Приборы, кузов, отопление ВАЗ-2107, ВАЗ-21072, ВАЗ-21074

 

СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ

 

На автомобилях ВАЗ-2107 применяется стеклоочиститель типа СЛ-193. Он устанавливается под капотом в коробке воздухозаборника отопителя. Нижняя часть скобы -2- с электродвигателем крепится двумя шпильками к кронштейну на дне коробки, а верхняя часть скобы и кронштейн поводка -7- крепятся к панели рамы ветрового окна с помощью пластмассовых дистанционных втулок - уравнителей, между которыми зажимается панель после затягивания гайки.

Стеклоочиститель состоит из рычажного механизма, щеток с рычагами и электродвигателя -1-, который крепится к стальной скобе -2- тремя болтами. Вращение кривошипа -14- тягой -13- преобразуется в качание поводков -9 и 7-, связанных тягой -8-. Оси поводков вращаются каждая в двух металлокерамических втулках -10-, разделенных войлочной вставкой -12-. Втулки и войлок пропитаны маслом. Тяги -8- и -13- соединяются с поводками и кривошипом сферическими шарнирами, в которых находятся по два полусферических металлокерамических вкладыша -15-, пропитанных маслом, которым также заполнено и пространство между вкладышами. Вкладыши разжимаются пружиной. Рычаги щеток имеют пружины, которыми щетки прижимаются к стеклу.

 

Электродвигатель стеклоочистителя

Техническая характеристика
Частота вращения вала редуктора при моменте 0,1 кгс-м, не менее, об/мин' --50
Потребляемая сила тока при моменте 0,1 кгс-м, не более, А--2,8

В стеклоочистителях СЛ-193 применяются двух-щёточные двух-полюсные электродвигатели постоянного тока МЭ-241 с возбуждением от постоянных магнитов. В один узел с электродвигателем объединен червячный редуктор.

Электродвигатель имеет стальной штампованный корпус -40-, внутри которого пружинными держателями закреплены два постоянных магнита -36-, образующие вместе с корпусом статор. Стальной вал -32- якоря на средней части имеет продольную накатку, а на переднем конце - однозаходный червяк. На накатанную часть вала напрессован сердечник, набранный из пластин электротехнической стали. В пазы сердечника, изолированные картоном, уложена обмотка якоря, выводы секций которой припаяны к медным пластинам коллектора -43-. Вал якоря вращается в двух металлокерамических втулках, закрепленных стальными обоймами, одна в корпусе, а другая на крышке -33-. Наружная поверхность втулок сферическая. Вокруг втулок помещены войлочные кольца -37-, пропитанные маслом. Осевое усилие, действующее на вал якоря от червячной передачи, воспринимается текстолитовым подпятником -38-, в который упирается задний конец вала. Осевой свободный ход вала регулируется подбором шайб, устанавливаемых между коллектором и передней втулкой вала якоря.

Корпус электродвигателя закрывается крышкой -33-, являющейся одновременно картером редуктора. Крышка отлита из алюминиевого сплава и крепится к корпусу двумя винтами. С внутренней стороны к крышке приклепан пластмассовый щеткодержатель -35- с двумя щетками, а с наружной (в картере редуктора) находится пластмассовая червячная шестерня -7- с кулачком. Шестерня напрессована на ось -26-. Другой конец оси имеет конусную накатанную поверхность, на которую надевается и крепится гайкой кривошип -14-. Ось вращается в металлокерамической втулке, запрессованной в крышку -33-.

Между шестерней и картером установлены стальная и текстолитовая шайбы. Снаружи ось уплотняется резиновым кольцом, потом расположены текстолитовая шайба и стальная упругая волнистая шайба, устраняющая свободный ход оси и прижимающая шестерню к картеру редуктора. Затем устанавливается водо-отражательное кольцо и пружинное стопорное кольцо.

Передаточное отношение редуктора составляет 51:1. картер редуктора закрывается пластмассовой панелью и крышкой -31-. Между панелью и картером устанавливается уплотнительная прокладка. В панели находятся контактные стойки, к которым припаиваются провода и крепится пружинная пластина с контактами выключателя, обеспечивающего остановку электродвигателя в тот момент, когда щетки находятся в нижнем положении. Контакты пружинной пластины прижимаются к стойке -30-, соединенной с источником питания. Когда выступ кулачка шестерни находится против пластины, он отжимает ее от стойки -30- и прижимает к стойке -29-, соединенной с "массой".

С 1982 г. на части электродвигателей устанавливается термобиметаллический предохранитель многоразового действия. Он включен в провод, соединяющий одну из щеток электродвигателя с пружинной пластиной концевого выключателя. Предохранитель располагается либо на отдельном кронштейне, прикрепленном к крышке -31-, либо на панели. Этот термобиметаллический предохранитель защищает цепь питания обмотки якоря электродвигателя от перегрузок, которые могут быть при заедании механизма стеклоочистителя.


Реле стеклоочистителя

На автомобилях ВАЗ-2107 для получения прерывистой работы стеклоочистителя применяется реле типа РС-514. Оно устанавливается под панелью приборов с левой стороны и крепится к кузову двумя винтами.

Реле имеет эластичный пластмассовый кожух -17- и гетинаксовое основание -21-, к которому приклепан сердечник с ярмом электромагнита. На сердечнике в пластмассовом каркасе находится обмотка -22-. К ярму с одной стороны винтом приклепана пластмассовая опора -20- с двумя парами неподвижных контактов, а с другой стороны на ярме качается якорь -18-. К якорю приклепана токопроводящая пластина -19-, замыкающая верхнюю или нижнюю пару контактов. Пружина оттягивает якорь от сердечника и поэтому верхняя пара контактов является нормально замкнутой, а нижняя - нормально разомкнутой. Когда якорь притягивается к сердечнику, то размыкается верхняя пара контактов и замыкается нижняя.

К основанию -21- приклепан также кронштейн -24- прерывателя с биметаллической пластиной -25-. На пластине поверх изоляционной прокладки из асбестовой бумаги намотана нихромовая проволока. Когда через нее проходит ток, то она разогревается, пластинка выгибается и контакты прерывателя размыкаются. После остывания пластинка принимает прежнее положение, и контакты прерывателя замыкаются.

При размыкании контактов прерывателя в обмотке электромагнита возникает ЭДС самоиндукции, которая стремится поддержать исчезающий ток и вызывает искрение между разомкнутыми контактами прерывателя. Чтобы устранить искрение и, следовательно, обгорание контактов прерывателя, параллельно обмотке включен дополнительный резистор -23- с величиной сопротивления 100 Ом, через который замыкается ток самоиндукции. Он расположен под основанием -21- и приклеен к нему эпоксидной смолой.

Стеклоочиститель

Рис. 33. Стеклоочиститель ВАЗ-2107.
1. Электродвигатель стеклоочистителя;
2. Скоба;
3. Внутренний уравнитель;
4. Ось рычага;
5. Рычаг щетки;
6. Наружный уравнитель;
7. Поводок правого рычага;
8. Промежуточная тяга;
9. Поводок левого рычага;
10. Втулки;
11. Штуцер;
12. Войлок;
13. Шатунная тяга;
14. Кривошип;
15. Вкладыши;
16. Распорная пружина;
17. Кожух реле;
18. Якорь реле;
19. Токопроводящая пластина;
20. Опора контактов;
21. Основание;
22. Обмотка реле;
23. Резистор;
24. Кронштейн прерывателя;
25. Биметаллическая пластина прерывателя;
26. Ось шестерни;
27. Шестерня редуктора;
28. Пружинная пластина;
29, 30. Контактные стойки;
31. Крышка;
32. Вал якоря;
33. Крышка-картер редуктора;
34. Щетка;
35. Щеткодержатель;
36. Постоянный магнит;
37. Войлочное кольцо;
38. Подпятник;
39. Втулка;
40. Корпус;
41. Якорь электродвигателя;
42. Пластина крепления крышки;
43. Коллектор;
44. Электродвигатель стеклоочистителя;
45. Электродвигатель омывателя ветрового стекла;
46. Монтажный блок;
47. Выключатель зажигания;
48. Переключатель стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла;
49. Реле стеклоочистителя; ;
I. Реле РС-514 стеклоочистителя;
II. Электродвигатель МЭ-241 стеклоочистителя;
III. Схема включения электродвигателей стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла

 

Работа стеклоочистителя

Стеклоочиститель включается переключателем, расположенным на рулевой колонке. Рычаг переключателя стеклоочистителя расположен с правой стороны рулевой колонки и имеет три положения: "выключено" (рычаг в верхнем положении), "прерывистая работа" (среднее положение- рычага), и "постоянная работа" (нижнее положение рычага).

 

Постоянная работа стеклоочистителя.

Ток идет от вывод "+" аккумуляторной батареи или зажима "30" генератора и замыкается по пути: зажим "30" генератора" - монтажный блок -46- - контакты "30" и "INT" выключателя -47- зажигания -предохранитель -2- монтажного блока - переключатель -48- стеклоочистителя - по серому проводу до монтажного блока и от него по голубому проводу до пластины -28- выключателя электродвигателя - предохранитель - обмотка якоря электродвигателя.

Электродвигатель работает с постоянной скоростью и щетки качаются с частотой 50-60 циклов в минуту.

При замкнутых контактах -28- и -30- выключателя электродвигателя ток может идти также непосредственно от монтажного блока по желто-черному проводу к контакту -30- выключателя электродвигателя, минуя переключатель стеклоочистителя.

Прерывистая работа стеклоочистителя достигается с помощью реле РС-514, которое включается при среднем положении рычага переключателя -48-. Как и в предыдущем случае, ток идет от зажима "30" генератора и тем же путем течет до переключателя -48- стеклоочистителя. Затем путь тока следующий: переключатель -48- стеклоочистителя - красный провод - обмотка электромагнита реле -49- и параллельно через дополнительный резистор - контакты прерывателя реле - биметаллическая пластина прерывателя - желтый провод -переключатель -48- стеклоочистителя - "масса".

Ток, протекающий по обмотке электромагнита реле, вызывает притяжение якоря к сердечнику и замыкаются нижние контакты реле (на схеме верхние), а верхние размыкаются. Через замкнутые нижние контакты реле начинает протекать ток, питающий обмотку якоря электродвигателя. Путь тока следующий: красный провод - замкнутые нижние контакты -по серому проводу к монтажному блоку, а затем по голубому проводу к пластине -28- выключателя электродвигателя - предохранитель - обмотка якоря электродвигателя - "масса". Якорь электродвигателя начинает вращаться и приводит в движение щетки стеклоочистителя.

Одновременно протекает ток по обмотке прерывателя реле. Путь его идет также от красного провода, а затем - замкнутые нижние контакты реле (на схеме верхние) - обмотка прерывателя - желтый провод - переключатель 48 стеклоочистителя - "масса". Этот ток разогревает обмотку прерывателя. Биметаллическая пластинка от нагревания выгибается, и контакты прерывателя размыкаются, отключая питание обмотки электромагнита. Якорь реле возвращается в исходное положение. Нижние контакты реле размыкаются, а верхние (на схеме нижние) замыкаются, соединяя с "массой" контакт -29- выключателя электродвигателя. Электродвигатель останавливается.

Поскольку ток теперь не протекает через обмотку прерывателя, то она остывает вместе с биметаллической пластиной. Пластина принимает прежнюю форму, и контакты прерывателя замыкаются, включая питание обмотки электромагнита. Описанный цикл повторяется вновь с частотой 9-17 раз в минуту.

За время одного цикла щетки совершают один двойной ход и останавливаются в нижнем положении. В начальный момент включения стеклоочистителя на прерывистую работу (пока еще не нагрелась биметаллическая пластина прерывателя) щетки могут сделать до 4-х непрерывных двойных ходов.

Выключение стеклоочистителя происходит после перевода рычага переключателя -48- в исходное положение. В этом случае ток к обмотке якоря электродвигателя подается только от монтажного блока по желто-черному проводу через замкнутые контакты -28- и -30- концевого выключателя в электродвигателе. В тот момент, когда щетки стеклоочистителя придут в нижнее положение, выступ кулачка червячной шестерни редуктора разомкнет контакты -28- и -30- и отключит питание обмотки якоря. Якорь электродвигателя остановится, и щетки стеклоочистителя останутся в нижнем положении.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ 2107

Комбинация приборов. Все контрольные приборы и большинство контрольных ламп объединены в единый узел - комбинацию приборов. Она устанавливается в гнезде панели приборов и крепится двумя винтами.

До 1988 г. устанавливалась комбинация приборов типа 15.3701, а с 1988 г. устанавливается типа 151.3801. Последняя отличается от первой схемой соединений, введением эконометра вместо указателя давления масла и в связи с этим перемещением контрольной лампы давления масла в среднюю часть комбинации приборов. Кроме того, добавлена контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора, а две контрольные лампы (противотуманного света и уровня тормозной жидкости) перенесены из комбинации приборов в отдельные табло.

Корпус комбинации приборов пластмассовый, с отсеком в средней части для контрольных ламп. На задней стенке корпуса имеется четыре зеленых светофильтра с лампами -17- освещения приборов. Снаружи к корпусу винтами прикреплена черная пластмассовая рамка с приклеенным стеклом. Стекло выполнено вогнутым, что устраняет блики, мешающие считывать показания приборов.

Электрические соединения между приборами, контрольными лампами и выводными штекерами выполнены методом печатного монтажа на плате из фольгированного гетинакса. Печатная плата вместе с колодками штекеров приклепана к задней стенке корпуса. Печатная плата служит одновременно и для крепления контрольных ламп и ламп освещения приборов. Лампы вставляются в пластмассовые патроны, а те - в отверстия печатной платы.

Приборы контрольные

Рис. 34. Приборы контрольные ВАЗ-2107
1. Эконометр;
2. Тахометр;
3. Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи;
4. Контрольная лампа указателей поворота;
5. Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора;
6. Суточный счетчик пройденного пути;
7. Спидометр;
8. Контрольная лампа резерва топлива;
9. Указатель уровня топлива;
10. Вольтметр;
11. Счетчик пройденного пути;
12. Контрольная лампа дальнего света фар;
13. Контрольная лампа стояночного тормоза;
14. Контрольная лампа давления масла;
15. Контрольная лампа габаритного света;
16. Указатель температуры;
17. Лампы освещения комбинации приборов;
18. Датчик недостаточного уровня тормозной жидкости;
19. Монтажный блок;
20. Комбинация приборов;
21. Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза;
22. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
23. Диод для проверки исправности контрольной лампы уровня тормозной жидкости;
24. Контрольная лампа уровня тормозной жидкости;
25. Блок цилиндров;
26. Корпус датчика:
27. Подвижный контакт;
28. Крышка датчика;
29. Воздушный фильтр датчика;
30. Неподвижный контакт;
31. Диафрагма;
32. Терморезистор;
33. Головка цилиндров;
34. Бумажный изоляционный патрон;
35. Каркас с катушками указателя;
36. Магнит возврата стрелки к началу шкалы;
37. Термокомпенсационный резистор;
38. Постоянный магнит;
39. Датчик указателя уровня и резерва топлива;
40. Рычаг с поплавком;
41. Контакт сигнализации о резерве топлива;
42. Реостат датчика;
43. Подвижный контакт реостата;
А. К штекеру "87" реле зажигания;
I. Схема соеди нений комбинации приборов (вид с обратной стороны);
II. Схема включения контрольных ламп тормозной системы;
III. Контрольной лампа давления масла;
IV. Указатель температуры охлаждающий жидкости;
V. Указатель уровня топлива.



Спидометр типа 23.3802 имеет стрелочный указатель скорости и два счетчика: суммирующий -11- и суточный -6- пройденного пути, показания которого можно устанавливать на нуль рукояткой, расположенной под панелью приборов. Для этого рукоятку необходимо вращать против часовой стрелки. Чтобы не повредить счетчик, это следует делать на неподвижном автомобиле. Механизмы спидометра приводятся в действие гибким валом от привода, установленного на картере сцепления. Один оборот гибкого вала соответствует 1 м пройденного пути.

Эконометр 18.3806, установленный в комбинации приборов, служит для ориентировочного определения расхода топлива на данном режиме работы двигателя. Это прибор механического типа. Он представляет собой вакуумметр, измеряющий разрежение во впускном трубопроводе двигателя, с которым непосредственно связан расход топлива. Чем меньше приоткрыты дроссельные заслонки в карбюраторе, тем больше разрежение во впускном трубопроводе, а расход топлива меньше. И наоборот, при больших нагрузках на двигатель дроссельные заслонки открываются почти полностью, разрежение падает (стрелка эконометра переходит в красную зону шкалы), а расход топлива увеличивается. Таким образом, эконометр помогает водителю соблюдать наиболее экономичный режим движения автомобиля подбором передачи в коробке передач и частоты вращения коленчатого вала.

 

Тахометр.

В комбинации приборов устанавливается электронный тахометр типа 20.3813. Он состоит из миллиамперметра и электронной части, смонтированной на печатной плате. Принцип действия тахометра основан на измерении частоты следования импульсов в первичной цепи системы зажигания двигателя. На работающем двигателе за один оборот валика распределителя зажигания контакты прерывателя размыкаются и замыкаются четыре раза. Следовательно, за один оборот валика в первичной цепи системы зажигания создается четыре импульса

тока и напряжения. Чем выше частота вращения коленчатого вала двигателя, тем больше частота следования импульсов и тем сильнее отклоняется стрелка миллиамперметра.

 

Указатель температуры охлаждающей жидкости.

В комбинации приборов устанавливается магнитоэлектрический указатель температуры охлаждающей жидкости типа 23.3707, работающий в паре с датчиком ТМ-106. Механизм прибора закреплен на стеклотекстолитовом основании и заключен в стальной экран (так же, как и у других приборов). Экран устраняет влияние магнитных полей соседних приборов друг на друга и усиливает собственные магнитные поля прибора. Указатель крепится к печатной плате тремя шпильками, которые одновременно являются выводами катушек.

Механизм указателя состоит из пластмассового разъемного каркаса -35-, на котором намотаны катушки, и оси со стрелкой и дисковым постоянным магнитом 38. В задней половине каркаса находится небольшой постоянный магнит -36-, возвращающий дисковый магнит со стрелкой в начало шкалы. Ось стрелки вращается в двух подшипниках, один из которых выполнен в виде винта и с его помощью при сборке регулируют свободный ход оси. В гнезде этого винта находится специальная демпфирующая смазка, не допускающая вибрации стрелки при движении автомобиля.

Катушки имеют три обмотки, одна из которых намотана перпендикулярно двум другим. Таким образом, на дисковый магнит действуют три магнитных потока, создаваемых тремя обмотками. Направление их определяется по правилу буравчика. Приборы с таким принципом действия называют еще логометрическими.

В зависимости от сопротивления датчика меняется величина силы тока в обмотках катушек и поэтому меняется направление и величина суммарного магнитного потока, действующего на дисковый магнит. Полюса этого магнита располагаются вдоль направления суммарного магнитного потока и, соответственно, стрелка отклоняется на определенный угол.

Если сопротивление датчика составляет 640-1320 Ом, стрелка должна находиться в начале шкалы, при сопротивлении 77-89 Ом - в начале красной зоны, а при сопротивлении датчика 40-50 Ом - отклоняться до конца красной зоны шкалы (при температуре указателя 20°С).

Датчик ТМ-106 заворачивается в головку цилиндров. Чувствительным элементом в датчике является терморезистор -32-, изменяющий свое сопротивление при изменении температуры. Терморезистор прижат пружиной к донышку корпуса, т.е. одна его сторона через корпус соединена с "массой". Другая сторона терморезистора через пружину соединена с выводным штекером, закрепленным в пластмассовой крышке -28-.

Указатель уровня топлива. В комбинации приборов применяется указатель -9- уровня топлива типа 19.3806. также как и указатель температуры, он магнитоэлектрический и имеет такую же конструкцию и принцип действия. Отличается данными обмоток, точками крепления к печатной плате и взаимным расположением дискового магнита и стрелки. Указатель применяется в паре с датчиком типа БМ-150, который устанавливается в топливном баке. Этим датчиком включается также контрольная лампа -8- резерва топлива, когда в баке осталось 4-6,5 л.

Датчик имеет проволочный реостат -42-, по которому скользит контакт -43-, управляемый поплавком. В зависимости от уровня топлива поплавок поднимается или опускается и перемещает подвижный контакт реостата, изменяя сопротивление датчика. При сопротивлении датчика 285-335 Ом стрелка указателя должна находиться в начале шкалы, при 100-135 Ом - в середине шкалы, а при 7-25 Ом - в конце шкалы.

Вольтметр 15.3812, входящий в состав комбинации приборов, тоже магнитоэлектрического типа и принцип его действия такой же, как у описанных выше приборов. При включенном зажигании и неработающем двигателе вольтметр показывает напряжение на клеммах аккумуляторной батареи, а после пуска двигателя - напряжение, создаваемое генератором. Если при работающем двигателе стрелка находится в красной зоне в начале шкалы (8-11 В), то это указывает на разряд аккумуляторной батареи из-за слабого натяжения ремня привода генератора или неисправности самого генератора. Красная зона в конце шкалы соответствует 15-16 В. Если стрелка находится в этой зоне, то неисправен регулятор напряжения генератора. Промежуточное положение стрелки (между красными зонами) говорит о нормальной работе генератора.

Контрольная лампа 14 давления масла включается датчиком типа ММ-120, который завернут в блок цилиндров двигателя с левой стороны. Если давление в системе смазки двигателя ниже 0,2-0,6 кгс/см , то подвижный контакт 27 датчика прижат пружиной к неподвижному 30, цепь питания контрольной лампы замкнута и лампа горит. Как только давление масла превысит 0,2-0,6 кгс/см , оно выгибает диафрагму 31 и, преодолевая сопротивление пружины, толкателем отжимает подвижный контакт от неподвижного. Цепь питания контрольной лампы размыкается, и лампа гаснет.

 

Контрольные лампы тормозной системы.

Контрольная лампа -13- стояночного тормоза начинает "мигать", когда замыкается выключатель -22-, расположенный под рычагом стояночного тормоза. При этом ток протекает от штекера "1" колодки монтажного блока с голубой меткой по двум цепям. Одна цепь замыкается на "массу" по пути: штекер "1" колодки монтажного блока с голубой меткой - по оранжевому проводу до комбинации приборов -контрольная лампа 13 - розовый провод - штекер "L" реле-прерывателя -21- и через его замкнутые контакты на штекер "+" - по коричневому проводу к выключателю -22- и на "массу". Другая цепь замыкается на "массу" по пути: штекер "1" колодки монтажного блока с голубой меткой - оранжевый провод - штекер и-и, обмотка реле-прерывателя и через его замкнутые контакты к штекеру "+" - по коричневому проводу к выключателю -22- и на "массу".

Ток, протекающий по обмотке реле-прерывателя, разогревает ее. Биметаллическая пластинка реле-прерывателя от нагревания выгибается, и контакты реле-прерывателя размыкаются. Ток в обеих цепях прерывается, и лампа -13- гаснет. Затем биметаллическая пластинка остывает и принимает прежнюю форму. Контакты реле-прерывателя снова замыкаются, включая контрольную лампу, и описанный цикл повторяется с частотой 60-120 раз в минуту, создавая мигание контрольной лампы стояночного тормоза.

Контрольная лампа 24 уровня тормозной жидкости включается датчиком -18-, расположенным в бачке главного цилиндра гидропривода тормозов, когда уровень жидкости становится минимально допустимым. При этом ток идет по цепи: штекер "1" колодки монтажного блока с голубой меткой - оранжевый провод с голубой полоской до комбинации приборов, затем черный провод - контрольная лампа 24 - монтажный блок 19 - датчик 18 - масса.

Предусмотрена проверка исправности контрольной лампы -24-. На стоящем автомобиле при включении зажигания ток идет через лампу -24- по следующему пути: до лампы -24- как описано выше, а затем через диод -24- - коричневый провод - штекер "+" реле прерывателя 21 - коричневый провод - замкнутые контакты выключателя -22- (т.к. автомобиль заторможен стояночным тормозом) - "масса". Контрольная лампа -24- горит, показывая, что она исправна. С началом движения автомобиля рычаг стояночного тормоза опускается, контакты выключателя -22- размыкаются, и контрольная лампа -24- гаснет.

 

КУЗОВ 2107

Кузов автомобиля типа "седан", несущей конструкции, цельнометаллический, сварной.

Передние сиденья анатомические, с регулировкой наклона спинок. Для удобной посадки водителя и переднего пассажира передние сиденья могут перемещаться вдоль автомобиля. Заднее сиденье имеет встроенный подлокотник.

Передние двери с одним опускным стеклом, задние двери с опускным и неподвижным стеклами. Ветровое и заднее стекла панорамного типа. Ветровое стекло трехслойное, полированное; заднее и боковые стекла закаленные, полированные. Все стекла безопасного типа.

Кузов имеет надежную термо- шумо- изоляцию, которая достигается за счет использования шумопоглощающих накладок с битумным слоем. Днище и внутренние полости крыльев для защиты от коррозии и шумоизоляции покрыты поливинилхлоридным пластизолем Д-11А.

Кузов 2107

Рис. 35. Кузов 2107.
1. Панель облицовки передка;
2. Передний лонжерон;
3. Переднее крыло;
4. Верхняя поперечина передка;
5. Капот;
6. Щиток передка в сборе;
7. Коробка воздухопритока;
8. Боковина кузова;
9. Рама ветрового окна;
10. Поперечина панели приборов;
11. Панель крыши;
12. Усилители крыши;
13. Рама заднего окна;
14. Боковая панель крыши;
15. Полка задка с раскосами;
16. Панель задка;
17. Нижняя поперечина задка;
18. Крышка багажника;
19. Заднее крыло с боковиной в сборе;
20. Лонжерон заднего пола;
21. Арка заднего колеса;
22. Пол багажника;
23. Поперечина под задним мостом;
24. Поперечина под задним сиденьем;
25. Панель пола;
26. Накладка передней стойки;
27. Поперечина под передним сиденьем;
28. Боковая панель передка;
29. Брызговик переднего крыла со стойкой в сборе;
30. Нижний уплотнитель опускного стекла двери;
31. Уплотнитель ветрового стекла;
32. Верхний уплотнитель опускного стекла двери;
33. Каркас уплотнителя проема двери;
34. Кант уплотнителя;
35. Уплотнитель проема двери;
36. Уплотнитель крышки багажного отделения;
37. Уплотнитель неподвижного стекла двери;
38. Уплотнитель рамы ветрового окна;
39. Уплотнитель передней стойки;
40. Уплотнитель коробки воздухопритока;
41. Уплотнитель удлинителя бампера;
42. Передний бампер;
43. Накладка бампера;
44. Удлинитель бампера;
45. Внутренний кронштейн;
46. Заглушка бампера;
47. Обивка боковины передка;
8. Держатель обивки двери;
49. Обивка двери;
50. Обивка передней стойки;
51. Панели обивок дверей;
52. Обивка центральной стойки;
53. Обивка крыши;
54. Прокладки усилителей крыши;
55. Обивка полки задка;
56. Обивка боковой панели крыши;
57. Коврик пола багажного отделения;
58. Облицовка порогов дверей;
59. Коврики пола; ;
I. Основные элементы каркаса кузова;
II. Детали переднего бампера;
III. Резиновые уплотнители кузова;
IV. Внутренняя отделка кузова.

 

Каркас и оперение кузова.

Кузов автомобиля состоит из передка, пола с усилителями, задка и деталей оперения. К силовым элементам каркаса относятся лонжероны, поперечины, стойки и другие детали. К деталям оперения кузова относятся лицевые панели кузова и навесных узлов. Все детали и узлы соединены между собой контактной точечной сваркой, а сильно нагруженные детали дополнительно приварены электродуговой сваркой. Газовой сваркой приварены панель -11- крыши с боковыми панелями -14-.



Передок кузова состоит из вертикального щитка передка -11-, брызговиков -29- передних крыльев со стойками, поперечины -4-, коробки -7- воздухопритока, поперечины -10- панели приборов и боковых панелей -28- передка.

Пол кузова включает панели переднего и заднего полов, полов багажного отделения, запасного колеса и топливного бака. С панелями полов сварены передние лонжероны -2-, лонжероны переднего пола, соединители центральных стоек, средние лонжероны, лонжероны -20- заднего пола, поперечины -27, 24, 23 и 17-, кронштейн поперечной штанги задней подвески и другие детали.

Задок кузова состоит из внутренних и наружных арок задних колес, внутренних боковых панелей крыши, рамки задней перегородки с полкой -15-.

Оперение кузова включает лицевые детали: передние и задние крылья -3- и -19-, панель -11- крыши, боковины -8-, боковые панели -14-- крыши, раму- 9- ветрового стекла, раму -13- заднего окна, панель -1- облицовки передка, панель -16- задка.

На кузов на петли навешены капот, двери, крышка багажника, передний и задний бамперы, облицовка радиатора и другие детали.

Все основные детали кузова отштампованы из листовой малоуглеродистой стали. Наружные основные панели изготовлены из стали толщиной 0,7 мм; передний пол и панель крыши - 0,9 мм; брызговики передних крыльев, арки задних колес, лонжероны и поперечины полов - 1,00 мм; сильно нагруженные детали - 1,5 мм (передние лонжероны, центральные стойки и другие). Различные мелкие детали кузова (усилители, соединители, кронштейны, надставки) отштампованы из стали толщиной 0,8-2,5 мм.

Бамперы -42- изготовлены из поликарбоната или морозостойкого полипропилена черного цвета с тиснением лицевых поверхностей. Сверху бампер закрыт стальной накладкой -43-, которая закреплена на бампере тремя шпильками и четырьмя болтами крепления бампера к удлинителям -44-. Бамперы в сборе с удлинителями закреплены на кузове в четырех точках: удлинителями -44- к внутренним кронштейнам -45- кузова и концами к боковым кронштейнам с внутренней стороны.

Трубчатые удлинители -44- имеют приварные проушины для буксировки автомобилей.

Герметизация кузова обеспечена использованием различных резиновых уплотнителей, уплотнительных мастик, резиновых заглушек технологических отверстий и тщательной подгонкой сопрягаемых деталей.

Уплотнение коробки воздухопритока от попадания в салон с моторного отсека задымленного воздуха осуществлено резиновым уплотнителем -40-, установленным на верхний фланец коробки. Крепление уплотнителя происходит за счет упругости металлического перфорированного каркаса, вставленного в нижнюю часть уплотнителя.

Крышка багажника в проеме кузова герметизирована уплотнителем -36-, изготовленным из губчатой резины и установленным на фланцы сточных желобков по контуру проема. Конструкция уплотнителя аналогична уплотнителю -40-.

Уплотнители -35- проемов дверей также изготовлены из губчатой резины с отростком, к которому прижат пластмассовый кант -34- с металлическим каркасом -33-, обеспечивающим крепление уплотнителя на фланцах проемов дверей. Под уплотнитель по углам центральных стоек и петель дверей нанесена невысыхающая мастика 51 -Г-7.

Герметизация стекол ветрового и заднего окон осуществлена резиновым уплотнителем -31-, не требующим применения герметизирующих мастик. Нижние уплотнители -30- опускных стекол дверей изготовлены из пластмассы, профиль которых обеспечивает легкий и надежный монтаж. Для уменьшения трения на уплотнители опускных стекол наклеен ворс. При просачивании воды под уплотнитель -30- она стекает вниз и далее выливается наружу через сливные отверстия.

Зазоры вокруг трубчатых удлинителей передних и задних бамперов герметизированы также резиновыми уплотнителями -41-.

Внутренние полости передних стоек и рамы ветрового стекла, имеющих выход наружу, загерметизированы от попадания холодного воздуха и пыли резиновыми уплотнителями -39- и -38-, которые, расширившись при сушке кузова, заполнили внутреннюю полость.

Внутренние полости задних стоек боковин крыши уплотнены от багажного отделения поролоновыми прокладками, вставленными во внутрь стоек. Пассажирский салон в задней части загерметизирован от багажного отделения объемным пористым материалом с плотным битумным слоем и войлоком по полке задка толщиной 4 мм.

Сварные швы кузова загерметизированы после грунтовки перед сушкой кузова пластизолем Д-4А.
Обивка и отделочные материалы салона имеют матовую поверхность, не дающую бликов. Форма и цвет обивки и деталей салона имеют современный эстетический вид.

Обивка крыши и задних боковых панелей -53- и -56- имеют бежевый цвет. Черный или коричневый цвет имеют коврики -59- пола; обивка передних и центральных стоек -50- и -52- черного цвета; обивка боковин передка, панели приборов, панели радиоприемника, полки панели приборов черного или коричневого цвета; коврик 57 багажного отделения черного цвета. Цвет обивки -49- дверей, сидений и полки задка подбираются в зависимости от цвета покраски кузова автомобиля.

Металлический каркас панели покрыт пенополиуретаном и сверху пленкой ПФМ-0,9. Панель приборов закреплена поверху четырьмя гайками через проемы в панели для щитка приборов и вещевого ящика и четырьмя винтами внизу к поперечине кузова. Ниже панели приборов установлена панель радиоприемника.

Обивка -53- крыши выполнена из поливинилхлоридной пленки ПВХ с дублированной под ней прокладкой из поролона толщиной 3 мм. Обивка приклеена к каркасу обивки крыши, изготовленному из высокопрочного полистирола. Края обивки по периметру огибают кромку каркаса. Каркас обивки закреплен к кузову винтами сзади крыши, к боковинам и винтами крепления поручней и козырьков.

Обивка -56- боковых панелей крыш изготовлена из пластмассы АБС и закреплена каждая тремя пружинными штырями, изготовленными заодно с обивкой, для чего по передней и задней кромкам внутренней боковой панели крыши имеются крепежные отверстия.

Обивка -50- и -52- передних и центральных стоек выполнены из черной пластмассы АБС. Обивка передних стоек закреплена винтами с черным декоративным покрытием. Винты расположены в малозаметных местах. Обивка центральных стоек установлена на крючках, изготовленных заодно с ней, в отверстия стоек и вверху закреплена винтом.

Боковины передка закрыты обивкой -47-, изготовленной из ДВП, которая закреплена по заднему краю двумя держателями в отверстия кузова через отверстия в обивке. Передняя часть обивки закреплена проволочными держателями, приклепанными к обивке. Лицевая поверхность обивки покрыта пленкой с декоративным покрытием.

Правая и левая обивка переднего пола, кожуха пола, задней части кузова, коробки воздухопритока изготовлены из слоистых шумопоглощающих панелей с битумным слоем толщиной 2 мм. Обивка покрыта с обеих сторон полиэтиленовой пленкой. Пол кузова закрыт черными или коричневыми поливинилхлоридными ковриками -59- или ковриками на полиэтиленовой основе, которые закреплены винтами. Средние коврики с ворсом, с молния-ми-застежками типа "репейник". В проемах дверей коврики поджаты облицовочными порожками- 5-8, выполненными из полипропилена.

Обивка дверей изготовлена из пластмассы АБС, покрытой с лицевой стороны капровелюром, и закреплена пластмассовыми держателями -48-.

 

ОБОРУДОВАНИЕ КУЗОВА ВАЗ-2107

Оборудование кузова

Рис. 36. Оборудование кузова.
1. Усилитель спинки переднего сиденья;
2. Пружина;
3. Ограничитель салазок;
4. Кольцо ролика;
5. Ролик;
6. Ползуны салазок;
7. Направляющие салазок;
8. Винт с рукояткой наклона спинок;
9. Рукоятка механизма передвижения;
10. Отверстие фиксации подушки сиденья;
11. Подложка набивки;
12. Пружина подушки;
13. Каркас переднего сиденья;
14. Подушка;
15. Спинка;
16. Обивка заднего сиденья;
17. Подложка обивки;
18. Набивка спинки;
19. Каркас спинки заднего сиденья;
20. Ручка стеклоподъемника правой передней двери;
21. Облицовка ручки;
22. Розетка;
23. Ведущий валик;
24. Поводок пружины тормоза;
25. Пружина тормоза;
26. Опора ведущего валика;
27. Ведущая шестерня;
28. Верхние ролики;
29. Опускное стекло двери;
30. Задний кронштейн опускного стекла;
31. Нижние ролики;
32. Прижимная пластина;
33. Винт крепления прижимной пластины;
34. Трос;
35. Барабан с ведомой шестерней;
36. Корпус стеклоподъемника правой передней двери;
37. Крышка корпуса стеклоподъемника;
38. Корпус замка;
39. Храповик;
40. Тяга наружного привода;
41. Пружина рычага наружного привода;
42. Рычаг наружного привода;
43. Тяга внутреннего привода;
44. Рычаг внутреннего привода замка;
45. Рычаг блокировки замка;
46. Тяга кнопки блокировки;
47. Пружина рычага блокировки;
48. Пружина храповика;
49. Сухарь фиксатора;
50. Ротор замка;
51. Тяга выключателя замка;
52. Валик выключателя;
53. Центральный валик;
54. Внутренняя ручка двери;
55. Пружина сухаря;
56. Выключатель замка;
57. Скоба кнопки блокировки;
58. Кнопка блокировки замка;
59. Наружная ручка двери;
60. Поводок тяги наружного привода;
I. Сиденья;
II. Стеклоподъемник передней двери;
III. Салазки переднего сиденья;
IV. Замок передней левой двери;
V. Замок задней левой двери.

 

Сиденья

Передние сиденья раздельные, с индивидуальной регулировкой положения сиденья и наклона спинки. Каркасы сидений штампованные из стальных рам, к которым закреплены пружины, концы пружин для предотвращения скрипа покрыты поливинилхлоридной пленкой. Каркасы подушки -14- и спинки -15- соединены шарнирно.

Сиденье установлено на двух салазках, которые закреплены тремя винтами и болтом к кронштейнам, приваренным к полу кузова. Салазки состоят из направляющих -7- и ползунов -6-, отштампованных из листовой стали. К ползунам винтами закреплен каркас подушки. На внутренних ползунах установлена рукоятка -9- с защелкой. Соответственно направляющая -7- имеет фиксатор защелки. При повороте рукоятки -9- вниз защелка выходит из зацепления с фиксатором, и сиденье может перемещаться вперед или назад по направляющим. Рукоятка подпружинена и при отпускании ее защелка стопорит сиденье в заданном положении. Для облегчения передвижения сиденья в салазки вставлены по два ролика -5-, между которыми установлены ограничители -3-.

Спинка -15- сиденья имеет грубую и тонкую регулировки угла наклона. Механизм наклона спинки расположен с внешней стороны сиденья. К усилителю -1- спинки с помощью пальца подсоединена тяга с винтом- 8-, на котором установлена рукоятка. Для облегчения регулировки служит пружина, соединенная с кронштейном ползуна и тягой. Винтовая нарезка позволяет винту вывертываться или ввертываться в тягу, передвигая тягу и изменяя наклон спинки. Вращая за рукоятку винт, можно плавно изменять угол наклона спинки. Для быстрого изменения угла наклона спинки нужно приподнять рукоятку с винтом и вывести винт из зацепления с фиксатором, в котором он установлен кольцевыми выточками.

Заднее сиденье предусмотрено для трех человек. Подушка сиденья фиксируется в отверстиях -10- двумя шипами, приваренными к поперечине пола кузова. Спинка сиденья установлена вверху с помощью двух планок, которые входят в скобы, приваренные к полке задка. В нижней части спинка закреплена двумя язычками, приваренными к аркам колес. Язычки загнуты в скобы в нижних углах каркаса спинки. Каркасы подушки и спинки заднего сиденья также выполнены из тонких штампованных и проволочных рамок, к которым закреплены пружины с помощью металлических скоб. Концы скоб для предотвращения скрипа покрыты поливинилхлоридной пленкой.

В спинку заднего сиденья встроен откидной средний подлокотник. Набивка сидений выполнена из эластичного пенополиуретана.

 

Механизмы кузова

Замок передней двери роторного типа. Зубья ротора при закрывании двери набегают на выступы фиксатора и поворачивают центральный валик -53- и сидящий на нем храповик -39-, который запирается выступом рычага -42- наружного привода. При полностью закрытой двери второй зуб ротора входит во впадину фиксатора, а опора центрального валика входит в контакт с сухарем -49- фиксатора и, выбирая зазор, препятствует вертикальному перемещению двери при движении автомобиля. Одновременно опора не позволяет самопроизвольно открываться двери при столкновении или опрокидывании автомобиля, когда вследствие деформации двери или кузова ротор замка стремится выйти из зацепления с фиксатором в продольном направлении автомобиля. Опора, заходя за стенки фиксатора, блокирует перемещение двери.

Фиксатор двери закреплен тремя болтами на стойке кузова. Увеличенные отверстия в стойке позволяют отрегулировать положение фиксатора по высоте и обеспечить соосность его с замком, а также по глубине - обеспечить полное прилегание двери к уплотнителям и расположение двери заподлицо с наружными поверхностями кузова. Храповик -39- имеет три зуба, которые фиксируют полное и предварительное положение двери при закрывании. Этим предотвращается самопроизвольное открывание, если дверь не закрыта полностью. При открывании двери храповик возвращается в исходное положение пружиной -48-.

Открывание двери наружной ручкой -59- выполняется через поводок -60-, усилие с которого передается через тягу -40- на рычаг -42- наружного привода. Рычаг поворачивается и освобождает храповик. Дверь под давлением сжатого уплотнителя открывается. Нижний конец тяги -40- застопорен винтом на рычаге наружного привода.

Изнутри салона дверь открывается ручкой -54- внутреннего привода, установленной на кронштейне, который закреплен двумя винтами на внутренней панели двери. Ослабив винты, можно передвинуть кронштейн с ручкой в нужное положение. Усилие с ручки -54- передается через тягу -43- внутреннего привода на рычаг -44-, который поворачивает рычаг -42- наружного привода, освобождает храповик с ротором, и дверь открывается.

Открывание двери наружной ручкой можно заблокировать кнопкой -58- или выключателем -56- замка. Блокировка замка осуществляется нажатием на кнопку, усилие от которой передается через тягу -46- на рычаг -45- блокировки замка. Рычаг -45- своим пазом стопорит рычаг наружного привода только при закрытом замке. При открытой двери блокировка замка не работает и нажимать на кнопку во избежание повреждения замка запрещается. Кнопка блокировки установлена на резьбовом конце тяги 46 с помощью скобы -57-. Перестановкой скобы на следующие витки резьбы тяги регулируется положение кнопки. Со стороны салона паз кнопки и вставленная в него скоба закрыты колпачком. Кнопки блокировки замков расположены в наиболее удобных для водителя местах вблизи центральных стоек.

Заблокированный замок освобождается поднятием кнопки, или поворотом ключа выключателя замка, или ручкой внутреннего привода. При повороте ключа выключателя 56 замка усилие передается через тягу -51- на валик -52-. Валик противоположным концом поворачивает рычаг -45-, который блокирует пазом при закрытом замке рычаг -42- наружного привода. При повороте ключа и валика в обратном направлении рычаг -45- освобождает рычаг наружного привода и возвращает кнопку в верхнее положение.

Оттягивая ручку -54- внутреннего привода, действие через тягу -43- передается на рычаги -44- и -45-, освобождая замок и возвращая кнопку блокировки в верхнее положение.

Замок задней двери не имеет выключателя. Заблокированный замок не может быть открыт наружной ручкой и ручкой внутреннего привода, пока кнопка блокировки не будет поднята вверх. Заблокировать замок можно как закрытым (дверь закрыта), так и открытым (нажать на кнопку и закрыть дверь).

Ручки внутреннего привода расположены таким образом, чтобы при случайном прикосновении к ним исключить возможность открывания дверей. Наружные ручки не имеют выступающих деталей. Конструкция фиксаторов замков предотвращает самопроизвольное открывание дверей при столкновениях или опрокидывании автомобиля.

Стеклоподъемник передней двери тросовый, закреплен на внутренней панели двери тремя гайками. Трос -34- стеклоподъемника охватывает четыре ролика, закрепленные на панели двери, и намотан на барабан -35--, ведомая шестерня которого находится в зацеплении с ведущей шестерней -27-. Общая длина троса стеклоподъемника передних дверей после вытяжки составляет 2930±5 мм. Соосно с ведущей шестерней расположен пружинный тормоз, препятствующий самопроизвольному опусканию стекла. Стекло удерживается при неподвижной ручке стеклоподъемника витками пружины -25- тормоза, прижимающимися к внутренней поверхности опоры -26- ведущего валика -23-. Поводок тормоза установлен на две лыски ведущего валика. На шлицы ведущего валика надета ручка стеклоподъемника и закреплена облицовкой -21- в проточку валика. Под ручку установлена пластмассовая розетка -22-, которая прижата обивкой двери к облицовке. Для снятия ручки стеклоподъемника с валика необходимо предварительно передвинуть вдоль ручки облицовку и снять ручку с облицовкой.

Опускное стекло -29- установлено в обоймах передних и задних кронштейнов, которыми закреплено на двух вертикальных участках троса, находящихся между верхними и нижними роликами -28- и -31-. Передний и задний кронштейны закреплены на тросе прижимными пластинами -32- с помощью винтов -33-. Натяжение троса выполняется передним натяжным роликом -31-, закрепленным на внутренней панели двери болтом с гайкой. При натяжении троса болт и гайка предварительно подтягиваются и сдвигаются в продольном отверстии внутренней панели двери. После необходимого натяжения троса болт с гайкой затягиваются окончательно. Правильное натяжение троса обеспечивает плавность работы стеклоподъемника.

Конструкция стеклоподъемника задней двери отличается незначительно. Трос охватывает три ролика, образуя один вертикальный участок, к которому двумя винтами прижимной пластиной закреплен кронштейн опускного стекла. Общая длина троса составляет 1767 мм.



ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ САЛОНА КУЗОВА 2107

 

Пассажирский салон автомобиля отапливается воздухом, подогретым в радиаторе отопителя, который подключен к системе охлаждения двигателя параллельно основному радиатору. Воздух поступает через решетку капота автомобиля в коробку воздухопритока, расположенную в задней части передка кузова под капотом. Отражателем воздух резко меняет направление движения, отделяется от дождевой воды и поступает через люк кожуха -7- в радиатор отопителя.

Вентиляция и отопление салона кузова

Рис. 37. Вентиляция и отопление салона кузова ВАЗ-2107.
1. Воздухопровод обогрева ветрового стекла;
2. Гибкая тяга крышки воз-духопритока;
3. Крышка воздухопритока;
4. Крыльчатка вентилятора;
5. Радиатор отопителя;
6. Гибкая тяга крана отопителя;
7. Кожух радиатора;
8. Отводящая труба;
9. Подводящая труба;
10. Кран отопителя;
11. Воздухопровод обогрева бокового стекла;
12. Сопло обогрева бокового стекла;
13. Заслонка воздухопровода обогрева бокового стекла;
14. Направляющий кожух вентилятора;
15. Тяга заслонки воздухопровода обогрева бокового стекла;
16. Добавочный резистор;
17. Воздухораспределительная крышка;
18. Заслонка воздухопровода обогрева ветрового стекла;
19. Электродвигатель вентилятора;
20. Воздухопровод внутренней вентиляции;
21. Кожух вентилятора;
22. Рычаг воздухораспределительной крышки;
23. Кронштейн рычагов управления;
24. Рукоятка управления заслонками воздухопроводов обогрева стекол;
25. Рукоятка управления крышкой воздухопритока;
26. Рукоятка управления краном отопителя;
27. Гибкая тяга заслонки воздухопровода обогрева ветрового стекла;
28. Сопло обогрева бокового стекла;
29. Лопатки сопла обогрева бокового стекла;
30. Рычаг управления соплом;
31. Корпус сопла;
32. Рычаг сопла вентиляции салона;
33. Корпус сопла вентиляции салона;
34. Передний уплотнитель трубы воздухопритока;
35. Труба воздухопритока;
36. Задний уплотнитель трубы;
37. Клапан трубы;
38. Заслонка сопла с зубчатым сектором;
39. Зубчатое колесо привода заслонки сопла;
40. Сопло вентиляции салона;
41 Лопатки сопла вентиляции салона;
I. Сопло обогрева бокового стекла;
II. Сопло вентиляции салона;
III. Схема работы отопителя.

Пластмассовый кожух -7- радиатора закреплен четырьмя гайками снизу к усилителю щитка передка через уплотнительную прокладку. В верхней части кожуха имеется крышка -3- воздухопритока, регулирующая количество воздуха, который поступает в радиатор. Радиатор -5- в кожухе уплотняется резиновой прокладкой. Правый бачок радиатора разделен перегородкой на две части, к которым закреплены отводящая труба -8- и кран -10- с подводящей трубой -9-. Концы этих труб подсоединены к системе охлаждения двигателя. Выход подводящей и отводящей труб в моторный отсек загерметизирован резиновым уплотнителем.

На автомобиле может быть установлен отопитель с алюминиевым радиатором, взаимозаменяемым с латунным. Алюминиевый радиатор имеет алюминиевую сердцевину и пластмассовые бачки, которые уплотняются между собой резиновыми уплотнительными прокладками. Для улучшения эффективности работы радиатора в алюминиевые трубки его вставляются пластмассовые турбулизаторы, не допускающие ламинарного движения охлаждающей жидкости по трубкам радиатора.

Воздух, прошедший через радиатор -5- отопителя, поступает в направляющий кожух -14- и затем кожух -21- вентилятора. Кожух вентилятора закреплен скобами к кожуху -7- радиатора. В центре пластмассового направляющего кожуха с помощью пружинных скоб установлен электродвигатель -19- с крыльчаткой -4- вентилятора. На передней стенке кожуха -21- вентилятора с внутренней стороны находится добавочное сопротивление -16- (резистор). Отключение и подключение его в цепь электродвигателя трехпозиционным переключателем, установленным на панели приборов, обеспечивает малую и большую скорость вращения вентилятора. Снизу кожуха -21- вентилятора установлена воздухораспределительная крышка -17-, которая открывается и закрывается рычагом -22-.

Управление отопителем осуществляется рукоятками -24, 25, 26- на панели приборов, рычагами -30- управления боковыми соплами, рычагом -22- воздухораспределительной крышки и переключателем электродвигателя вентилятора.

Пластмассовые рукоятки -24, 25 и 26- надеты на концы рычагов и зафиксированы выступами, выштампованными на концах рычагов. Выступы у верхнего и среднего рычагов направлены вниз, у нижнего - вверх. Рычаги рукояток управления находятся на оси, установленной неподвижно в кронштейне -23-, который двумя винтами закреплен на поперечине панели приборов. С обеих сторон каждого рычага на ось установлены фрикционные резиновые шайбы, между которыми на лыску оси поставлены неподвижные стальные шайбы. Все детали на оси поджимаются резиновой подушкой.

Верхняя рукоятка -26- управления краном отопителя связана гибкой тягой -6- с краном -10- и регулирует количество жидкости, поступающей из системы охлаждения в радиатор отопителя. Рукоятка -25- управления крышкой воздухопритока, связанная гибкой тягой -2- с рычагом крышки, регулирует количество свежего воздуха, поступающего в отопитель. Рукоятка -24- управления заслонками воздухопроводов -1 и 11- обогрева ветрового и боковых стекол гибкой тягой -27- соединена с наружным рычагом заслонки -18-. Заслонка регулирует количество воздуха, поступающего на ветровое стекло и стекла дверей. Внутренний рычаг изготовлен как одно целое с заслонкой -18- и соединен через хомут тягой -15- с рычагом заслонки -13- правого воздухопровода -11- обогрева бокового стекла. Плотность прилегания заслонки -13- к корпусу заслонки обеспечивается прокладкой из полиуретана. Аналогичную конструкцию имеет заслонка и левого воздухопровода. Перестановкой хомута по тяге 15 добиваются полноты закрытия заслонки. При полностью открытой заслонке -18- воздухопровода -1- заслонки -13- обогрева боковых стекол должны быть закрыты.

Гибкая тяга- 27- с помощью петли на конце соединена с рычагом заслонки -18-. Другой конец тяги связан с рычагом рукоятки -24- через отверстие в рычаге. Концы оболочки гибкой тяги закреплены скобами с помощью винтов. Подобным образом подсоединены и остальные гибкие тяги -2 и 6-.

Для облегчения запоминания положения рукояток управления отопителем на облицовке рукояток имеются символы в виде треугольников. Вершины треугольников указывают положение рукояток, при котором кран, крышка воздухопритока и заслонка воздухопровода -1- закрыты.

Воздух на боковые стекла проходит по воздухопроводам через левое и правое сопла -12-. Сопла вставлены в воздухопроводы и зафиксированы за буртик воздухопроводов каждый четырьмя пружинными выступами корпуса -31-. Сопла с воздухопроводами уплотнены резиновыми уплотнителями. В отверстия корпуса -31- шарнирно установлено сопло -28- с направляющими, по которым перемещается рычаг -30-. Рычаг подвижно связан с тремя лопатками -29-, которые установлены осями в сопло. Все детали сопла изготовлены из пластмассы. Направление потока воздуха из сопла изменяется рычагом -30- в вертикальном направлении - поворотом сопла -28- и в горизонтальном - поворотом лопаток.

Соединения воздухопроводов -11- с кожухом вентилятора -21- герметизированы уплотнительными прокладками из пенополиуретана. От попадания задымленного воздуха из моторного отсека коробка воздухопритока герметизирована резиновым уплотнителем, установленным на верхнем фланце коробки.

Вентиляция салона осуществляется следующими путями:

- в окна дверей при опущенных стеклах;
- через воздухопровод 1 при правых положениях рукоятки -24- заслонки обогрева ветрового и боковых стекол и рукоятки -25- крышки воздухопритока;
- на боковые стекла через сопла -12- на панели приборов при правом положении рукоятки -25- крышки воздухопритока и при левом положении рукоятки 24 заслонок воздухопроводов обогрева стекол;
- в нижнюю часть салона при открытых воздухораспределительной крышке -17- и крышке воздухопритока -3-.

В центре панели приборов установлены два сопла вентиляции салона, подсоединенные трубой -35- с коробкой воздухопритока. Сопла -40- обеспечивают вентиляцию салона при выключенном электродвигателе вентилятора отопителя. Труба -35- закреплена защелками в отверстии щитка передка и герметизирована с соплами и щитком передка резиновыми уплотнителями -34 и 36-. Клапан -37- трубы не допускает обратного потока воздуха в коробку воздухопритока при включенном отопителе салона.

Конструкция сопел -40- отличается незначительно от сопел -12-. Интенсивность вентиляции регулируется зубчатым колесом -39-, которое открывает или прикрывает заслонку -38- сопла с зубчатым сектором.

На автомобиле имеется и вытяжная вентиляция салона, обеспечивающая отсос воздуха. Из салона воздух проходит под обивку внутренней боковой панели крыши на задних стойках кузова, отжимает резиновый клапан и выходит в декоративную решетку на наружной боковой панели крыши. Резиновый клапан предотвращает проникновение воздуха в салон при боковом ветре.

В зависимости от температуры окружающего воздуха возможны различные варианты вентиляции и отопления салона. В жаркую и теплую погоду для вентиляции опускают стекла дверей и открывают заслонки -38-. Для дополнительного притока воздуха опускают воздухораспределительную крышку -17- и открывают крышку --3 воздухопритока. Количество приточного воздуха можно увеличить, включив одну из скоростей электровентилятора.

В прохладную погоду для вентиляции и предотвращения запотевания стекол направляют поток воздуха на стекла нижней рукояткой -24- и рычагами -30- сопел воздухопроводов -11-. Для получения слегка подогретого воздуха необходимо открыть кран отопителя, передвинув несколько вправо верхнюю рукоятку -26-.

В холодную погоду для отопления и предотвращения замерзания стекол открывают кран отопителя и крышку воздухопритока. Для направления теплого воздуха в нижнюю часть салона к ногам пассажиров открывают воздухораспределительную крышку. В очень холодную погоду температура воздуха в салоне может быть повышена включением одной из скоростей электровентилятора и установкой крышки воздухопритока в положение частичного открывания. При этом заслонку -38- рекомендуется закрыть.

При необходимости быстрого прогрева ветрового стекла закрывают воздухораспределительную крышку, а нижнюю рукоятку -24- переводят вправо. Теплый воздух будет направляться только на ветровое стекло.

При температуре окружающего воздуха минус 25°С полностью включенный отопитель обеспечивает среднюю температуру в салоне плюс 25°С, а в зоне ног водителя и пассажира плюс 30°С. Запрещается при закрытой крышке воздухопритока и открытом кране отопителя включать электровентилятор.






Если пригодилась статья, скажи спасибо и поделись с друзьями!
Наверх
Яндекс.Метрика