Модификации автомобилей ВАЗ-2103, ВАЗ-21033, ВАЗ-21035, их отличия

 

Автомобили BA3-2103 Здесь изложены особенности устройства, ремонта и обслуживания автомобилей семейства ВАЗ-2103. Эти автомобили выпускались Волжским автозаводом с 1972 г. по 1984 г., одно время параллельно с выпуском автомобилей ВАЗ-2106, а затем были полностью заменены на конвейере автомобилями семейства ВАЗ-2106.

Конструкция автомобилей ВАЗ-2103 во многом идентична ВАЗ-2106. Поэтому большинство методов ремонта (снятие и установка, разборка и сборка узлов, регулировки, неисправности и т.д.), изложенные в основных статьях относятся и к автомобилям BA3-2103.

Автомобили BA3-2103 (рис. 1) отличаются от автомобилей ВАЗ-2106 в основном наружным и внутренним декоративным оформлением кузова, установкой двигателей с меньшим рабочим объемом, характеристиками сцепления, схемой соединения узлов электрооборудования и некоторыми узлами электрооборудования. Кроме того, на автомобилях ВАЗ-2103 выпуска до 1980 г. применялись карбюраторы старой конструкции.



Загрузка...


ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЕЙ

 

Основные отличительные технические параметры
Параметры BA3-2103 BA3-21033 ВА3-21035
ОБЩИЕ ДАННЫЕ      
Вместимость, чел. 5 5 5
Грузоподъемность, кг   400  
Масса снаряженного автомобиля, кг   1035  
Наибольшая скорость с водителем и пассажиром, км/ч 152 145 140
Время разгона с места до скорости 100 км/ч, с переключением передач, с водителем и пассажиром, с: 17 19 20
Наименьший радиус поворота (по оси следа наружного переднего колеса), м   5,6  
ДВИГАТЕЛЬ      
Модель двигателя 2103 21011 2101
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 76x80 79x66 76x66
Рабочий объем, л 1,45 1,3 1,2
Степень сжатия 8,5 8,5 8,5
Номинальная мощность при частоте вращения коленчатого вала 5600 об/мин по ГОСТ 14846, кВт (л.с.) 52,3
(71.1)
47
(63,9)
43,2
(60)
Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала 3400 об/мин по ГОСТ 14846, Н.м (кгс.м) 103,9
(10,58)
92
(9,38)
85
(8,7)
Порядок работы цилиндров   1-3-4-2  
ТРАНСМИССИЯ      
Передаточные числа коробки передач:
первая передача
вторая передача
третья передача
четвертая передача
передача заднего хода
Передаточное число главной передачи

3,75
2,3
1,49
1,00
3,87
4,1
   
КУЗОВ      
Модель 2103    
Тип седан, цельнометаллический, несущий, четырехдверный    

ДВИГАТЕЛЬ

 

На автомобилях семейства ВАЗ-2103 применялись три типа двигателей: 2103, 21011 и 2101.

Двигатель 2103. Этот двигатель был основным для автомобилей семейства BA3-2103. Он выпускается в настоящее время и устанавливается на автомобили ВАЗ-21061, BA3-21053, ВАЗ-21043 и ВАЗ-2107. Двигатель 2103 отличается от двигателя 2106 меньшим диаметром цилиндров (76 мм). Поэтому у него есть особенности в ремонте блока цилиндров и поршней, которые описаны в разделе “Автомобиль ВАЗ-21061”.

Двигатель 21011. Отличается от двигателя 2103 уменьшенным ходом поршня (66 мм), но увеличенным диаметром цилиндров (79 мм). В связи с этим шатунно-поршневая группа у него такая же, как у двигателей 2106.

Особенности в ремонте привода распределительного вала и карбюратора указаны в разделе "Автомобиль BA3-21063" .

Продольный разрез насоса охлаждающей жидкости 2103Система выпуска отработавших газов 2103На двигателях 21011 не применяется электропривод вентилятора системы охлаждения двигателя. Крыльчатка вентилятора 4 (рис. 2) вместе со шкивом 8 крепится тремя болтами к ступице 5 шкива. Соответственно, на радиаторе нет датчика включения электродвигателя вентилятора, а закреплен только кожух вентилятора. В схеме электрооборудования отсутствует реле включения вентилятора и отдельный предохранитель защиты электровентилятора.


Рис. 2. Продольный разрез насоса охлаждающей жидкости:
1 — корпус;
2 - крышка;
3 - гайка крепления крышки насоса;
4 - вентилятор;
5 - ступица шкива;
6 - накладка;
7 - валик;
8 - шкив;
9 - стопорный винт подшипника;
10- подшипник;
11 - сальник;
12 - крыльчатка.

Система выпуска отработавших газов 2106Рис. 3. Система выпуска отработавших газов:
1 - прокладка;
2 — приемная труба глушителей;
3 — кронштейн крепления приемной трубы;
4 — хомуты;
5 - дополнительный глушитель;
6 — основной глушитель;
7 -подушка крепления выпускной трубы глушителей.

В системе выпуска отработавших газов устанавливается только один дополнительный глушитель 5 (рис. 3) вместо двух (см. рис. 96).

Двигатель 2101. Этот двигатель имеет наименьшую мощность из всех двигателей автомобилей ВАЗ. У него диаметр цилиндров равен 76 мм, т.е. такой же, как у двигателя 2103, но ход поршня меньше и составляет 66 мм. Поэтому особенности в ремонте блока цилиндров и поршней у него — как у двигателя 2103, а особенности в ремонте привода распределительного вала, карбюратора и системы выпуска отработавших газов — как у двигателя 21011. С двигателем 2101 также не применяется электропривод вентилятора системы охлаждения двигателя.

Основные детали двигателей 2103, 21011 и 2101 отличаются друг от друга по следующим признакам или меткам:

— блоки цилиндров двигателей различаются по маркировке модели, отлитой на поверхности блока в верхней части с левой стороны:

— поршни двигателей 2101 и 2103 имеют гладкое днище, а у поршней двигателей 2106 и 21011 на днище сделана выемка диаметром 55 мм и глубиной 1,9 мм;

— коленчатые валы двигателей 2103 и 2106 отличаются от коленчатых валов двигателей 2101 и 21011 увеличенным на 7 мм радиусом кривошипа. У коленчатых валов двигателей 2102 и 2106 на одной из щек средней коренной шейки имеется маркировка “2103”;

— приводы распределительного вала двигателей 2101, 21011 и 2103, 2106 отличаются тремя деталями: длиной цепи, башмаком натяжителя и успокоителем цепи.

Цепь двигателей 2101, 21011 имеет 114 звеньев, т.е. у нее нечетное число (57) внутренних и наружных звеньев. Цепь двигателей 2103, 2106 имеет 116 звеньев, т.е. четное число (58) внутренних и наружных звеньев. Четность или нечетность числа наружных звеньев легко проверить, сложив вместе обе ветви цепи. Для отличия башмаков натяжителей цепи имеется метка в виде цилиндрической выемки на торцевой поверхности кронштейна, приваренного к башмаку. У башмаков двигателей 2101, 21011 метка находится в верхней части кронштейна, а у башмаков двигателей 2103, 2106 — в нижней.

Для отличия успокоителей цепи двигателей 2103 и 2106 у них (в отличие от двигателей 2101, 21011) имеется вертикальная выступающая риска длиной 25 мм на поверхности резиновой накладки. Головки цилиндров двигателей сделаны унифицированными, т.е. они одинаковы для всех моделей двигателей.

 

КАРБЮРАТОР

За период выпуска автомобилей BA3-2103 на них устанавливалось несколько типов карбюраторов.

С 1972 г. по 1974 г. применялся карбюратор 2103-1107010. Он имел рычажный привод дроссельной заслонки вторичной камеры (рис. 4), подогрев корпуса дроссельных заслонок, клапан разбалансировки поплавковой камеры, упрощенную систему холостого хода (как на рис. 5, но без винта 12). В остальном его устройство аналогично карбюратору 2107-1107010-10.


Привод дроссельных заслонок и пусковое устройство карбюратора 2103-1107010Рис. 4. Привод дроссельных заслонок и пусковое устройство карбюратора 2103-1107010:

1 - рычаг управления воздушной заслонкой;
2 — воздушная заслонка;
3 — воздушный патрубок первичной камеры карбюратора;
4 - тяга;
5 — шток пускового устройства;
6 — диафрагма пускового устройства;
7 — регулировочный винт пускового устройства
8 — полость, сообщающаяся с задроссельным пространством;
9 — телескопическая тяга;
10 — регулировочный винт дроссельной заслонки первичной камеры;
11 — рычаг управления заслонками;
12 — рычаг
13 — ось дроссельной заслонки первичной камеры;
14 — рычаг па оси заслонки первичной камеры;
15 — ось заслонки вторичной камеры;
16 — дроссельная заслонка вторичной камеры;
17 — рычаг;
18 — корпус карбюратора;
19 — рычаг;
20 — тяга.

Схема системы холостого карбюратора 2106-1107010Рис. 5. Схема системы холостого карбюратора 2106-1107010:

1 - воздушный жиклер системы холостого хода;
2 - электромагнитный клапан с топливным жиклером системы холостого хода;
3 — топливный канал системы холостого хода;
4 — эмульсионный колодец;
5 — корпус дроссельных заслонок;
6 — дроссельная заслонка первичной камеры;
7 — отверстие, регулируемое винтом.
8 — отверстие переходных режимов;
9 — капал подогрева корпуса дроссельных заслонок;
10 — регулировочный винт;
11 — эмульсионный канал системы холостого хода;
12 — регулировочный винт добавочного воздуха;
13 — крышка корпуса карбюратора.


С 1974 г. по 1976 г. применялись карбюраторы 2103-1107010-01, которые отличались от первого карбюратора отсутствием клапана разбалансировки поплавковой камеры и отсутствием эконостата. Кроме того, у него были изменены форма иглы регулировочного винта качества (состава) смеси и расположение отверстия выхода эмульсии из системы холостого хода.

С 1976 г. по 1980 г. устанавливался карбюратор 2106-1107010. который отличался от карбюратора 2103-1107010-01 введением винта 12 (рис. 5) заводской регулировки подачи воздуха в систему холостого хода. На винт регулировки качества (состава смеси) напрессовывалась ограничительная пластмассовая втулка, допускающая поворот винта в одну или другую сторону только на пол-оборота.

С 1980 г. по 1984 г. на двигатели 2103 устанавливался карбюратор типа "Озон'’.2107-1107010-20. У него есть разновидность 2107-1107010-10 без патрубка отбора разрежения к вакуумному регулятору опережения зажигания в распределителе зажигания.

Тарировочные данные указанных выше карбюраторов приведены в табл.

    Модель карбюраторов    
Параметры 2103-1107010   2103-1107010-01 и 2106-1107010  
  Первичная камера Вторичная камера Первичная камера Вторичная камера
Диаметр диффузора, мм 23 24 23 24
Диаметр смесительной камеры, мм 32 32 32 32
Номер тарировки распылителя смеси 4,5 4,4 4 4
Диаметр главного топливного жиклера, мм 1,35 1,4 1,3 1,4
Диаметр главного воздушного жиклера, мм 1,7 1,9 1,5 1,5
Номер тарировки эмульсионной трубки F 15 F 15 F 15 F 15
Диаметр топливного жиклера холостого хода и переходной системы, мм 0,5 0,8 0,45 0,6
Диаметр воздушного жиклера холостого хода и переходной системы, мм 1.7 0,7 1,7 0,7
Диаметр отверстия распылителя ускорительного насоса, мм 0,5 - 0.4 -
Диаметр перепускного жиклера ускорительного насоса, мм 0,4 - 0,4 -
Производительность ускорительного насоса за 10 полных ходов, см3 7±25% - 7±25% -
Диаметр топливного жиклера эконостата, мм - 1,8 - -
Диаметр воздушного жиклера эконостата, мм - 1,2 - -
Диаметр эмульсионного жиклера эконостата, мм - 1,6 - -
Пусковые зазоры у заслонок, мм: воздушной (зазор В) (см. рис. 85)* * По аналогии. 7+0,25 - 7+0,25 -
дроссельной (зазор С) (см. рис. 85)* * По аналогии. 0,85-0,95 - 0,9-1,0 -
Расстояние поплавка от крышки карбюратора с прокладкой, мм 6,5±0,25 6,5±0,25 6,5±0,25 6,5±0,25

дроссельной (зазор С)

Взамен старых карбюраторов можно устанавливать карбюраторы типа “Озон” 2107-1107010-20 и 2107-1107010-10.

Карбюратор 2107-1107010-20 имеет патрубок отбора разрежения к вакуумному регулятору распределения зажигания и применяется совместно с распределителем зажигания 30.3706, на котором есть вакуумный регулятор.

Если на двигателе сохранился распределитель зажигания типа Р-125Б. без вакуумного регулятора опережения зажигания, то в этом случае вместо старого карбюратора можно установить карбюратор 21107-1107010-10, у которого нет патрубка отбора разрежения к вакуумного регулятору.

Методы сборки, разборки и проверки технического состояния всех указанных выше карбюраторов, выпускавшихся до 1980 г., не отличаются . У них есть особенности только в некоторых регулировках, которые приведены ниже.

Регулировка положения дроссельных заслонок. Соотношение плеч рычагов привода дроссельных заслонок подобраны таким образом, что дроссельная заслонка вторичной камеры начинает открываться, после того, как ось заслонки первичной камеры повернется на 48°. Но в положение полного открытия дроссельные заслонки приходят одновременно.

Регулировка полного и частичного открытия дроссельных заслонок карбюратора 2106-11070109Сначала регулируют начало открытия дроссельной заслонки вторичной камеры. Для этого в положении рычага 4 (рис. 6, а), при котором верхний усик рычага 3 соприкасается с рычагом 2, дроссельная заслонка первичной камеры должна быть приоткрыта на величину (7±0,25) мм. Эту величину можно получить подгибанием верхнего усика рычага 3.

Рис. 6. Регулировка полного и частичного открытия дроссельных заслонок карбюратора 2106-11070109: а — регулировка частичного открытия заслонки первичной камеры; б — регулировка положения дроссельной заслонки вторичной камеры;


1 — рычаг на оси дроссельной заслонки вторичной камеры;
2 — рычаг привода дроссельной заслонки вторичной камеры;
3 — рычаг, жестко связанный с осью дроссельной заслонки первичной камеры;
4 - рычаг привода заслонок;
5 — дроссельная заслонка первичной камеры;
6 — дроссельная заслонка вторичной камеры.

Затем регулируют положение полного открытия обеих дроссельных заслонок. Обе дроссельные заслонки должны быть полностью открыты. когда рычаг 4 повернут в крайнее положение до упора усика рычага 3 в специальный прилив на корпусе дроссельных заслонок (рис. 6, б). Такое положение дроссельных заслонок регулируется подгибанием нижнего усика рычага 3.

Винты регулировки системы холостого хода карбюратора 2106-1107010Регулировка холостого хода. Элементы регулировки холостого хода включают винт 2 (рис. 7), определяющий состав смеси, и винт 1, регулирующий количество смеси.


Рис. 7. Винты регулировки системы холостого хода карбюратора 2106-1107010:
1 — винт регулировки открытия дроссельной заслонки;
2 — винт регулировки состава смеси.

Винтом 1 установите по тахометру стенда частоту вращения коленчатого вала в пределах 720—800 мин-1. Затем винтом 2 добейтесь концентрации СО в отработавших газах в пределах 1,2—2,5% при данном положении дроссельной заслонки. Винтом 1 восстановите частоту вращения коленчатого вала до 720— 800 мин-1, а затем при необходимости винтом 2 доведите концентрацию СО до 1,2-2.5% .

Проверьте работу двигателя, для чего резко нажмите и отпустите педаль управления дроссельной заслонкой — двигатель должен без перебоев увеличивать частоту вращения коленчатого вала, а при уменьшении ее до минимальной частоты вращения на холостом ходу - не должен останавливаться.

В заключение надо отметить, что карбюраторы выпуска до 1980 г. далеко не всегда могут обеспечить выполнение современных норм по токсичности отработавших газов. Поэтому рекомендуется заменять их карбюраторами типа “Озон” 2107-1107010-20.

 



ТРАНСМИССИЯ

 

СЦЕПЛЕНИЕ

С двигателями 1,2; 1,3 и 1,5 л. т.е. на автомобиле BA3-2103 и его модификациях, применялось сцепление типа 2103. С двигателями 1,6 л, т. е. на автомобилях ВАЗ-2106 и ВАЗ-2121, применялось и применяется сцеплением типа 2121. Эти сцепления имеют одинаковую конструкцию. Но вследствие разной мощности двигателя сцепления отличаются характеристиками нажимной пружины, размерами фрикционных накладок ведомого диска и самим ведомым диском.

Для отличия на сцепление 2121 выполнена метка в виде отверстия диаметром 6 мм в одной из прорезей лепестка нажимной пружины. Ведомые диски отличаются как по форме, так и по ширине фрикционных накладок. У BA3-2103 она составляет 29 мм, а у сцепления 2121 — 35 мм и они приклепываются большим количеством заклепок.


КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

На автомобиле BA3-2103 и его модификациях устанавливалась коробка передач с передаточными числами, указанными в технической характеристике . При этом передаточное число главной передачи составляло 4,1. В то же время на автомобилях ВАЗ-2106 применялись коробки передач с другими передаточными числами, указанными в технической характеристике.

С 1987 г. на всех автомобилях ВАЗ классической компоновки применяется унифицированная коробка передач модели ВАЗ-2106010, передаточные числа которой составляют:
I передача — 3,67;
II передача — 2,1;
III передача — 1,36;
IV передача — 1, 00
и задний ход - 3,53. Такую коробку передач можно устанавливать взамен старой на автомобилях BA3-2103.

Новые унифицированные коробки передач для разных моделей автомобилей отличаются только приводами спидометров, каждый из которых соответствует своему передаточному числу главной передачи. Для внешнего отличия на приводе спидометра наносится метка краской: синяя для передаточного числа 3.9; красная — для 4,1 и не окрашивается привод для передаточного числа 4.3.

 

ЗАДНИЙ МОСТ

Задние мосты автомобилей ВАЗ унифицированы на всех моделях (за исключением автомобиля ВАЗ-2121). Между собой задние мосты отличаются только редукторами, у которых главные передачи имеют разные передаточные числа.

На автомобилях BA3-2103 применялась главная передача с передаточным числом 4,1, а на ВАЗ-2106 — с передаточным числом 3,9 и, как вариант, 4,1.

Для отличия редукторов на их горловине наносится маркировка:
2 — передаточное число 4,1
для ВАЗ-2121: без маркировки - передаточное число 4,3:
3 — передаточное число 4,1 :
6 — передаточное число 3,9.

 

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
ПРОВОДА И ПРЕДОХРАНИТЕЛИ

Схема электро-оборудования автомобилей BA3-2103 и его модификаций показана на рис. 8.

Схема электро-оборудования автомобилей BA3-2103 и его модификаций Рис. 8. Схема электрооборудования автомобилей ВАЗ-2103 и их модификаций:

1 - боковые указатели поворотов;
2 - подфарники;
3 — наружные фары;
4 — внутренние фары;
5 — звуковые сигналы;
6 - электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя;
7 — датчик включения электродвигателя вентилятора;
8 — реле включения звуковых сигналов;
9 — реле включения дальнего света фар;
10 - катушка зажигания;
11 — электродвигатель омывателя ветрового стекла*;
12 — распределитель зажигания;
13 — свечи зажигания;
14 — генератор;
15 - аккумуляторная батарея;
16 -реле включения электродвигателя вентилятора;
17 — регулятор напряжения;
18 — датчик недостаточного уровня тормозной жидкости;
19 — датчик контрольной лампы давления масла;
20 — электродвигатель стеклоочистителя;
21 — датчик указателя давления масла;
22 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
23 - запорный клапан карбюратора;
24 — подкапотная лампа;
25 — стартер;
26 — реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи;
27 — электродвигатель отопителя;
28 —реле очистителя ветрового стекла;
29 — выключатель света заднего хода;
30 — дополнительный резистор электродвигателя отопителя;
31 — предохранитель электродвигателя вентилятора;
32 - предохранитель элемента обогрева заднего стекла *
33 — блок предохранителей;
34 — выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
35 — реле-прерыватель указателей поворота;
36 — штепсельная розетка для переносной лампы;
37 — выключатель стоп-сигнала;
38 — реле обогрева заднего стекла*;
39 - лампа освещения багажника;
40 - выключатель наружного освещения;
41 — выключатель освещения приборов;
42 — выключатель обогрева заднего стекла *;
43 - выключатель зажигания;
44 - переключатель света фар;
45 — переключатель указателей поворота;
46 — выключатель звукового сигнала;
47 — переключатель очистителя ветрового стекла;
48 — выключатель омывателя ветрового стекла;
49 — выключатель аварийной сигнализации*;
50- переключатель отопителя;
51 — прикуриватель;
52 — выключатель фонарей сигнализации открытых передних дверей;
53 - фонари сигнализации открытых передних дверей;
54 - выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей;
55 -указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва топлива;
56 — указатель температуры охлаждающей жидкости;
57 — указатель давления масла с контрольной лампой;
58 - тахометр;
59- контрольная лампа стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости;
60 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи;
61 — контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора;
62 - спидометр;
63 - контрольная лампа наружного освещения;
64 - контрольная лампа указателей поворота;
65 — контрольная лампа дальнего света фар;
66 - реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза;
67 — выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора;
68 - часы;
69 — выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей;
70 — задние фонари;
71 — фонарь света заднего хода;
72 - плафоны;
73 — фонарь освещения номерного знака:
74—лампа освещения багажника;
75 — элемент обогрева заднего стекла*;
76 — датчик указателя уровня и резерва топлива.
* Устанавливают на часть автомобилей.

 

защищено плавкими предохранителямиБольшинство цепей электро-оборудования включается выключателем зажигания. Всегда включены (независимо от положения ключа в выключателе зажигания) цепи питания звуковых сигналов, прикуривателя, стоп-сигнала, плафон освещения салона, штепсельной розетки переносной лампы и фонарей сигнализации открытых передних дверей.

Обозначения цветов проводов в этой главе аналогичны обозначениям, приведенным ранее.

Электро-оборудование автомобилей защищено плавкими предохранителями, установленными в одном блоке (рис. 9) под панелью приборов с левой стороны от рулевой колонки. Назначение предохранителей указано в табл. :

№ предохранителя Цепи, защищаемые плавкими предохранителями
1 (16 А) Плафоны. Звуковые сигналы. Штепсельная розетка для переносной лампы. Прикуриватель. Лампы стоп-сигнала. Фонари сигнализации открытых передних дверей. Часы. Указатели поворота в режиме аварийной сигнализации
2 (8 А) Стеклоочиститель и реле стеклоочистителя. Электродвигатель омывателя ветрового стекла. Электродвигатель отопителя
3 (8 А) Левые фары (дальний свет) и контрольная лампа включения дальнего света
4 (8 А) Правые фары -(дальний свет)
5 (8 А) Левые фары (ближний свет)
6 (8 А) Правые фары (ближний свет)
7 (8 А) Левый передний фонарь (габаритный свет). Контрольная лампа габаритного света. Правый задний фонарь (габаритный свет). Лампа освещения багажника. Лампа фонаря освещения номерного знака. Лампы освещения приборов
8 (8 А) Правый передний фонарь (габаритный свет). Лампа фонаря освещения номерного знака. Лампа освещения прикуривателя. Левый задний фонарь (габаритный свет). Подкапотная лампа
9 (8 А) Контрольная лампа давления масла. Указатель давления масла. Указатель температуры охлаждающей жидкости. Указатель уровня топливах контрольной лампой резерва. Контрольная лампа включения стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости. Указатели поворота и соответствующая контрольная лампа. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. Контрольная лампа управления воздушной заслонкой карбюратора. Запорный клапан карбюратора. Тахометр. Фонарь заднего хода. Лампа освещения вещевого ящика. Обмотка реле обогрева заднего стекла
10 (8А) Регулятор напряжения. Обмотка возбуждения генератора.

Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя и элемент обогрева заднего стекла (если он установлен ) защищены отдельными предохранителями на 16А, расположенными под панелью приборов в индивидуальных пластмассовых корпусах. Не защищены предохранителями цепь заряда аккумуляторной батареи, цепи зажигания и пуска двигателя, обмотки реле включения дальнего света фар и реле включения электродвигателями вентилятора.



СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

распределитель зажигания 30.3706С 1980 г. на автомобилях BA3-2103 (с двигателем 2103) устанавливался распределитель зажигания 30.3706, т.е. такой же, как на автомобилях ВАЗ-2106. Он описан в ранее (см. рис. 23). На автомобилях с двигателями 2101 и 21011. имевшими меньшую высоту блока цилиндров, устанавливался распределитель зажигания 30.3706-01. Эти распределители зажигания имеют одинаковое устройство и характеристики и различаются только длиной валика. Для отличия у распределителя зажигания 30.3706 около шлицевого конца валика сделана канавка.

До 1980 г. на автомобилях ВАЗ-2103 устанавливался распределитель зажигания типа Р-125Б (рис. 10), у которого вместо вакуумного регулятора имелся октан-корректор, позволявший в небольших пределах вручную изменять начальный угол опережения зажигания. Кроме того, у него была другая характеристика центробежного регулятора опережения зажигания (рис. 11).

Распределитель зажигания Р-125БРис. 10. Распределитель зажигания Р-125Б:

1 — валик;
2 — маслоотражательная муфта;
3 — спиральная шпилька;
4 — корпус:
5 — тяга:
6 - ось;
7 — подвижная пластина прерывателя;
8 — кулачок прерывателя;
9 — ведомая пластина;
10 - ведущая пластина;
11 — ротор;
12 — центральный угольный электрод;
13 -клемма центрального электрода;
14 — резистор;
15 - боковой электрод:
16 — крышка:
17 — грузик;
18 — эксцентрик октан-корректора;
19 — втулка валика;
20 — фильц,
21, 25 — винты крепления стойки с контактами прерывателя:
22 — стойка с контактами прерывателя;
23 - пружина рычажка:
24 -рычажок;
26 — паз для регулировки положения стойки;
27 — контакты прерывателя;
28 - гайка крепления наконечника привода низкого напряжения;
29 — масленка валика.

Характеристика центробежного регулятораРис. 11. Характеристика центробежного регулятора распределителя зажигания Р-125Б:
А —угол опережения зажигания, град;
n — частота вращения валика распределителя зажигания, об/мин.

 

На автомобилях с двигателями-2101 и 21011 до 1980 г. применялся распределитель зажигания Р-125, отличавшийся от Р-125 Б более коротким валиком и характеристикой центробежного регулятора опережения зажигания. Верхний предел регулирования угла опережения зажигания центробежным регулятором у него был 15°. А переход наклонного участка характеристики в горизонтальный был при 2000 мин-1.

После снятия с производства распределителей зажигания Р-125Б и Р-125 в запасные части поставлялись распределители зажигания типа 30.3706-81 и 30.3706-83. У них отсутствовал вакуумный регулятор, а в остальном их конструкция была аналогична конструкции распределителя 30.3706. Эти распределители зажигания предназначались для установки на двигателях выпуска до 1980 г. взамен Р-125Б и Р-125, если на двигателе сохранился старый карбюратор (без патрубка для подачи разрежения к вакуумного регулятору).

 

ОСВЕЩЕНИЕ И СВЕТОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

Наружное освещение. Схема включения наружного освещения на автомобиле BA3-2103 показана на рис. 12. От автомобиля ВАЗ-2106 Схема отличается установкой одного фонаря освещения номерного знака и другими задними фонарями. На автомобилях BA3-2103 в задних фонарях было по две лампы; одна двухнитевая типа А12-21+5 для стоп-сигнала и габаритного света, а вторая — типа А12-21-3 для указателя поворота.

Рис. 12. Схема включения наружного освещения:


Схема включения наружного освещения 21031 — передние фонари с лампами габаритного света;
2 — аккумуляторная батарея;
3 — подкапотная лампа;
4 — генератор;
5 — блок предохранителей;
6 — выключатель зажигания;
7 — выключатель наружного освещения;
8 — выключатель освещения приборов;
9 — выключатель света заднего хода; 10 — спидометр с контрольной лампой габаритного света и лампой освещения прибора; 11 — штепсельная розетка для переносной лампы; 12 — выключатель стоп-сигнала;
13 — лампа освещения багажника;
14 — задние фонари с лампой габаритного света и стоп-сигнала;
15 — фонарь освещения номерного знака;
16 — фонарь света заднего хода.

Схема включения фарРис. 13. Схема включения фар:


1 — наружные фары;
2 — внутренние фары;
3 — блок предохранителей;
4 — спидометр с контрольной лампой дальнего света фар;
5 — реле включения дальнего света фар;
6 — выключатель зажигания;
7 — генератор;
8 — переключатель света фар;
9 — аккумуляторная батарея;
10 — выключатель наружного освещения.

Фары.

Схема включения фар на автомобилях BA3-2103 показана на рис. 13. У этих автомобилей только дальний свет фар включался с помощью вспомогательного реле 5 (типа РС-527), а ближний свет фар включался напрямую переключателем 8, расположенным под рулевым колесом, в то время как на автомобилях ВАЗ-2106 с помощью вспомогательных реле включается и ближний, и дальний свет фар.

Методы регулировки света фар такие же, как на автомобиле ВАЗ-2106. Чтобы получить доступ к регулировочным винтам фар, необходимо снять облицовочную рамку 8 (рис. 14), отвернув вверху два винта 7 крепления и вынув нижние скобы 6 крепления рамки из гнезд облицовки радиатора.


Фары со снятыми ободкамиРис. 14. Фары со снятыми ободками:
1 - винт для регулировки пучка света внутренних фар в горизонтальном направлении;
2 -винты крепления оптического элемента к внутреннему ободку:
3 - винт для регулировки пучка света внутренних фар в вертикальном направлении;
4 — винт для регулировки пучка света наружных фар в вертикальном направлении:
5 - винт для регулировки пучка света наружных фар в горизонтальном направлении;
6 — скобы крепления рамки фар;
7 — винты крепления рамки фар;
8 — ободок фары.

Указатели поворота и аварийная сигнализация. На автомобилях ВАЗ-2103 для создания прерывистого сигнала указателей поворота использовался реле-прерыватель РС-491 (см. поз. 3 на рис. 8). Он был электромагнитного типа и крепился под панелью приборов на болту, приваренном к стенке коробки воздухо-притока.

На части выпускаемых автомобилей BA3-2103 (в основном предназначенных для экспорта) устанавливалась система аварийной сигнализации.

До 1980 г. применялась система аварийной сигнализации, у которой работа указателей поворота в режиме аварийной сигнализации обеспечивалась выключателем-прерывателем фирмы “Hella”. В его рукоятку была встроена контрольная лампочка, мигавшая в такт с лампами всех указателей поворота при включении аварийной сигнализации. В режиме указания поворота миганием ламп управлял реле-прерыватель типа РС-491.

С 1980 г. применялась схема аварийной сигнализации, показанная на рис. 15. Эта схема аналогична применяемой на автомобилях ВАЗ-2106 и в ней используется такой же реле-прерыватель типа 231.3747, как на автомобилях ВАЗ-2106.

 

Схема системы аварийной сигнализации и указателей поворота 2103Рис. 15. Схема системы аварийной сигнализации и указателей поворота (для автомобилей выпуска с 1980 г.):
1 — передние фонари с лампами указания поворота;
2 — аккумуляторная батарея;
3 — боковые указатели поворота;
4 — генератор;
5 — блок предохранителей:
6 — выключатель зажигания;
7 — выключатель аварийной сигнализации:
8 — переключатель указателей поворота;
9 - реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации;
10 — спидометр с контрольной лампой указателей поворота;
11 — задние фонари с лампами указателей поворота.

 

ОЧИСТИТЕЛЬ И ОМЫВАТЕЛЬ ВЕТРОВОГО СТЕКЛА

Очиститель ветрового стекла. На автомобилях BA3-2103 выпуска до 1980 г. очиститель включался с помощью клавишного переключателя, расположенного на щитке приборов. Кроме того, имелся еще один выключатель, расположенный в ножном насосе омывателя ветрового стекла. При нажатии на кнопку насоса на стекло брызгала жидкость, а затем включался стеклоочиститель.

С 1980 г. на BA3-2103 вместо ножного насоса омывателя стал устанавливаться насос с электроприводом (схема на рис. 16), расположенным непосредственно на крышке бачка омывателя (как на ВАЗ-2106), а в проводах, идущих к переключателю ножного насоса, устанавливается перемычка -А-. Под рулевым колесом стал устанавливаться переключатель с третьим рычагом (справа), которым включались очиститель и насос омывателя, а клавишный переключатель на щитке приборов был ликвидирован.


Схема включения очистителя и омывателя ветрового стекла 2103Рис. 16. Схема включения очистителя и омывателя ветрового стекла (для автомобилей выпуска с 1980 г.):
1 — электродвигатель омывателя;
2 — переключатель очистителя и омывателя ветрового стекла;
3 — реле очистителя;
4 — электродвигатель очистителя;
5 — выключатель зажигания;
6 — выключатель наружного освещения;
7 — блок предохранителей;
8 — генератор;
9 — аккумуляторная батарея;
А — перемычка в проводах, идущих к ножному насосу омывателя ветрового стекла.

Омыватель.

Насос омывателя ветрового стекла, который устанавливался на автомобилях BA3-2103 до 1980 г.. был ножной, диафрагменного типа. Он устанавливался с левой стороны щита передка и крепился с помощью двух шпилек.

Корпус 8 (рис. 17) насоса пластмассовый, имеет два штуцера разного диаметра. На штуцер большего диаметра надета трубка от бачка омывателя. Клапаны 7 пластинчатые, без пружин. Работают от давления жидкости. Диафрагма 18 - чашеобразная резиновая. Корпус вместе с диафрагмой и крышкой завальцован в стальном кожухе 19.
Привод насоса состоит из кнопки 9 с приваренным к ней штоком И и возвратной пружины 10. К нижнему концу штока прикреплена тарелка, которая при нажатии на кнопку давит на диафрагму. После отпускания кнопки диафрагма под действием сил упругости принимает прежнюю форму.

Насос неразборный и ремонту не подлежит. В случае неполадок в его работе он должен заменяться новым.


Новый насос омывателяНасос омывателя ветрового стеклаРис. 17. Насос омывателя ветрового стекла:
1 — крышка;
2 — обойма выключателя;
3 и 16 — нижние контакты выключателя;
4 — колодка с контактами;
5 и 14 — верхние контакты выключателя;
6 — выпускной клапан;
7 — впускной клапан;
8 - корпус насоса;
9 - кнопка;
10 - возвратная пружина;
11 - шток;
12 - чехол;
13 - направляющая штока;
15 - держатель подвижных контактов;
17 - направляющая держателя; 18 — диафрагма; 19 — кожух.

Выключатель, установленный на крышке, предназначен для включения очистителя. Размеры деталей привода насоса рассчитаны так, что включение стеклоочистителя происходит после того, как на стекло брызнет жидкость из жиклеров.

Новый насос омывателя, который устанавливался с 1980 г., показан на рис. 18.





Далее: Приложение (для ВA3-2106 и модификаций)
Если пригодилась статья, скажи спасибо и поделись с друзьями!
Наверх
Яндекс.Метрика