Система питания двигателя ВАЗ-2107, ВАЗ-21072, ВАЗ-21074

 

Система питания состоит из приборов, обеспечивающих подачу топлива и воздуха, приготовление горячей смеси и выпуск отработавших газов. К приборам системы питания относятся топливный бак, топливопроводы и шланги, топливный насос, воздушный фильтр, карбюратор, трубопроводы и глушители.

Подача воздуха осуществляется через воздушный фильтр, карбюратор и далее в виде горючей смеси всасывается в цилиндры двигателя. Отработавшие газы выбрасываются в атмосферу через выпускной коллектор, приемную трубу, дополнительные и основной глушители.

Топливом для двигателя является бензин АИ-93 с октановым числом 93 (по исследовательскому методу). Очистка топлива на автомобиле осуществляется топливными фильтрами, установленными на топливно-приемной трубке датчика -38- уровня топлива в баке, в топливном насосе -3 , - сетчатым фильтром -10- и в карбюраторе фильтром -29- (см. рис. 10). На автомобилях с установленными карбюраторами 21053-1107010 могут устанавливаться дополнительно фильтры -2- тонкой очистки топлива.

Топливный бак сварен из двух половин, отштампованных из стального листа. Для повышения коррозионной стойкости бак с обеих сторон освинцован. Снаружи бак окрашен черной эмалью. Емкость топливного бака 39 л, включая резерв 4-6,5 л.

Бак установлен в багажном отделении справа по ходу автомобиля на резиновой прокладке и закреплен к кузову двумя хомутами, стянутыми болтом. Заливная горловина бака выведена в нишу в правом заднем крыле и закрыта глухой резьбовой пробкой. Для доступа к пробке необходимо нажать на передний торец крышки, расположенной на крыле.

Вентиляция бака осуществляется через вентиляционный шланг -28-, выведенный в люк заливной горловины. Топливо, находящееся в петле шланга -28-, не допускает испарения бензина из бака.

Сверху бака через уплотнительную прокладку закреплен датчик -38- уровня топлива в сборе с топливно-приемной трубкой, имеющей топливный фильтр. Датчик соединен электрическими проводами с указателем уровня топлива, установленным на щитке приборов, и имеет контрольную лампу резерва, загорающуюся, когда в баке остается 4-6,5 л топлива.

Бак имеет сливную пробку, для доступа к которой в полу кузова выполнено отверстие, закрытое резиновой пробкой. Топливопроводы изготовлены из стальных оцинкованных или освинцованных трубок, устойчивых к коррозионному воздействию. Трубки соединены между собой, с приемной трубкой -29- бака и с топливным насосом -3- резиновыми шлангами в тканевой оплетке и закреплены стяжными хомутами с винтом и гайкой. Топливный насос с карбюратором -5- соединен также резиновым шлангом -4-.

Фильтр тонкой очистки топлива может устанавливаться в системе питания с карбюраторами модели 21053-110-7010. Фильтр устанавливается на резиновых шлангах перед топливным насосом -3- и крепится на шлангах стяжными хомутами. Фильтр неразборной конструкции, с бумажным фильтрующим элементом в пластмассовом корпусе. Пластмассовый корпус с крышкой сварены ультразвуковой сваркой или токами высокой частоты. Тонкость очистки фильтрующего элемента до 15 мк.

При установке топливного фильтра необходимо обращать внимание на стрелку на корпусе, которая должна располагаться по ходу движения топлива.

Система питания двигателя

Рис. 8. Система питания двигателя ВАЗ-2107:
1. Задняя трубка топливного трубопровода;
2. Передняя трубка топливного трубопровода;
3. Топливный насос;
4. Шланг от топливного насоса к карбюратору;
5. Карбюратор;
6. Ось рычага механической подачи топлива;
7. Седло нагнетательного клапана;
8. Нагнетательный клапан;
9. Верхний корпус насоса;
10. Фильтр;
11. Нагнетательный патрубок;
12. Крышка насоса;
13. Всасывающий патрубок;
14. Седло всасывающего клапана;
15. Всасывающий клапан;
16. Тарелка диафрагмы;
17. Внутренняя дистанционная прокладка;
18. Верхние диафрагмы;
19. Наружная дистанционная прокладка;
20. Нижняя диафрагма;
21. Шток;
22. Рычаг ручной подкачки топлива;
23. Пружина рычага;
24. Нижний корпус насоса;
25. Балансир;
26. Пробка топливного бака;
27. Воздушная трубка топливного бака;
28. Шланг сообщения топливного бака с атмосферой;
29. Приемная труба;
30. Блок цилиндров;
31. Эксцентрик вала привода масляного насоса и распределителя зажигания;
32. Толкатель;
33. Теплоизоляционная проставка;
34. Прокладка теплоизоляционной проставки;
35. Прокладка топливного насоса;
36. Рычаг механической подачи топлива;
37. Кулачок ручной подкачки топлива;
38. Датчик указателя уровня топлива;
39. Топливный бак;
I. Схема работы топливного насоса;
II. Всасывание;
III. Нагнетание;
IV. Установка топливного насоса.


Топливный насос - диафрагменного типа с механическим приводом установлен на левой стороне блока цилиндров, закреплен на двух шпильках через теплоизоляционную прокладку -33- и регулировочные прокладки -34 и 35-, снабжен рычагом -22- ручной подкачки топлива. Производительность насоса не менее 60 л/час при частоте качаний 2000 циклов в минуту. Давление, развиваемое насосом, составляет 20-30 кПа.

Топливный насос приводится в действие толкателем -32- от эксцентрика -31- вала привода масляного насоса и распределителя зажигания. Насос состоит из нижнего корпуса -24- с рычагами привода, верхнего корпуса -9- с клапанами и патрубками, диафрагменного узла и крышки -12- насоса.

Диафрагменный узел установлен между корпусами, имеет три диафрагмы -18 и 20-: две верхние - рабочие для подачи топлива и нижняя - предохранительная, работающая в контакте с картерным маслом и предохраняющая от попадания топлива в картер при повреждениях рабочих диафрагм. Между рабочими и предохранительной диафрагмами установлены дистанционные наружная и внутренняя прокладки -19 и 17-. Наружная прокладка -19- имеет отверстие для выхода топлива наружу при повреждениях рабочих диафрагм. Диафрагмы с тарелками установлены на шток -21- и закреплены сверху гайкой. На шток под узел диафрагм установлена сжатая пружина. Шток Т-образным хвостовиком вставлен в прорезь балансира -25-, которая позволяет, не разбирая, снимать узел диафрагм.

В нижнем корпусе на оси -6- установлены рычаг -36- механической подачи топлива и балансир -25-. Также на нижнем корпусе на оси с кулачком -37- поставлен рычаг -22- ручной подкачки топлива в карбюратор. Под действием возвратной пружины -23- рычаг ручной подкачки возвращается в исходное положение. В верхнем корпусе насоса установлены текстолитовые шестигранные всасывающий и нагнетательный клапаны -15 и 8-. Клапаны пружинами поджимаются к латунным седлам. Сверху к корпусу насоса центральным болтом закреплена крышка -12-. Между крышкой и корпусом установлен пластмассовый сетчатый фильтр. В верхний корпус насоса запрессованы всасывающий и нагнетательный патрубки -13 и 11-.

При работе двигателя эксцентрик -31- вала привода через толкатель -32- действует на рычаг - 36- механической подачи топлива и поворачивает балансир -25-, который оттягивает за шток -21- диафрагмы насоса вниз. При этом пружина диафрагм сжимается, создается разрежение, в результате которого топливо через всасывающий клапан -15- заполняет рабочую полость над диафрагмами. При сбеге эксцентрика с толкателя освобождается рычаг -36-, балансир и шток с диафрагмами. Диафрагмы под действием пружины создают давление в рабочей полости, закрывается всасывающий клапан, и топливо через нагнетательный клапан -8- подается по шлангу -4- в поплавковую камеру карбюратора.

При небольшом расходе топлива ход диафрагм будет неполным, поэтому ход рычага -36- с балансиром частично будут холостыми.

При ручной подкачке топлива нажимают на рычаг -22-, кулачок -37- воздействует на балансир -25- и оттягивает шток с диафрагмами. Происходит всасывание топлива в рабочую полость. При отпускании рычаг и кулачок под действием пружины -23- возвращаются в исходное положение, а диафрагмы нагнетают топливо в карбюратор.

Между насосом и теплоизоляционной проставкой и блоком цилиндров установлены регулировочные прокладки -34 и 35-. Для правильной установки насоса используются две из трех нижеуказанных прокладок: прокладка -А - толщиной 0,27-0,33 мм; прокладка -В - толщиной 0,70-0,80 мм; прокладка -С - толщиной 1,10-1,30 мм, схема установки показана.

Установку насоса выполняют в следующем порядке. Устанавливают теплоизоляционную проставку, поставив под нее прокладку -А-, а на плоскость, соприкасающуюся с насосом, ставят прокладку -В-. Замеряют минимальное выступание толкателя -32-, устанавливаемое медленным проворачиванием коленчатого вала. Если выступание толкателя находится в пределах 0,80-1,30 мм, то крепят насос на двигателе. Если выступание меньше 0,80 мм, прокладку -В- заменяют прокладкой -А-; если выступание толкателя больше 1,30 мм, то прокладку -В- заменяют прокладкой -С-. Еще раз замеряют выступание толкателя и крепят насос на двигателе. Между блоком цилиндров и теплоизоляционной проставкой всегда должна стоять прокладка -А.

 

КАРБЮРАТОР 2107-1107010

На двигатели автомобилей ВАЗ-2107 и -21074 устанавливаются карбюраторы моделей 2107-1107010, на двигатели автомобилей ВАЗ-21072 - карбюраторы 2105-1107010, которые отличаются лишь тарировочными данными.

Карбюратор эмульсионного типа, двухкамерный, с падающим потоком. Открытие дроссельной заслонки первой камеры осуществляется от педали привода управления карбюратором в салоне кузова. Заслонка второй камеры открывается автоматически от пневматического привода. Карбюратор имеет сбалансированную поплавковую камеру, две главные дозирующие системы, диафрагменное пусковое устройство, обогатительную систему (эконостат) с пневматическим приводом, диафрагменный ускорительный насос с механическим приводом, систему холостого хода, экономайзер принудительного холостого хода с электронным управлением по частоте вращения коленчатого вала двигателя и переходную систему второй камеры.

Карбюратор 2107-1107010

Рис. 9. Карбюратор 2107-1107010.
1. Рычаг привода дроссельных заслонок;
2. Рычаг управления дроссельными заслонками (жестко закреплен на оси дроссельной заслонки);
3. Возвратная пружина;
4. Тяга соединений приводов воздушной и дроссельной заслонок;
5. Рычаг, ограничивающий открытие дроссельной заслонки второй камеры;
6. Рычаг связи с воздушной заслонкой;
7. Шток пневмопривода;
8. Рычаг, связанный с рычагом 9 через пружину;
9. Рычаг, жестко закрепленный на оси дроссельной заслонки второй камеры;
10. Винт, ограничивающий закрытие дроссельной заслонки второй камеры;
11. Дроссельная заслонка второй камеры;
12. Отверстия переходной системы второй камеры;
13. Корпус дроссельных заслонок;
14. Корпус карбюратора;
15. Диафрагма пневмопривода;
16. Пневмопривод дроссельной заслонки второй камеры;
17. Корпус топливного жиклера переходной системы второй камеры;
18. Крышка карбюратора;
19. Малый диффузор второй камеры;
20. Колодец главных воздушных жиклеров главных дозирующих систем;
21. Распылитель главной дозирующей системы первой камеры;
22. Воздушная заслонка;
23. Рычаг оси воздушной заслонки;
24. Телескопическая тяга привода воздушной заслонки;
25. Тяга, соединяющая рычаг оси воздушной заслонки с рейкой;
26. Шток пускового устройства;
27. Корпус пускового устройства;
28. Крышка пускового устройства;
29. Винт крепления троса привода воздушной заслонки;
30. Трехплечий рычаг;
31. Кронштейн возвратной пружины;
32. Микропереключатель;
33. Патрубок для отсоса картерных газов;
34. Регулировочный винт пускового устройства;
35. Диафрагма пускового устройства;
36. Воздушный жиклер пускового устройства;
37. Канал связи пускового устройства с задроссельным пространством;
38. Воздушный жиклер системы холостого хода;
39. Распылитель ускорительного насоса;
40. Эмульсионный жиклер обогатительной системы (зконостат);
41. Воздушный жиклер эконостата;
42. Топливный жиклер эконостата; 43. Главные воздушные жиклеры;
44. Эмульсионная трубка второй камеры;
45. Игольчатый клапан поплавковой камеры;
46. Топливный жиклер;
47. Патрубок подвода топлива к карбюратору;
48. Поплавок;
49. Главный топливный жиклер первой камеры;
50. Винт регулировки подачи топлива ускорительным насосом;
51. Перепускной жиклер ускорительного насоса;
52. Кулачок привода ускорительного насоса;
53. Возвратная пружина дроссельной заслонки первой камеры;
54. Рычаг привода ускорительного насоса;
55. Винт, ограничивающий закрытие дроссельной заслонки первой камеры;
56. Диафрагма ускорительного насоса;
57. Колпачок пружины;
58. Корпус топливного жиклера системы холостого хода;
59. Регулировочный винт состава (качества) смеси холостого хода (с ограничительной втулкой);
60. Патрубок для подачи разрежения к вакуумному регулятору распределения зажигания ;
61. Патрубок для подвода разрежения от пневмо-клапана;
62. Регулировочный винт количества смеси холостого хода.

Карбюратор оборудован золотниковым устройством вентиляции картера. Карбюратор состоит из трех корпусных деталей: корпуса -14-, корпуса -13- дроссельных заслонок и крышки -18-.

В корпусе -14- отлиты большие диффузоры, установлены малые легкосъемные диффузоры, отлитые заодно с распылителями эконостата и главных дозирующих систем, выполнены каналы главных дозирующих систем, системы холостого хода, переходной системы второй камеры, ускорительного насоса, продолжение канала -37- связи пускового устройства с задроссельным пространством. В корпусе -14- также установлены распылитель -39- с клапаном ускорительного насоса, главные воздушные жиклеры -43- и эмульсионные трубки -44- в эмульсионных колодцах главных дозирующих систем, корпус -58- топливного жиклера системы холостого хода, корпус -1-7 топливного жиклера переходной системы второй камеры.

В корпус -1-4 запрессован патрубок -3- для отсоса картерных газов. В прилив корпуса устанавливается регулировочный винт -55-, ограничивающий закрытие дроссельной заслонки первой камеры.

К приливу корпуса карбюратора, образующему рабочую полость ускорительного насоса, четырьмя винтами крепится крышка ускорительного насоса с рычагом -54- привода в сборе и рабочая диафрагма -56- насоса. К корпусу крепятся также трехплечий рычаг -30- управления пусковым устройством и корпус пневматического привода дроссельной заслонки -11- второй камеры.

В корпусе -13- дроссельных заслонок установлены дроссельные заслонки первой и второй камер карбюратора. На оси дроссельной заслонки первой камеры установлены: рычаг -1- привода дроссельных заслонок от педали; рычаг -5-, ограничивающий открытие дроссельной заслонки второй камеры; рычаг связи с воздушной заслонкой; рычаг -2- управления дроссельными заслонками (открытие начинается после того, как упор рычага -2- выберет зазор в пазу рычага -1-) и кулачок -52- ускорительного насоса. Под рычаг -52- в корпусе дроссельных заслонок установлены пружина и золотник вентиляции картера, доступ к которым открывается после отворачивания гайки и удаления всех рычагов.
На оси дроссельной заслонки -11- установлены рычаг -9-, жестко закрепленный на оси, и рычаг -8- управления дроссельной заслонкой, связанный с рычагом -9- через пружину и со штоком -7- диафрагмы пневматического привода.

К корпусу -13- крепится винтами крышка экономайзера принудительного холостого хода с патрубком -61-. Под крышкой установлена диафрагма, которая образует рабочую полость, расположенную между крышкой и диафрагмой. Диафрагма связана с иглой экономайзера, помещенной в седло, запрессованное в корпус -13-.

В крышке -18- карбюратора выполнены входные горловины первой и второй камер, колодец -20- подвода воздуха к главным воздушным жиклерам -43- и балансировочный канал, сообщающий полость поплавковой камеры с полостью за фильтрующим элементом воздушного фильтра.

На четыре шпильки, ввернутые в крышку -18-, устанавливается корпус воздушного фильтра. Во входной горловине первой камеры установлена воздушная заслонка -22- пускового устройства. В крышке -18- установлены игольчатый запорный клапан -45- подачи топлива, поплавок -48-, топливный фильтр -46-, патрубок -47- подвода топлива в поплавковую камеру. В крышке -18- выполнены каналы обогатительной системы (эконостата) с запрессованными в крышку эмульсионным -40-, воздушным -41- и топливным -42- жиклерами. К крышке -18- крепится корпус -27- пускового устройства с крышкой -28- и диафрагмой -35- в сборе. Крышка карбюратора крепится к корпусу -14- пятью винтами и уплотняется прокладкой.

Ввиду того, что поплавок закреплен на крышке карбюратора, то при ее снятии для регулирования уровня топлива он извлекается из полости поплавковой камеры, при этом изменяется уровень топлива (по отношению к уровню на собранном карбюраторе). Так как непосредственный замер уровня топлива в поплавковой камере оказывается затрудненным, этим параметром не пользуются.

Правильность установки уровня топлива в эксплуатации определяется величиной зазора (6,5+0,25 мм) между поплавком и привалочной плоскостью крышки, с установленной прокладкой, при этом крышка должна быть установлена вертикально патрубком- 47- подвода топлива вверх, а язычок поплавка должен касаться шарика игольчатого клапана, не утапливая его. Прокладка может быть разобщена только при условии снятия поплавка, поэтому при снятой прокладке проверка уровня топлива не производится.

При регулировании уровня топлива необходимо предварительно убедиться, что масса поплавка -48- в сборе с рычагом составляет 11-13 г, поплавок не имеет повреждений и свободно поворачивается на оси. Для получения требуемого зазора отгибают язычок, который должен быть перпендикулярен оси клапана. Ход поплавка должен быть -8- мм. При необходимости добиваются отгибанием упора поплавка.

Регулирование холостого хода двигателя осуществляется регулировочными винтами: винтом -62- количества смеси, регулирующим величину перемещения иглы экономайзера принудительного холостого хода и винтом -59- состава (качества) смеси. Чтобы владелец автомобиля не нарушал заводской регулировки карбюратора, на винты -59 и 62- напрессованы ограничительные пластмассовые втулки, позволяющие поворачивать винты только на пол-оборота (под- регулирование холостого хода). На станциях технического обслуживания автомобилей регулировку выполняют по содержанию окиси углерода (СО) в отработавших газах. Если втулками не удается выполнить регулировку, вывертывая ограничительные втулки, ломают их и выполняют регулировку винтами -59 и 62-. По окончании регулировки напрессовывают новые ограничительные втулки. На автозаводе устанавливаются втулки синего цвета, а на станциях технического обслуживания автомобилей - красного цвета.

Тарировочные данные карбюратора приведены в таблице.

 

Тарировочные данные карбюраторов 2105-1107010 и 2107-1107010:

Параметры 2105-1107010 2105-1107010 2107-1107010 2107-1107010
  Смесительные камеры   Смесительные камеры  
  первая вторая первая вторая
Диаметр, мм горловины большого диффузора 21 25 22 25
смесительной камеры 28 32 28 36
главного топливного жиклера 1,07 1,62 1,12 1,50
главного воздушного жиклера 1,70 1,70 1,50 1,50
топливного жиклера системы 0,50 0,60 0,50 0,60
холостого хода воздушного жиклера системы 1,70 0,70 1,70 0,70
холостого хода топливного жиклера эконостата - 1,50 - 1,50
воздушного жиклера эконостата - 1,20 - 1,20
эмульсионного жиклера эконостата - 1,50 - 1,50
воздушного жиклера пускового устройства 0,70 - 0,70 -
жиклера пневмопривода дроссельной заслонки второй камеры 1,20 1,00 1,50 1,20
отверстия распылителя ускорительного насоса 0,40 - 0,40 -
перепускного жиклера ускорительного насоса 0,40 - 0,40 -
Подача ускорительного насоса за 10 циклов, см3 7±25% 7±25% 7±25% 7±25%
Маркировка распылителя смеси 3,5 4,5 3,5 4,5
Маркировка эмульсионной трубки F 15 F 15 F 15 F 15
Зазор между поплавком и прокладкой крышки карбюратора, мм 6,5± 0,25 6,5± 0,25 6,5± 0,25 6,5± 0,25
Пусковой зазор заслонки, мм воздушной 5,5+0,5 5,5+0,5 5,5±0,25 5,5±0,25
дроссельной 0,7-0,8 0,7-0,8 0,9-1,0 0,9-1,0


РАБОТА КАРБЮРАТОРА 2107-1107010

 

Работа карбюратора при пуске и прогреве холодного двигателя.

Для надежного запуска холодного двигателя требуется сильное обогащение горючей смеси, так как при низких температурах и малых скоростях воздуха, проходящего через карбюратор, происходит некачественное смесеобразование. Обогащение смеси обеспечивается пусковым устройством карбюратора.

Схема работы карбюратора 2107-1107010

Рис. 10. Схема работы карбюратора 2107-1107010.
1. Рычаг ускорительного насоса;
2. Винт регулирования подачи топлива ускорительным насосом;
3. Пробка обратного клапана ускорительного насоса;
4. Поплавковая камера;
5. Топливный жиклер переходной системы второй камеры;
6. Воздушный жиклер эконостата;
7. Воздушный жиклер переходной системы второй камеры;
8. Топливный жиклер эконостата;
9. Главный воздушный жиклер второй камеры;
10. Эмульсионный жиклер эконостата;
11. Распылитель эконостата;
12. Распылитель главной дозирующей системы второй камеры;
13. Малый диффузор второй камеры;
14. Клапан распылителя ускорительного насоса;
15. Распылитель ускорительного насоса;
16. Малый диффузор первой камеры;
17. Воздушная заслонка;
18. Соединительная втулка воздушного канала пускового устройства;
19. Главный воздушный жиклер первой камеры;
20. Воздушный жиклер пускового устройства;
21. Тяга рычага воздушной заслонки;
22. Корпус пускового устройства;
23. Шток пускового устройства;
24. Диафрагма пускового устройства;
25. Регулировочный винт пускового устройства;
26. Воздушный жиклер системы холостого хода;
27. Седло игольчатого клапана;
28. Игольчатый клапан;
29. Топливный фильтр;
30. Кронштейн поплавка с упором и язычком;
31. Шарик демпфера игольчатого клапана;
32. Поплавок;
33. Топливный жиклер системы холостого хода;
34. Главный топливный жиклер первой камеры;
35. Эмульсионная трубка первой камеры;
36. Регулировочный винт количества смеси холостого хода;
37. Игла экономайзера принудительного холостого хода;
38. Регулировочный винт состава (качества) смеси холостого хода;
39. Седло иглы экономайзера принудительного холостого хода;
40. Дроссельная заслонка первой камеры;
41. Первая смесительная камера;
42. Вторая смесительная камера;
43. Дроссельная заслонка второй камеры;
44. Нерегулируемые отверстия переходной системы второй камеры;
45. Эмульсионная трубка второй камеры;
46. Главный топливный жиклер второй камеры;
47. Обратный клапан ускорительного насоса;
48. Перепускной жиклер ускорительного насоса;
49. Диафрагма ускорительного насоса;
50. Пневмопривод дроссельной заслонки второй камеры;
51. Жиклер пневмопривода, расположенный в первой камере;
52. Жиклер пневмопривода, расположенный во второй камере;
I. Работа карбюратора на режиме максимальной мощности двигателя;
II. Работа пневмопривода дроссельной заслонки второй камеры;
III. Работа ускорительного насоса;
IV. Работа диафрагменного пускового устройства;
V. Работа карбюратора при переходе на средние нагрузки;
VI. Работа карбюратора на режиме холостого хода.

При пуске холодного двигателя рукоятку управления пусковым устройством вытягивают на себя до упора. Педаль управления дроссельными заслонками трогать нельзя во избежание подачи в двигатель неконтролируемой избыточной порции топлива. При этом под воздействием тяги рычаг -30- (см. рис. 9) поворачивается против часовой стрелки, телескопическая тяга -24- через рычаг -23- закрывает воздушную заслонку -22-. Конец тяги -25-, перемещаясь в прорези штока -26- диафрагмы пускового устройства, займет крайнее левое положение, а тяга -4-, опускаясь вниз, повернет рычаг -6-, который, воздействуя на упор рычага -1-, приоткроет дроссельную заслонку первой камеры на необходимую величину. При провертывании коленчатого вала стартером возникающее при этом разрежение передается в отверстия и каналы системы холостого хода, а через приоткрытую дроссельную заслонку первой камеры к распылителю главной дозирующей системы.

Под воздействием разрежения топливо начинает интенсивно истекать из отверстий системы холостого хода и распылителя главной дозирующей системы первой камеры. Одновременно разрежение создается в рабочей полости диафрагмы -35-, но оно недостаточно для того, чтобы преодолеть сопротивление возвратной пружины. В момент появления вспышек разрежение возрастает, под действием которого диафрагма -35- со штоком -26- втягиваются и тяга -25- за рычаг -23- приоткрывает воздушную заслонку -22-. При этом рычаг -23- поворачивается и сжимает пружину, имеющуюся внутри телескопической тяги -24-. Крайнее втянутое положение диафрагмы -35- ограничивается регулировочным винтом -34-. При регулировании винтом -34- следует руководствоваться тем, что при вытянутой полностью рукоятке пускового устройства и воздействии на тягу -25- вручную воздушная заслонка должна приоткрываться на величину пускового зазора (зазор между нижней кромкой и стенкой входной горловины).

Воздушная заслонка при пуске и начале прогрева двигателя приоткрывается или закрывается автоматически, не допуская чрезмерного обогащения или обеднения смеси. По мере прогрева двигателя воздушную заслонку полностью открывают возвратом рукоятки управления пусковым устройством в исходное положение. Пусковое устройство обеспечивает надежный запуск двигателя до температур -25°С без предварительной подготовки.

 

Работа карбюратора на холостом ходу.

На режиме холостого хода дроссельная заслонка -40- (см. рис. 10) прикрыта, при этом переходные отверстия системы холостого хода находятся над верхней кромкой заслонки. Воздушная заслонка открыта полностью. Разрежение через отверстие, прикрытое иглой -37- экономайзера принудительного холостого хода, передается в каналы системы холостого хода. Под действием разрежения топливо, поступающее в эмульсионный колодец через главный топливный жиклер -34-, поднимается к топливному жиклеру -33-, частично смешивается с воздухом, поступающим через воздушный жиклер -26-, вторично смешивается с воздухом, поступающим через переходные отверстия, и через отверстие, регулируемое винтом -38-, поступает к седлу -39-. Далее топливовоздушная эмульсия проходит под иглу -37- через отверстия в седле -39- во впускной трубопровод двигателя. Ввиду очень высоких скоростей прохода эмульсии через седло происходит качественное смешение топлива с воздухом. Профиль иглы обеспечивает постоянный состав смеси при регулировании количества винтом -36-. Разрежение в малом диффузоре мало и топливо из распылителя главной дозирующей системы не истекает.

Для регулирования работы двигателя на холостом ходу имеются регулировочный винт -36- количества смеси, регулирующий величину хода иглы -37- экономайзера принудительного холостого хода, и регулировочный винт -38- состава (качества) смеси.

 

Работа экономайзера принудительного холостого хода.

Экономайзер принудительного холостого хода отключает подачу топливовоздушной смеси через систему холостого хода на режиме принудительного холостого хода двигателя, то есть при торможении автомобиля двигателем, когда отпущена педаль управления дроссельными заслонками, а сцепление не выключено. На режиме принудительного холостого хода дроссельные заслонки закрыты, а частота вращения коленчатого вала превышает частоту вращения на холостом ходу. При этом в рабочей полости экономайзера принудительного холостого хода создается атмосферное давление и игла -37-, связанная с диафрагмой экономайзера, перекрывает выход топливо-воздушной эмульсии, чем исключается выброс в атмосферу окиси углерода (СО) и одновременно исключает расход топлива. Смена в рабочей полости разрежения на атмосферное давление и наоборот осуществляется пневмоклапаном, который соединен шлангом через патрубок -61- (см. рис. 9) с рабочей полостью экономайзера.

Второй патрубок пневмоклапана соединен с полостью впускного трубопровода. Пневмоклапан срабатывает от микропереключателя -32- или электронного блока управления, подключенного параллельно микропереключателю. При частоте вращения коленчатого вала 1600 об/мин блок управления отключается, но пневмоклапан остается открытым за счет включенного микропереключателя. На режиме принудительного холостого хода резко закрываются дроссельные заслонки, рычаг привода дроссельных заслонок нажимает на рычажок микропереключателя -32- и выключает его, пневмоклапан закрывается, а рабочая полость экономайзера сообщается с атмосферой. При этом игла -37- (см. рис. 10) экономайзера перекрывает выходное отверстие системы холостого хода и выход топливовоздушной эмульсии. При снижении частоты вращения коленчатого вала 1200 об/мин блок управления включает пневмоклапан, и в рабочей полости экономайзера создается разрежение, при этом игла -37- оттягивается, начинается подача топливовоздушной эмульсии, и двигатель вновь начинает работать.

 

Работа карбюратора на режимах дросселирования.

На режимах дросселирования работает в основном первая камера, которая обеспечивает работу двигателя в широком диапазоне. При этом необходимый состав смеси обеспечивается совместной работой главной дозирующей системы и системы холостого хода.
По мере открытия дроссельной заслонки первой камеры переходные отверстия попадают под действие разрежения и перестают работать в качестве воздушных жиклеров. Через них также начинает поступать топливовоздушная смесь. При дальнейшем открытии дроссельной заслонки разрежение в распылителе увеличивается, топливо в эмульсионном колодце начинает повышаться, при достижении отверстий эмульсионной трубки -35- захватывается воздухом, поступающим через жиклер -19-, и увлекается в распылитель. С этого момента начинается совместная работа системы холостого хода и главной дозирующей системы.

При достижении определенного разрежения в смесительной камере начинает открываться дроссельная заслонка второй камеры за счет втягивания диафрагмы и штока пневмопривода, соединенного с рычагом заслонки второй камеры. Отсутствие "провалов" в работе обеспечивается отверстиями -44- переходной системы. В дальнейшем вторая камера работает аналогично первой.

Работа карбюратора на режиме максимальной мощности двигателя (дроссельные заслонки открыты полностью). При полном открытии дроссельных заслонок разрежение в каналах системы холостого хода и переходной системы падает, а в малых диффузорах возрастает, в результате чего топливовоздушная смесь интенсивно истекает из распылителей. Вследствие наличия воздушных жиклеров -9 и 19-, имеющих большие переходные сечения, а также больших переходных сечений распылителей и каналов разрежение в колодцах все же остается меньшим, чем разрежение у отверстий -44- переходной системы и системы холостого хода. Поэтому система холостого хода и переходная система работают как топливные и пере-обеднения смеси не происходит, однако количество топлива, поступающего на этих режимах в двигатель через упомянутые системы, незначительно.

 

Работа эконостата.

Эконостат представляет автономную систему со своим топливным -8-, воздушным -6- и эмульсионным -10- жиклерами, предназначенную для дополнительного обогащения смеси на режимах полных нагрузок. Эконостат вступает в работу, когда разрежение в распылителе достигает требуемой величины.

 

Работа ускорительного насоса.

Для обогащения смеси на режиме разгона автомобиля служит ускорительный насос, который осуществляет впрыск дополнительной порции топлива в воздушный поток, проходящий через карбюратор. Топливо в рабочую полость насоса поступает из поплавковой камеры -4- через обратный шариковый клапан -47- и перепускной жиклер -48-. При резком открытии дроссельной заслонки кулачок -52- (см. рис. 9) привода ускорительного насоса поворачивается и воздействует на рычаг -54-, который сжимает пружину, помещенную внутри телескопического стакана рабочей диафрагмы -56-. Разжимаясь, пружина плавно перемещает диафрагму -56-, чем обеспечивает затяжной впрыск топлива. При перемещении диафрагмы -49- (см. рис. 10) насоса топливо через канал поступает в клапан и далее через распылитель -15- впрыскивается в первую смесительную камеру карбюратора.

Кулачок ускорительного насоса имеет специальный профиль, благодаря чему обеспечивается двойной впрыск топлива, причем второй впрыск совпадает с началом открытия дроссельной заслонки второй камеры.

 

КАРБЮРАТОР 21053-1107010

На автомобилях ВАЗ-2107 и -21074 с 1986 года в вариантных исполнениях ставятся карбюраторы модели 21053-1107010, на автомобилях ВАЗ-21072 - карбюраторы 21051-1107010, которые отличаются друг от друга только тарировочными данными. Карбюратор 21053-110-7010 эмульсионного типа, двухкамерный, с последовательным открытием дроссельных заслонок, с подогревом топлива из системы холостого хода.

Карбюратор имеет сбалансированную поплавковую камеру, систему отсоса картерных газов за дроссельную заслонку, блокировку второй камеры. В карбюраторе имеются две главные дозирующие системы первой и второй камер, система холостого хода первой камеры с переходной системой, переходная система второй камеры, экономайзер принудительного холостого хода, экономайзер мощностных режимов, диафрагменный ускорительный насос с механическим приводом и диафрагменное пусковое устройство.

Карбюратор 21053-1107010

Рис. 11. Карбюратор 21053-1107010.
1. Блок подогрева карбюратора;
2. Дроссельная заслонка первой камеры;
3. Патрубок отсоса картерных газов;
4. Рычаг привода ускорительного насоса;
5. Кулачок привода ускорительного насоса;
6. Диафрагма ускорительного насоса;
7. Топливный жиклер экономайзера мощностных режимов;
8. Корпус карбюратора;
9. Диафрагма экономайзера мощностных режимов;
10. Электромагнитный запорный клапан;
11. Топливный жиклер холостого хода;
12. Крышка карбюратора;
13. Патрубок подачи топлива;
14. Главный воздушный жиклер первой камеры;
15. Воздушная заслонка;
16. Распылители ускорительного насоса с клапаном подачи топлива;
17. Диафрагма пускового устройства;
18. Регулировочный винт пускового устройства;
19. Регулировочный винт количества смеси холостого хода;
20. Рычаг блокировки второй камеры;
21. Патрубок подачи разрежения к вакуумному регулятору распределителя зажигания;
22. Регулировочный винт качества смеси холостого хода;
23. Рычаг привода дроссельных заслонок;
24. Регулировочный винт приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры;
25. Рычаг управления воздушной заслонкой;
26. Шток пускового устройства;
27. Электрический провод концевого выключателя экономайзера принудительного холостого хода;
28. Рычаг воздушной заслонки;
29. Главный воздушный жиклер второй камеры;
30. Эмульсионная трубка второй камеры;
31. Распылитель главной дозирующей системы второй камеры;
32. Топливный фильтр;
33. Игольчатый клапан поплавковой камеры;
34. Дроссельная заслонка второй камеры;
35. Рычаг дроссельной заслонки второй камеры;
36. Главный топливный жиклер второй камеры;
37. Рычаг привода дроссельной заслонки второй камеры;
38. Поплавок.

 

Карбюратор состоит из двух корпусных деталей: корпуса -8- и крышки -12- карбюратора. Крышка уплотняется прокладкой и крепится винтами к корпусу. В крышке карбюратора выполнены входные горловины первой и второй камер, колодцы подвода воздуха к главным воздушным жиклерам, балансировочные отверстия, сообщающие поплавковую камеру с полостью за фильтрующим элементом воздушного фильтра. На четыре шпильки, ввернутые в крышку -12-, устанавливается корпус воздушного фильтра. Во входной горловине первой камеры установлена воздушная заслонка -15- пускового устройства. На оси воздушной заслонки жестко установлен рычаг -28- с двумя штифтами, на один из которых надета возвратная пружина. Второй штифт входит в фигурный паз рычага -25- управления воздушной заслонкой. Рычаг -25- установлен свободно на оси, завернутой в крышку -12-. На рычаге -25- закреплена втулка, к которой винтом крепится тяга привода воздушной заслонки. На наружную кромку рычага -25- опираются регулировочный винт -24- приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры и штифт рычага -20- блокировки второй камеры.

В крышке -12- карбюратора установлены игольчатый запорный клапан -33- подачи топлива, поплавок -38-, топливный фильтр -32-, патрубок -13- подачи топлива в поплавковую камеру. К приливу крышки -12- четырьмя винтами крепится крышка пускового устройства с диафрагмой -17- в сборе со штоком- 26-. В крышке карбюратора выполнены каналы переходной системы второй камеры, системы холостого хода, пускового устройства. В крышку завернут электромагнитный клапан -10- с топливным жиклером холостого хода.

Необходимый уровень топлива в поплавковой камере обеспечивается правильной установкой исправных элементов запорного устройства. Правильность установки поплавка -38- проверяется калибром, который устанавливают перпендикулярно крышке -12-, которую держат горизонтально поплавками вверх. Между поплавком и калибром по контуру должен быть зазор не более 1 мм.

При регулировании уровня необходимо предварительно убедиться, что масса поплавка -38- в сборе с рычагом составляет не более 6,23 г, поплавок не имеет повреждений и свободно поворачивается на оси. Регулируют подгибанием язычка и рычагов поплавка. Опорная поверхность язычка должна быть перпендикулярна оси игольчатого клапана -33- и не иметь вмятин и забоин.

В корпусе -8- карбюратора отлиты большие диффузоры, установлены малые легкосъемные диффузоры, отлитые заодно с распылителями главных дозирующих систем. В корпусе выполнены каналы главных дозирующих систем, системы холостого хода, переходной системы второй камеры, экономайзера мощностных режимов, ускорительного насоса и продолжение канала пускового устройства в задроссельное пространство карбюратора. В корпусе -8- также установлены распылители -16- ускорительного насоса с шариковым клапаном, главные воздушные жиклеры -14- и -29- с эмульсионными трубками -30- в эмульсионных колодцах, заборная трубка переходной системы с топливным жиклером. В эмульсионные колодцы завернуты главные топливные жиклеры -36-.

В корпус карбюратора запрессованы патрубок -21- подачи разрежения к вакуумному регулятору опережения зажигания и патрубок -3- отсоса картерных газов, который соединен каналами и калиброванным отверстием диаметром 1,5 мм с полостью за дроссельными заслонками. Калиброванное отверстие не оказывает заметного влияния на обеднение горючей смеси при закрытых дроссельных заслонках на режиме холостого хода. В приливы корпуса карбюратора устанавливаются регулировочный винт полноты закрытия дроссельной заслонки -34- второй камеры, а также регулировочный винт -19- количества смеси холостого хода с электропроводом -27- концевого выключателя экономайзера принудительного холостого хода. В корпус завернут регулировочный винт -22- качества смеси холостого хода, винтом крепится блок -1- подогрева карбюратора в зоне дроссельной заслонки первой камеры, через который проходит охлаждающая жидкость системы охлаждения двигателя.

К приливу корпуса -8-, образующему рабочую полость ускорительного насоса, четырьмя винтами крепится крышка ускорительного насоса с рычагом -4- привода в сборе с диафрагмой -6- насоса. К корпусу крепится винтами также крышка экономайзера мощностных режимов с рабочей диафрагмой -9-. На диафрагму воздействует пружина. В корпус карбюратора под диафрагмой -9- установлены топливный жиклер -7- и клапан экономайзера мощностных режимов.

В нижней части корпуса -8- установлены на осях дроссельные заслонки -2- и -34- первой и второй камер. На оси дроссельной заслонки первой камеры, установлены: рычаг -23- привода дроссельных заслонок с регулировочным винтом -24- приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры и с рычагом -20- блокировки второй камеры; рычаг -37- привода дроссельной заслонки второй камеры; возвратная пружина и кулачок -5- ускорительного насоса. На оси дроссельной заслонки второй камеры установлен рычаг -35- дроссельной заслонки. Блокировка второй камеры не допускает, если полностью не открыта воздушная заслонка, открывания дроссельной заслонки второй камеры на любом режиме работы двигателя. Блокировка исключает работу второй смесительной камеры при непрогретом двигателе. Рычаг -20- блокировки установлен шарнирно на рычаге -23- привода дроссельных заслонок.

Регулировка холостого хода двигателя осуществляется регулировочными винтами: винтом -19- количества смеси, регулирующим величину приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры, и винтом -22- состава (качества) смеси. После регулировки регулировочный винт закрывается пластмассовой заглушкой.

 

Тарировочные данные карбюраторов 21053-1107010 и 21051-1107010

Параметры 21051-1107010   21053-1107010  
  Смесительные камеры   Смесительные камеры  
  первая вторая первая вторая
Диаметр горловины большого диффузора, мм. 23 23 23 24
Диаметр смесительной камеры, мм. 32 32 32 32
Главная дозирующая система: маркировка топливного жиклера 105 110 102,5 115
маркировка воздушного жиклера 150 135 150 135
маркировка эмульсионной трубки ZD ZC ZD ZC
Система холостого хода и переходная система первой камеры: - маркировка топливного жиклера 40 - 39 -
условный расход воздушного жиклера 140 - 140 -
Переходная система второй камеры: условный расход топливного жиклера - 50 - 50
условный расход воздушного жиклера - 150 - 150
Экономайзер мощностных режимов: маркировка топливного жиклера 40 - 40 -
усилие сжатия пружины при длине 9,5 мм, Н 8 - 8 -
Ускорительный насос: условный расход распылителя 35 40 40 40
подача топлива за 10 циклов, см3 14±15% 14±15% 14±15% 14±15%
маркировка кулачка 4 - 4 -
Пусковые зазоры: воздушной заслонки, мм 3,6 - 3,0 -
дроссельной заслонки, мм 1,2 - 1,2 -
Маркировка рычага управления воздушной заслонкой 7 - 7 -
Диаметр отверстия для вакуумного корректора, мм. 1,2 - 1,2 -
Диаметр отверстия игольчатого клапана, мм. 1,80 1,80 1,80 1,80
Диаметр отверстия вентиляции картера двигателя, мм 1,5 - 1,5 -

Примечания: 1. Маркировка жиклеров определяется расходом, который замеряется с помощью микро-измерителей. Микро-измерители настраиваются по эталонным жиклерам.

2. Условный расход жиклеров и распылителя ускорительного насоса определяется по эталонному жиклеру по специальной методике. Контролю в процессе эксплуатации не подлежит.

 



РАБОТА КАРБЮРАТОРА 21053-1107010

 

Работа карбюратора при пуске и прогреве двигателя. Необходимое обогащение горючей смеси обеспечивается пусковым устройством карбюратора.

Схема работы карбюратора 21053-1107010

Рис. 12. Схема работы карбюратора 21053-1107010.
1. Регулировочный винт пускового устройства;
2. Диафрагма пускового устройства;
3. Шток пускового устройства;
4. Электромагнитный запорный клапан;
5. Топливный жиклер холостого хода;
6. Главный воздушный жиклер первой камеры;
7. Воздушный жиклер холостого хода;
8. Проточный канал холостого хода;
9. Воздушная заслонка;
10. Распылитель главной дозирующей системы первой камеры;
11. Распылители ускорительного насоса;
12. Распылитель главной дозирующей системы второй камеры;
13. Главный воздушный жиклер второй камеры;
14. Воздушный жиклер переходной системы второй камеры;
15. Крышка карбюратора;
16. Прокладка;
17. Отверстие балансировки поплавковой камеры;
18. Игольчатый клапан;
19. Топливный фильтр;
20. Патрубок подачи топлива;
21. Диафрагма экономайзера мощностных режимов;
22. Воздушный канал экономайзера мощностных режимов;
23. Топливный жиклер экономайзера мощностных режимов;
24. Шариковый клапан экономайзера мощностных режимов;
25. Поплавок;
26. Топливный канал экономайзера мощностных режимов;
27. Топливный канал главных топливных жиклеров;
28. Топливный жиклер переходной системы второй камеры с трубкой;
29. Эмульсионная трубка второй камеры;
30. Главный топливный жиклер второй камеры;
31. Корпус карбюратора;
32. Выходные отверстия переходной системы второй камеры;
33. Дроссельная заслонка второй камеры;
34. Воздушный канал пускового устройства;
35. Отверстие воздушного канала холостого хода;
36. Дроссельная заслонка первой камеры;
37. Щель переходной системы первой камеры;
38. Регулировочный винт качества смеси холостого хода;
39. Блок подогрева карбюратора;
40. Патрубок для отсоса картерных газов;
41. Патрубок для подачи разрежения к вакуумному регулятору;
42. Главный топливный жиклер первой камеры;
43. Эмульсионная трубка первой камеры;
44. Эмульсионный канал холостого хода;
45. Шариковый клапан ускорительного насоса;
46. Диафрагма ускорительного насоса;
47. Рычаг привода ускорительного насоса;
48. Тяга рукоятки привода воздушной заслонки;
49. Кронштейн крепления оболочки тяги привода воздушной заслонки;
50. Регулировочный винт приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры;
51. Рычаг привода дроссельных заслонок;
52. Рычаг управления воздушной заслонкой;
53. Шариковый клапан подачи топлива ускорительного насоса;
54. Кулачок привода ускорительного насоса;
I. Работа карбюратора при максимальной мощности двигателя;
II. Работа пускового устройства;
III. Работа карбюратора на холостом ходу двигателя;
IV. Работа карбюратора при переходе на средние нагрузки двигателя;
V. Работа ускорительного насоса.

 

При пуске холодного двигателя рукоятку управления пусковым устройством вытягивают на себя до упора. Педаль управления дроссельными заслонками не трогают, чтобы исключить подачу в двигатель неконтролируемой избыточной порции топлива. При этом рычаг -52 - управления воздушной заслонкой поворачивается против часовой стрелки, расширяющийся паз освобождает штифт рычага воздушной заслонки и заслонка за счет возвратной пружины удерживается в закрытом положении. Наружная кромка рычага -52- нажмет на регулировочный винт -50- приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры, в результате рычаг -51- приоткрывает дроссельную заслонку первой камеры на необходимую величину. При проворачивании коленчатого вала стартером возникающее при этом разрежение передается в отверстия и каналы системы холостого хода и в распылитель -10- главной дозирующей системы. Под действием разрежения топливо будет интенсивно истекать из отверстий системы холостого хода и главной дозирующей системы. Одновременно разрежение создается в рабочей полости диафрагмы -2- пускового устройства, но оно недостаточно, чтобы преодолеть сопротивление возвратной пружины. В момент появления вспышек разрежение возрастает, под действием которого диафрагма -2- со штоком -3- втягиваются и шток -3- за штифт рычага приоткрывает воздушную заслонку -9-. Регулировочный винт -1- позволяет регулировать величину приоткрывания воздушной заслонки, которая должна быть 3,0 мм между нижней кромкой заслонки и стенкой входной горловины при условии, что рычаг -52- повернут против часовой стрелки до упора.

Воздушная заслонка при пуске и начале прогрева двигателя приоткрывается или закрывается автоматически, не допуская чрезмерного обогащения или обеднения смеси. По мере прогрева двигателя воздушную заслонку полностью открывают возвратом рукоятки управления пусковым устройством в исходное положение. Пусковое устройство обеспечивает надежный запуск двигателя до температур -25°С без предварительной подготовки.

Работа карбюратора на холостом ходу. На режиме холостого хода дроссельная заслонка -36- прикрыта, при этом щель -37- переходной системы первой камеры находится над верхней кромкой заслонки. Воздушная заслонка открыта полностью. Разрежение через отверстие холостого хода, прикрытое регулировочным винтом 38 качества смеси, передается в каналы системы холостого хода и в топливный жиклер -5-. Под действием разрежения топливо, поступающее в эмульсионный колодец через главный топливный жиклер -42-, поднимается к топливному жиклеру -5-, частично смешивается с воздухом, поступающим через воздушный жиклер -7-, вторично смешивается с воздухом, поступающим через щель -37- переходной системы, и в виде эмульсии поступает под регулировочный винт -38- под дроссельную заслонку.

Разрежение в малом диффузоре мало, и топливо из распылителя -10- главной дозирующей системы не поступает.
Для регулирования работы двигателя на холостом ходу имеются регулировочный винт количества смеси, регулирующий величину приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры, и регулировочный винт -38- качества (состава) смеси.

Работа экономайзера принудительного холостого хода. Экономайзер принудительного холостого хода отключает подачу топлива через систему холостого хода на принудительном холостом ходу двигателя (при торможении автомобиля двигателем, когда отпущена педаль управления дроссельными заслонками, а сцепление не выключено). На режиме принудительного холостого хода дроссельные заслонки закрыты, а частота вращения коленчатого вала превышает частоту вращения на холостом ходу.

Экономайзер включает в себя концевой выключатель, установленный на регулировочном винте количества смеси холостого хода, электромагнитный запорный клапан -4-, электронный блок управления и электрические провода подсоединения приборов. Экономайзер будет работать только при отпущенной педали управления дроссельными заслонками, когда концевой выключатель соединен с "массой". В этом случае рычаг -51- привода дроссельных заслонок упрется в концевой выключатель и замкнет его на "массу". В процессе пуска холодного двигателя концевой выключатель не будет соединен с "массой", так как дроссельная заслонка будет приоткрыта.

Электронный блок управления подает питание на обмотки электромагнитного запорного клапана -4-, пока частота вращения коленчатого вала на принудительном холостом ходу не возрастет и не превысит 1900 мин" . При более высокой частоте вращения питание обмотки клапана прекращается и клапан -4- перекрывает подачу топлива. При уменьшении частоты вращения коленчатого вала до 1700 об/мин вновь блок управления подает питание на клапан -4-, возобновляется подача топлива и двигатель выходит на режим холостого хода. Для получения информации о частоте вращения коленчатого вала электронный блок управления подключается к катушке зажигания.

Работа карбюратора на режимах дросселирования. Работает в основном первая смесительная камера, которая обеспечивает работу двигателя в широком диапазоне. При этом необходимый состав горючей смеси обеспечивается совместной работой главной дозирующей системы первой камеры и системы холостого хода с переходной системой.

По мере открытия дроссельной заслонки первой камеры щель -37- переходной системы попадает под действие разрежения и перестает работать в качестве воздушного жиклера. Через нее также начинает поступать топливо-воздушная смесь. При дальнейшем открытии дроссельной заслонки разрежение в распылителе -10- увеличивается, топливо в эмульсионном колодце начинает повышаться, при достижении отверстий в эмульсионной трубке -43- захватывается воздухом, поступающим через жиклер -6-, и увлекается в распылитель. С этого момента начинается совместная работа этих систем.

 

Работа экономайзера мощностных режимов.

Экономайзер устраняет колебания качественного состава топлива в горючей смеси при пульсации всасывания, а также обогащает горючую смесь, когда уменьшается разрежение при значительном открытии дроссельных заслонок.

Всасывание смеси в двигатель является прерывистым, пульсация его будет тем сильнее, чем меньше частота вращения коленчатого вала двигателя и меньше число цилиндров. Пульсация передается и в распылители главных дозирующих систем. При этом снижается эффективность автоматического регулирования состава смеси главной дозирующей системой.

Экономайзер срабатывает при определенном разрежении под дроссельной заслонкой -36-. Шариковый клапан -24- закрыт, пока диафрагма -21- удерживается разрежением. При уменьшении разрежения под действием пружины откроется клапан -24-. Топливо через шариковый клапан будет поступать в эмульсионный колодец первой камеры. Это топливо будет увлекаться в распылитель -10-, выравнивая состав горючей смеси при пульсации всасывания. Экономайзер будет обогащать также горючую смесь при малом разрежении под дроссельной заслонкой -36-.

Работа карбюратора на режиме максимальной мощности двигателя. После того, как дроссельная заслонка первой камеры откроется на 2/3 своей величины, рычагом -37- (рис. 11) будет открываться принудительно и дроссельная заслонка второй камеры. Обе заслонки приходят в положение полного открытия одновременно. Отсутствие провалов в работе обеспечивается отверстиями -32- (см. рис. 12) переходной системы второй камеры.

При полном открытии дроссельных заслонок разрежение в каналах системы холостого хода и переходных систем падает, а в малых диффузорах возрастает, в результате чего топливовоздушная смесь интенсивно истекает из распылителей -10- и -12-. Вследствие наличия воздушных жиклеров -6 и 13-, имеющих большие проходные сечения, а также больших проходных сечений распылителей и каналов разрежение в эмульсионных колодцах все же остается меньшим, чем разрежение у выходных отверстий переходных систем -32-, -37- и системы холостого хода. Поэтому система холостого хода и переходные системы работают как топливные и пере-обеднения смеси не происходит. Однако количество топлива, поступающего на этом режиме через упомянутые системы, незначительно.

 

Работа ускорительного насоса.

Обогащает горючую смесь на режиме разгона автомобиля. Ускорительный насос впрыскивает дополнительную порцию топлива в воздушный поток, проходящий через карбюратор. В рабочую полость насоса топливо поступает из поплавковой камеры через обратный шариковый клапан -45-. При резком открытии дроссельной заслонки кулачок -54- воздействует на рычаг -47-, который сжимает пружины в телескопическом стакане диафрагмы -46-. Разжимаясь, пружина плавно перемещает диафрагму, чем обеспечивает затяжной впрыск топлива через канал в клапан и далее через распылители -11- в обе смесительные камеры.

Кулачок -54- имеет специальный профиль, который обеспечивает двойной впрыск. Причем второй впрыск совпадает с началом открытия дроссельной заслонки второй камеры.

 

ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР. ГЛУШИТЕЛИ ВАЗ-2107

 

Воздушный фильтр обеспечивает очистку воздуха, поступающего в карбюратор, от механических примесей. На двигателе устанавливается воздушный фильтр сухого типа, со сменным фильтрующим элементом, с пред-очистителем. Для сезонной регулировки подогревом воздуха воздушный фильтр имеет терморегулятор 2.

Фильтр воздушный и глушители

Рис. 13. Фильтр воздушный и глушители.
1. Патрубок забора холодного воздуха;
2. Терморегулятор;
3. Патрубок воздушного фильтра;
4. Крышка фильтра;
5. Корпус воздушного фильтра;
6. Коллектор вытяжной вентиляции картера двигателя;
7. Бумажный фильтрующий элемент;
8. Перфорированные оболочки фильтрующего элемента;
9. Предочиститель фильтрующего элемента;
10. Рукоятка заслонки терморегулятора;
11. Патрубок забора теплого воздуха;
12. Заслонка терморегулятора;
13. Выпускная труба;
14. Подушка подвески глушителя;
15. Ремень подвески глушителя;
16. Основной глушитель;
17. Передняя труба основного глушителя;
18. Хомут крепления труб;
19. Задний дополнительный глушитель ;
20. Передний дополнительный глушитель;
21. Хомут крепления приемной трубы к коробке передач;
22. Газоприемник;
23. Приемные трубы глушителей;
24. Верхний полукорпус основного глушителя;
25. Теплоизоляция кожуха;
26. Кожух глушителя;
27. Кожух левой трубы;
28. Впускной патрубок;
29. Нижний полукорпус основного глушителя;
30. Перфорация на трубах для гашения энергии газов;
31. Перфорированная перегородка;
32. Левая труба;
33. Выпускной патрубок;
34. Глухая перегородка;
35. Верхний полукорпус дополнительного глушителя;
36. Нижний полукорпус дополнительного глушителя;
37. Передняя перфорированная труба;
38. Диафрагма;
39. Задняя перфорированная труба;
40. Перфорированная труба; ;
I. Основной глушитель;
II. Передний дополнительный глушитель;
III. Задний дополнительный глушитель.

 

Воздушный фильтр состоит из корпуса 5, крышки 4 и фильтрующего элемента. Корпус и крышка отштампованы из листовой стали.

Корпус фильтра устанавливается на фланце карбюратора на четыре шпильки и крепится самоконтрящимися гайками. На карбюраторе фильтр уплотняется резиновой прокладкой. Крышка -4- фильтра крепится тремя гайками, завернутыми на осях с дистанционными выступами, и уплотняется на корпусе -5- резиновой прокладкой, приклеенной к крышке. Корпус и крышка фильтра окрашены черной эмалью.

Фильтрующий элемент изготавливается из специального фильтрующего картона, вставляется в металлические перфорированные оболочки -8-. С наружной стороны устанавливается фильтрующий элемент -9- из синтетической ваты для предварительной очистки воздуха (предочиститель), увеличивающий пылеемкость фильтра. Фильтрующий элемент устанавливается в корпусе 5 и прижимается крышкой -4-. Эластичные пластмассовые обода, залитые на торцы фильтрующего элемента, обеспечивают герметичность соединений элемента с корпусом и крышкой.

С нижней стороны к корпусу воздушного фильтра приварен коллектор -6- вытяжной вентиляции картера двигателя, который соединен с внутренней полостью корпуса за фильтрующим элементом, чем предотвращается замасливание маслом фильтрующего элемента в случаях наличия его в картерных газах. Коллектор -6- сбоку имеет патрубок для отвода картерных газов при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя по шлангу в за-дроссельное пространство карбюратора. Патрубок шлангом соединен с золотниковым устройством карбюратора.

Корпус 5 фильтра сбоку имеет патрубок -3- забора воздуха, к которому стяжным болтом крепится терморегулятор -2-. На терморегулятор одевается пластмассовый патрубок -1- забора холодного воздуха. К патрубку -11- терморегулятора подсоединяется гофрированный шланг для подачи подогретого воздуха из зоны выпускного коллектора двигателя от воздухозаборника теплого воздуха. Гофрированный шланг крепится стяжными хомутами.
При работе двигателя атмосферный воздух всасывается из подкапотного пространства в корпус воздушного фильтра через патрубок холодного воздуха или через воздухозаборник теплого воздуха из зоны выпускного коллектора по гофрированному шлангу в зависимости от положения заслонки терморегулятора -2-. Воздух очищается пред-очистителем -9- от крупных механических примесей, фильтрующим элементом -7- от мелких примесей и поступает в карбюратор за счет разрежения в цилиндрах двигателя.

В нормальных условиях эксплуатации автомобиля через каждые 20 000 км пробега необходимо заменять фильтрующий элемент. При эксплуатации по очень пыльным дорогам замену необходимо производить через каждые 10 000 км пробега автомобиля.

Терморегулятор -2- служит для сезонной регулировки подогрева воздуха, поступающего в карбюратор. Терморегулятор состоит из пластмассового корпуса с заслонкой -12-, положение которой можно изменять перестановкой рукоятки -10- вручную.

В зависимости от температуры окружающего воздуха положение заслонки -12- меняют перестановкой рукоятки -10- в одно из трех положений: НОТ - для забора теплого воздуха через воздухозаборник по гофрированному шлангу и патрубку II; COLD - для забора холодного воздуха через патрубок I; промежуточное положение, когда воздух всасывается через оба патрубка терморегулятора.

На некоторых автомобилях ВАЗ-2107 могут быть установлены терморегуляторы с автоматическим приводом заслонки от термосилового элемента, установленного в корпусе терморегулятора и позволяющего автоматически приоткрывать и открывать заслонку терморегулятора, поддерживая определенную температуру воздуха на входе в воздушный фильтр. Диапазон работы термосилового элемента от +32 до +42°С. Сверху этого терморегулятора находится дополнительный пневмопривод заслонки терморегулятора, соединенный шлангом с полостью впускного трубопровода. При работе на холостом ходу за счет увеличенного разрежения во впускном трубопроводе пневмопривод воздействует на заслонку терморегулятора и приоткрывает ее. Этим обеспечивает поступление в воздушный фильтр теплого воздуха, чем достигается более полное сгорание рабочей смеси в цилиндрах двигателя и, следовательно, снижается токсичность отработавших газов.

 

Глушители.

Выпуск отработавших газов производится через выпускной коллектор, приемные трубы -23-, газоприемник -22-, дополнительные и основной глушители -20, 19 и 16-.

Приемные трубы и глушители неразборные, соединяются между собой вдвиганием труб одной в другую и закрепляются стяжными хомутами -18-. Причем одна из соединяемых труб имеет развальцованный конец с двумя продольными диаметрально расположенными прорезями. При сборке упомянутые прорези необходимо полностью перекрывать вдвиганием труб.

Приемные трубы состоят из фланца и двух труб. Газоприемник -22- приемных труб сварен из двух штампованных половинок, закрытых с обеих сторон асбестовыми теплоизоляционными прокладками и тонкостенными защитными кожухами.

Приемные трубы фланцем крепятся на шпильки к выпускному коллектору четырьмя латунными гайками, а также хомутом -21- к коробке передач. Между фланцем и выпускным коллектором устанавливается уплотнительная прокладка, изготовленная из асбеста, армированного перфорированной стальной лентой.

Дополнительные и основной глушители состоят каждый из двух штампованных полу-корпусов, перфорированных труб и перегородок.

Основной глушитель -16- имеет полу-корпуса -24 и 29-, перегородки и перфорированные трубы -30, 31 и 32-. Полу-корпуса двойные, между которыми для теплоизоляции и снижения шума заложен теплоизоляционный материал 25 листовой асбест или другой материал). Полу-корпуса основного глушителя и внутренние перфорированные трубы для повышения коррозионной стойкости изготовлены из нержавеющей стали.

Передний дополнительный глушитель -20-, в отличие от основного, имеет только одну глухую перегородку -34-, перфорированные соосно расположенные трубы 37 и 39 и дросселирующую диафрагму -38-. Задний дополнительный глушитель имеет одну перфорированную трубу и одну перегородку.

Каждая камера глушителя, образованная перегородками, позволяет при выпуске отработавших газов подавлять шум определенного диапазона частот. Глушители с трубами крепятся к полу кузова двумя резиновыми ремнями -15- за корпус основного глушителя и резиновой подушкой -14- за выпускную трубу -13-.





Далее: Сцепление, трансмиссия ВАЗ-2107, ВАЗ-21072, ВАЗ-21074
Если пригодилась статья, скажи спасибо и поделись с друзьями!
Наверх
Яндекс.Метрика