Описание автомобилей ВA3-2106

 

Пособие по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей предназначено для инженерно-технических работников центров и станций технического обслуживания, автохозяйств и ремонтных мастерских, а также для автовладельцев, самостоятельно занимающихся ремонтом и обслуживанием своих автомобилей.

Описаны следующие модели автомобилей:
ВАЗ-2106 — легковой автомобиль с закрытым четырех-дверным кузовом типа “седан” (базовая модель). Двигатель с рабочим объемом 1,6 л:
ВАЗ-21061 — модификация модели ВАЗ-2106. Отличается только двигателем, который имеет объем 1,45 л;
BA3-21063 — модификация модели ВАЗ-2106. Отличается только двигателем, который имеет объем 1,3 л:
ВАЗ-21065 — модификация модели ВАЗ-2106. Отличается установкой пятиступенчатой коробки передач. Изменено оформление кузова;
ВАЗ-2103 — легковой автомобиль с закрытым четырех-дверным кузовом типа “седан” (базовая модель). Двигатель с рабочим объемом 1,45 л;
BA3-21033 — отличается от BA3-2103 установкой двигателя объемом 1,3 л;
BA3-21035 — отличается от BA3-2103 установкой двигателя объемом 1,2 л.

Приводится описание эксплуатации, технического обслуживания и ремонта автомобилей в основном на базе готовых запасных частей, имеются перечни возможных неисправностей и рекомендации по их устранению, а также указания по разборке и сборке, регулировке и ремонту узлов автомобилей. Кроме того, дается краткое описание устройства автомобилей в объеме, необходимом для ремонта, и приводятся сведения по эксплуатации автомобилей. При ремонте рекомендуется пользоваться специальным инструментом и приспособлениями, перечисленными в таблице. Резьбовые соединения при сборке следует затягивать моментами, указанными в приложении 1 . Перечень рекомендованных горюче-смазочных материалов и эксплуатационных жидкостей приведен в этой таблице .

Так как агрегаты и узлы автомобиля постоянно совершенствуются, возможно некоторое несоответствие текста и иллюстраций конструкции выпускаемых автомобилей ВАЗ-2106. Все изменения будут учтены. Автомобиль ВАЗ-2106 является самым массовым из выпускаемых автомобилей ВАЗ. Высокая надежность, неприхотливость, доступная цена, обеспеченность запасными частями снискали этой машине любовь и признательность у автолюбителей.

Автомобиль выпускается на ВАЗе с 1975 года. За это время было произведено 4.5 млн. этих машин. В 1999 году производство автомобиля ВАЗ-2106 начато в г.Сызрань на автосборочном заводе АО “РОС-ЛАДА”. Постепенно, по мере освоения мощностей по автомобилю ВАЗ-2110 на ВАЗе, производство автомобиля ВАЗ-2106 будет полностью перемещено на завод “РосЛАДА”.

За годы выпуска ни внешний вид, ни интерьер автомобиля ВАЗ-2106 не претерпели значительных изменений, тем не менее около половины деталей, входящих в состав автомобиля, обновилось. Работа конструкторов, технологов, материаловедов была направлена на повышение качества и надежности автомобиля, на рационализацию производственных процессов с тем, чтобы не допустить непомерного роста цены в современных условиях.

Технические нововведения на этом автомобиле затронули детали ходовой части, трансмиссию, оснащение кузова, изделия электрооборудования. Детали из цинковых сплавов и стали заменены пластмассовыми, появились новые фрикционные материалы для сцепления и тормозов, увеличена ходимость распредвала двигателя, шарниров карданной передачи, улучшена конструкция сидений. В целом за время выпуска автомобиля ВАЗ-2106 осуществлено более 700 изменений конструкции.

Перед началом эксплуатации автомобиля внимательно изучите инструкцию по эксплуатации. Соблюдение нижеприведенных правил будет способствовать более полному проявлению эксплуатационных качеств автомобиля и обеспечит его долговечность.

Не нажимайте до отказа на педаль управления дроссельной заслонкой во время прогрева двигателя, при пробуксовке колес на скользкой дороге, чтобы не вызвать чрезмерного увеличения частоты вращения коленчатого вала. Не спешите полностью использовать высокие динамические и скоростные качества автомобиля, пока не почувствуете уверенность в его вождении и не приспособитесь к его “характеру”.

Не забывайте проверять давление в шинах, так как эксплуатация шин со сцеплением, отличающимся от рекомендованного, приводит к их преждевременному износу, а также к ухудшению устойчивости и управляемости автомобиля.

Никогда не допускайте работы двигателя с частотой вращения коленчатого вала, при которой стрелка тахометра находится в красной зоне шкалы. Нахождение стрелки тахометра в желтой зоне сигнализирует о том. что частота вращения коленчатого вала приближается к максимально допустимой (начало красной зоны шкалы).

Не превышайте нагрузки автомобиля. Перегрузка приводит к повреждению элементов передней подвески, к изгибу балки заднего моста, к преждевременному износу шин, к вибрации кузова и к потере устойчивости автомобиля. Масса груза с багажником, установленным на крыше автомобиля, не должна превышать 50 кг.

Регулярно проверяйте состояние защитных резиновых чехлов шаровых опор и колпачков шарниров рулевых тяг. Если чехол или колпачок поврежден, то в шарнир проникают вода и грязь, что вызывает его усиленный износ и разрушение. Поврежденный чехол или колпачок немедленно заменяйте новым.

Избегайте резкого открывания дверей в конце хода. Не оставляйте незакрытой дверь на остановке при сильном ветре, чтобы избежать деформации передней кромки и ограничителя, открывая двери. Зимой, когда слой льда или снега на опускных стеклах затрудняет их передвижение, не применяйте чрезмерных усилий при вращении ручки, чтобы не повредить механизм стеклоподъемника. Помните, что стекла задних дверей опускаются не полностью.

Не ставьте ключ в выключателе зажигания в положение “Стоянка” при движении автомобиля. Несоблюдение этого правила может привести к блокировке вала руля противоугонным устройством и автомобиль станет неуправляемым. Не выключайте зажигание во время движения автомобиля, так как при остановке двигателя отключается вакуумный усилитель тормозов и возрастает усилие, которое необходимо приложить к педали тормоза для торможения автомобиля.

Мягкая подвеска автомобиля хорошо поглощает колебания и при быстрой езде по неровным дорогам. Однако резкие удары могут деформировать кронштейны буферов сжатия, оси нижних рычагов и сами рычаги. Эти деформации — результат небрежной езды — увеличивают ход подвески сверх допустимой величины и разрушают шаровые опоры. Поэтому при движении по таким дорогам не развивайте большую скорость и избегайте наездов на дорожные бортовые камни.

В случае выхода из строя одного из контуров тормозной системы торможение автомобиля обеспечивает второй контур. Но при этом ход педали тормоза увеличивается и снижается эффективность торможения, что в первый момент может быть оценено вами как полный отказ тормозов. В данном случае не отпускайте педаль и не производите многократные нажимы, которые только увеличивают время и путь торможения, а нажимайте на педаль до получения максимально возможного эффекта торможения.

Категорически запрещается устанавливать на руль суточный счетчик пройденного пути во время движения автомобиля. Это приведет к его поломке. Двигатель автомобиля рассчитан на применение бензина с октановым числом не ниже 91. Эксплуатация двигателя на бензинах с октановым числом ниже 91 приведет к выходу его из строя.

Этилированный бензин ядовит. Поэтому не допускайте попадания его на кожу рук, одежду, обивку салона. Особо недопустимо производить любые операции, в результате которых этилированный бензин или его пары могли бы попасть в полость рта. Для смазки двигателя, коробки передач и заднего моста применяйте только масла, рекомендуемые заводом (см. табл.). Не допускаете эксплуатации автомобиля с горящей контрольной лампой давления масла.

Допускается загорание лампы при минимальной частоте вращения коленчатого вала на режиме холостого хода. При повышении частоты лампа должна гаснуть. Во всех остальных случаях загорание лампы указывает на недостаточное давление в системе смазки.

Запрещается при помощи стартера трогать автомобиль с места! Если двигатель не начнет работать после трехкратного включения стартера. то проверьте исправность системы питания или зажигания и устраните причину, препятствующую пуску двигателя. Не включайте стартер при работающем двигателе. Это может привести к поломке зубьев его приводной шестерни или маховика.

Помните, что отработавшие газы ядовиты. Поэтому помещение, в котором производится пуск и прогрев двигателя, должно хорошо вентилироваться. При неработающем двигателе никогда не оставляйте зажигание включенным на длительное время. Это приведет к разрядке аккумуляторной батареи и повреждению элементов электрической цепи системы зажигания.

Для нормальной работы системы освещения и сигнализации применяйте лампы, указанные в таблице.
Чтобы не повредить выпрямитель генератора, обратите внимание на “Предупреждение” в статье “Генератор”.

На автомобиле устанавливается катушка зажигания, которая не имеет добавочного сопротивления; поэтому не замыкайте накоротко клеммы катушки зажигания для облегчения пуска двигателя рукояткой — это приведет к повреждению пружины подвижного контакта прерыв

ателя распределителя зажигания и к выходу из строя контактной части выключателя зажигания.

Чтобы не произошло перегорания плавкого предохранителя и повреждения контактов регулятора напряжения, обратите внимание на “Предупреждение” в статье “Регулятор напряжения”.


ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВA3-2106.

 

Основные параметры

Параметры Модель автомобиля ВАЗ = = =
  2106 21061 21063 21065
ОБЩИЕ ДАННЫЕ        
Количество мест, включая место водителя 5 = = =
Грузоподъемность, кг 400 = = =
Сухая масса 970 = = =
Масса снаряженного автомобиля, кг 1035 = = =
Масса, приходящаяся на переднюю ось, кг:
снаряженного автомобиля
полная

555
657
= = =
Масса, приходящаяся на заднюю ось, кг:
снаряженного автомобиля
полная

480
778
= = =
Просвет автомобиля при полной нагрузке и нормальном давлении в шипах, мм:
до поперечины передней подвески
до балки заднего моста
до масляного картера двигателя

175
170
182
= = =
Наименьший радиус поворота по точке переднего бампера автомобиля, м 5,9 = = =
Наименьший радиус поворота (по оси следа переднего внешнего колеса), м 5,6 = = =
Максимальная скорость движения па высшей передаче, км/ч:
при полной массе автомобиля
с водителем и одним пассажиром

148
150

148
150

143
145

148
150
Время разгона автомобиля с места с переключением передач до скорости 100 км/ч, с:
при полной массе автомобиля
с водителем и одним пассажиром

17,5
16,0

19
17

21
19

17,5
16.0

Расход* топлива на 100 км пути в летнее время при движении с полной нагрузкой, л:
при скорости 90 км/ч на высшей передаче
при скорости 120 км/ч на высшей передаче
при городском цикле

*3амеряеться по специальной методике.


7,4
10,1
10,3

7,4
10,1
9,9

7,6
10,0
10,4

7,5
9,9
10,3
Максимальный подъем при протяженности не менее двойной длины автомобиля, преодолеваемый без разгона при полной массе автомобиля, % 36 = = =
Тормозной путь при полной массе автомобиля со скорости 80 км/ч, м 38 = = =
Полная масса буксируемого прицепа, кг
необорудованного тормозами
оборудованного тормозами

500
750
= = =
Двигатель        
Модель двигателя 2106 2103 21011 2106
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 79x80 76x80 79x66 79x80
Рабочий объем, л 1, 57 1,45 1,3 1,57
Степень сжатия 8,5 8,5 8,5 8,5
Номинальная мощность по ГОСТ 14846-81 (нетто) при частоте вращения коленчатого вала 5400 мин'1, кВт, (л.с.) 55,5 (75,5) 53,3 (72,5) 47,0 (63,5) 55,5 (75,5)
Максимальный крутящий момент по ТОСТ 14846-81 (нетто) при частоте вращения коленчатого вала 3000 мин'1, Н-м (кгс-м) 116 (11,8) 104 (10,6) 93,0 (9,5) 116 (11,8)
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2      
Содержание окиси углерода (СО), объемная доля, %:
на режиме холостого хода
на режиме холостого хода (при повышенной частоте вращения 4300 об/мин )

0,3-1,5
2,0
= = =
Содержание углеводородов (СН) на режиме холостого хода, объемная доля, млн"1 1200 = = =

 

Система смазки: комбинированная. Под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов и вала привода вспомогательных агрегатов; разбрызгиванием масла — цилиндры, механизм газораспределения и его привод. Шестеренчатый масляный насос с маслоприемником и редукционным клапаном в крышке расположен в картере двигателя. Легкосъемный сменный полнопоточный масляный фильтр имеет фильтрующий элемент из специального картона.

Система питания: карбюратор эмульсионного типа, двухкамерный, с падающим потоком и пневматическим приводом открытия дроссельной заслонки вторичной камеры; имеет балансированную поплавковую камеру, систему отсоса картерных газов за дроссельную заслонку, экономайзер с пневматическим приводом, диафрагменный ускорительный насос, автономную систему холостого хода и сетчатый фильтр на входе топлива; воздушная заслонка — с диафрагменным механизмом для запуска холодного двигателя. Воздушный фильтр со сменным фильтрующим элементом из специального картона, с пред-очистителем из синтетической ваты. Топливоподкачивающий насос диафрагменный, снабжен сетчатым фильтром с рычагом ручной подкачки топлива.
Система вентиляции картера: закрытого типа, с маслоотделителем и пламегасителем.

Система охлаждения: жидкостная, закрытого типа, с полупрозрачным расширительным бачком. Термостат с твердым наполнителем, заключен в неразборный корпус; подключается к системе через шланги.

В системе охлаждения устанавливается электровентилятор, работающий по автоматическому циклу от термовыключателя, расположенного в нижнем бачке радиатора.

Система зажигания: батарейная, номинальное напряжение 12В; распределитель зажигания с центробежным автоматом и вакуумным корректором угла опережения зажигания приводится во вращение от вала привода вспомогательных агрегатов; катушка* зажигания Б-117 или Б-117А без добавочного сопротивления; свечи* зажигания А-17ДВ, А-17ДВР, FE65P или FE65PR с резьбой ИСО М141 25 -6 Е и ввертываемой частью длиной 19 мм.

*На ряде автомобилей ВАЗ-21065 применяется бесконтактная система зажигания.

Система выпуска газов: с тремя последовательно расположенными глушителями, выходной патрубок сзади.

 

ТРАНСМИССИЯ

Сцепление: однодисковое, сухое с диафрагменной нажимной пружиной; привод выключения сцепления — гидравлический.

Коробка передач: четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода, с рычагом переключения передач на туннеле пола.

На автомобиле может устанавливаться коробка передач модели 2106 с передаточными числами: первой передачи - 3,24; второй — 1,98: третьей — 1,29; четвертой — 1,00; заднего хода - 3,34: либо модели 2106-10 с передаточными числами соответственно 3,67: 2.10: 1.36: 1,00:3.53.

Карданная передача: два вала с промежуточной эластичной опорой: передний шарнир резиновый, эластичный; на концах заднего вала имеется два карданных шарнира на игольчатых подшипниках.

Задний мост: жесткая балка; главная передача коническая, гипоидная, с передаточным числом** 4,1 для коробки передач модели 2106, либо 3,9 — для коробки передач модели 2106-10.

 

ПОДВЕСКА

Передняя подвеска: независимая, на поперечных качающихся рычагах с цилиндрическими пружинами, телескоп и чески ми гидравлическими амортизаторами двустороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости; шарниры в периодической смазке не нуждаются.

Задняя подвеска: с цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами двустороннего действия, четырьмя продольными и одной поперечной штангами.

 

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОЛЕСА ВA3-2106

Рулевое управление: рулевой механизм — глобоидальный червяк на шариковых подшипниках и ролик на игольчатых подшипниках — заключен в алюминиевый картер; передаточное число рулевого механизма 16,4. Рулевая трапеция с приводом от сошки и средней тяги с маятниковым рычагом к боковым тягам; шарниры в периодической смазке не нуждаются. Рулевое управление травмо-безезопасное. В вариантном исполнении в рулевом механизме ролик — на шариковых подшипниках..

Колеса: дисковые штампованные, размер обода 127J-330 (5J-14); крепление — четырьмя болтами; запасное колесо помещается в багажнике. Шины: камерные радиальные 165/80R13 со статическим радиусом 276 мм или 175/70R13 со статическим радиусом 265 мм.

 

ТОРМОЗА ВA3-2106

Рабочие тормоза: дисковые, с двумя противолежащими гидравлическими цилиндрами — на каждом переднем колесе; барабанные с само-центрирующимися колодками, с автоматическим восстановлением заданного зазора и гидравлическим цилиндром — на каждом заднем колесе. Привод тормозов передних и задних колес раздельный, гидравлический, от педали и главного тормозного цилиндра с двумя соосными поршнями, с вакуумным усилителем. Регулятор давления в системе задних тормозов действует в зависимости от нагрузки на задний мост и уменьшает вероятность блокировки задних колес при торможении, а при возникновении блокировки способствует ее опережению на передних колесах, что снижает возможность заноса автомобиля. Рабочие тормоза совмещены с аварийным.

Стояночный тормоз: ручной, с тросовым приводом на колодки задних колес от рычага, расположенного на туннеле пола между передними сиденьями.

 

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Система электропроводки: однопроводная. отрицательный полюс источников соединен с массой. Номинальное напряжение 12 В. Аккумуляторная батарея: типа 6СТ-55А, зарядом 2105 Кл (55 Ач) при 20-часовом режиме разряда. Сила тока при ускоренном разряде в холодном состоянии (температура минус 18 "С) 225 А.

Генератор: Г-221, переменного тока со встроенным выпрямителем на кремниевых диодах; сила тока, вырабатываемого генератором при частоте вращения коленчатого вала 5000 мин-1— 42 А.

Регулятор напряжения: РР-380, вибрационный, двухступенчатый. Стартер: 35.3708, с электромагнитным включением и муфтой свободного хода, мощность 1.3 кВт.

Радиоприемник: “Круиз-201" или “Былина 207”, стационарный, с наружной антенной АР-108 на переднем левом крыле; устанавливаются по заказу на станции технического обслуживания.

Стеклоочиститель: СЛ-193. электрический, с двумя щетками, имеет два режима —для постоянной работы и прерывистой; мощность электродвигателя 20 Вт.

Выключатель зажигания: предназначен для включения зажигания, наружного освещения и приборов, пуска двигателя, установлен на рулевой колонке и снабжен противоугонным устройством.

Звуковые сигналы: электрические.

Наружное освещение: четыре фары с оптическими элементами по европейским нормам; подфарники; боковые указатели поворота; катафоты в торцах передних дверей; задние фонари с сигнализацией габаритного света, указателей поворота, стоп-сигнала, света заднего хода и катафотами: фонари освещения заднего номерного знака.

Щиток приборов: тахометр с контрольными лампами: включения стояночного тормоза, прикрытия воздушной заслонки карбюратора, заряда аккумуляторной батареи: спидометр с суммирующим и суточным счетчиками пройденного пути и контрольными лампами включения: габаритного света, указателей поворота, дальнего света фар; указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва топлива; указатель температуры жидкости в системе охлаждения двигателя; указатель давления масла с контрольной лампой недостаточного давления масла в двигателе.



КУЗОВ ВA3-2106

Кузов: седан, цельнометаллический, несущий, четырехдверныйКузов: седан, цельнометаллический, несущий, четырехдверный (рис. 1 ). Петли дверей расположены спереди. Окна дверей с двумя стеклами: у передней двери — одно поворотное, второе опускное; у задних — одно неподвижное, второе опускное.
Ветровое и заднее стекла панорамные. Все стекла безопасного типа, причем ветровое — полированное трехслойное, заднее и боковые — закаленные, полированные.

Передние сиденья раздельные, регулируемые в продольном направлении для обеспечения удобной посадки водителя и пассажира. Спинки сидений регулируются по наклону и могут откидываться для образования спальных мест. Передние сиденья оборудованы съемными подголовниками, регулируемыми по высоте.

Заднее сиденье неподвижное с центральным подлокотником, убирающимся в спинку сиденья.

Оборудование кузова: панель приборов, часы, прикуриватель, пепельница на панели приборов; вещевой ящик, поворачивающиеся противо-солнечные козырьки, отопитель, омыватель ветрового стекла с электрическим приводом, наружное и внутреннее зеркала, подлокотники на дверях, пепельницы на задних дверях, поручни над проемами дверей, ремни безопасности, вещевая полка под панелью приборов, полностью обитый багажник, передний и задний бамперы, проушины для буксировки автомобиля, кронштейны для фартуков задних колес. В вариантных исполнениях автомобиль может комплектоваться задним стеклом с электрообогревом, задним противотуманным фонарем, фартуками задних колес.

Вентиляция и отопление: система обогрева включена в систему охлаждения двигателя. Воздух распределяется двумя дефлекторами на панели приборов, которые направляют нагретый воздух на ветровое стекло или верхнюю часть салона; в нижнюю часть салона воздух подается при открытой крышке отопителя.

Для усиления циркуляции воздуха установлен электровентилятор с двумя режимами работы. При температуре окружающего воздуха минус 25 °С средняя температура в салоне при полностью включенном отоплении составляет 25 °С. а в зоне ног водителя и пассажиров — 30 С.

Автомобиль имеет вытяжную вентиляцию через отверстия на боковых панелях, закрытые декоративными решетками.

 

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ ВA3-2106

табличке заводских данных КЛЮЧИ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯМодель и номер автомобиля, модель двигателя, год изготовления, вариант изготовления и номер для запасных частей указаны в сводной табличке заводских данных, которая расположена на нижней полке коробки воздухопритока (рис. 2). В верхней строчке таблички в закодированном виде приводятся данные, которые расшифровываются следующим образом: первые три буквы обозначают географическую зону, страну и завод (X — Европа, Т — СССР, А — Волжский автомобильный завод); шесть следующих цифр — модель автомобиля; следующая — буква латинского алфавита, обозначающая модельный год выпуска автомобиля; последние семь цифр — номер шасси (для легкового автомобиля соответствует номеру кузова).

КЛЮЧИ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ

К каждому автомобилю прилагаются два комплекта ключей. В каждом комплекте по два ключа: один, большей длины, Б (рис. 3)—для включения зажигания и другой А — для передних дверей и крышки багажника. На каждом ключе выбит номер его серии. Модель, и номер кузова выбиты на нижней полке коробки воздухо-притока. Модель и номер двигателя выбиты на приливе блока цилиндров слева, над масляным фильтром.

 

ОПИСАНИЕ АВТОМОБИЛЯ ВA3-2106. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

Расположение контрольных приборов и органов управленияРасположение контрольных приборов и органов управления показано на рис. 4.

1 — рычаг привода замка капота.

2 — блоки плавких предохранителей электрооборудования.

3 — рычаг переключения света фар. Если ключ зажигания находится в положении I и III и включен выключатель наружного освещения 44, а рычаг переключателя находится и положении:

I — фары выключены;

II — включен ближний свет фар;

III — включен дальний свет фар.

Дальний свет также можно включить и при выключенном выключателе наружного освещения путем перемещения рычага на себя вдоль рулевой колонки. После его отпускания рычаг возвращается в исходное положение автоматически.

4 — рычаг переключателя указателей поворота. При переводе рычага в положение “А” включаются указатели правого поворота, в положение “В” — указатели левого поворота. При выходе автомобиля на прямую после поворота рычаг автоматически возвращается в исходное положение. Эта операция может выполняться также и вручную.

5 — выключатель зажигания. При положении ключа:

0 — все выключено;

1 — включено зажигание;

II — включен стартер;

III — стоянка (зажигание выключено); при вынутом ключе включено противоугонное устройство.

Если ключ находится в положении 1 или III, соответствующими переключателями и выключателями могут быть включены цепи внешнего и внутреннего освещения, стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла, электровентилятора отопителя.
При положении I ключа, кроме того, включены цепи зажигания, регулятора напряжения, обмотки возбуждения генератора, приборов с контрольными лампами, ламп света заднего хода.

Всегда находится под напряжением независимо от положения ключа в замке зажигания цепи ламп освещения салона, стоп-сигнала, электрических часов, патрона подключения переносной лампы, звуковых сигналов, прикуривателя и аварийной сигнализации.

Для включения противоугонного устройства на стоянке установите ключ в положение III и выньте его, поверните рулевое колесо в любое направление до щелчка, который означает, что запорный стержень выключателя зажигания вошел в паз вала рулевого колеса и заблокировал его.

Для выключения противоугонного устройства вставьте ключ в выключатель зажигания и, слегка поворачивая рулевое колесо вправо-влево для уменьшения трения при выходе запорного стержня из паза, поверните ключ в положение 0 (“выключено”).

6 — педаль сцепления.

7 — рычаг переключателя очистителя ветрового стекла. При положении рычага:

I — стеклоочиститель выключен;

II — стеклоочиститель работает прерывисто:

III — стеклоочиститель работает непрерывно.

Перемещением рычага на себя включается электропривод омывателя ветрового стекла.

8 — педаль тормоза.

9 — патрон подключения переносной лампы.

10 — рукоятка прикрытия воздушной заслонки карбюратора. Служит для пуска холодного двигателя. При вытянутой рукоятке воздушная заслонка полностью закрыта и на панели приборов при включенном зажигании загорается контрольная лампа. Если рукоятка утоплена, воздуш-
ная заслонка полностью открыта (контрольная лампа не горит).

11 — педаль привода дроссельных заслонок.

12 — рычаги крышки отопителя.

13 — контрольная лампа недостаточного уровня жидкости в бачке гидропривода тормозов. Лампа загорается постоянным красным светом при включенном зажигании, если уровень жидкости в бачке опустился ниже допустимого'предела из-за расхода жидкости или вследствие повреждения системы.

14 — выключатель освещения приборов. Находится под напряжением, если включен выключатель 44 наружного освещения и включено зажигание. Вращением рукоятки включается освещение приборов и регулируется его яркость.

15 — декоративная крышка гнезда радиоприемника.

16 — рычаг стояночного тормоза. При перемещении рычага вверх затормаживаются задние колеса и, если при этом включено зажигание, на панели приборов красным мигающим светом загорается контрольная лампа. Для возвращения рычага в исходное положение нажмите кнопку на торце рукоятки рычага. При перемещении рычага вниз контрольная лампа гаснет.

В случае крайней необходимости стояночным тормозом можно пользоваться во время движения автомобиля для притормаживания или использовать его одновременно с рабочими тормозами.

17 — выключатель аварийной сигнализации. При нажатии на кнопку включается мигающий свет всех указателей поворота и контрольной лампы в самой кнопке. Выключается аварийная сигнализация повторным нажатием на кнопку.

18 — рычаг переключения передач.

19 — прикуриватель. Для пользования нажмите и сейчас же отпустите кнопку патрона, которая остается в утопленном положении примерно 15 с. после чего автоматически возвращается в первоначальное положение. Прикуриватель готов к новому применению. Специальная лампа при включении освещения приборов подсвечивает гнездо прикуривателя.

20 — вещевая полка.

21 — вещевой ящик.

22 — пепельница.

23 — поворотные дефлекторы.

24 — трехпозиционный переключатель электровентилятора отопителя.

25 — электрические часы.

26 — рукоятка перевода стрелок часов. Для установки стрелок оттяните рукоятку и вращайте ее против часовой стрелки. После установки стрелок убедитесь в том, что рукоятка вернулась в исходное положение.
27 — рычаг управления крышкой люка воздухопритока.

28 — рычаг управления краном отопителя.

29 — выключатель звукового сигнала.

30 — щиток приборов.

31 — спидометр.

32 — суточный счетчик пройденного пути.

33 — суммирующий счетчик пройденного пути.

34 — контрольная лампа включения дальнего света. Лампа загорается синим светом при включении дальнего света фар.

35 — контрольная лампа включения указателей поворота. При включенном зажигании загорается зеленым мигающим светом, если рычаг 4 нахо-
дится в положении А или В. При выходе из с', . одной из ламп указателей поворота контрольная лампа горит постоянно.

36 — контрольная лампа включения габаритного света. Загорается зеленым светом, если включен выключатель 44.

37 — рукоятка установки на нуль суточного счетчика пройденного пути.

Счетчик устанавливается на нуль только на стоящем автомобиле вращением рукоятки против часовой стрелки.

38 — тахометр. Указывает частоту вращения коленчатого вала двигателя. Желтая зона шкалы обозначает режимы работы с высокой частотой вращения коленчатого вала, красная зона — опасные для двигателя режимы.

39 — контрольная лампа прикрытия воздушной заслонки карбюратора. Загорается оранжевым светом, если включено зажигание и вытянута рукоятка прикрытия воздушной заслонки карбюратора.

40 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. Лампа загорается красным светом при включении зажигания, гаснет сразу же после пуска двигателя. Если лампа горит при работающем двигателе, то это указывает на слабое натяжение ремня привода генератора или на неисправность самого генератора.

41 — контрольная лампа включения стояночного тормоза. При перемещении рычага стояночного тормоза в верхнее положение, если включено зажигание, лампа загорается красным мигающим светом.

42 — заглушка. В вариантных исполнениях устанавливается выключатель заднего противотуманного фонаря.

43 — заглушка. В вариантных исполнениях устанавливается выключатель обогрева заднего стекла.

44 — выключатель наружного освещения. Наружное освещение включается нажатием на нижнее плечо клавиши.

45 — указатель уровня топлива.

46 — контрольная лампа резерва топлива. Лампа загорается красным светом, если в топливном баке осталось менее 4—6,5 л бензина.

47 — указатель температуры жидкости в системе охлаждения двигателя. Переход стрелки в красную зону шкалы указывает на перегрев двигателя. В этом случае проверьте натяжение ремня привода генератора и если его натяжение в пределах нормы, проверьте систему охлаждения.

48 — указатель давления масла в системе смазки двигателя.

49 — контрольная лампа недостаточного давления масла в системе смазки двигателя. Лампа загорается красным светом при включении зажигания. После пуска двигателя при повышении частоты вращения коленча-
того вала выше минимальной лампа должна гаснуть.



ВЕНТИЛЯЦИЯ И ОТОПЛЕНИЕ САЛОНА ВA3-2106

Вентиляция и отопление салона регулируются в зависимости от времени года, как указано ниже.

ВЕНТИЛЯЦИЯ ЛЕТОМ

Наружный воздух может поступать в салон автомобиля:

нажмите на кнопку дефлекторы— при открытых поворотных стеклах, для чего нажмите на кнопку 1 (рис. 5.) и одновременно поверните ручку 2;

— при опущенных вращением ручки 3 стеклах дверей;

— через дефлекторы 1 (рис. 6),
если перевести вправо верхний рычаг 3 управления крышкой люка воздухо-притока;

— через отверстия кожуха отопителя, если открыть рычагом 5 крышку отопителя и переместить вправо рычаг 3.

При повороте дефлектора изменяется направление воздушного потока. При низкой скорости автомобиля можно увеличить количество поступающего воздуха, включив электровентилятор отопителя переключателем 4.

Рис. 5. Поворотное и отпускное стекло передней двери: 1 — кнопка; 2 — ручка поворотного стекла; 3 — внутренняя ручка двери.

Рис. 6 Управление вентиляцией и отоплением: 1 — поворотные дефлекторы; 2 — рычаг управления краном отопителя; 3 — рычаг управления крышкой люка воздухопритока; 4 — переключатель электро-вентилятора; 5 — рычаги крышки отопителя.

 

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАПОТЕВАНИЯ ВЕТРОВОГО СТЕКЛА

Для предохранения ветрового стекла от запотевания достаточно направить холодный воздух на ветровое стекло, переведя вправо нижний рычаг 3 (см. рис. 6), закрыв рычагом 5 крышку отопителя и повернув дефлекторы 1 так, чтобы струя воздуха распределялась на большую площадь ветрового стекла. При желании слегка подогрейте поступающий воздух, переведите частично вправо верхний рычаг 2. который регулирует поступление охлаждающей жидкости в радиатор отопителя.

ОТОПЛЕНИЕ ЗИМОЙ

Для отопления салона автомобиля и обогрева ветрового стекла, чтобы оно не запотевало и на нем не образовывались иней и лед:

— переведите вправо рычаги 2 и 3 (см. рис. 6);

— при необходимости включите электровентилятор отопителя переключателем 4;

— откройте рычагом 5 крышку отопителя.

Теплый воздух будет направляться как в зону ног водителя и пассажиров. так и на ветровое стекло. Для более быстрого обогрева ветрового стекла крышку отопителя Закройте. Если температура окружающего, воздуха очень низкая, переведите.вправо рычаг 3 на часть его хода, чтобы ограничить приток холодного воздуха.

ДВЕРИ

открываются нажимом ручки замок блокируется нажатием на кнопку Задние двери запираются только изнутриПередние и задние двери снаружи открываются нажимом ручки вверх (рис. 7). При открывании передних и задних дверей автоматически включается освещение салона.
Передние двери снабжены выключателем замка для запирания снаружи. Изнутри замок блокируется нажатием на кнопку 2 (рис. 8) блокировки замка. Нажимать на кнопку при открытой двери нельзя, так как блокирующее устройство при этом не действует и можно повредить замок.

Изнутри дверь открывается поворотом ручки 1 на себя независимо от положения кнопки блокировки.

Задние двери запираются только изнутри нажатием на кнопку 2 (рис. 9) блокировки замка.
Блокировка замка возможна и при открытой двери.

Изнутри дверь открывается поворотом ручки 1 на себя, если кнопка блокировки поднята. Для очистки пепельницы 3 выньте ее из гнезда, нажав на пластинку для гашения сигарет.

Рис. 8. Передняя дверь: 1 — замок разблокирован; II — замок заблокирован; 1 — ручка для открывания двери изнутри.

Рис. 9. Задняя дверь: I — замок разблокирован; II — замок разблокирован; 1 - ручка для открывания двери изнутри; 2 — пепельница

Регулировка положения дверей. Двери должны легко открываться и закрываться. При тугом или, неплотном закрывании двери отрегулируйте положение фиксатора замка. Перед регулировкой очертите карандашом корпус фиксатора замка на стойке кузова. Если дверь туго закрывается, ослабьте три болта крепления ее фиксатора, сместите фиксатор наружу и снова затяните болты. В случае неплотного закрывания двери сместите фиксатор внутрь.
Если при закрывании дверь смещается вверх, переместите фиксатор вниз и, наоборот, если дверь приподнимается, сместите фиксатор вниз.

ПЕРЕДНИЕ СИДЕНЬЯ

Переднее сиденьеДля регулировки передних сидений в продольном направлении поверните вниз блокирующую ручку 1 (рис. 10). После перемещения сиденья руку опустите.

Рис. 10. Переднее сиденье: 1 — блокирующая ручка; 2 — рукоятка регулировки наклона спинки

Для наклона спинки на небольшой угол вращайте рукоятку 2. Для наклона спинки на большой угол поднимите рукоятку 2, придайте спинке желаемый наклон и опустите рукоятку. Кроме того, спинку можно откинуть полностью, установив в одной плоскости с задним сиденьем.

КАПОТ ДВИГАТЕЛЯ

пружинным упором Для доступа к пробке отоприте его замокЧтобы открыть капот двигателя, потяните на себя рычаг I (см. рис. 4), установленный под панелью приборов, и поднимите капот, придерживая его рукой в конце открывания. Капот удерживается в открытом положении пружинным упором 1 (рис. 11) капота. При открывании капота, если включены габаритные огни, автоматически включается подкапотная лампа 2.

 

ПРОБКА ТОПЛИВНОГО БАКА И БАГАЖНИК

Для доступа к пробке 1 (рис. 12) топливного бака откиньте крышку 2, расположенную на правом заднем крыле. Чтобы открыть багажник, отоприте его замок 1 (рис. 13) ключом. Если включены габаритные огни, багажник освещается лампой 2. В багажнике находятся: запасное колесо, домкрат, топливный бак. коробка и сумка с инструментом. При закрывании багажника плавно опустите крышку и нажатием руки захлопните ее — замок сработает автоматически.

 

ПРОТИВОСОЛНЕЧНЫЕ КОЗЫРЬКИ И ВНУТРЕННЕЕ ЗЕРКАЛО ЗАДНЕГО ВИДА

ПРОТИВОСОЛНЕЧНЫЕ КОЗЫРЬКИ часть ящика освещается лампойПРОТИВОСОЛНЕЧНЫЕ КОЗЫРЬКИ. Они предназначены для защиты водителя и пассажира от ослепления солнцем. В зависимости от направления лучей солнца козырьки могут устанавливаться в положение I и II (рис. 14,а).

ВНУТРЕННЕЕ ЗЕРКАЛО ЗАДНЕГО ВИДА

Зеркало предназначено для наблюдения за дорогой сзади автомобиля. При ослеплении светом фар идущего сзади автомобиля рычажком, находящимся внизу зеркала, измените угол его наклона (рис. 1-14,б).

ВЕЩЕВОЙ ЯЩИК, ПЕПЕЛЬНИЦА, ПОДГОЛОВНИКИ

Чтобы открыть вещевой ящик, поднимите его крышку вверх. В открытом положении крышка удерживается пружинами.

Если включено зажигание, внутренняя часть ящика освещается лампой 2 (рис. 15). При закрывании крышки лампа гаснет вследствие размыкания контактов выключателя 1.

 

ПЕПЕЛЬНИЦА

пепельницу открыть, потяните за ручку съемными подголовникамиЧтобы пепельницу открыть, потяните за ручку 2 (рис. 16). Для очистки пепельницы нажмите на пластину 1 гашения сигарет и выньте ее.

Передние сиденья снабжены съемными подголовниками (рис. 17), регулируемыми по высоте. Подголовники удерживаются в нужном положении пружинными фиксаторами.

ОМЫВАТЕЛЬ ВЕТРОВОГО СТЕКЛА

При необходимости прочищайте жиклеры и фильтр омывателя. Для этого:

— прочистите отверстие выхода жидкости мягкой тонкой проволокой;

— очистите сетку фильтра, находящуюся на нижнем конце всасывающей трубки насоса омывателя.

Для изменения направления струи вставьте иголку в отверстие жиклера и поверните жиклер так. чтобы струя попадала на стекло в верхнюю зону сектора, описываемого щеткой стеклоочистителя. В бачок омывателя летом можно заливать чистую воду, а в холодное время года (до минус 25"С) заливайте низкозамерзающие жидкости.

ОЧИСТИТЕЛЬ ВЕТРОВОГО СТЕКЛА

В холодное время года перед включением очистителя убедитесь в том, что его щетки не примерзли к ветровому стеклу. В противном случае отогрейте стекло, включив отопление. Несоблюдение этой рекомендации может привести не только к поломке щеток, но и к выходу из строя электропривода очистителя ветрового стекла.

УСТАНОВКА НОМЕРНЫХ ЗНАКОВ

Передний номерной знакПередний номерной знак 2 (рис. 18) закрепите на переднем бампере 6 с помощью дистанционных втулок 3 и винтом 1 с шайбами 4 и гайками 5.

Для установки заднего номерного знака 8 вставьте снаружи в прямоугольные отверстия в задней стенке 7 багажника пластмассовые втулки 11 и закрепите номерной знак самонарезающими винтами 10 с шайбами 9.

Рис. 18. Установка номерных знаков: 1 — винт; 2 — передний номерной знак; 3 — дистанционная втулка; 4 — шайба; 5 — гайка; б — передний бампер; 7 — задняя стенка багажника; 8 — задний номерной знак; 9 — шайба; 10 — самонарезарезающий винт; 11 — пластмассовая втулка.

 

ПУСК ДВИГАТЕЛЯ
ПУСК ХОЛОДНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВA3-2106

1. Установите рычаг переключателя передач в нейтральное положение и вытяните рукоятку управления воздушной заслонкой карбюратора.

2. При очень низкой температуре окружающего воздуха включите на несколько секунд фары для подогрева электролита в аккумуляторной батарее и нажмите на педаль сцепления.

3. Вставьте ключ в выключатель зажигания и включите стартер, не нажимая при этом на педаль привода дроссельных заслонок. Если двигатель не начнет работать при первой попытке, выключите зажигание и примерно через 30 с повторно включите стартер. Более чем на 10 с включать стартер не рекомендуется.

4. После пуска двигателя отпустите ключ зажигания, который автоматически возвратится в положение “Зажигание”.

При устойчивой работе двигателя после пуска плавно отпустите педаль сцепления и постепенно, по мере роста частоты вращения коленчатого вала, утопите рукоятку управления воздушной заслонкой карбюратора.

несколько раз нажмите на рычагПосле длительной стоянки автомобиля перед пуском двигателя рекомендуется подкачать топливо в поплавковую камеру карбюратора, для чего несколько раз нажмите на рычаг 1 (рис. 19) ручной подкачки топлива.

При температуре минус 25"С и ниже, а также во время сильных снегопадов для более интенсивного прогрева двигателя и сохранения его теплового режима решетку радиатора рекомендуется закрывать защитным фартуком.

 

ПУСК ГОРЯЧЕГО ДВИГАТЕЛЯ

При горячем двигателе рукоятка управления воздушной заслонкой карбюратора должна быть утоплена. Перед пуском двигателя плавно нажмите на педаль привода дроссельных заслонок примерно на треть ее хода. После пуска, как только двигатель начнет работать без перебоев, постепенно опустите педаль.

ДВИЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ

Движение автомобиля рекомендуется начинать на первой передаче. Не применяйте вторую и третью передачи для трогания с места.

Схема переключения передачПеред началом движения проверьте положение рычага стояночного тормоза — движение начинайте только при полностью, опущенном рычаге. При низкой температуре окружающего воздуха и после длительной стоянки рекомендуется некоторое время двигаться на низших передачах с невысокой частотой вращения коленчатого вала двигателя. По мере прогрева масла в коробке передач и заднем мосту последовательно переходите на высшие передачи. Схема переключения передач показана на рис. 20.
Во время движения следите за работой различных узлов по соответствующим приборам и контрольным лампам. В нормальных условиях все лампы красного цвета не должны гореть. Их включение сигнализирует о необходимости проверки соответствующего узла.

После преодоления бродов, а также после мойки автомобиля или при длительном движении по мокрой дороге, когда в тормозные механизмы колес попадает вода, произведите при движении несколько плавных торможений автомобиля, чтобы просушить диски, барабаны и тормозные накладки.

При движении по лужам снижайте скорость во избежание аквапланирования, которое может вызвать занос или потерю управления. Изношенные шины увеличивают такую опасность.

По возможности водите автомобиль на умеренных скоростях. Резкие ускорения и замедления, движение автомобиля на повышенных скоростях приводят к быстрому износу шин и перерасходу топлива. Расход топлива также увеличивается при недостаточном давлении воздуха в шинах, при изношенных или загрязненных свечах зажигания, при неправильной регулировке системы холостого хода карбюратора.

Расход топлива и износ шин увеличивается и при буксировании прицепа. Кроме того, при буксировании прицепа возрастают нагрузки на кузов, двигатель и трансмиссию, что снижает их ресурс.

ТОРМОЖЕНИЕ И СТОЯНКА

Конструкция тормозов обеспечивает эффективное торможение. Тем не менее, старайтесь тормозить плавно и умеренно во всех случаях, избегая резких торможений.

Не выключайте зажигание и не ставьте ключ в положение “Стоянка” при движении автомобиля. При переводе ключа в положение “Стоянка” вал рулевого управления может заблокироваться противоугонным устройством и автомобиль станет неуправляемым.

В случае выхода из строя одного из контуров тормозной системы торможение автомобиля обеспечивает второй контур. При этом ход педали тормоза увеличивается и снижается эффективность торможения, что в первый момент может быть оценено вами как полный отказ тормозов. В данном случае не отпускайте педаль и не производите многократные нажимы. которые только увеличивают время и путь торможения, а нажимайте на педаль до получения максимально возможного эффекта торможения.

При остановке на подъеме или спуске включите стояночный тормоз и соответственно первую или заднюю передачи.

Чтобы тормозные колодки не примерзли к барабанам после движения по мокрым дорогам при резких колебаниях температур, не оставляйте автомобиль на открытой площадке с затянутым стояночным тормозом, не просушив тормоза плавными торможениями при движении к стоянке.

ОБКАТКА

Во время пробега автомобилем первых 2000—3000 км:

1. Перед каждым выездом проверяйте и доводите до нормы давление воздуха в шинах.

2. Не допускайте работы двигателя с высокой частотой вращения коленчатого вала (стрелка тахометра не должна доходить до желтой зоны шкалы) во время движения автомобиля, а также в период прогрева его после пуска (правило, которое соблюдайте всегда и особенно при пуске холодного двигателя).

3. Переходите своевременно на низшую передачу в соответствии с условиями движения, избегая перегрузки двигателя.

4. Не меняйте масло, залитое в двигатель на заводе.

Помните, что высокая надежность и долговечность двигателя, а также других узлов и механизмов автомобиля в большей степени зависят от режима работы автомобиля в начальный период эксплуатации - при обкатке.

 

ПОЛЬЗОВАНИЕ РЕМНЯМИ БЕЗОПАСНОСТИ

Ремни безопасности являются эффективным средством защиты водителя и пассажиров от тяжелых последствий дорожно-транспортных происшествий.

Автомобили комплектуются двумя типами ремнейАвтомобили комплектуются двумя типами ремней: с инерционными катушками и без них. В первом случае ремни не нуждаются в регулировке длины, а во втором случае регулировка необходима. Длина ремня должна быть такой, чтобы между грудью и диагональной лямкой 2 (рис. 21) свободно проходила ладонь, а поясная лямка 4 плотно прилегала к бедрам. Изменение длины ремня осуществляется регулятором 3.
Чтобы пристегнуться ремнями, вставьте язычок 5 в замок 7 до щелчка. не допуская при этом скручивания лямок. Не пристегивайте ремнем ребенка, сидящего на коленях пассажира.

Для отстегивания ремня нажмите на кнопку 6 замка. Для ремней без инерционных катушек после отстегивания вставьте язычок 5 в карманчик накладки 1.

В случае загрязнения лямок очищайте их мягким мыльным раствором. Гладить ленты утюгом не допускается.
Ремень подлежит обязательной замене новым, если он подвергся критической нагрузке в дорожно-транспортном происшествии или имеет потертости, разрывы и другие повреждения.

 

КОРРЕКТИРОВКА УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ

Если на вашем автомобиле установлен распределитель зажигания Р-125Б, имеющий, октан-корректор, то вы имеете возможность подкорректировать угол опережения зажигания. Знаки “+” (опережение) и (запаздывание), нанесенные на шкале октан-корректора, указывают направление его вращения для изменения момента зажигания.

Корректировку угла опережения зажигания проводите на прогретом двигателе. Перед корректировкой отметьте положение средней риски октан-корректора на блоке цилиндров. При движении по ровной дороге на прямой передаче со скоростью 50 км/ч резко нажмите на педаль привода дроссельных заслонок. Если при этом возникает незначительная и кратковременная детонация, то угол опережения зажигания установлен правильно. При сильной детонации (раннее зажигание) эксцентрик октан-корректора поверните на 0,5—1 деление по часовой стрелке (на -). В случае отсутствия детонации (позднее зажигание) поворачивайте эксцентрик октан-корректора на 0,5—1 деление против часовой стрелки (на +)

После корректировки проверьте снова правильность установки момента зажигания при движении.

БУКСИРОВКА АВТОМОБИЛЯ

Для буксировки автомобиля трос закрепляйте только в специально предназначенных для этой цели передних или задних проушинах. Буксировку автомобиля проводите плавно, без рывков и резких поворотов.



УХОД ЗА КУЗОВОМ

Кузов является базовым и самым дорогостоящим элементом автомобиля. Он изготовлен из современных материалов и защищен от коррозии высококачественными защитными средствами. Основа долговечности коррозионной защиты заложена заводом-изготовителем, однако ее эффективность и срок действия зависят от правильного ухода, климатических условий, экологического состояния окружающей среды и условий хранения.

Чтобы не появились царапины на лакокрасочном покрытии кузова, не удаляйте пыль и грязь сухим обтирочным материалом. Автомобиль лучше мыть до высыхания грязи струей воды небольшого напора с использованием мягкой губки. Летом мойте автомобиль на открытом воздухе в тени. Если это невозможно, то сразу же обтирайте вымытые поверхности ;насухо, так как при высыхании капель воды на солнце на окрашенной поверхности образуются пятна. Зимой после мойки автомобиля в теплом помещении перед выездом протрите кузов насухо, так как при замерзании оставшихся капель могут образоваться трещины на лакокрасочном покрытии. Не рекомендуется применять для мойки автомобиля содовые и щелочные растворы, а также сточные воды, чтобы покрытие не потускнело.
прочистите дренажные отверстия дверей и пороговПеред мойкой автомобиля прочистите дренажные отверстия дверей и порогов (рис. 22). При мойке автомобиля избегайте попадания прямой струи воды на изделия электрооборудования, электронные устройства, датчики и разъемные соединения в моторном отсеке. Следите за состоянием защитных чехлов разъемных соединений электронных блоков и датчиков. При попадании влаги разъемные соединения продуйте сжатым воздухом и обработайте авто-препаратом “Унисма-1” в аэрозольной упаковке для зашиты контактов от окисления.

Во время мойки тщательно промывайте фланцевые соединения дверей, капота, крышки багажника, а также сварные швы и соединения моторного отсека, багажника и проемов дверей, так как накопившаяся грязь в указанных местах приведет к разрушению защитно-декоративного покрытия и к коррозии металла.

При обнаружении признаков коррозии (налеты коррозии, местные вздутия краски и др.) поврежденное место зачистите мелкой наждачной шкуркой до чистого металла, обработайте авто-средством для холодного фосфатирования “Фосфакор”, покройте грунтом ГФ-021 и закрасьте эмалью из прилагаемой баночки.

Сколы и царапины на лакокрасочном покрытии, сколы мастики по аркам колес и на днище связаны с механическим воздействием эксплуатационного характера. Следы коррозии по сварочным соединениям и стыкам деталей кузова имеют поверхностный характер и в начальной стадии могут быть удалены полировкой пастами.

Если не будут своевременно приняты меры по устранению дефектов защитно-декоративного покрытия эксплуатационного характера, то это приведет к развитию коррозии под слоем покрытия, его отслоению и вспучиванию.

Для повышения коррозионной стойкости кузова в замкнутые коробчатые полости порогов, лонжеронов, поперечин и другие элементы основания кузова нанесен специальный антикоррозионный состав. При эксплуатации автомобиля рекомендуется проводить восстановление защитного покрытия скрытых полостей кузова на предприятиях технического обслуживания периодически раз в 1,5-2 года (см. рис. 43. 44, 45).

При эксплуатации автомобиля в условиях, где коррозия металла происходит особенно активно (соль на дорогах, сырой климат, близость моря, источники промышленных выбросов в атмосферу и т.п.), целесообразно установить под передние крылья имеющиеся в продаже дополнительные защитные кожухи, отделяющие колесо от остального пространства под крылом.

В процессе эксплуатации автомобиля покрытие на днище кузова подвергается воздействию гравия, песка, соли. В результате этого воздействия мастика и грунт стираются, оголенный металл ржавеет. Поэтому регулярно следите за состоянием покрытия днища и своевременно восстанавливайте поврежденные участки.

Перед нанесением защитных покрытий (грунтов, мастик) ржавые поверхности обработайте составом “Феран”.

Для сохранения блеска окрашенных поверхностей автомобиля (особенно у автомобилей, хранящихся на открытом воздухе) регулярно полируйте их с применением полировочных паст. Эти пасты закрывают микротрещины и поры, возникшие в процессе эксплуатации в лакокрасочном покрытии, что препятствует возникновению коррозии под слоем краски.

Чтобы поверхность кузова длительное время сохраняла блеск, не оставляйте автомобиль продолжительное время на солнце, а также не допускайте попадания кислот, растворов соли, тормозной жидкости и бензина на поверхности кузова. Чтобы не появились пятна на лакокрасочном покрытии под люком топливного бака при попадании бензина, протирайте поверхность чистой ветошью перед заправкой и после нее.

Хромированные части протирайте мягкой ветошью с применением автосмазки ВТВ-1 в аэрозольной упаковке. Для защиты от коррозии внутренних поверхностей хромированных бамперов и декоративных колпаков колес рекомендуется их обрабатывать авто-консервантом порогов “Мовиль”.

Детали из пластмасс протирайте влажной ветошью и обрабатывайте авто-препаратами для чистки пластмасс.

Пыль с обивок подушек и сидений удаляйте пылесосом. Для удаления жирных пятен на обивке применяйте очистители интерьера или нейтральное мыло с водой. Одновременно тщательно протирайте влажной ветошью резиновые уплотнители и соприкасающиеся с ними поверхности дверей и крышки багажника.

Стекла очищайте мягкой льняной ветошью или замшей. Очень грязные стекла предварительно вымойте водой с добавлением стеклоомывающей жидкости (30 см на 1 л воды).

В связи с неблагоприятной экологической обстановкой в некоторых районах имеют случаи агрессивного воздействия отдельных компонентов из окружающей среды на защитно-декоративные покрытия автомобиля. Эти воздействия проявляются в виде рыжей сыпи, локального изменения цвета наружного лакокрасочного покрытия, локального разрушения эмалевого покрытия кузова.

Причиной появления рыжей сыпи является осаждение на горизонтальной поверхности кузова мельчайших частиц взвешенной в воздухе металлической пыли, которая приклеивается к кузову продуктами коррозии во время увлажнения росой. Рыжая сыпь может быть удалена 5-процент-ным раствором щавелевой кислоты с последующей обильной промывкой чистой водой, после чего кузов необходимо отполировать. Щавелевая кислота постепенно удаляется последующими мойками и дождями.

Локальные изменения цвета (пятна) наружного лакокрасочного покрытия и локальные разрушения эмалевого покрытия кузова являются следствием воздействия кислотных промышленных выбросов после их соединения с влагой воздуха. Такие воздействия в зависимости от степени тяжести устраняются полировкой или перекраской кузова.

 

ХРАНЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ

В эксплуатации большое внимание уделяйте условиям хранения автомобиля, так как при годовом пробеге 15000 км автомобиль в движении находится около часа в сутки. Оптимальным условиям для хранения автомобиля отвечают:

— навес, где температура и влажность соответствуют параметрам окружающей среды, имеется постоянное движение воздуха и отсутствует прямое воздействие солнечной радиации и атмосферных осадков;

— отапливаемое помещение (индивидуальный гараж) с температурой не ниже 5 С и относительной влажностью 50-70%. оборудованное приточно-вытяжной вентиляцией.

Если же отапливаемое помещение (индивидуальный гараж) имеет малоэффективную приточно-вытяжную вентиляцию, а автомобиль эксплуатируется в зимний период или после мойки ставится на хранение без предварительной просушки, то разрушительные воздействия на защитно-декоративные покрытия многократно возрастают.

При хранении автомобиля зимой под навесом или в неотапливаемом помещении снимите аккумуляторную батарею, слейте жидкость из бака омывателя ветрового стекла.

При хранении автомобиля в помещении, в которое проникает солнечный свет, кузов и шины покройте чехлом из влагопроницаемого материала. Применение же чехлов из влагонепроницаемых материалов (брезент, пленка и т.п.), не имеющих вентиляционных отверстий в зоне ветрового и заднего стекол, способствует конденсации на поверхности кузова влаги, которая при длительном воздействии может привести к повреждению краски кузова.

Если автомобиль зимой хранится на открытой стоянке под чехлом, то чехол не должен прилегать к окрашенным поверхностям кузова, чтобы не повредилась краска (образование вздутий, отслаивание). Для нормальной вентиляции окрашенных поверхностей между чехлом и кузовом уложите мягкие прокладки высотой не менее 20 мм.

При подготовке автомобиля к длительному хранению:

1. Вымойте автомобиль и вытрите кузов насухо. Удалите коррозию. Поверхность с поврежденной краской покрасьте. Нанесите на кузов “Автоконсервант” или автовоск.

2. Пустите и прогрейте двигатель. Остановите двигатель и слейте бензин из топливного бака.

3. Снова пустите двигатель и выработайте весь бензин из карбюратора и насоса.

4. На прогретом таким образом двигателе выверните свечи зажигания и залейте в каждый цилиндр по 25-30 г подогретого до температуры 70-80 °С моторного масла, после чего поверните коленчатый вал на 10-15 оборотов и заверните свечи.

5. Установите воздушный фильтр в положение забора холодного воздуха, отсоедините от него шланг забора теплого воздуха.

6. Промасленной лентой (бумажной или тканевой)заклейте:

— отверстия воздухозаборных патрубков корпуса воздушного фильтра;

— выходное отверстие отводящей трубы глушителя;

— отверстие вентиляционной трубы топливного бака.

7. Для защиты от пыли закройте двигатель брезентом, пленкой или промасленной бумагой.

8. Ослабьте натяжение ремня привода генератора.

9. Смажьте консистентной смазкой шлицевое соединение фланца карданного вала.

10. Поставьте автомобиль на подставки так. чтобы колеса были приподняты над опорной поверхностью.

11. Накройте автомобиль чехлом.

12. Полностью зарядите аккумуляторную батарею и храните ее в сухом прохладном месте.

При обслуживании автомобиля во время хранения (один раз в два месяца) сделайте следующее:

1. Снимите чехол и осмотрите автомобиль. Пораженные коррозией участки на окрашенной поверхности зачистите и закрасьте.

2. Выверните свечи.зажигания, включите четвертую передачу в коробке передач. Проверните заднее колесо на 2-3 оборота и заверните свечи.

3. Поверните рулевое колесо на 1-1,5 оборота в каждую сторону. Приведите в действие (3-5 раз) педали тормоза и сцепления, педаль управления дроссельными заслонками и стояночный тормоз.





Далее: Техническое обслуживание автомобилей ВA3-2106
Если пригодилась статья, скажи спасибо и поделись с друзьями!
Наверх
Яндекс.Метрика