицу 5, чтобы не заклинить подшипник (см. иллюстрацию 48).

Зачеканьте гайку ступицы зубилом. Проследите за тем, чтобы стопорный выступ 1 на буртике гайки зашел в паз 2 на оси ступицы и был обращен против направления вращения 3 гайки при её затягивании. Правильное зачеканивание гайки ступицы показано в части -А- иллюстрации 22. В части -В- иллюстрации отображено неправильное положение стопорного выступа гайки ступицы.

 



Рулевое управление. Общие положения

Рулевое управление Детали гидроусилителя рулевого управленияРис 49 - Рулевое управление. Автомобили выпуска до 1993 г.
1 - Рулевое колесо
2 - Подрулевые выключатели
3 - Болты, 25 Нм
4 - Рулевой механизм
5 - Контргайки, 60 Нм
6 - Гайки, 55 Нм
7 - Болты, 125 Нм
8 - Болты, 50 Нм
9 - Чехлы рулевого механизма
10 - Поперечная рулевая тяга
11 - Наконечник поперечной рулевой тяги Моменты затяжки на автомобилях выпуска с 1994 г.:
5 - Контргайка наконечника поперечной рулевой тяги - 60 Нм,
контргайка шарнира зубчатой рейки - 90 Нм,
гидравлического усилителя привода рулевого управления - 120 Нм.
6- Гайка-60 Нм
8 - Болты - 65 Нм.

 

Рис 50 - Детали гидроусилителя рулевого управления
1 - Гидравлический насос
2 - Шланг подвода гидравлической жидкости к насосу
3 - Расширительный бачок с гидравлической жидкостью
4 - Возвратный трубопровод гидравлической жидкости
5- Рулевой механизм
6 - Напорный трубопровод Внимание! В зависимости от модели вид деталей может отличаться от показанных на иллюстрации.

Рулевое управление состоит, в основном, из рулевого колеса, рулевой колонки, реечного механизма, поперечных рулевых тяг. Руль привинчен к рулевой колонке, которая передает движения по управлению на рулевой механизм., В рулевом механизме реечный механизм движется, соответственно повороту руля, влево или вправо. Поперечные рулевые тяги, скрепленные с поводком реечного механизма, передают усилия по управлению автомобилем на колеса через рычаг поворотного кулака.

Управление с помощью зубчатой рейки обладает легким ходом и не имеет люфта. Оно не требует ухода, но необходимо проверять состояние уплотнительных манжет.

Внимание! Самостопорящиеся гайки всегда заменяйте. Сварочные и рихтовочные работы на деталях рулевого управления не допускаются. При отсутствии должного опыта, а также при необходимости выполнение достаточно большого объема ремонтных работ на рулевом управлении, поручите его специализированной мастерской.

В зависимости от модели или комплектации автомобиля рулевое управление облегчается гидравлическим усилителем рулевого управления. Гидравлический усилитель рулевого управления (серво-управление) обеспечивает приложение минимума усилий при поворотах колес. Гидравлический усилитель состоит из масляного насоса, расширительного бачка и напорных трубопроводов. Масляный насос приводится в действие от клинового ремня. Насос всасывает гидравлическую жидкость из расширительного бачка и нагнетает её к стержню клапана. Стержень клапана находится в рулевом механизме. Он связан с рулевой колонкой и, в зависимости от направления поворота рулевого колеса, направляет гидравлическую жидкость в соответствующую часть рабочего цилиндра. Там масло давит на поршень зубчатой рейки и этим поддерживает усилие водителя, прикладываемое к рулевому колесу. Одновременно поршень вытесняет масло с другой стороны рабочего цилиндра и подает его через сливную канавку клапана с вращающимся золотником и отводящий трубопровод обратно в расширительный бачок.

 

Рулевое колесо - снятие и установка

Внимание! В данной главе приводится порядок снятия и установки рулевого колеса без надувной подушки безопасности. В зависимости от модели и комплектации автомобиля может устанавливаться рулевое колесо с блоком надувной подушки безопасности. В таком случае на рулевом колесе выштампована надпись «Airbag» или «SRS». Учитывая, что выполнение ремонтных работ на рулевом управлении с блоком надувной подушки безопасности сопряжено с выполнением целого ряда мер предосторожности, то мы рекомендуем при необходимости поручать эти работы специализированной мастерской.

Снятие

Снимите крышку рулевого колеса Отсоедините штекер звукового сигнала удерживая колесоУстановите рулевое колесо так, чтобы колеса автомобиля стояли прямо. Отсоедините клемму провода «массы» (-) от аккумулятора. Внимание! При этом происходит удаление данных из запоминающих устройств, например, защитного кода радиоприемника. Снимите крышку рулевого колеса 4 (см. иллюстрацию 51).

Отсоедините штекер звукового сигнала 5 (см. иллюстрацию 52). Внимание! На автомобилях с рулевым колесом с системой отбора усилия (EAS), отличающегося от обычного рулевого колеса более широкой крышкой, привод звукового сигнала снимается. Отвинтите гайку 3 рулевого колеса, удерживая колесо от проворачивания (см. иллюстрацию 53).

Отметьте фломастером положение рулевого колеса. Для этого проведите черту через руль и лицевую сторону рулевой колонки. Снимите рулевое колесо с рулевой колонки. Для этого потребуется достаточно усилий, т.к. рулевое колесо сидит на рулевой колонке достаточно плотно. При необходимости воспользуйтесь обычным съемником.

Установка

Убедитесь, что рычаг выключателя указателя поворотов установлен в среднее положение. В противном случае при установке рулевого колеса можно повредить кулачок. Установите рулевое колесо на конус рулевой колонки так, чтобы совпали метки, нанесенные перед снятием. Навинтите новую гайку крепления рулевого колеса на рулевой колонке и затяните её с моментом 50 Нм.

Подсоедините клемму провода «массы» (-) к аккумулятору. Выполните пробную поездку и во время движения по прямой убедитесь, что рулевое колесо установлено правильно. Если выяснится, что рулевое колесо установлено с отклонением, то демонтируйте его и установите правильно. Убедитесь, что рычаг выключателя указателя поворотов автоматически возвращается в исходное положение.

 

Наконечник поперечной рулевой тяги - снятие и установка

Внимание! Не забывайте, что наконечники поперечной рулевой тяги имеют правую или левую резьбу.

Снятие

Отметьте краской положение передних колес относительно ступицы. Это позволит при сборке установить отбалансированное колесо в прежнее положение. Ослабьте гайки крепления колес. Автомобиль должен стоять на колесах. Установите перед автомобиля на козлы и снимите передние колеса. Поверните рулевой механизм в направлении снимаемого наконечника поперечной рулевой тяги.

Выпрессуйте наконечник Измерьте и запишите глубину ввинчиванияОтвинчивайте самостопорящуюся гайку крепления наконечника поперечной рулевой тяги до тех пор, пока она не окажется на конце резьбы. Выпрессуйте наконечник поперечной рулевой тяги 4 с помощью обычного съемника 5 из рычага поворотного кулака 6 (см. иллюстрацию 54).

Отвинтите полностью самостопорящуюся гайку и выньте наконечник поперечной рулевой тяги из рычага поворотного кулака. Измерьте и запишите глубину ввинчивания 1 наконечника в отверстие поперечной рулевой тяги (см. иллюстрацию 55). Отвинтите наконечник от поперечной тяги. Внимание! При этом сосчитайте количество оборотов и запишите полученное значение, чтобы впоследствии наконечник ввернуть таким же числом оборотов.

Установка

Установите палец шаровой опоры наконечникаПривинтите наконечник к поперечной рулевой тяге, сделав столько же оборотов, что и при снятии. Установите палец шаровой опоры наконечника в рычаг поворотного кулака и закрепите его новой гайкой. Момент затяжки гайки для автомобилей выпуска до 1993 г. равен 55 Нм, для автомобилей выпуска с 1994 г. - 70 Нм (см. иллюстрацию 56).

Затяните контргайку наконечника на поперечной рулевой тяге. При этом удерживайте наконечник гаечным ключом от проворачивания за шестигранник. Установите передние колеса в соответствии с нанесенными при снятии метками. Перед этим смажьте посадочное седло диска колеса на ступице тонким слоем смазки. Наверните гайки крепления колес и опустите автомобиль. Затяните гайки в перекрестном порядке с моментом 180 Нм. Произведите в мастерской проверку и регулировку развала и схождения колес, если в этом будет необходимость.

 

Гофрированный чехол рулевого механизма - снятие и установка

Снятие

Отметьте краской положение передних колес относительно ступицы. Это позволит при сборке установить отбалансированное колесо в прежнее положение. Ослабьте гайки крепления колес. Автомобиль при выполнении этой операции должен стоять на колесах. Установите перед автомобиля на козлы и снимите передние колеса. Снимите наконечники поперечной рулевой тяги.

Разрежьте хомут крепления чехла на большом диаметре. При установке чехла используйте новый хомут. Вместо стяжного хомута можно устанавливать зажимной. Резиновое удерживающее кольцо у малого диаметра чехла передвиньте на тягу. Снимите резиновый чехол, подав его наружу.

Внимание! В случае попадания в рулевой механизм грязи, а это, как правило так и происходит, если автомобиль некоторое время эксплуатируется с поврежденным чехлом, то смазку рулевого механизма необходимо заменить. Попавшие в смазку частицы грязи действуют как абразивное вещество и через некоторое время может произойти разрушение механизма.

В таком случае необходимо снять оба чехла и медленным вращением рулевого колеса в обе стороны выдавить прежнюю смазку из рулевого механизма. Смазка при этом выдавливается не полностью, но в достаточном количестве.

Установка

Установите правый чехол и закрепите его хомутомСмажьте внутреннюю поверхность полостей -Е- чехла -В- и наденьте чехол на поперечную рулевую тягу -С- (см. иллюстрацию 57). Установите сначала левый чехол, не закрепляя его хомутом и удерживающими кольцами, потому позже надо будет заправлять смазку. Установите правый чехол и закрепите его хомутом -D- на зубчатой рейке -А -и удерживающими кольцами -F- на поперечной рулевой тяге -С- (см. иллюстрацию 57).

Установите наконечники поперечной рулевой тяги. Поднимите и установите автомобиль так, чтобы его левая сторона была несколько выше правой для того, чтобы жидкая смазка при заливке проходила через рулевой механизм. Заправляйте смазку в рулевой механизм, например, «Kluber AKCS» или «К-854» фирмы FIAT, сбоку. Для облегчения процесса заправки перемещайте зубчатую рейку туда и обратно.

Закрепите левый чехол хомутом и удерживающими кольцами на корпусе и на поперечной рулевой тяге. Установите передние колеса в соответствии с нанесенными при снятии метками. Перед этим смажьте посадочное седло диска колеса на ступице тонким слоем смазки. Наверните гайки крепления колес и опустите автомобиль. Затяните гайки в перекрестном порядке с моментом 180 Нм.

 

Поперечные рулевые тяги - снятие и установка

Замену поперечных рулевых тяг можно выполнять, не демонтируя рулевой механизм. Однако это достаточно сложно из-за затрудненного доступа к креплению тяг. Кроме того, в этом случае при установке поперечных рулевых тяг сложно правильно закрепить сферический шарнир поперечной рулевой тяги на зубчатой рейке. По этой причине рекомендуется при снятии поперечных рулевых тяг полностью демонтировать рулевой механизм.

Снятую поперечную рулевую тягу всегда заменяйте на новую, потому что при снятии тяги повреждается сферический шарнир (его крепление производится посредством отгибания металлической пластины).

Снятие

можно воспользоваться ключом отрегулируйте длину тяги на длинуСнимите рулевой механизм и зажмите его в тиски. Снимите защитный гофрированный чехол. Для этого разрежьте хомут крепления чехла на большом диаметре. Резиновое удерживающее кольцо у малого диаметра чехла подайте в сторону колеса и туда же сместите чехол.

Отсоедините сферический шарнир от зубчатой рейки. В специализированных мастерских в этих целях пользуются специальным приспособлением -В-. Если такового в наличии нет, то можно воспользоваться ключом (см. иллюстрацию 58). Зажмите поперечную рулевую тягу в тисках и отсоедините наконечник.

Установка

Законтрите сферический шарнир крепленияНаденьте новый гофрированный чехол с резиновыми удерживающими кольцами на новую поперечную рулевую тягу. Закрепите наконечник поперечной рулевой тяги на тяге с помощью контргайки и отрегулируйте длину тяги на длину -а- = 322 мм. Благодаря этому сохраняется установленный ранее угол поворота колес. Затяните контргайку (см. иллюстрацию 59).

Внимание! Выполняйте всегда регулировку обеих тяг, даже если заменена только одна из них. Закрепите на зубчатой рейке сферический шарнир и затяните его. Момент затяжки шарнира на автомобилях выпуска до 1993 г. составляет 60 Нм. На автомобилях выпуска с 1994 г. - 90 Нм. На автомобилях с гидроусилителем рулевого управления - 120 Нм.

Законтрите сферический шарнир крепления поперечной тяги на зубчатой рейке, загнув стопорные выступы так, чтобы они зашли в выемку, см. иллюстрацию 60. Установите чехол. Установите на место рулевой механизм. Отрегулируйте развал и схождение колес.

 

Рулевой механизм - снятие и установка

Для замены поперечных рулевых тяг целесообразно демонтировать рулевой механизм. Однако все ремонтные работы на рулевом механизме следует поручать специализированной мастерской.

Снятие

Отсоедините клемму провода «массы» (-) от аккумулятора. Внимание! При этом происходит удаление данных из запоминающих устройств, например, защитного кода радиоприемника. Отметьте краской положение передних колес относительно ступицы. Это позволит при сборке установить отбалансированное колесо в прежнее положение. Ослабьте гайки крепления колес. Автомобиль при выполнении этой операции должен стоять на колесах.

Выверните болт карданной муфты Выверните винты крепления крышки Установите перед автомобиля на козлы и снимите передние колеса. Выпрессуйте наконечники поперечных рулевых тяг из рычагов поворотных кулаков. Выверните болт карданной муфты, соединяющей верхнюю часть вала рулевого управления с рулевой колонкой (см. иллюстрацию 61).

Подайте рулевое колесо вместе с рулевой колонкой вверх и отсоедините их от карданной муфты. Выверните винты крепления крышки нижней части вала рулевого управления в днище салона (см. иллюстрацию 62). Поднимите крышку вместе с резиновым уплотнением.

Выверните болт Отсоедините под днищем Извлеките картер рулевого механизмаВыверните болт карданной муфты, соединяющей нижнюю часть вала рулевого управления с рулевым механизмом (см. иллюстрацию 63). Снимите вал рулевого управления вместе с крышкой и резиновым уплотнением крышки. автомобиля два хомута крепления картера рулевого механизма (см. иллюстрацию 64).

Извлеките картер рулевого механизма через боковое отверстие в подкрылке (см. иллюстрацию 65).

Установка

Поставьте на место картер рулевого механизма и закрепите его двумя хомутами с моментом затяжки 50 Нм. Установите наконечники поперечных рулевых тяг в рычаг поворотного кулака и закрепите их новыми гайками с моментом затяжки 55 Нм (автомобили выпуска до 1993 г.).

сторона рулевого управленияОслабьте хомут крепления левого защитного чехла и передвиньте его обратно на место установки. Вращением рулевого колеса добейтесь, чтобы между картером рулевого механизма и сферическим шарниром образовалось расстояние X = 76 мм. В этом положении левая сторона рулевого управления выставлена для движения по прямой (см. иллюстрацию 66);

Установите на место нижнюю часть вала рулевого механизма, соединив карданную муфту. Болт карданной муфты затяните с моментом 25 Нм. Установите на место защитную крышку нижней части вала рулевого управления и привинтите её. Соедините рулевую колонку и верх вала рулевого управления карданной муфтой так, чтобы рулевое колесо при этом стояло в положении движения по прямой. Затяните болт крепления карданной муфты с моментом 25 Нм.

Проверьте положение зубчатой рейки и убедитесь, что она также находится в положении для движения по прямой. После этого переместите защитный чехол на картер и закрепите новым хомутом.

Установите передние колеса в соответствии с нанесенными при снятии метками. Перед этим смажьте посадочное седло диска колеса на ступице тонким слоем смазки. Наверните гайки крепления колес и опустите автомобиль. Затяните гайки в перекрестном порядке с моментом 180 Нм.

Подсоедините клемму провода «массы» (-) к аккумулятору. Настройте электронные часы. Введите защитный код в радиоприемник, если в этом есть необходимость. Обратитесь в мастерскую для регулировки развала и схождения колес.



Установка и снятие рулевого механизма на автомобилях с гидроприводом рулевого управления - особенности

Почистите места соединений трубопроводов гидроусилителя средством холодной чистки и после этого отсоедините их. Заглушите отверстия подходящими пробками во избежание попадания грязи. Даже незначительное загрязнение может существенно снизить качество работы гидропривода.

Отсоедините крепление наливной трубы крепление рулевого механизмаОтсоедините крепление наливной трубы на топливном баке и поперечной балке и снимите её (см. иллюстрацию 67). Выверните болт крепления 5 задней опоры подвески двигателя. 6 - крепление рулевого механизма (см. иллюстрацию 68).

Установка выполняется в обратной последовательности. Затяните гайки крепления трубопроводов гидроусилителя с моментом 30 Нм.

Залейте после установки рулевого механизма жидкость для гидроусилителя рулевого управления и удалите воздух из гидропривода.
Объем гидравлической жидкости: примерно 1,1 л.

Автомобили выпуска с 1994 г.

Гайки не отвинчивайте Отверните гайку Отсоедините картер рулевого механизмаОслабьте гайки 3 крепления стабилизатора поперечной устойчивости к стойкам с левой с правой сторон. Гайки не отвинчивайте (см. иллюстрацию 69). Отвинтите гайки 4 крепления стоек стабилизатора поперечной устойчивости (см. иллюстрацию 69).

Отверните гайку 7 нижней карданной муфты рулевого вала (см. иллюстрацию 70). Указание: В салоне автомобилей этого периода выпуска никаких работ выполнять не надо. Отсоедините картер рулевого механизма от балки моста 9 (см. иллюстрацию 71).

Отожмите стабилизатор поперечной устойчивости с помощью монтировки вверх, насколько это будет возможно. Высвободите карданную муфту из вала рулевого управления, повернув рулевое колесо. Установка производится в обратной последовательности.

Внимание! Проверьте состояние сферических шарниров. Они не должны иметь люфта и на них не должно быть вмятин. Защитные чехлы должны сидеть герметично. Поврежденные чехлы подлежат замене. То же самое касается и сферических шарниров при их дефекте.

Моменты затяжки болтов и гаек:

Болты 9-65 Нм Гайка 7-45 Нм. Гайка пальца наконечника поперечной рулевой тяги - 70 Нм. Гайки 3 и 4 - 80 Нм. Гайки трубопроводов гидропривода усилителя рулевого управления - 30 Нм. Болты хомутов крепления трубопроводов усилителя рулевого управления - 5 Нм.

 

Гидропривод усилителя рулевого управления - удаление воздуха

Воздух в гидравлической системе препятствует функционированию усилителя рулевого управления. Воздух в систему может попасть при выполнении ремонтных работ или же в результате утечки гидравлической жидкости из системы. В результате уровень жидкости в бачке падает настолько, что насос всасывает воздух.

Для заливки и пополнения применяйте только трансмиссионное масло для автоматических коробок передач спецификации FIAT TUTEL GI/A или DEXTRON II. Внимание! Перед заливкой жидкость не взбалтывать. В противном случае это приведет к образованию пузырьков воздуха.

Удаление воздуха

Залейте в расширительный бачокЗалейте в расширительный бачок гидропривода усилителя рулевого управления новую жидкость до отметки «МАХ» (см. иллюстрацию 72). Внимание! Жидкость заливайте медленно, не допуская при этом образования воздушных пузырьков. Запустите двигатель и оставьте его работать на холостом ходу. При этом поверните рулевое колесо 3-4 раза от упора до упора.

Попросите помощника наблюдать за уровнем жидкости в расширительном бачке. Не допускайте снижения объема жидкости ниже отметки MIN. При необходимости долейте жидкость. Повторяйте процедуру при работающем двигателе до тех пор, пока уровень жидкости не останется постоянным и не прекратится выход воздушных пузырьков.

Убедитесь в герметичности гидропривода, проверив места соединений и чехлы зубчатой рейки. Заглушите двигатель и еще раз проверьте уровень жидкости. При необходимости долейте жидкость для усилителя рулевого управления.

 

Установка колес

Оптимальных динамических свойств и наименьшего износа шин можно достичь только в случае безукоризненной установки колес. При ненормальном износе шин, а также при недостаточной устойчивости во время движения (плохая курсовая устойчивость при движении по прямой, а также плохая управляемость при движении на повороте) необходимо обратиться в мастерскую для оптического обмера автомобиля.

Обмер автомобиля без соответствующей измерительной установки невозможен, поэтому здесь приводится только описание основных понятий, касающихся определения параметров.

 

Схождение. Развал. Поперечный наклон шкворня. Продольный наклон шкворня

Схождение. Развал. Поперечный наклон шкворня. Продольный наклон шкворняСхождением называют боковое расстояние между колесами. Положительное схождение означает, что колеса, если измерять на уровне центра колеса, впереди стоят несколько ближе друг к другу, чем сзади. Отрицательное схождение колес означает, что передние колеса спереди отстоят дальше друг от друга, чем сзади.

Схождение колес регулируется равномерным вращением обеих поперечных рулевых тяг. У автомобилей со специальной конструкцией имеется возможность установки иного схождения колес. Схождение задних колес можно только проверить.

Развал - это угол, на который плоскость колеса отклоняется от вертикали. Таким образом, передние колеса стоят наклонно и, например, при отрицательном развале в точке контакта с поверхностью колеса отстоят друг от друга больше, чем вверху. Развал колес отрегулировать невозможно.

Поперечный наклон шкворня - это угол между осью качаний поворотного кулака и вертикалью, проходящей через точку контакта колеса с поверхностью, если смотреть вдоль автомобиля.

Развал и поперечный наклон шкворня уменьшают передачу ударов, вызванных неровностью дорожного полотна, на рулевое управление и уменьшают трение при поворотах.

Продольный наклон шкворня - это угол между осью качания поворотного кулака и вертикальной линией, проходящей через опорную точку колеса, если смотреть поперек автомобиля.

Продольный наклон шкворня существенным образом влияет на устойчивость передних колес при езде по прямой. При слишком малом продольном наклоне шкворня колеса отклоняются от направления движения на плохих дорогах или при боковом ветре и, кроме того, затрудняется возвращение рулевого механизма в среднее положение после совершения поворота.

Условия регулировки:

• Правильно отрегулированное рулевое управление.

• Отсутствие люфта наконечников поперечных рулевых тяг и шаровых опор, а также подшипников ступицы. Шины и диски колес в норме. Биение диска по высоте и осевое не должно превышать 3 мм.

• Рекомендованное давление в шинах.

• Автомобиль должен иметь массу снаряженного транспортного средства: полный топливный бак незагружен, домкрат и запасное колесо установлены в предназначенных для этого местах. Автомобиль не загружен.

• Предварительно автомобиль должен быть подвергнут сильной осадке.





Далее: Кузов и отделка FIAT DUCATO / PEUGEOT J5 / CITROEN C25
Если пригодилась статья, скажи спасибо и поделись с друзьями!
Наверх
Яндекс.Метрика