Двигатель 4JX1 - механическая часть

 

Двигатель Isuzu 4JX1
Общая информация

Двигатель Isuzu 4JX1, представленный в 1998 году, стал одним из первых японских форсированных дизельных моторов нового поколения - с высокой для того времени литровой отдачей и рядом нестандартных технических решений.

В том же году он получил от японских журналистов титул "двигатель года". Следует заметить, что это почетное звание присваивается, главным образом, за достижения в области создания экологичных двигателей и заявленные технические характеристики, без учета особенностей последующей эксплуатации и ремонта.

Этот двигатель пришел на смену предыдущему классическому дизелю 4JG2 и устанавливался на внедорожники Isuzu Wizard / Mu и серию Isuzu Bighorn / Isuzu Trooper / Honda Horizon / Opel Monterrey / Holden Jackaroo. Он стал ощутимо мощнее, но при этом даже экономичнее, в сравнении с предшественником 4JG2.

 

Особенности конструкцииОсобенности конструкции

 

Механическая часть двигателя 4JX1 радикально отличается от 4JG2:

легкосплавная головка блока цилиндров с двумя распределительными валами и четырьмя клапанами на цилиндр - вместо нижнего распредвала и штангового привода клапанов, негильзуемый блок цилиндров вместо тонкостенных гильз и т.д. Однако самой необычной частью двигателя стала его система питания. Изначально разработанная компанией Caterpillar, система типа HEUI (Hydraulically actuated Electronical controlled Unit Injector) абсолютно нехарактерна для легковых автомобилей и используется, в основном, на тяжелой строительной технике и судовы двигателях.

Хотя по одной из распространенных классификаций HEUI называют схемой с гидравлическим приводом насос - форсунок, сам производитель Isuzu относит ее к типу common-rail. Действительно, рампа высокого давлени здесь присутствует, пусть и циркулирует в ней не топливо, а масло.



Двигатель 4JG2-TC 4JX1-TC
Тип 4-тактный дизельный двигатель 4-тактный дизельный двигатель
Число и расположение цилиндров 4, рядное 4, рядное
Рабочий объем (см3) 3059 2999
Топливная система Zexel, ТНВД типа Bosch VE Common-rail типа Caterpillar HEUi
ГРМ OHV 8V. 2 клапана на цилиндр, с нижним расположением распределительного вала, привод распредвала - шестернями и зубчатым ремнем, привод клапанов - штангами и коромыслами DOHC 16V. 4 клапана на цилиндр, с верхним расположением двух распределительных валов в головке блока цилиндров, привод распредвала -шестернями и зубчатым ремнем, привод клапанов - толкателями
Система подачи воздуха турбонаддув с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха турбонаддув с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха
Камера сгорания с вихрекамерой в головке блока в поршне (неразделенная КС)
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 95,4 х 107,0 95,4 х 104,9
Степень сжатия 20 19
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об/мин 135 (99)/3600 160 (118)/3900
Крутящий момент, Нм при об/мин 294/3600 333 / 2000
Удельный расход топлива, г/кВт*ч 250 215

Схема масляных систем.

Схема масляных систем.
1 - распределительный вал,
2 - балансирный вал,
3 - коленчатый вал,
4 - маслоохладитель и масляный фильтр,
5 - перепускной клапан масляного фильтра (1 кг/см ),
6 - перепускной клапан маслоохладителя (2,5 кг/см2),
7 - масляный насос низкого давления №1,
8 - главный перепускной клапан (6 кг/см ),
9 - к поддону,
10 - к поддону,
11 - форсунка,
12 - масляная рампа,
13 - перепускной клапан дополнительного масляного фильтра (1 кг/см2),
14 - дополнительный масляный фильтр,
15 - перепускной клапан (6 кг/см2),
16 - масляный насос низкого давления №2,
17 - масляный поддон,
18 - к поддону,
19 - балансирный вал,
20 - перепускной клапан масляной форсунки (2,5 кг/см ),
21 - масляная форсунка,
22 - к поддону,
23 - двухходовой обратный клапан,
24 - фильтр,
25 - фильтр,
26 - фильтр,
27 - масляный насос высокого давления,
28 - к поддону,
29 - модулятор давления масла,
30 - к поддону,
31 - турбокомпрессор,
32 - масляная магистраль,
33 - шестеренный привод.

Принцип действия системы впрыска
1 Масляная система

две практически независимые масляные системыДвигатель 4JX1 имеет две практически независимые масляные системы, объединенные только общим поддоном, первая, как и в любом моторе, обеспечивает смазку и охлаждение подвижных элементов, вторая же, является хставной частью системы впрыска -- далее речь идет только о ней. Масло забирается из поддона при помощи отдельного насоса и через дополнительный фильтр поступает на вход масляного насоса высокого давления.

При обслуживании автомобиля следует помнить, что двигатель имеет два масляных фильтра.


Масляный насос высокого давления - аксиально-плунжерного типа, с семью плунжерами. Такая конструкция рассчитана на то, чтобы создать необходимое высокое давление масла даже при оборотах холостого хода. Установка первичного масляного насоса потебовалась, поскольку всасывающая способность аксиально-плунжерного насоса была невелика. :

Стоит отметить, что и штатные шестеренные масляные насосы двигателя 4JX1 обладают посредственной всасывающей способностью, что затрудняет заполнение магистрали при завоздушивании после замены масла или езды по пересеченной местности.

МНВДКонструкция насоса не предусматривает возможности полного перекрытия масляной магистрали после выключения двигателя, поэтому для предотвращения полного отекания масла в поддон и удержания давления в масляной рампе, в контурах установлены обратные клапаны.

Для точного дозирования топлива необходим строгий контроль его давления. В данной системе объем впрыска опосредованно регулируется изменением давления в масляной рампе при помощи модулятора давления масла (RPCV), установленного на МНВД.

Давление регулируется изменением объема перепускаемого на слив масла после МНВД.

Далее масло под давлением до 23 МПа (-230 атмосфер) поступает в общую рампу. При этом, система управления обеспечивает обратную связь, при помощи датчиков контролируя температуру и давление масла в рампе.

 

масляный насос высокого давления2. Топливная система низкого давления

 

Топливо забирается из бака, проходит через сепарирующий фильтр и подводится к форсункам при помощи подкачивающего топливного насоса, совмещенного с МНВД. Давление топлива в магистрали низкого давления поддерживается на постоянном уровне при помощи дросселирующих отверстий.

Рис 6 - 1 - масляный насос высокого давления,
2 - к форсункам,
3 - от топливного бака,
4 - топливный насос.

3. Форсунки.

форсунки1. При получении сигнала от электронного блока управления, срабатывает электромагнитный клапан (соленоид) в верхней части форсунки и через привод приподнимает управляющий клапан, открывая впускной масляный канал и перекрывая выпускной.

2. Масло под высоким давлением поступает из рампы в рабочую полость форсунки, где воздействует на поршень.

3. Поршень вместе с плунжером перемещаются вниз, развивая в нагнетательной полости, где находится топливо, чрезвычайно высокое давление (за счет разности площадей сечения плунжера и поршня - в 7 раз больше, чем давление масла в рампе до 140 МПа).

4. Топливо под давлением преодолевает усилие пружины и поднимает иглу форсунки, после чего происходит впрыск топлива в цилиндр. Подача осуществляется в две стадии - пилотного и основного впрыска (пауза между стадиями обеспечивается проточками на плунжере, при движении которого кратковременно открывается отверстие сброса).
5. Далее электронный блок управления отключает соленоид, управляющий клапан открывает выпускной и перекрывает впускной масляный канал, после чего поршень и плунжер поднимаются обратно.
ФорсункаФорсунка

Форсунка.
1 - от электронного блока управления,
2 - масло под высоким давлением (из рампы),
3 - топливо (от подкачивающего насоса),
4 - электромагнитный клапан,
5 - поршень,
6 - плунжер,
7 - кольцо (4),
8 - кольцо (3)
9 - кольцо (2),
10 - кольца (1),
11 - медное седло форсунки,
12 - стакан.

4 Система электронного управления

Система электронного управления с 32-битным процессором с высокой точностью контролирует объем впрыскиваемого топлива, регулируя его гои помощи изменения времени отбытого состояния форсунки и давления в масляной магистрали, а также управляет углом опережения впрыска.



...
Загрузка...


 

Основные проблемы системы впрыска HEUI

 

1. Симптомы проблем

Cамая серьезная и, при этом, практически неизбежная проблема двигателей 4JX1 определяется по самопроизвольному увеличению уровня "масла" в поддоне и, в некоторых условиях, сопровождается повышенной дымностью выхлопа после торможения двигателем.

Возникает она обычно вследствие выпада из строя уплотнительных колец форсунок (главным образом, кольца (З). Последующая разборка показывает небольшие следы износа на металлических элементах (разумеется, при условии использования качественного дизтоплива), но при этом сами уплотнительные кольца сильно повреждены или разрушены. В результате, топливо под высоким давлением перетекает в масляную магистраль и попадает в поддон, вызывая подъем уровня.

Поврежденные кольцаПоврежденные кольца (1) и (2), показанные выше на схеме, заменяются относительно несложно (за исключением чисто технических вопросов извлечения стаканов форсунок). Но кольца (3) и (4) находятся внутри форсунки, которая формально не подлежит переборке. Замена же форсунок в сборе является очень дорогостоящим решением и, при этом, требует наличия фирменного спецоборудования.

Вторым путем попадания дизельного топлива в масло является МНВД, совмещенный с подкачивающим топливным насосом, по штоку которого топливо просачивается в корпус масляного насоса и далее стекает в картер. К связанным с износом топливного насоса проблемам можно отнести недостаточную подачу или завоздушивание топливной магистрали.

 

Менее распространен еще один вариант утечки топлива - непосредственно в камеру сгорания. Обычно она происходит вследствие неправильной установки форсунки или использования неподходящих седла или колец. К другим характерным неисправностям следует отнести: износ форсунок и распылителей, ведущий к работе на смеси нерасчетного состава, и в итоге - к перегреву и прогару поршней, а в случае разрушения изношенного распылителя - и к гидроудару от поступающего в цилиндр топлива; усадка некачественных пружин плунжеров форсунок; быстрый выход из строя модулятора давления масла при использовании масел со слишком высокой вязкостью; износ масляных насосов и поломки маслоприемников; потери давления масла через изношенный балансирный механизм.

 

2. Расположение и назначение колец

Каждая форсунка устанавливается в стакан, который, в свою очередь, помещен в головку блока цилиндров. Одно кольцо между форсункой и стаканом доступно для замены простым извлечением форсунки, два кольца между головкой и стаканом требуют снятия стакана, два кольца внутри форсунки могут быть заменены только при полной разборке. Кольца форсунок в разной степени подвергаются воздействию нагрева, высокого давления и среды, но, в конечном счете, одинаково служат для отделения друг от друга рабочих жидкостей. Все кольца, кроме (3), являются статическими уплотнениями между неподвижными деталями. Кольцо (№ 3 - рис. 10) уплотняет плунжер, который перемещается с высокой скоростью, совершая за время работы двигателя большое количество рабочих циклов.

Пример полностью изношенного кольца приведен ниже на иллюстрации 11.
Повреждение колец

 

Повреждение колец обычно приводит к тому, что жидкость из смежного контура с высоким давлением попадает в контур с низким давлением. На стадии проектирования, с учетом свойств и состава жидкостей, температуры, давления и т.д., для всех колец выбирались наиболее подходящие материалы, поэтому использование при переборке любых, близких только по размеру, уплотнений не представляется правильным решением.

 

Кольцо Разделяемые жидкости
Симптомы
(1) между стаканом и головкой блока цилиндров - топливо
- охлаждающая жидкость
- топливо в охлаждающей жидкости
- увеличение уровня охлаждающей жидкости
- запах дизтоплива в охлаждающей жидкости
- отложения эмульсии в системе охлаждения
(2) между форсункой и стаканом - топливо
- масло системы смазки (слив)



- перетекание топлива в масляный поддон
- увеличение уровня масла
- утечки масла через сальники двигателя
- попадание масла в линию вентиляции картера
- попадание масла во впускной коллектор
- двигатель начинает работать, на поступающей через вентиляцию смеси, и идет вразнос

(3) внутри форсунки, уплотнение плунжера - топливо
- масло системы впрыска (слив)
-
(4) внутри форсунки - топливо
- масло системы смазки (слив)
-

 

3. Рекомендации

1. В данном двигателе следует использовать только рекомендованные (по классу и вязкости) масла высшего качества, заменяя их с периодичностью 5-7 тысяч км пробега. Полная исправность масляной системы для этого мотора жизненно необходима.

2. Регулярно, не реже одного раза в неделю, следует проверять уровень масла, а при повышении уровня - незамедлительно приступать к ремонту.

3. Необходимо следить за отсутствием под машиной следов утечек рабочих жидкостей, которые могут косвенно указывать на перетекание топлива в другие контуры, и отсутствием у жидкостей посторонних запахов.

4. Существует мнение, что замена уплотнительных колец должна выполняться на всех машинах в качестве профилактической меры через каждые 80 - 100 тысяч километров пробега.

5. При любых работах, связанных с демонтажем форсунок, рекомендуется заменять на новые не только все уплотняющие элементы между форсункой и стаканом (включая медное седло), стаканом и головкой блока, но и сам стакан.

6. Если уровень масла в картере поднимется до трубки вентиляции, двигатель начнет самопроизвольно засасывать топливо-масляную смесь и пойдет "вразнос" даже при выключенном зажигании и не реагируя на педаль акселератора (о чем предупреждал сам производитель). Отмечены подобные случаи, когда частота вращения превышала максимально допустимую и двигатель механически разрушался. При всасывании же в цилиндры значительного количества топливо-масляной смеси происходит гидроудар.

7. Также следует обратить внимание, что при работе на масле с большой примесью дизтоплива достаточно быстро выходит из строя турбокомпрессор. Естественно, значительный ущерб при этом наносится и механической части двигателя - происходит задир поверхности цилиндров и поршней, вкладышей и шеек коленчатого вала, повреждения балансирного механизма и масляных насосов.

8. В случае выхода двигателя "вразнос" на машинах с механическими коробками передач рекомендуется, не разрывая связь двигателя с колесами, по возможности заглушить двигатель принудительным включением высшей передачи на малой скорости или другими способами создания высокой нагрузки. В некоторых случаях двигатель может быть остановлен только принудительным заглушением патрубка впуска воздуха подручными средствами.

 

4. Позиция производителя

Судя по действиям производителя, о проблемах 4JX1 ему было достаточно хорошо известно и, по мере возможностей, проблемы эти решались. Было проведено несколько кампаний отзывов машин, в ходе которых заменялись уплотнения форсунок или форсунки в сборе, также в серию пошли и модифицированные МНВД. Интенсивность и содержание кампаний зависели от особенностей каждой конкретной страны, но в целом касались всех автомобилей с двигателями 4JX1, выпущенных вплоть до 2003 года. Ранние форсунки (до №519266, по имеющимся сведениям) использовали исключительно резиновые кольца, более поздние получили, в том числе, и керамические уплотнения. При замене следует, в обязательном порядке, устанавливать форсунки нового образца.

 

5. Переборка форсунок

Каждая форсунка системы HEUI после изготовления была оттарирована производителем с высокой точностью и соответствующий индивидуальный код был нанесен на ее корпус. При замене необходимо внести код каждой новой форсунки в блок управления двигателем при помощи фирменного сканера Tech 2. В противном случае, через форсунку будет подаваться нерасчетное количество топлива, что для мотора 4JX1 приводит к тяжелым механическим повреждениям (например, происходит оплавление поршней).

Производитель заявляет данные форсунки как необслуживаемые и заменяемые в сборе. Правильная работа форсунок и двигателя, в целом, обеспечивается только очень высокой точностью заводской сборки и малыми допусками.

Переборка форсунокПереборка форсунок обязательно вызовет нарушения заводских регулировок, тогда как повторно оттарировать форсунки можно только на заводском оборудовании.

Однако, заменить кольца форсунок с соблюдением максимальных мер предосторожности технически возможно. При незначительном износе металлических частей и грамотной установке колец из правильного или лучшего материала отклонение реальной подачи от заводских тарировок может быть незначительным. По крайней мере, трудно оценить его на фоне общего износа других элементов топливной системы возрастной машины, качества топлива, количества отложившегося нагара, смол, сернистых соединений и т.п.

Для владельцев старых автомобилей с невысокой остаточной стоимостью замена колец может быть оправданным решением, ввиду дороговизны новых форсунок. Однако, следует иметь ввиду, что при значительных отклонениях в топливоподаче двигатель будет окончательно поврежден. В любом другом случае наиболее правильным решением будет квалифицированно выполненная замена форсунок на новые.

 

Проверка и регулировка тепловых зазоров в клапанах

Примечание: проверку и регулировку тепловых зазоров в клапанах производите на холодном двигателе.

1. Снимите крышку головки блока цилиндров.

2. Отсоедините разъемы форсунок.

3. Слейте масло из масляной рампы.

4. Снимите форсунки.

5. Снимите масляную рампу.

6. Установите цилиндр №1 в ВМТ такта сжатия. Проверьте, что толкатели клапанов цилиндра №1 свободны, а цилиндра №4 - зажаты. В противном случае проверните коленчатый вал на один оборот.

Измерьте зазор в приводеИзмерьте зазор в приводе7. Измерьте зазор в приводе клапанов, показанных на рисунке 13. Номинальный зазор:

впуск.. .0,15 мм

выпуск.. .0,25 мм

 

8. Проверните коленчатый вал на 1 оборот.
9. Измерьте зазор в приводе клапнов, показанных на рисунке 14. Номинальный зазор:

впуск............ 0,15 мм

выпуск......... 0,25 мм

При необходимости отрегулируйте10. При необходимости отрегулируйте тепловые зазоры в клапанах.

а) Установите цилиндр №1 в ВМТ такта сжатия.

б) При помощи спецприспособления отожмите толкатель и снимите регулировочную шайбу.

в) Определите толщину новой регулировочной шайбы следующим тодом:

- Измерьте толщину снятой регулировочной шайбы.

- Вычислите толщину новой регулировочной шайбы так, чтобы клапанный зазор находился в предела указанных значений.

Толщина снятой регулировочной шайбы - ТО

Измеренный зазор в клапане - М

Толщина новой регулировочной шайбы - ТА

впускной.......ТА = ТО + (М - 0,15 мм)

выпускной ....ТА = ТО + (М - 0,25 мм)

- Подберите новую регулировочную шайбу с толщиной как можно ближе к расчетному значению.

г) Установите новую регулировочную шайбу в толкатель и снимите специнструмент.
Повторно проверьте зазор в приводе клапанов.

Установите на место ранее снятые элементы.

Ремень привода ГРМ и шестеренный механизм

 

шестеренный механизм

1 - промежуточная шестерня А,
2 - шестерня НВД,
3 - шестерня вакуумного насоса,
4 - шестерня насоса ГУР,
5 - шестерня левого балансирного вала,
6 - промежуточная шестерня С,
7 - шестерня коленчатого вала,
8 - шестерня правого балансирного вала,
9 - промежуточная шестерня В.

Снятие

Снимите генератор. Снимите вентилятор системы охлаждения в сборе.

Снимите шкив коленчатого вала. Снимите крышку ремня привода ГРМ, сняв предварительно датчик положения распределительного вала. Ослабьте болт натяжителя и снимите ремень привода ГРМ. Снимите шкив распределительного вала.

Снимите шкив масляного НВД. Снимите переднюю пластину. Снимите вакуумный насос. Снимите насос ГУР.

Снимите крышку шестеренного механизма.

Снимите шестерню А.



..
Загрузка...


Заверните технологический болта) Заверните технологический болт, провернув вспомогательную шестерню, как показано на рисунке 17.

 

1 - вспомогательная шестерня,
2 - основная шестерня,
3 - рычаг,
4 - технологический болт.

Снимите шестернюб) Снимите шестерню А (рис 18).

 

1 - болт,
2 - держатель,
3 - шестерня А,
4 - ступица шестерни А,
5 - метки,
6 - шестерня коленчатого вала,
7 - кольцевое уплотнение.

Снимите шестерню13. Снимите шестерню С.

а) Вставьте стопорный штифт, провернув вспомогательную шестерню, как показано на рисунке 19.

 

1 - стопорный штифт,
2 - специнструмент.


Снимите шестернюб) Снимите шестерню С.

 

1 - болт,
2 - держатель,
3 - шестерня С,
4 - ступица шестерни С,
5 - метки,
6 - метки,
7 - шестерня А,
8 - шестерня левого балансирного вал,
9 - корпус шестеренного привода.

Снимите шестерню14. Снимите шестерню В.

 

1 - болт,
2 - держатель,
3 - шестерня В,
4 - ступица шестерни В,
5 - метки.

Снимите шестерню масляного насоса15. Снимите шестерню масляного насоса.

 

1 - кольцевое уплотнение,
2 - шестерня масляного насоса высокого давления,
3 - болт,
4 - корпус привода.

 

16. Снимите шестерни балансирных валов.

17. Снимите шестерню коленчатого вала.

Установите шестернюУстановка

1. Установите шестерню коленчатого вала.

 

1 - спецприспособление,
2 - шестерня.

Установите шестерни2. Установите шестерни балансирных валов.

а) Установите шестерню правого балансирного вала.

Момент затяжки.................. 32 Н-м

б) Установите упорную шайбу.

Момент затяжки................. 25 Н-м

в) Установите шестерню левого балансирного вала.

Момент затяжки ..... .......... 32 Н-м

 

1 - болт,
2 - упорная шайба,
3 - шестерня правого балансирного вала,
4 - метки.

3. Установите шестерню А.

а) Установите ступицу шестерни, совместив метки на корпусе привода и на ступице.

б) Нанесите немного моторного масла на ступицу.

в) Установите шестерню А, совместив метки на ней с метками на шестерне коленчатого вала.

г) Установите держатель и затяните болты крепления.

Момент затяжки.......................25 Н-м

4. Установите шестерню С.

а) Установите ступицу шестерни, совместив метки на корпусе привода и на ступице.

б) Нанесите немного моторного масла на ступицу.

в) Установите шестерню С, совместив метки на ней с метками на шестерне А и шестерне левого балан-сирного вала.

г) Установите держатель и затяните болты крепления.

Момент затяжки.......................25 Н-м

5. Установите шестерню В.

а) Установите ступицу шестерни, совместив метки на корпусе привода и на ступице.

б) Нанесите немного моторного масла на ступицу.

в) Установите шестерню В, совместив метки на ней с метками на шестерне коленчатого вала и шестерне правого балансирного вала.

г) Установите держатель и затяните болты крепления.

Момент затяжки.......................51 Н-м

Установите масляный насос6. Установите масляный насос высокого давления.

а) Установите новое кольцевое уплотнение.

б) Установите насос на корпус шестеренного привода.
в) Затяните гайки крепления.

Момент затяжки........................20 Н-м

 

1 - кольцевое уплотнение,
2 - масляный НВД,
3 - гайка,
4 - кольцевое уплотнение.

7. Установите шестерню масляного насоса.

а) Установите новое кольцевое уплотнение.

б) Установите шестерню масляного насоса, совместив метки на ней с метками на шестерне А.

Момент затяжки........................75 Н-м

8. Снимите стопорный штифт шестерни С и выверните технологический болт из шестерни А.

нанеся герметик9. Установите крышку шестеренного привода, нанеся герметик, как показано на рисунке 26.

Момент затяжки........................20 Н-м

Установите вакуумный насос10. Установите вакуумный насос.

Момент затяжки........................25 Н-м

Установите насос ГУР.11. Установите насос ГУР.

Момент затяжки........................25 Н-м

Установите переднюю пластину12. Установите переднюю пластину.

Момент затяжки.......................20 H м

Установите шкив13. Установите шкив масляного насоса

Момент затяжки.......................10Нм

Установите шкив распределительного14. Установите шкив распределительного вала.

а) Совместите метку на шкиве коленчатого вала с меткой ВМТ.

б) Зафиксируйте распределительные валы от проворачивания.

в) Установите шпонку и шкив распределительного вала.

г) Затяните болт крепления. Момент затяжки:

1-й этап.................. 40 Н-м

2-й этап................ 60-90 град.

Установите ремень привода15. Установите ремень привода ГРМ.

а) Установите натяжитель и временно затяните болты крепления.

б) Совместите метку на шкиве распределительного вала с меткой на корпусе шестеренного привода.

в) Установите цилиндр №1 в ВМТ такта сжатия.

г) Установите ремень на шкив распределительного вала, шкив масляного насоса и затем на натяжитель, соблюдая метки направления движения ремня.

д) Установите натяжитель.

е) Проверните коленчатый вал на два оборота и проверьте совмещение меток.

ж) Затяните болты крепления натяжителя.

 

Момент затяжки:

"'А".... 50 Н-м

"В".... 20 Н-м

 

1 - метки,
2 - шкив распределительного вала,
3 - ремень привода ГРМ,
4 - метки,
5 - шкив масляного насоса,
6 - натяжитель,
7 - болт А,
8 - пружина натяжителя.

 


Установите крышку16. Установите кронштейн датчика положения распределительного вала. Момент затяжки.......................20 Н-м

17. Установите крышку ремня привода ГРМ.

а) Заверните болты крепления.

Момент затяжки..... 9 Н-м

Установите датчикб) Установите датчик положения распределительного вала.

Момент затяжки..... 9 Н-м

Установите шкив коленчатого18. Установите шкив коленчатого вала.

Момент затяжки...... 220 Н-м

19. Установите вентилятор системы охлаждения.

Момент затяжки..... 8 Н-м

20. Установите генератор.

а) Установите генератор и регулировочную планку.

б) Отрегулируйте натяжение ремня и затяните болты.

Момент затяжки:

установочный болт................40 Н-м

регулировочный болт.............20 Н-м


...

Головка блока цилиндров

Снятие

1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.

2. Слейте охлаждающую жидкость.

3. Снимите крышку воздушного фильтра и впускной воздуховод.

4. Снимите промежуточный охладитель.

5. Снимите направляющую масляного щупа.

6. Отсоедините шланги системы вентиляции картера.

7. Отсоедините вакуумный шланг EGR.

8. Отсоедините разъемы проводки.

9. Снимите компрессор кондиционера.

10. Снимите кронштейн компрессора кондиционера.

11. Снимите ремень привода генератора и вентилятора.

12. Снимите теплозащитный кожух.

13. Отсоедините шланги и трубки от турбокомпрессора.

14. Снимите турбокомпрессор.

15. Отсоедините шланги охлаждающей жидкости от радиатора и термостата.

16. Снимите верхнюю крышку.

17. Отсоедините масляную трубку высокого давления.

18. Снимите крышку ремня привода ГРМ.

19. Снимите кронштейн датчика положения распределительного вала.

20. Снимите ремень привода ГРМ и натяжитель.

21. Снимите шкив распределительного вала.

22. Снимите переднюю пластину.

23. Отсоедините трубку охлаждающей жидкости (между головкой блока цилиндров и насосом охлаждающей жидкости).

24. Отсоедините топливную трубку (между коллектором и топливным насосом).

25. Отсоедините трубку возврата топлива.

26. Снимите впускной коллектор.

27. Снимите свечи накаливания.

28. Снимите крышку головки блока цилиндров.

29. Слейте масло из рампы.

30. Отсоедините разъемы форсунок.
31. Отсоедините разъемы датчиков.

32. Отсоедините проводку форсунок.

33. Снимите держатели форсунок.

34. Снимите проставки.

35. Снимите форсунки.

36. Снимите масляную рампу.

37. Снимите корпус распределительных валов.

38. Снимите головку блока цилиндров с прокладкой.

 

Установите стрелочный индикаторУстановка

 

1. Установите головку блока цилиндров.

а) Проверьте выступание поршней и подберите толщину новой прокладки головки блока цилиндров.

б) Установите стрелочный индикатор на блок цилиндров, поместите наконечник индикатора на днище поршня. Установите показания стрелочного индикатора на "0".

в) Медленно проворачивая коленчатый вал по часовой и против часовой стрелки, найдите точку, в которой днище поршня выступает на максимальное расстояние. Запишите показания измерения.

Примечание: проверку выступания проводите не менее, чем по двум точкам.

Выберите новую прокладку метка размерной группыг) Выберите новую прокладку головки блока цилиндров. Внимание: существует несколько размерных групп прокладок головки блока цилиндров, которые маркируются количеством отверстий.

1 - метка "верх",
2 - метка размерной группы.

 

 

Метка Выступание поршня, мм Толщина прокладки, мм
А 0,333-0,383 1,35
В 0,383 - 0,433 1,40
С 0,433 - 0,483 1,45


д) Установите прокладку на блок цилиндров.

е) Установите головку блока цилиндров и затяните болты крепления (используйте новые болты).

Момент затяжки:

1-й этап............ 50 Н-м

2-й этап................доверните на 60°

3-й этап................доверните на 60 °

Далее установка осуществляется в порядке, обратном снятию.

Головка блока цилиндров

Головка блока цилиндров.
1 - верхняя крышка,
2 - шумоизоляция,
3 - болт и прокладка,
4 - сальник,
5 - прокладка,
6 - крышка головки блока цилиндров,
7 - болты крепления,
8 - держатель форсунки,
9 - масляная рампа.
10 - форсунка,
11 - корпус распределительных валов,
12 - болт крепления головки блока цилиндров,
13 - головка блока цилиндров,
14 - прокладка,
15 - блок цилиндров.

 

Снятие и установка двигателя

1. Отсоедините аккумуляторную батарею.

2. Слейте охлаждающую жидкость.

3. Снимите капот.

4. Отсоедините шланги радиатора.

5. Снимите кожухи вентилятора и вентилятор системы охлаждения.

Момент затяжки...... 8 Н-м

6. Снимите радиатор.

7. Снимите крышку воздушного фильтра и впускной воздуховод.
8. Снимите промежуточный охладитель наддувочного воздуха.

9. Отсоедините провода массы.

10. Отсоедините проводку генератора.

11. Снимите компрессор кондиционера (не отсоединяя шланги).

Момент затяжки........................40 Н-м

12. Отсоедините вакуумные шланги.

13. Отсоедините проводку стартера.

14. Отсоедините топливную трубку от насоса.

15. Отсоедините проводку свечей накаливания.

16. Отсоедините коробку передач.

а) Поддомкратьте коробку передач.
б) Отсоедините заднюю опору КПП.

в) Отверните болты крепления КПП к двигателю (кроме двух болтов).

г) Вывесите двигатель.

д) Отверните оставшиеся болты крепления КПП.

е) Отсоедините коробку передач.

ж) Отсоедините шланг отопителя.

з) Отсоедините проводку системы "Shift on the fly".

и) Отсоедините вакуумные шланги.

17. Отсоедините опоры и снимите двигатель.

Установка осуществляется в порядке, обратном снятию.

Опоры двигателяОпоры двигателя

 

1 - амортизатор левой опоры,

2 - кронштейн левой опоры,

3 - амортизатор правой опоры,

4 - кронштейн правой опоры.

1. Отсоедините провод массы.

2. Вывесите двигатель.

3. Снимите амортизатор опоры.

а) Отверните болты крепления амортизатора к раме.
б) Отверните гайки крепления амортизатора к кронштейну опоры.

Момент затяжки............ 40 Н-м

4. Отверните болты крепления кронштейна к блоку цилиндров. Момент затяжки:

М10........ 40 Н-м

М14.... 127 Н-м

 

Установка осуществляется в порядке, обратном снятию.

Крышка головки блокаКрышка головки блока цилиндров

1 - верхняя крышка,
2 - изоляция,
3 - болт,
4 - сальник,
5 - прокладка,
6 - крышка головки блока цилиндров,
7 - болт и шпильки крепления.

нанести герметик

Снятие и установка

 

1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.

2. Снимите крышку воздушного фильтра и впускной воздуховод.

3. Снимите промежуточный охладитель.

4. Снимите верхнюю крышку и изоляцию.

5. Отсоедините масляную трубку высокого давления.

Момент затяжки.......................80 Н-м

6. Снимите крышку головки блока цилиндров.

Момент затяжки.........................9 Н-м

Установка осуществляется в порядке, обратном снятию. При этом необходимо нанести герметик, как показано на рисунке 42.





Далее: Двигатели 6VD1, 6VE1 Opel Monterey - общие процедуры ремонта.
Если пригодилась статья, скажи спасибо и поделись с друзьями!
Наверх
Яндекс.Метрика