Устройство, органы управления, контрольные приборы ВАЗ-2107, ВАЗ-21072, ВАЗ-21074

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Автомобиль ВАЗ-2107 - восьмая модель завода, вторая базовая модель в семействе автомобилей ВАЗ-2105, 2107 и их модификаций. Компоновка (расположение узлов и агрегатов) автомобилей выполнена по так называемой классической схеме, то есть двигатель расположен спереди, а ведущими являются задние колеса. Двигатель максимально продвинут впер ед, что обеспечивает оптимальное распределение массы по осям, а следовательно, хорошую устойчивость автомобиля на дороге.

Такое расположение двигателя позволяет иметь просторный салон для пассажиров при заданной колесной базе. Салон расположен внутри базы, т.е. в зоне наилучшей плавности хода, что повышает комфортабельность автомобиля при эксплуатации на дорогах с плохим покрытием. Кузов автомобиля цельнометаллический, несущей конструкции, к которому крепятся силовой агрегат и все остальные узлы и механизмы автомобиля.

В конструкции автомобилей учтены требования активной и пассивной безопасности.

Активная безопасность автомобиля - это сумма факторов, способствующих предотвращению аварии. К ним относятся: хорошая устойчивость и управляемость, высокие тяговые качества, эффективное и стабильное замедление при торможении, хорошая о бзорность и комфортабельность обеспечивающие минимальное утомление водителя.

Автомобили имеют хорошую комфортабельность, определяемую легкостью и удобством управления, формой, размерами, расположением сидений, обеспечивающих удобную посадку водителя, эффективной вентиляцией кузова, хорошей обзорностью с места водителя, малой шумностью в салоне, минимальным влиянием колебаний и вибраций кузова. Тормоза автомобиля не теряют эффективности после многократного торможения с высокой скорости и обеспечивают сохранение заданного направления движения при резком торможении. Имеющийся в системе привода задних тормозов регулятор давления уменьшает вероятность блокировки задних колес при торможении, а при возникновении блокировки способствует ее опережению на передних колесах, что снижает вероятность заноса автомобиля. Минимально изменяется эффективность мокрых тормозов.

Надежность тормозной системы обеспечивается дисковыми тормозами на передних колесах и раздельным приводом. при котором главный цилиндр имеет два поршня: один для привода в действие передних тормозов, а второй - для задних. В этом случае при выходе из строя одной системы оставшаяся, хотя и с меньшей эффективностью обеспечивает торможение автомобиля.

Высокая динамика автомобилей способствует повышению средних скоростей и облегчает маневрирование.

Узкие стойки ветрового стекла, отсутствие в поле зрения водителя блестящих поверхностей, размеры зеркал заднего вида, размеры зоны очистки ветрового стекла стеклоочистителем, эффективное действие омывателей переднего стекла на высокой скорости и эффективное устранение запотевания стекол системой отопления кузова и вентиляцией в зоне переднего стекла, обеспечивают на автомобилях хорошую обзорность, а следовательно, безопасные условия вождения. Для устранения ослепления водителя светом фар сзади идущих автомобилей применены внутренние зеркала заднего вида с положением "день" и "ночь"

Ветровое стекло типа "триплекс", состоящее из двух слоев стекла с прозрачной пластмассовой пленкой между ними, остается всегда прозрачным в отличие от закаленного, которое при разрушении мгновенно становится непрозрачным, лишая водителя возможности видеть дорогу.

Сиденья с регулированием по длине и углу наклона спинки, а также удобное расположение органов управления улучшает условия работы водителя.
К факторам активней безопасности автомобиля относятся также удовлетворяющий нормам уровень шума, создаваемый автомобилем и токсичность выпускных газов.

Пассивная безопасность - это сумма факторов, направленных на уменьшение последствий, если аварии все же не удалось избежать. К ним относятся:

1) обеспечение наименьших деформаций пассажирского салона кузова при фронтальном и боковом ударе, а также при опрокидывании и ударе сзади;

2) ремни безопасности, безопасный руль и безопасное внутреннее оборудование кузова, уменьшающее травмирование водителя и пассажиров;

3) безопасность внешней формы, без выступающих элементов, что при наезде на пешехода или одностороннем столкновении с другим автомобилем способствует скольжению;

4) нормирование пожаробезопасности автомобилей.

В настоящее время во многих странах существуют законоположения по безопасности автомобиля. Наряду с этим существуют также Правила комитета по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН). На сегодняшний день требования ЕЭК ООН - это тот минимум, которому должна отвечать конструкция соответствующих узлов и параметров автомобиля. Конструкция и исполнение автомобилей ВАЗ и их узлов в основном отвечают соответствующим требованиям (Правилам) ЕЭК ООН.

После специальных омологационных испытаний на соответствие международным правилам безопасности на узлах (стеклах, шинах, зеркалах заднего вида и др.), светотехнических приборах на фирменной табличке автомобиля наносится буква "Е" в окружности и номера Правил, на соответствие которым узлы или автомобиль прошел официальную проверку. Цифра рядом с буквой Е указывает на страну, в которой проводились испытания 1 -ФРГ, 2 - Франция, 3 - Италия, 8 - Чехословакия и т. д.


Техническая характеристика автомобилей ВАЗ-2107, ВАЗ-21072, ВАЗ-21074
Показатели ВАЗ-2107 ВАЗ-21072 ВАЗ-21074
Количество мест 5 5 5
Грузоподъемность, кг 400 400 400
Полная масса автомобиля 1430 1430 1430

Габаритные размеры автомобиля, мм: длина

4145 4145 4145
ширина 1620 1620 1620
высота (без нагрузки) 1435 1435 1435
Максимальная скорость, км/ч: с водителем и пассажиром 150 145 150
с полной нагрузкой 148 143 148
Время разгона с места с переключением передач до скорости 100 км/ч с: с водителем и пассажиром 17 18 16
с полной нагрузкой 19 20 17,5
Внешний наименьший радиус поворота по оси следа переднего колеса, м 5,6 5,6 5,6
Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем с полной массой без разгона на первой передаче, % 36 34 36
Тормозной путь автомобиля с полной массой со скорости 80 км/ч, м 43,2 43,2 43,2
Модель двигателя 2103 2105 2106
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 76x80 79x66 79x83
Рабочий объем л. 1,45 1,3 1,6
Степень сжатия 8,5 8,5 8,5
Номинальная мощность по ГОСТ 14846-81 (нетто), л. с. 71,1 63,7 74.5
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, мин’. 5600 5600 5400
Максимальный крутящий момент по ГОСТ 14846-81 (нетто), кгс*м 10,6 9,5 11,8
Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте. мин'. 3400 3400 3400
Передаточные числа коробки передач: первая передача   3,67  
вторая передача   2,10  
третья передача   1,36  
четвертая передача   1,00  
пятая передача   0.82  
задний ход   3.53  
Передаточное число главной передачи 3.9 или 4,1 4,1 или 4,3 3,9
Размер обода колес   127J - 330 (5J - 13)  
Шины   камерные радиальные 175/70SR13 или 165/80R13 (165SR13)  


* Четырехступенчатая коробка передач имеет такие же передаточные числа, но без пятой передачи.


УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗ-2107

Компоновка автомобиля ВАЗ-2107

Рис. 1: Компоновка автомобиля ВАЗ-2107.
1. Блок-фара.
2. Радиатор системы охлаждения.
3. Аккумуляторная батарея.
4. Распределитель зажигания.
5. Воздушный фильтр.
6. Двигатель.
7. Вакуумный усилитель с главным цилиндром гидропривода тормозов.
8. Главный цилиндр гидропривода выключения сцепления.
9. Рулевое колесо.
10. Внутреннее зеркало заднего вида.
11. Заднее сиденье.
12. Запасное колесо.
13. Задний тормоз.
14. Пружина задней подвески.
15. Амортизатор задней подвески.
16. Задний мост.
17. Карданная передача.
18. Переднее сиденье.
19. Наружное зеркало заднего вида.
20. Рычаг стояночного тормоза.
21. Рычаг переключения передач.
22. Коробка передач.
23. Педаль гидропривода сцепления.
24. Педаль гидропривода тормозов.
25. Педаль управления дроссельными заслонками карбюратора.
26. Червячный редуктор рулевого механизма.
27. Передний тормоз.
28. Пружина передней подвески с амортизатором.
29. Топливный насос.
30. Масляный фильтр.

 

На автомобилях установлен четырехтактной карбюраторный двигатель с верхним расположением распределительного вала.

Система смазки двигателя снабжена полнопоточным масляным фильтром -30- и рассчитана на применение специальных масел с комплексом присадок, обеспечивающих маслу высокие смазочные свойства, стойкость против окисления и позволяющих работать в широком диапазоне температур.

Система вентиляции картера двигателя закрытого типа обеспечивает отсос газов из картера во впускной трубопровод и повышает долговечность двигателя.

Охлаждение двигателя - жидкостное. Охлаждающая жидкость специальная с низкой температурой замерзания и высокой температурой кипения, не действует на металлы и резину. Жидкость заливается на заводе и не требует замены в течение двух лет. Система охлаждения - закрытого типа с перепускным каналом и распределительным бачком, который компенсирует изменение объема и давления жидкости при нагреве двигателя. Водяной насос приводится в действие клиновым резиновым ремнем. Термостат в системе охлаждения служит для ускорения прогрева двигателя, его впускной системы и для автоматического обеспечения теплового режима двигателя. Трубчато-пластинчатый радиатор (с латунными паянными трубками или алюминиевыми сборными с 1987 г.) установлен на двух резиновых подушках и крепится к передку кузова болтами через стальные распорки и резиновые втулки. В систему охлаждения двигателя включен отопитель кузова в который жидкость поступает из головки цилиндров через кран и отводится к насосу.

Система выпуска отработавших газов снабжена тремя последовательно расположенными глушителями. Соединенные хомутами узлы системы крепятся к полу кузова двумя резиновыми ремнями за корпус основного глушителя и резиновой подушкой за выпускную трубу.

Система питания включает воздушный фильтр -5- с терморегулятором, топливный бак, топливный насос -29- и карбюратор с пневматическим приводом открытия дроссельной заслонки вторичной камеры и экономайзером принудительного холостого хода с электронным управлением. В зависимости от установленного на автомобиль двигателя применяются различные модели карбюраторов. Карбюратор 2107-1107010 устанавливается на двигатель 1,45 л с распределителем зажигания с вакуумным регулятором. Карбюратор 2105-110-7010, отличающийся от указанного выше размерами диффузоров и смесительных камер, а также регулировками топливо-дозирующих систем, устанавливается на автомобили ВАЗ-21072, на которых применяется двигатель рабочим объемом 1,3 л и распределитель с вакуумным регулятором.

Все карбюраторы отличает также наличие пневмоклапана в системе холостого хода, управляемого электронным блоком. В 1986 г. на автомобили ВАЗ-2107 начал устанавливаться карбюратор нового семейства - модели 21053-110-7010, созданный на базе карбюратора ВАЗ-2108. Карбюратор снабжен высокоэффективным воздушным фильтром сухого типа, который имеет бумажный фильтрующий элемент с дополнительным наружным очистителем из нетканого синтетического волокна.

Топливный бак размешен в багажнике, справа по ходу автомобиля. Блок цилиндров двигателя, картер сцепления и картер коробки передач соединены между собой и образуют компактный силовой агрегат, который укреплен на автомобиле в трех точках на резиновых подушках.

Крутящий момент коленчатого вала двигателя с ведущими задним колесами автомобиля передается через механизма и узлы, составляющие трансмиссию автомобиля. К трансмиссии относятся сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал и полуоси.

Сцепление. На автомобилях установлено однодисковое сухое сцепление с диафрагменной нажимной пружиной, с гасителем крутильных колебаний (демпфером) на ведомом диске. В зависимости от установленного на автомобиль двигателя применяются два типа сцепления: 2103 - для автомобилей, укомплектованных двигателем рабочим объемом 1,3 л и 1.45 л. и 2121 - для автомобилей с двигателями рабочим объемом 1,6 л. Кожух сцепления типа 2121 в сборе с нажимным диском и пружиной отмечают меткой в виде отверстия диаметром 6 мм в одной из прорезей лепестка нажимной пружины. Ведомые диски отличаются формой и шириной фрикционных накладок. У сцепления типа 2103 ширина фрикционных накладок 29 мм., у сцепления типа 2121 - 35 мм. Последние приклепаны большим количеством заклепок. Для управления сцеплением служит ножная педаль -23- с серво-пружиной и гидравлический привод выключения с бачком для жидкости, установленным на щитке передка автомобиля.

Коробка передач -22- имеет четыре или пять передач для движения вперед, все передачи переднего хода имеют синхронизаторы, которые до включения шестерен выравнивают скорости вращения соединяемых деталей.

Пятиступенчатая коробка отличается от 4-х ступенчатой формой задней крышки и размещением пятой ступени на заднем конце вторичного вала. Подбор передаточных чисел обеспечивает автомобилю уверенное трогание с места, хороший разгон и высокую экономичность. Рычаг - 21 - переключения передач находится на полу кузова. В зависимости от передаточного числа главной передачи различно передаточное число шестерен привода спидометра. Для отличия привод спидометра окрашивается краской, синей для передаточного числа 3,9 главной передачи, красной - для 4,1.

Карданная передача -17-, состоящая из двух валов с промежуточной опорой и снабженная двумя карданными шарнирами на игольчатых подшипниках и резиновой муфтой, передает крутящий момент от коробки передач к главной передаче. Передний карданный вал соединен с ведомым валом коробки передач через резиновую упругую муфту и фланец, перемещающийся вдоль карданного вала на шлицах. Задний карданный вал соединен с ведущей шестерней главной передачи жестким фланцевым соединением. Промежуточная упругая опора с шариковым подшипником поддерживает среднюю часть карданной передачи и поглощает ее вибрацию.

Главная передача, состоящая из пары конических шестерен со спиральными зубьями гипоидного зацепления, увеличивают ’ подведенный крутящий момент и передает его под прямым углом на полуоси. Передача крутящего момента от ведомой шестерни на полуоси происходит через конический дифференциал с двумя сателлитами. Дифференциал обеспечивает ведущим колесам автомобиля (левому и правому) вращение с неодинаковым числом оборотов при движении на поворотах.

Ходовую часть автомобиля составляют узлы подвески передних и задних колес с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости, в передней подвеске, ступицы колес и колеса с шинами.

Подвеска передних колес независимая, рычажно-пружинная с витыми цилиндрическими пружинами, с телескопическими гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия для гашения колебаний кузова не упругих элементах подвески, снабжена стабилизатором поперечной устойчивости автомобиля и двумя буферами сжатия, ограничивающими ход подвески. Штампованные верхние и нижние рычаги подвески шарнирно соединены с кованой поворотной цапфой. Два шаровых шарнира помещены в корпусах и прикреплены к рычагам болтами с гайками. При помощи резино-металлических шарниров, оси, болтов и гаек нижний рычаг соединен с поперечиной передней подвески, закрепленной на продольных балках (лонжеронах) кузова. Верхние рычаги при помощи аналогичных резинометаллических шарниров и оси соединены с несущей частью кузова. Витые цилиндрические пружины подвески помещены между нижними рычагами и опорами стоек брызговиков. Торсионный стабилизатор поперечной устойчивости, уменьшающий боковой наклон кузова на повороте и снижающий поперечные раскачиваний кузова, соединен с кузовом и нижними рычагами с помощью кронштейнов, охватывающих резиновые подушки штанги стабилизатора.

Гидравлические амортизаторы расположенные внутри пружин, в нижней части имеют проушину для крепления к нижнему рычагу, а в верхней - шток с резьбовым концом для крепления к кузову. Ступица переднего колеса вращается на двух роликовых конических подшипниках, установленных на цапфе.

Подвеска задних колес состоит из двух цилиндрических витых пружин с телескопическими амортизаторами двухстороннего действия, четырех продольных и одной поперечной штанг, двух буферов сжатия, расположенных по концам балки заднего моста, и одного центрального, расположенного в середине. Витые пружины с резиновыми изолирующими кольцами сверху и пластмассовыми внизу опираются верхним концом на кузов, а нижним - на чашки, приваренные к балке заднего моста.

Поперечная и продольные штанги соединены с балкой заднего моста и кузовом с помощью конических резиновых втулок, распорных стальных втулок, болтов, шайб и гаек.

Амортизаторы -15- задней подвески установлены вне пружины и крепятся сверху к кузову, снизу - к концам балки заднего моста через конические резиновые втулки. Прикрепленные к полу кузову над балкой моста резиновые буфера предназначены для смягчения возможных ударов балки заднего моста, которые могут произойти при езде по неблагоустроенным дорогам. Буфер над передней горловиной картера главной передачи ограничивает ход картера вверх, предотвращая задевании карданного вала за пол кузова.

Колеса автомобиля - дисковые, штампованные. На колеса монтируются шины радиального типа с камерами. Передние колеса крепят четырьмя болтами к фланцам ступицы, задние - к фланцам полуосей. Колеса с шинами в сборе балансируются статически и динамически при помощи грузиков, укрепляемых на ободе.



Механизмы управления, к которым относятся рулевое управление и тормоза, служат для изменения направления движения, торможения автомобиля и удержания его в неподвижном состоянии.

Рулевое управление состоит из рулевого механизма с промежуточным карданным валом и рулевого привода, передающего усилие от водителя к управляемым колесам.

Рулевое колесо через рулевой механизм и привод поворачивает передние колеса, изменяя тем самым направление движения автомобиля. Особенностями рулевого механизма являются: полужесткое рулевое колесо; крепление кронштейна вала рулевого управления, податливое в случае аварии; составной рулевой вал, верхняя часть которого вращается на двух игольчатых подшипниках в специальных резиновых втулках, а промежуточный вал имеет по концам карданные шарниры, что допускает взаимное перемещение валов руля. И наконец, радиально-упорный двухрядный шариковый подшипник в ролике сошки руля, снижающий усилие на руле пои повороте колес.

Картер червячного редуктора рулевого механизма прикреплен с внутренней стороны отсека двигателя к левому лонжерону кузова, с противоположной стороны к правому лонжерону прикреплен кронштейн маятникового рычага.

Рулевой привод включает в себя два рычага рулевой трапеции, сошку, маятниковый рычаг и три тяги: одну среднюю и две крайние. Средняя тяга цельная, имеет на концах шаровые шарниры для соединения с маятниковым рычагом и рулевой сошкой. Каждая крайняя тяга состоит из двух наконечников с резьбой, соединенных между собой разрезными регулировочными муфтами. Вращая их, изменяют длину боковых тяг и регулируют схождений колес. Регулировочные муфты фиксируются на тягах стяжными хомутами. Каждая из крайних тяг имеет из концах шаровые шарниры для соединения с рычагами поворотных цапф, маятниковым рычагом или рулевой сошкой.

Тормозная система автомобиля служит для уменьшения скорости движения остановки и удержания автомобиля в неподвижном состоянии и имеет два независимо действую щих привода. Рабочая тормозная система имеет гидравлический привод к колесным тормозным механизмам, управляется педалью -24- подвесного типа через вакуумный усилитель -7- и действует на все колеса.

Система стояночного и запасного (аварийного) торможения - ручной тормоз управления рычагом -20- установленным на полу между передними сиденьями, действует только на задние колеса.

Ручной тормоз имеет механический тросовый привод. Передние колеса - дисковые, состоят из диска и суппорта. Диск прикреплен к ступице колеса, а суппорт охватывающий диск тормоза, прикреплен к кронштейну, установленному на поворотной цапфе. Внутри суппорта находятся колесные гидравлические цилиндры с поршнями, передающими усилие на колодки с фрикционными накладками. На части автомобилей колодки имеют сигнализаторы износа накладок.

Задние тормоза - барабанные с самоустанавливающимися колодками с приводом от заднего цилиндра с двумя поршнями или от рычага механического привода. Отличают задние тормоза, как и модели ВАЗ-2105, конструкция нижней опоры колодок и автоматическая регулировка зазора между барабаном и колодками, введенная в колесные тормозные цилиндры.

Гидравлический привод тормозов состоит из двух независимых контуров (систем) торможения передних и задних колес. Поэтому бачок имеет две емкости для тормозной жидкости а а главном цилиндре - две независимые полости, с двумя поршнями, Две независимые системы введены для безопасности: в случае повреждения одной из них (утечка жидкости и повреждение трубопровода) вторая остаётся в действии.

В гидроприводе к тормозным механизмам задних колес установлен регулятор давления корректирующий давление торможения задних колес в зависимости от нагрузки на них. Нагрузка на задние колеса зависит от наличия или отсутствия пассажиров на заднем сиденье или груза на багажнике и от эффекта вызванного торможением, при котором происходит перераспределение нагрузки по осям автомобиля, вследствие инерции на передние колеса нагрузка возрастает, а на задние - уменьшается.

Регулятор устанавливает давление в тормозных цилиндрах задник колес так, чтобы предотвратить блокировку ("юз") колес, а пои возникновении блокировки способствует опережению ее на передних колесах что снижает возможность заноса автомобиля. Регулятор управляется торсионным рычагом, который одним концом прикреплен через серьгу к заднему мосту, а другим связан с поршнем регулятора. Поршень регулятора ограничивает давление в системе задних колес в зависимости от величины зазора между задним мостом и кузовом,- который зависит от нагрузки на заднюю ось автомобиля при торможении.

Электрооборудование автомобилей выполнено по однопроводной схеме, в которой отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с массой, выполняющей функцию второго провода.

Источниками тока в системе являются генератор переменного тока Г- 222 или 37. 3701 с 1987 года с встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения и свинцовая аккумуляторная батарея типа 6СТ-55П.

Система зажигания, в которую входят катушка зажигания, распределитель зажигания с прерывателем, центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания, провода высокого и низкого напряжения, свечи зажигания и выключатель зажигания, имеет две цепи: низкого и высокого напряжения. Цепь низкого напряжения, питаемая током от аккумуляторной батареи или от генератора, включает в себя, кроме источников тока, выключатель зажигания конденсатор, первичную обмотку катушки зажигания и прерыватель или бесконтактный датчик в бесконтактной системе зажигания и коммутатор, служащий для прерывания тока в первичной цепи катушек зажигания с автоматическим регулированием периода накопления тока в катушке в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Цепь высокого напряжения состоит из вторичной обмотки катушки зажигания, распределителя, проводов высокого напряжения и свечей зажигания.

Система освещения и световой сигнализации автомобилей обеспечивает ближнее и дальнее освещение дороги, обозначение габарита автомобиля сигнальными огнями на стоянке, освещение контрольно-измерительных приборов и внутреннее освещение кузова, а также световую сигнализацию о повороте автомобиля и о работе отдельных систем двигателя и автомобиля. Две прямоугольные блок-фары содержат огни дальнего и ближнего света, габаритные огни и указатели поворота, галогенные лампы, обладающие повышенной световой отдачей, и площадь светового окна фары улучшили освещенность дороги. Применяемый гидрокоррекотор фар позволяет с места водителя перемещать в вертикальном направлении пучки света фар а зависимости от загрузки автомобиля, что обеспечивает оптимальную освещённость дорожного полотна без ослепления водителей встречных машин. Блок-фары снабжены системой очистки и обмыва, управляемой рычагом с места водителя.

Задние фонари обозначают габарит автомобиля в ночное время, имеют секции сигнала торможения, указателя поворота, противотуманного огня и света заднего хода. Наружное освещение и противотуманный свет включаются выключателями из консоли панели приборов, а свет фар и указатели поворотов - рычажками на рулевой колонке. При этом конструкция переключателя указателей поворотов обеспечивает автоматическое выключение мигающих световых сигналов при выходе автомобиля из поворота.

Салон освещает плафон, прикрепленный к крыше автомобиля, который включается ручным выключателем. Кроме того, имеются дверные выключатели, вмонтирэзанные в стойки передних и задних дверей. При открывании какой-либо двери включается плафон. На части автомобилей устанавливалось два плафона в верхней части стоек дверей.

Вещевой ящик освещает лампа, которая включается встроенным кнопочным выключателем, а прикуриватель - трубчатая лампа. Для освещения отсека двигателя имеется подкапотная лампа с кнопочным выключателем, встроенным в патрон. Подкапотная лампа включается при открывании капота.

Автомобили оборудованы комбинацией приборов, состоящей из объединенных в одном корпусе спидометра со счетчиком пройденного пути, тахометра, вольтметра, указателя уровня топлива в баке с лампой резерва топлива, указателя температуры жидкости в системе охлаждения двигателя и указателя давления масла с контрольной лампой недостаточного давления в системе смазки.

С 1988 года вместо указателя давления масла устанавливается эконометр. Кроме того, комбинация приборов имеет еще семь контрольных ламп. Комбинация приборов с эконометром вместо указателя давления масла отличается схемой соединений, вводом в среднюю часть комбинации контрольной лампы недостаточного давления масла и контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора и в связи с этим две лампы - противотуманного света и уровня тормозной жидкости перенесены в отдельное табло.

Все провода электрооборудования автомобиля объединены в пучки. Электрическое соединение передних пучков находящихся в отсеке двигателя, с пучками проводов салона автомобиля осуществляется через монтажный блок. Для удобства обслуживания в монтажном блоке помещены все предохранители и вспомогательные реле, включающие фары, очистители и омыватели фар, обогрев заднего стекла, электровентилятор и звуковые сигналы.

Кузов автомобиля несущей конструкции, четырехдверный, цельнометаллический. Корпус кузова представляет собой сварную пространственную форму, основными деталями которой являются стойки боковины, лонжероны и пороги пола, боковой брус крыши и различные поперечины. Эти элементы коробчатого сечения в сочетании с несущими внутренними и наружными панелями и соединительными деталями придают требуемую жесткость конструкции. На каркас навешиваются съемные узлы: двери, капот и крыша багажника.

Передние двери с передней навеской имеют одно опускное стекло с приводом от ручки стеклоподъемника. Передние двери запираются ключом снаружи и кнопкой изнутри; запертая дверь может быть открыта внутренней ручкой.

Задние двери с передней навеской имеют два безопасных стекла: переднее - опускное с приводом oт ручки, заднее неподвижное. Замок задней двери имеет блокировку: дверь запирается изнутри кнопкой; запертая дверь не может быть открыта внутренней ручкой. Запирание дверей осуществляется замком роторного типа.

Запорное устройство каждой двери, состоит из замка внутреннего привода замка с ручкой, наружной ручки и фиксатора, расположенного на стойке кузова. Для перемещения опускных стекол во всех дверях применены стеклоподъемники с тросовым приводом. Наружные ручки дверей утопленные. Капот, открывающийся в сторону движения автомобиля, навешен на кузов по переднему краю и закреплен сзади в одной точке замком; рукоятка замка капота расположена внутри кузова под панелью приборов с левой стороны.

Багажник размещен в задней части кузова. Замок крышки багажника запирается и отпирается ключом. В багажнике размещается запасное колесо, домкрат, сумка и коробка с набором шоферского инструмента и принадлежностей.

Ветровое и заднее окна имеют безопасные панорамные стекла. Ветровое - полированное, трехслойное, заднее - закаленное с электроподогревом. Стекла уплотнены резиновыми уплотнителями. Передние и задние бамперы пластмассовые, отделанные поверху стальными хромированными накладками.

Наружная отделка кузова включает приклеенные по низу боковин кузова молдинги, пластмассовую облицовку радиатора, чуть выступающую вперед и вверх; орнаменты заднего крыла и задка, декоративные решетки вытяжной вентиляции на задних стойках кузова, декоративные облицовки соединений заднего крыла с крышей и крыши с боковиной.

Панель приборов поверх металлического каркаса покрыта слоем энергопоглощающего пенополиуретана и поливинилхлоридной пленкой. Отсутствие поворотных форточек в передних дверях продиктовали конструкцию системы вентиляции и отопления салона автомобиля. Воздух поступает в отопитель через решетки капота и короб капота. Из кожуха отопителя поток холодного и подогретого (при включенном радиаторе в систему охлаждения двигателя) воздуха направляется через два сопла на обдув лобового стекла. Поворотные боковые сопла вентиляции и отопления на панели приборов предназначены для обдува боковых стекол или могут быть направлены на водителя и переднего пассажира, а два центральных - в салон. И, наконец, теплый воздух может быть направлен к ногам сидящих впереди и сзади по воздуховоду под консолью панели приборов. Управление количеством тепла и его подачей в разные зоны осуществляется тремя рычагами -16, 17, 18- (рис. 2) на панели приборов, рукоятками поворота из дефлекторах и рычагом -39- (рис 2) крышки отопителя.

Верхний рычаг -18- связан гибкой тягой с краном отопителя и регулирует количество тепла, средний -16- с крышкой люка воздухопритока и им регулируется приток свежего воздуха. Нижний рычаг -17 - управляет заслонками обогрева лобового и боковых стекол, изменяя количество тепла, поступающего к ним.

Система вытяжной вентиляции обеспечивающая отсос воздуха из салона и вывод его наружу через резиновые клапаны и решетки, расположена на задней стойке кузова.

Передние сиденья -18- (рис 1) с откидными спинками, для получения наиболее удобной посадки передвигаются на салазках вдоль пола кузова и имеют регулируемый наклон спинки. Продольное перемещение сиденья фиксируется защелкой, которая выводится из зацепления поворотом рукоятки, расположенной у переднего внутреннего края сидений. Механизм, установленный с наружной стороны сиденья, обеспечивает грубую и точную регулировку наклона спинки сиденья. Вращая рукоятку механизма, плавно изменяют угол наклона спинки. Для быстрого изменения угла наклона спинки нужно приподнять рукоятку с винтом. Для возврата спинки в первоначальное положение достаточно оттянуть вверх рукоятку. Заднее сиденье -11 - неподвижное. Спинка заднего сиденья в верхней части крепится двумя планками, свободно входящими в скобы, приваренные к полке, а в нижней части крепится к аркам задних колес. Подушка фиксируется на поперечине попа кузова двумя штырями.

Отделка салона выполнена из современных материалов, безбликовых. Пол салона покрывается коврами, формированными из не-тканного материала с основой из полиэтилена. В проемах дверей ковер поднимается облицовками порогов. Обивки стоек кузова выполнены из полужесткой пластмассы. Обивка дверей изготовлена из полужесткой пластмассы, покрытой с лицевой стороны капровелюром. Сиденья обиты велутином. Обивка потолка из поливинилхлоридной пленки с дублированной прокладкой из поролона наклеена на формированный из пластмассы потолок. Края обивки по периметру огибают кромку потолка, закрепленного на кузове Для тепло- и шумоизоляции кузова, устранения вибрации его металлических панелей, а также для защиты от коррозии применены различные мастики, слоистые прокладки с битумным слоем и войлочные материалы.

Днище, внутренние поверхности крыльев и арок колес для шумоизоляции и защиты от коррозии покрывают полихлорвиниловым пластизолем Д-11А. Изнутри кузова на поверхности пола и дверей наклеивают листовую битумную мастику. Скрытые сечения кузова - передние и задние лонжероны, стойки брызгозиксв, наружные и внутренние пороги, соединители боковин и щитка передка между задними крыльями и арками колес, поперечины пола, центральные стойки, карманы дверей и капота, кожуха фар обрабатываются специальным антикоррозийным составом. Часть наиболее подверженных коррозии деталей кузова изготавливаются из цинкрометапла. Из этого стойкого к ржавчине материала делают панель облицовки радиатора, надставки брызговиков, усилители стоек передних колес, арки задних колес и некоторые другие детали.

Пыле- и водонепроницаемость кузова обеспечивается применением герметизирующих мастик в местах соединений деталей, резиновых уплотнителей в проемах дверей, багажника и окон, резиновых заглушек технологических отверстий и тщательной подгонкой сопрягаемых деталей.

Зазоры в соединениях деталей кузова герметизируются невысыхающей мастикой 51-Г-7, а сварные швы кузова загерметизированы после грунтовки пластизолем Д-4А, который затвердевает при сушке кузова. Салон в задней части загерметизирован от багажного отделения объемным пористым материалом с битумным слоем и войлоком по полке задка.

Стандартное оборудование автомобиля составляют:
- система отопления и вентиляции кузова, которая включает в себя отопитель с вентилятором и кожухи, направляющие потоки воздуха на обдув ветрового и боковых стекол и отопление салона;
- омыватель ветрового стекла с электрическим приводом насоса;
- внутреннее зеркало заднего вида с фиксацией з двух положениях: "дневном" и "ночном, при котором свет фар идущего сзади транспорта не ослепляет водителя,
- наружное зеркало, расположенное на передней двери со стороны водителя и регулируемое ручкой изнутри автомобиля,
- противосолнечные козырьки с мягкой обивкой, которые установлены на шарнирных кронштейнах, позволяющих размещать козырьки впереди у верхней части ветрового окна или сбоку у окна двери; - вещевой ящик в правой части панели приборов; - прикуриватель - электрический, с автоматическим включением; - пепельницы: - часы на консоли под панелью приборов.
- поручни установленные над проемами дверей;
- крючки для одежды на задних поручнях.

Каждый выпускаемый с завода автомобиль укомплектован домкратом, ручным насосом для накачивания шин и манометром, переносной лампой, комплектом инструмента. Инструмент и принадлежности размещаются в сумке и пластмассовой коробке.

 



ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ ВАЗ-2107, ВАЗ-21072, ВАЗ-21074

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

1. Рукоятка гидрокорректора фар. Служит для регулировки угла наклона пучка света фар в зависимости or загрузки автомобиля. Устанавливается на часть выпускаемых автомобилей.

2. Выключатель звукового сигнала. Срабатывает при нажатии на пластмассовую накладку в ступице рулевого колеса, прикрывающую контактные части выключателя.

3 Комбинация приборов. До 1988 г устанавливалась несколько измененная комбинация приборов, у которой вместо эконометра стоял указатель давления масла и был другой набор контрольных ламп.

4. Рукоятка управления воздушной заслонкой карбюратора. Фиксируется в любом промежуточном положении при прогреве двигателя. Полное прикрытие воздушной заслонки карбюратора используется при пуске холодного двигателя для обогащения горючей смеси. После прогрева не следует забывать открывать заслонку, вдвинув рукоятку.

5. Рукоятка установки на нуль суточного счетчика спидометра. Для сброса показаний суточного счетчика рукоятку необходимо поворачивать против часовой стрелки на остановленном автомобиле.

6. Выключатель освещения приборов. Находится под напряжением если включено наружное освещение. Вращением рукоятки включается освещение приборов и регулируется его яркость.

7. Контрольная лампа обогрева заднего стекла. Лампа сигнализирует о включенном обогреве заднего стекла.

8. Часы. Для перевода стрелок необходимо потянуть на себя рукоятку и вращать ее против часовой стрелки.

9. Прикуриватель. Включается нажатием на ручку до отказа. Спираль прикуривателя нагревается примерно за 5 сек. После нагрева патрон прикуривателя автоматически возвращается в первоначальное положение, готовый к применению.

10. Вещевой ящик.

11. Рычаг переключения света фар (под рулевым колесом слева) функционирует следующим обрезом (при включенном зажигании). Если полностью нажата клавиша переключателя -40- наружного освещения, то в положении II - включен ближний свет фар, а в положении III - дальний свет. В положении IV (на себя) включен дальний свет фар независимо от положения клавиши переключателя -40-. Это используется для кратковременного включения дальнего света с целью освещения дороги или подачи светового сигнала пешеходам и водителям. При отпускании рычаг из положения IV возвращается а исходное положение.

До 1988 г применялся трехпозиционный переключатель света фар. В I положении фары были выключены и включались в положениях II и III при нажатой клавише переключателя наружного освещения.

12. Рычаг переключателя указателей поворота имеет три положения. В положении II (нейтральное) указатели поворота выключены. При повороте рычага вверх (I) включаются указатели правого поворота, а при повороте вниз (III) - левого.

13. Рычаг переключателя стеклоочистителей и омывателей ветрового стекла и фар работает следующим образом. В положении I стеклоочистители и омыватели выключены. II - включен прерывистый режим работы стеклоочистителя ветрового стекла, а в положении III стеклоочиститель работает непрерывно. Перемещением рычага на себя (IV, не фиксируемое положение) включается омыватель ветрового стекла, а если включен дальний или ближний свет фар, то одновременно включаются очиститель и смыватель фар.

14. Рычаг переключения передач. Перемещают в требуемое положение по схеме, выгравированной на его рукоятке. Нейтральное положение рычага находится его свободным перемещением вправо-влево, при этом рычаг стремится под действием оттяжной пружины занять крайнее правое положение. Для включения заднего хода нужно нажать вниз на рычаг в нейтральном положении, утопив его до упора, и перевести вправо и на себя до конца. Следует помнить что включение заднего хода надо производить только после полной остановки автомобиля.

15. Выключатель (замок) зажигания. Ключ в замке может занимать четыре положения 0 - все выключено, кроме цепей, напряжение к которым подается независимо от положения ключа (см приложение) I - включено зажигание и электропитание всех потребителей электроэнергии, кроме стартера. II - включен стартер, зажигание, подается электропитание и к остальным потребителям электроэнергии. При снятии усилия руки ключ возвращается в положение I. III - все выключено, кроме наружного освещения и очистителей ветрового стекла и фар. Ключ из замка вынимается только в положении III. При этом включается противоугонное устройство. Для выключения противоугонного устройства следует вставить ключ в замок и, слегка повертывая рулевое колесо влево - вправо, повернуто ключ в положение 0.

16. Рычаг управления крышкой люка воздухопритока. Перемещением рычага регулируется поступление наружного воздуха в отопитель.

17. Распределительный рычаг отопителя. Регулирует подачу воздуха на ветровое стекло и стекла боковых дверей.

18. Рычаг управления краном отопителя. Регулирует поступление горячей жидкости oт двигателя в радиатор отопителя.

19. Переключатель электродвигателя вентилятора отопителя. Служит для включения электровентилятора отопителя на соответствующий режим при необходимости увеличения количества поступающего в салон воздуха.

20. Вольтметр. Позволяет контролировать напряжение в бортовой сети автомобиля. Стрелка прибора при работающем двигателе в красной зоне в начале шкалы указывает на разряд аккумуляторной батареи, в белой зоне - на неустановившийся режим заряда-разряда, в зеленой зоне - на нормальное напряжение, а в красной зоне в конце шкалы указывает на перезаряд аккумуляторной батареи из-за неисправности генератора.

21. Контрольная лампа резерва топлива. Загорается, если в баке осталось 4 - 6,5 л бензина.

22. Указатель уровня топлива.

23. Спидометр с суточным и суммарным счетчиками, пройденного автомобилем расстояния в километрах. Красная цифра суточного счетчика показывает десятые доли километра. Показания суточного счетчика можно сбрасывать рукояткой -5-.

24. Контрольная лампа (красная) включения стояночного тормоза. Загорается мигающим светом при перемещении рычага стояночного тормоза вверх.

25. Контрольная лампа (синяя) включения дальнего света фар. Загорается одновременно с включением дальнего света фар. Горящая лампа напоминает водителю о необходимости своевременного выключения дальнего света при встрече с другими автомобилями, въезда на освещенные участки дорог, а также во всех случаях, когда он может ослепить других водителей. Если вы следуете за идущей впереди машиной и не намерены ее перегонять - включите ближний свет и держась от нее на должном расстоянии, будете ехать в безопасности, не беспокоя едущего впереди вас.

26. Контрольная лампа (красная) заряда аккумуляторной батареи. Загорается при включении зажигания и гаснет после пуска двигателя. Если лампа горит при работающем двигателе, то это указывает на неисправность в системе зарядки или слабое натяжение (обрыв) ремня привода генератора. Лампа используется на автомобилях выпуска до 1985 г и на автомобилях с генератором типа 37.3701.

27. Контрольная лампа (зеленая) включения указателей поворота. Загорается мигающим светом при включении указателей поворота.

28. Контрольная лампа (оранжевая) воздушной заслонки карбюратора. Загорается при выдвинутой рукоятке 4.

29. Контрольная лампа (зеленая) включения наружного освещения. Загорается при включении наружного освещения.

30 Контрольная лампа (красная) недостаточного давления масла в системе смазки двигателя. Загорается при повороте ключа зажигания в положение I а гаснет после пуска двигателя, когда давление масла становится достаточным для обеспечения смазки - 0,2-0,6 кгс/см". В нормальных условиях работы двигателя лампа гореть не должна. Если двигатель перегрет или работает на очень малых оборотах, лампа может загораться и при исправной системе смазки. Во всех остальных случаях загорание лампы указывает на недостаток масла в картере или на неисправность в системе смазки, которую нужно быстро выявить и устранить, так как двигатель при недостаточном давлении масла может быть выведен из строя.

31. Тахометр. Электронный, измеряет частоту следования импульсов в цепи низкого напряжения системы зажигания. Желтым цветом обозначены режимы работы двигателя на высоких оборотах, а красным цветом - опасные для двигателя режимы.

32. Указатель температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения деятеля. Переход стрелки в красное поле шкалы показывает на чрезмерный нагрев двигателя. В этом случае необходимо немедленно уменьшить до минимума число оборотов двигателя (не останавливая его). Если перегрев не устраняется то необходимо проверить работу электровентилятора системы охлаждения и термостата.

33. Эконометр. Помогает подбирать наиболее экономичный с точки зрения расхода топлива режим движения. При экономичном режиме стрелка прибора находится в зеленой зоне шкалы.

34. Рычаг замка капота.

35. Педаль сцепления. Служит для приведения в действие гидравлического привода выключения сцепления.

36. Выключатель аварийной сигнализации. При нажатии на кнопку включается мигающий свет всех указателей поворота. При повторном нажатии на кнопку сигнализация выключается.

37 Педаль тормоза. Служит для торможения автомобиля, которое должно быть плавным и продолжительным. Следует привыкнуть считать тормоза аварийной системой, что уменьшит износ шин и расход топлива, а пассажирам создаст удобство при езде. Резкое интенсивное торможение применять только в исключительных случаях.

38. Педаль управления дроссельной заслонкой карбюратора. Пуск холодного двигателя осуществляется без нажатия на педаль. Не рекомендуется нажимать на педаль и после пуска холодного двигателя до тех пор, пока двигатель не прогреется и не начнет работать устойчиво, без перебоев. И наоборот если, нужно пустить горячий двигатель, то надо нажать педаль примерно на треть ее хода, а после пуска, как только двигатель начнет работать без перебоев. постепенно отпустить ее.

39. Рычаг крышки отопителя. Регулирует подачу воздуха в зону ног водителя и пассажиров.

40. Переключатель наружного освещения. При переводе клавиши в среднее положение включается наружное освещение, а при полностью нажатой клавише дополнительно подается напряжение к переключателю света фар. До 1988 г. применялся двухпозиционный переключатель, у которого при нажатии на клавишу включалось наружное освещение и подавалось напряжение к переключателю света фар.

41. Рычаг стояночного тормоза. Служит для затормаживания автомобиля на стоянке или на подъеме. В случае крайней необходимости стояночным тормозом можно пользоваться как аварийным во время движения автомобиля. Перемещением рычага вверх до отказа приводятся в действие колодки тормозов задних колес. При этом загорается мигающим красным светом контрольная лампа -24-. Для возвращения рычага в исходное положение следует нажать кнопку на торце рукоятки. На кнопку легче нажимать, если перед растормаживанием рычаг несколько поднять вверх.

42. Выключатель заднего противотуманного света. Задний противотуманный свет и контрольная лампа (оранжевая) в клавише переключателя включаются при нажатий на нижнее плечо клавиши.

43. Выключатель обогрева заднего стекла. Обогрев включается нажатием на нижнее плечо клавиши. При этом контрольная лампа -7- сигнализирует о включении обогрева.

44. Контрольная лампа (красная) уровня тормозной жидкости. Загорается при понижении уровня жидкости в бачке ниже допустимого предела из-за расхода жидкости или из-за повреждения системы.

45. Вещевая полка.





Далее: Двигатель, системы смазки и охлаждения ВАЗ-2107, ВАЗ-21072, ВАЗ-21074
Если пригодилась статья, скажи спасибо и поделись с друзьями!
Наверх
Яндекс.Метрика