. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ШИН

 

Пневматические шины являются одним из основных элементов ходовой части автомобилей. В процессе эксплуатации шины должны обеспечивать высокую комфортабельность и безопасность езды, устойчивость и управляемость автомобиля на высоких скоростях, на мокрых и заснеженных дорогах, улучшенные тормозные характеристики, заданную грузоподъёмность. Шины также влияют на расход топлива и шумообразование. В комплект пневматических шин входят:
• покрышка (для бескамерных шин);
• ездовая камера с вентилем;
• ободная лента (для грузовых шин).

Покрышка представляет собой торообразную упругую оболочку, непосредственно воспринимающую усилия, действующие при эксплуатации автомобиля, и обеспечивает сцепление шины с дорогой. Покрышка состоит из протектора (1), брекера (2), каркаса (3), боковины (4), бортов (5) (Рис 1).

• Каркас - основа покрышки с одним или несколькими слоями обрезиненного корда с резиновыми прослойками.
• Брекер - внутренняя деталь покрышки, расположенная между каркасом и протектором, предназначенная для смягчения ударных нагрузок при движении.
• Протектор - наружная резиновая беговая часть покрышки с рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая каркас от повреждений.
• Боковина - наружная резиновая деталь покрышки по боковой поверхности, предохраняющая каркас от боковых наружных повреждений.
• Борт - жёсткая часть покрышки, обеспечивающая её крепление на ободе колеса.

Автомобильная (ездовая) камера - кольцеобразная эластичная резиновая трубка с вентилем для накачивания воздуха. Обеспечивает упругость шины, надёжное крепление покрышки на ободе колеса. Ободная лента - профилированное эластичное кольцо, располагаемое между бортами покрышки, камерой и ободом колеса, предохраняющее камеру от истирания во время движения автомобиля.

По конфигурации профиля поперечного сечения, в зависимости от отношения высоты профиля (Н) к его ширине (В), выделяют шины обычного профиля, широкопрофильные, низкопрофильные и сверхнизкопрофильные. (Рис 2).

По типу конструкции различают диагональные и радиальные шины.

В радиальных шинах нити корда в каркасе расположены по меридиану под углом, близким к 0°, а в брекерном поясе идут под углом не менее 65°, перекрещиваясь между собой в парных слоях. (Рис 3).

В каркасе диагональных шин нити корда каркаса и брекера в смежных слоях перекрещиваются и имеют в средней части беговой дорожки углы наклона от 45 до 60 градусов. (Рис 4).

Брекер в основном изготавливается из металлокорда.

Радиальные шины характеризуются повышенным пробегом, улучшенным сцеплением с дорогой, пониженным теплообразованием, низким сопротивлением качению, что в сочетании с уменьшенной массой позволяет сократить расход топлива.

По способу герметизации различают камерные и бескамерные шины.

Камерная шина - шина, в которой воздушная полость образуется герметизирующей камерой.

Бескамерная шина - шина, в которой герметизирующая полость образуется покрышкой и ободом колеса за счёт герметизирующего слоя резины, обладающей повышенной газонепроницаемостью.

 

Рекомендации по эксплуатации шин:

1. Подбор шин;

• При выборе шин для автомобиля во избежание их весовой перегрузки необходимо руководствоваться индексами грузоподьёмности (нагрузки) и скорости, а также обращать внимание на конструкцию (камерная, бескамерная и др.).

2. Монтаж и демонтаж шин;

• Монтаж и демонтаж шин должен выполняться компетентным персоналом с применением специального оборудования.

3. Факторы влияющие на долговечность шин;

• Строгое соблюдение правил эксплуатации и ухода за шинами способствует максимальному использованию ресурса шин.

• При комплектации автомобиля шинами проверяйте соответствие шин по конструкции, форме профиля, износа, типу рисунка; устанавливайте на сдвоенные колёса и оси одинаковые шины.

По эксплуатационному назначению шин рисунки протектора имеют следующую классификацию:

• дорожный рисунок - шашки или рёбра, разделённые канавками.

Шины с дорожным рисунком предназначены для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием:

• универсальный рисунок - шашки или рёбра в центральной зоне беговой дорожки и грунтозацепы по её краям. Шины с таким рисунком предназначены для эксплуатации на дорогах с усовершенствованным облегчённым покрытием.

• рисунок повышенной проходимости - высокие грунтозацепы, разделённые выемками.

Шины с таким рисунком предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах;

• зимний рисунок - это рисунок, где выступы имеют острые кромки.

Шины с таким рисунком предназначены для эксплуатации на заснеженных и обледенелых дорогах и могут быть оснащены шипами противоскольжения;

• направленный рисунок - симметричный относительно плоскости, проходящей через середину протектора. Он обладает улучшенной способностью отвода воды из пятна контакта с дорогой и пониженной шумностью.

Шины с таким рисунком предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах;

• карьерный рисунок - массивные выступы различной конфигурации, разделённые канавками.

Соблюдайте нормы внутреннего давления в шинах, в т.ч. в запасной. Выбор правильного давления - самый важный фактор при эксплуатации шин.

 

Проверяйте давление во всех шинах не реже одного раза в неделю. Давление должно проверяться только в холодных шинах !

Помните! Снижение давления в шинах на 10% приводит к увеличению расхода топлива на 1,5% и значительному снижению ресурса шин.

• Не допускайте эксплуатацию шин с остаточной высотой протектора менее:
1,6 мм - для легковых автомобилей;
1,0 мм - для грузовых автомобилей;
2,0 - для автобусов и троллейбусов.

• Своевременно сдавайте шины на восстановление, это увеличит их работоспособность до 50%.

 

МАРКИРОВКА ШИН

1 - Обозначение размера шины.
2- Модель шины.
3 - Товарный знак предприятия-изготовителя.
4 - Страна-изготовитель.
5 - Индекс несущей способности.
6 - Категория скорости.
7 - Обозначение «TUBELESS» для бескамерных шин.
8 - Обозначение «ALL SEASONS» для шин с всесезонным рисунком протектора.
9 - Знак Е с указанием номера официального утверждения и страны, выдавшей сертификат соответствия Правилам ЕЭК ООН.
10 - Дата изготовления. (Большинство фирм - изготовителей придерживаются стандарта 4-х цифр, где 2 первые - номер недели, 2 последующие - год изготовления шины).
11 - Обозначение технических условий.
12 - Обозначение мест расположения индикаторов износа.
13 - Применяемые материалы и число слоев в каркасе и брекере.
14 - Обозначение DOT (Department of Transportation).
15 - Буквенно-цифровой код изготовителя (по регистрации департамента транспорта США).
16 - Код размера шины.
17 - Нормы эксплуатационных режимов для эксплуатации шины в Северной Америке.
18 - Показатель степени износостойкости шины.
19 - Способность шины к торможению на влажном дорожном полотне.
20 - Характеристика термостойкости шины.


 

Индекс несущей способности (ИНС) - одно или два числа, указывающее нагрузку, которую может выдержать одиночная или сдвоенная шина при скоростях, соответствующих надлежащей категории скорости.

ИНС кг ИНС кг ИНС кг ИНС кг
0 45 50 190 100 800 150 3350
1 46.2 51 195 101 825 151 3450
2 47.5 52 200 102 850 152 3550
3 48.7 53 206 103 875 153 3650
4 50 54 212 104 900 154 3750
5 51.5 55 218 105 925 155 3850
6 53 56 224 106 950 156 4000
7 54.5 57 230 107 975 157 4125
8 56 58 236 108 1000 158 4250
9 58 59 243 109 1030 159 4375
10 60 60 250 110 1060 160 4500
11 61.5 61 257 111 1090 161 4625
12 63 62 265 112 1120 162 4750
13 65 63 272 113 1150 163 4875
14 67 64 280 114 1180 164 5000
15 69 65 290 115 1215 165 5150
16 71 66 300 116 1250 166 5300
17 73 67 307 117 1285 167 5450
18 75 68 315 118 1320 168 5600
19 77.5 69 325 119 1360 169 5800
20 80 70 335 120 1400 170 6000
21 82,5 71 345 121 1450 171 6150
22 85 72 355 122 1500 172 6300
23 87,5 73 365 123 1550 173 6500
24 90 74 375 124 1600 174 6700
25 92,5 75 387 125 1650 175 6900
26 95 76 400 126 1700 176 7100
27 97 77 412 127 1750 177 7300
28 100 78 425 128 1800 178 7500
29 103 79 437 129 1850 179 7750
30 106 80 450 130 1900 180 8000
31 109 81 462 131 1950 181 8250
32 112 82 475 132 2000 182 8500
33 115 83 487 133 2060 183 8750
34 118 84 500 134 2120 184 9000
35 121 85 515 135 2180 185 9250
36 125 86 530 136 2240 186 9500
37 128 87 545 137 2300 187 9750
38 132 88 560 138 2360 188 10000
39 136 89 580 139 2430 189 10300
40 140 90 600 140 2500 190 10600
41 145 91 615 141 2575 191 10900
42 150 92 630 142 2650 192 11200
43 155 93 650 143 2725 193 11500
44 160 94 670 144 2800 194 11800
45 165 95 690 145 2900 195 12150
46 170 96 710 146 3000 196 12500
47 175 97 730 147 3075 197 12850
48 180 98 750 148 3150 198 13200
49 185 99 775 149 3250 199 13600





.. Категория скорости - это указанная с помощью условного обозначения скорость, при которой шина может выдержать нагрузку, указанную соответствующим индексом несущей способности.

КАТЕГОРИЯ СКОРОСТИ СКОРОСТЬ КМ/Ч КАТЕГОРИЯ СКОРОСТИ СКОРОСТЬ КМ/Ч
A1 5 K 110
A2 10 L 120
A3 15 M 130
A4 20 N 140
A5 25 P 150
A6 30 Q 160
A7 35 R 170
A8 40 S 180
B 50 T 190
C 60 U 200
D 65 H 210
E 70 V 240
F 80 W 270
G 90 Y 300
J 100 ZR более 240


Таблица перевода единиц показаний датчика давления:

kPa bar lb/in2 (p.s.i.) kg/cm2
100 1.0 15 1.0
150 1.5 22 1.5
200 2.0 29 2.0
250 2.5 36 2.6
300 3.0 44 3.1
350 3.5 51 3.6
400 4.0 58 4.1
450 4.5 65 4.6
500 5.0 73 5.1
550 5.5 80 5.6
600 6.0 87 6.1
650 6.5 94 6.6
700 7.0 102 7.1
750 7.5 109 7.7
800 8.0 116 8.2
850 8.5 123 8.7
900 9.0 131 9.2
950 9.5 138 9.7
1000 10.0 145 10.2
1050 10.5 152 10.7


Способ измерения остаточной глубины протектора

Гпубина рисунка протектора указана в соответствии с размерами элементов пресс-формы, формирующих глубину, без учёта усадки, которая составляет 1,0-2,5%. (Рис 6).

 

Контроль и обслуживание шин

Необходимо регулярно и перед любой длительной поездкой проверять внутреннее давление в шинах (включая запасное колесо) и корректировать внутреннее давление, если оно не соответствует рекомендациям производителя. Контроль должен осуществляться на холодной шине (через два часа после окончания движения или при пробеге менее 3 км), так как в результате нагрева при эксплуатации давление воздуха в ней повышается.

В случае внезапной потери давления необходимо проверить внешнее и внутреннее состояние шины. Состояние диска и золотника также должно быть проверено.

Необходима проверка степени износа шин (замена, если достигнут индикатор износа) и консультация со специалистом по шинам в случае неравномерного износа или разного износа шин, установленных на одной оси, а также появления следов старения. Любые видимые повреждения, порезы и деформации должны быть тщательно обследованы специалистом по шинам. Не следует использовать шину с повреждениями или спущенную шину без консультации со специалистом.

Следует безотлагательно установить причины возникновения любых аномалий при движении, таких как вибрация, шум, боковые уводы. Любой ремонт должен быть произведен специалистом по шинам.

 

Правила эксплуатации шин:

Шины являются единственным связующим звеном между автомобилем и дорогой. Поэтому необходимо быть уверенным в сохранности качества и характеристик используемых шин. Для этого рекомендуется следовать правилам по использованию и безопасности.

Хранение зимних шин

С помощью следующих мер предосторожности при хранении можно поддерживать зимние шины в хорошем состоянии:

Перед снятием шин отметьте их положение на автомобиле. Следующей зимой следует установить передние колёса на заднюю ось и наоборот, чтобы сбалансировать их износ. Промойте диски и шины водой и высушите для предотвращения коррозии.

Удалите камни и грязь из канавок протектора. Хранение монтированных на дисках шин лучше осуществлять в подвешенном состоянии или горизонтальном положении.

Храните шины вдали от источников света, желательно в прохладном сухом помещении. Ни в коем случае не следует хранить их рядом с органическими растворителями (топливо, масло и пр.).

Краткосрочное хранение

Храните шины в штабелях, желательно на поддонах. Не следует хранить шины в штабеле высотой более 1,2 м. Раз в месяц меняйте положение шин в штабеле. Хранение шин на дисках следует осуществлять в накачанном состоянии и вертикальном положении или в ряд на полках.

Длительное хранение

Длительное хранение осуществляется в вертикальном положении на полках в 10 см от пола. Во избежание деформации шины следует немного вращать раз в месяц. При длительном периоде неиспользования следует регулярно проверять давление воздуха в шинах и поддерживать его на рекомендованном производителем уровне.


Зимние шины. М+S - это не "зима"!

- В шинах много рекламы. На всех показах зимних шин расскажут про трапецевидный, ромбовидный, шестигранный или двойной-тройной шип, который призван улучшить сцепление на льду. Но все это ровно на полсезона. А дальше все шипы выглядят одинаково плохо, - изрядно побитые условиями зимы "железки".

 

Старые шипы - как заточенные карандаши: фланцы стерты, торчит лишь сердечник. Шипы вообще востребованы в 5-15 процентах случаев, чаще всего популярна "еврозима", "скандинавские" типы шин.

 

Маркировка M+S - для России, и впрочем всех восточных регионов не совсем являются зимними шинами. M+S дословно - mud plus snow, то есть грязь плюс снег. Для настоящей зимы они не очень хорошо подходят. Они позволят пережить межсезонье, самым последним приехать на шиномонтаж, чтобы поставить уже настоящие зимние шины. Они позволяют передвигаться при отрицательных температурах, но максимум минус 7°С, в основном минус 5°С, при более низких температурах рекомендуется не использовать такие шины. То же самое с надписью all season, которая не является законодательно подтвержденной маркировкой. Эту маркировку используют для внедорожных шин, на которых можно ездить вне асфальтовых покрытий. 

 

snow tireЗимняя шина на боковине должна иметь маркировку "три горных пика" и снежинку. В таких моделях применяется специальная резиновая смесь, которая способна выдерживать более низкие отрицательные температуры. В свою очередь зимние шины тоже распределяются на определенные сегменты. Есть так называемая "еврозима" для регионов с более мягким климатом, а есть модели для экстремальных условий - здесь уже гораздо ниже температурный показатель. Здесь сегмент делится на два типа: фрикционные шины (нешипуемые) и шипованные (шипуемые), которые не являются фрикционными. 

 

Иногда производитель заказывает у компаний специальные шины, которые называются омологированными. Это специальная шина, которая разгонит, остановит вес полной допустимой массы авто, выдержит все нагрузки. Они специально разработаны для конкретного автомобиля. У нее есть так называемый оригинал (образец), имеет одного "родственника". В чем-то они схожи между собой, обязательно есть отличия. Вносятся изменения вплоть до того, что изменяется рисунок протектора.

Эти шины имеют специальную маркировку на боковой части. Если вы видите звездочку, - шина омологирована для BMW, если надпись AO - для Audi, MO - Mercedes и так далее. Значки общепринятые, они применяются разными производителями шин. Шины омологируются, учитывая особенности каждой модели, и шины, омологированные для разных заказчиков одинаковыми быть не могут. 

 

Лучше, конечно, иметь обычные шины, "универсальные". Даже в этом случае характеристики будут на высоком уровне, ведь для премиумных шин это не будет лучшим решением: с точки зрения наилучшего результата в идеале следует устанавливать именно те шины, которые были "подогнаны" под особенности автомобиля. В противном случае можно потерять что-то в управляемости, что-то в комфорте. В каких-то характеристиках не будет достигнут максимальный результат, получится компромиссный вариант.

 

Для города одно - для трассы другое

Но и обычные (универсальные) модели разрабатываются с расчетом на разные условия эксплуатации. Разграничиваются "гражданские" шины на несколько сегментов. 

Первый - это так называемые спортивные шины (не настоящий "спорт", а "гражданские" шины для спортивных и версий и премиум-седанов). Они более "острые" в управлении, имеют лучшую курсовую устойчивость, хорошие тормозные характеристики, но жертвой всего этого будет ходимость. Даже если не посещать трек-дни, спортивные шины изнашиваются заметно быстрее, чем туристические, изначально рассчитанные на большие пробеги. 

 

Сегмент "туризм" - это шины с повышенной износостойкостью, рассчитанные на то, чтобы преодолевать дальние расстояния. Так что основное их качество - большая ходимость. Разумеется, "спортивные" характеристики при этом уходят на второй план, так что их использование на спортивных трассах сомнительно с точки зрения результата. 

 

Третий сегмент - городские шины. Они не настолько долговечны, как "туристические", зато лучше подходят для специфики городской езды, с ее многочисленными разгонами и торможениями, поворотами, парковками "в бордюр" и т.д.

В общем, отличий между представителями этих сегментов предостаточно. Но мало кто из покупателей, выбирая шины, руководствуется их предназначением.

 

Почему невозможно подделать фирменную резиновую смесь

 

Можно увидеть один к одному оригинальный рисунок, но поддельная шина все равно будет работать по-другому. Даже если разложить образец на атомы и молекулы, все равно не будет видно тех составляющих, что были изначально, потому что при вулканизации часть элементов - такие как сера - испаряется, часть преобразуется в другие - восстановить цепочку и массовые части обратно очень сложно. 

Шина состоит не из одной, а нескольких смесей. Не стоит говорить о летней или зимней модели - скорее имеет смысл говорить о предназначении шины. Ведь есть разные сегменты. Например в спортивном сегменте, меньшее количество смесей, но они эластичнее, а в городской шине, где требуется повышенная ходимость, много разных характеристик, соответственно больше резиновых смесей повышенных нагрузок. Мы не сравниваем зимние и летние модели по количеству применяемых смесей, правильнее все же говорить о направленности шины, для какой эксплуатации она предназначена. Чем бюджетнее шина, тем она "проще", соответственно меньше резиновых смесей в ней используется.

 

Сильно влияет на характеристики шины в большей степени не протектор или смесь, а большее значение имеет сама структура каркаса, а где-то - резиновая смесь, а где-то - протектор. Нельзя говорить об одном без другого. 

Со временем резина стареет, это вызывает вопросы по поводу срока службы шин. Нужно обязательно обращать внимание на условия хранения. Есть заводская гарантия, которая распространяется на 3-5 лет с момента производства или 40 - 60 тыс. км. пробега, в зависимости что наступит раньше. Шина может изменить структуру резиновой смеси или геометрии, если она хранится не должным образом. Можно испортить шину и за год, подвергая перепадам температуры, солнечному свету и воздействию осадков. Нельзя долгое время хранить шины, складывая их "елочкой", иначе идет нарушение геометрии бортового кольца, структуры каркаса и так далее. Условия хранения очень важны с точки зрения долговечности шин.

 

Только при неправильном хранении шины получают такие механические повреждения, как небольшие вздутия, повышенный местный износ, повышенный дисбаланс, радиальное и боковое биение, силовую неоднородность. И это всего лишь от "слёжанности" в стопках (более 8 штук в колонну) и от прямого солнечного света. Так что шина - довольно нежный продукт.

Шины имеют два основных вида дисбаланса: статический и динамический:

  • Статический — неравномерное распределение массы шины относительно центральной оси вращения. Этот дисбаланс возникает в результате нарушения технологических инструкций производства, неисправного оборудования. В случае, если статический дисбаланс завышен (например, до 80 грамм от массы шины 8 кг.), его исправление производят путем нанесения на внутреннюю полость «тяжёлого» клея.
  • Динамический — неравномерное распределение массы колеса относительно его центральной продольной плоскости качения. Динамический дисбаланс является "эксплуатационной" величиной, он определяется при монтаже автошины легковой или легкогрузовой на колёсный диск и должен устраняться корректирующей массой (грузиками) с каждой стороны обода колеса в соответствии с показателями.

 

Силовая неоднородность.

Технологические допуски, неточности расположения деталей, нессимитричные элементы конструкции, человеческий фактор приводят к возникновению геометрической неоднородности, неоднородному распределению масс, неоднородности по жёсткости. И получается, что силовая неоднородность - показатель качества изготовления шин. На шинных заводах при изготовлении шины проверяются 100 % легковых, легкогрузовых (с металлокордным брекером) и шин ЦМК на колебания радиальной и боковой, а также конусный эффект. Показатели силовой неоднородности определяются только для шин, имеющих металлокордный брекер. Автошина не является идеально однородной конструкцией. Суммарное действие всех видов неоднородностей проявляется в возникновении сил, действующих на автомобиль в целом.



Если пригодилась статья, скажи спасибо и поделись с друзьями!
Наверх
Яндекс.Метрика