Дизельный двигатель 2.0 л -ремонт в моторном отсеке Opel Vectra (с 1995 г.)

 

.
Спецификации

Основные характеристики

Тип двигателя--4-х цилиндровый, рядный, с водяным охлаждением. Один верхний распредвал приводится цепью и управляет гидравлическими толкателями

 

Код двигателя:

Модель с турбиной низкого давления--X20DTL

Модель с турбиной высокого давления--X20DTH

Диаметр канала цилиндра --84 мм

Ход поршня--90 мм

Рабочий объем--1994 см3

Порядок работы цилиндров--1-3-4-2 (цилиндр №1 со стороны приводной цепи)

Направление вращения коленвала--По часовой стрелке (со стороны приводной цепи)

Степень сжатия--18.5 : 1

 

Максимальная мощность:

Модель с турбиной низкого давления--60 кВт при 4300 об/мин

Модель с турбиной высокого давления--74 кВт в 4300 об/мин

 

Максимальный крутящий момент:

Модель с турбиной низкого давления--185 Нм при 1800 - 2500 об/мин

Модель с турбиной высокого давления--205 Нм при 1600 - 2750 об/мин

 

Компрессия

Номинальная--17-24 бар

Максимальное различие между любыми двумя цилиндрами--- 1 бар

 

Распредвал

Осевой люфт--0.04 - 0.14 мм

Максимальное допустимое радиальное биение--0.06 мм

Высота подъема кулачка (впускного и выпускного)--8.0 мм

 

Система смазки

Тип масляного насоса--Шестереночный, приводится непосредственно от коленвала

Минимально допустимое давление масла на холостом ходу, двигатель прогрет до рабочей температуры

(температура масла около 80°С)--1.5 бар

 

Моменты затяжки Нм

Болты крепления механизма натяжения вспомогательного приводного ремня:

Шарнирный болт щитка шкива--42

Монтажные болты стойки --23

Болты крепления крышки подшипника распредвала---20

Болты клапанной крышки---8

 

Болт звездочки распредвала: *

Стадия 1---90

Стадия 2---Доверните на угол 60°

Стадия 3---Доверните на угол 30°

 

Болт крышки шатунного подшипника: *

Стадия 1---35

Стадия 2---Доверните на угол 45°

Стадия 2---Доверните на угол 15°

 

Болт шкива коленвала: *

Стадия 1---150

Стадия 2---Доверните на угол 45°

Стадия 3---Доверните на угол 15°

 

Болты крепления головки цилиндров: *

Стадия 1---25

Стадия 2---Доверните на угол 65°

Стадия 3---Доверните на угол 65°

Стадия 4---Доверните на угол 65°

Стадия 5---Доверните на угол 65°

Стадия 6---Доверните на угол 15°

 

Болты крепления головки цилиндров к кожуху приводной

цепи/блоку--20

Крепление подвесов двигателя/трансмиссии:

Правый подвес:

Гайки крепления подвеса к кронштейну/подрамнику--45

Болты крепления кронштейна к двигателю--60

Верхние гайки кронштейна--45

Левый подвес:

Гайки крепления подвеса к кронштейну/подрамнику--45

Болты крепления кронштейна к трансмиссии--60

Задний подвес:

Болты крепления подвеса к кронштейну--45

Болты крепления подвеса к подрамнику--20

Болты крепления кронштейна к трансмиссии--60

 

Болты крепления трансмиссии к двигателю:

Болты М8--20

Болты М10--40

Болты М12--60

 

Болты крепления маховика: *

Стадия 1--45

Стадия 2--Доверните на угол 30°

Стадия 3--Доверните на угол 15°

 

Болты звездочки топливного насоса--20

Болты крышки звездочки топливного насоса--6

 

Болты крепления крышек коренных подшипников: *

Стадия 1--90

Стадия 2--Доверните на угол 60°

Стадия 3--Доверните на угол 15°

 

Болты крепления прижимной рамки крышек коренных

подшипников--20

 

Масляный насос:

Болт редукционного масляного клапана--60

Винты крышки насоса--8

Болты приемной трубки/сетчатого фильтра насоса--8

Болт предохранительного клапана--45

Болты наконечника масляного жиклера охлаждения поршня -- 22

Болты поддона:

Болты крепления поддона к блоку цилиндров/кожуху

приводной цепи--20

Болты крепления фланца поддона к трансмиссии:

М8--20

М10--40

Пробка сливного отверстия--18

Болты колеса --110

Болты кожуха приводной цепи--20

Болты направляющей приводной цепи--8

Шарнирный болт башмака натяжителя приводной цепи --20

Крышка натяжителя приводной цепи--60

* Примечание: Весь доворачиваемый в процессе затяжки крепеж должен быть заменен обязательно.

Общее описание

1 Здесь рассматриваются ремонтные операции, которые возможно выполнить на дизельном двигателе 2.0 л без его снятия с автомобиля;

2 Так как описание процедур составлено на основании предположения о том, что двигатель находится в автомобиле, часть из приведенных подготовительных шагов можно пропустить, если двигатель уже снят и установлен на монтажный стенд.

3 Информацию о процедурах снятия и установки силового агрегата и капитальном ремонте двигателя см. тут.

Описание двигателя

4 Дизельный двигатель 2.0 л (1994 см3) имеет рядную 4-х цилиндровую конструкцию, водяное охлаждение, один верхний распредвал и шестнадцать клапанов. Он установлен поперечно в передней части автомобиля, трансмиссия со сцеплением прикреплены к его левому торцу.

5 Коленвал вращается в пяти коренных подшипниках с обычными вкладышами. Упорные шайбы на полувкладыше №3 применяются для управления осевым люфтом коленвала.

6 Шатуны соединены с коленвалом шатунными подшипниками, а с поршнями - скользящими пальцами (закреплены стопорными кольцами) в верхней головке. Поршни изготовлены из алюминиевого сплава и имеют три кольца: два компрессионных и одно маслосъемное.

7 Блок цилиндров отлит из чугуна, каналы цилиндров высверлены в блоке.

8 Впускные и выпускные клапаны двигаются в направляющих, впрессованных в головку цилиндров, и закрываются под усилием цилиндрических пружин.

9 Распредвал приводится от коленвала посредством двух цепей; нижняя приводная цепь связывает коленвал с топливным насосом высокого давления, а верхняя - топливный насос с распредвалом. Распредвал вращается в головке и управляет шестнадцатью клапанами через коромысла и гидравлические регуляторы зазора, коромысла расположены под распредвалом, каждый из них открывает по два клапана. Зазоры клапанов регулируются автоматически.

10 Смазка под давлением подается от масляного насоса (он приводится от правого торца коленвала). Масло проходит через сетчатый маслоприемник в поддоне, а затем продавливается через установленный снаружи фильтр в масляные каналы в блоке цилиндров/картере. Оттуда оно распределяется к коленвалу (коренным подшипникам) и распредвалу. Шатунные подшипники снабжаются маслом через внутренние отверстия в коленвале, подшипники распредвала также получают масло под давлением. Кулачки распредвала и клапаны (как и все остальные компоненты двигателя) смазываются распылением. Для понижения температуры масла при тяжелых режимах работы применяется охладитель.

 

Ремонтные операции, возможные с двигателем в автомобиле

а) Проверка компрессии.
b) Снятие и установка клапанной крышки.

c) Снятие и установка кожуха приводной цепи.

d) Снятие и установка приводных цепей.

e) Снятие и установка натяжителя приводной цепи, направляющих башмаков и звездочек.

f) Снятие, осмотр и установка распредвала и толкателей.

g) Снятие и установка головки цилиндров.

h) Снятие и установка шатунно-поршневых групп. *

i) Снятие и установка поддона

j) Снятие, переборка и установка масляного насоса

к) Снятие и установка охладителя моторного масла.

I) Замена сальников коленвала.

m) Осмотр и замена подвесов двигателя/трансмиссии

n) Снятие, осмотр и установка маховика.

 

* Теоретически эти компоненты можно снять прямо в моторном отсеке (после снятия поддона). Однако, делать это не рекомендуется, т. к. подобные процедуры гораздо легче выполнять на снятом двигателе.



...
Загрузка...


 

Проверка компрессии - описание и интерпретация

Проверка компрессии

Примечание: Для этого теста используйте компрессометр, предназначенный для дизельных двигателей.

1 Если двигатель не развивает полную мощность или работает неровно, или если происходит отсекание, причем эти неисправности не связаны с топливной системой, проверка компрессии может дать Вам информацию относительно состояния двигателя. Если испытание выполнять регулярно, то можно заранее определить неприятность, пока не появились более серьезные проблемы.

2 Из-за более высокого давления необходимо использовать компрессометр для дизельных двигателей. Он соединяется с переходником, который вкручивается в отверстие для форсунки или свечи накаливания. На описываемых двигателях из-за ограниченного доступа к отверстиям для свечей накаливания потребуется переходник, подходящий для использования в отверстиях для форсунки.

3 Выполните следующие подготовительные работы, если они не противоречат инструкции к компрессометру:

а) Аккумулятор должен быть заряжен, воздушный фильтр должен быть чист, и двигатель должен быть прогрет до нормальной рабочей температуры.
b) Перед началом проверки удалите все свечи накаливания.

c) Чтобы предотвратить случайный запуск двигателя, освободите крепежную скобу и отключите соединитель электропроводки от блока управления топливным насосом высокого давления .

4 Нет необходимости в течение испытания удерживать педаль газа нажатой, потому что поток входного воздуха в дизельном двигателе не регулируется заслонкой.

5 Проверните двигатель стартером; через один-два оборота компрессия должна возрасти до максимума и стабилизироваться. Запишите полученный результат.

6 Повторите тест на оставшихся цилиндрах, записывая полученные значения.

7 Давления во всех цилиндрах должны быть очень близки по значению и разница более чем в 1 бар между любыми двумя цилиндрами говорит о наличии неисправиости. Заметьте, что давление в исправном двигателе должно подниматься очень быстро; низкое давление на первом такте, постепенно нарастающее при последующих говорит о наличии износа поршневых колец. Отсутствие увеличения давления и на последующих тактах указывает на утечки в клапанах или нарушение целостности прокладки головки цилиндров (или возникновении трещины в самой головке). Скопление отложений на нижних сторонах тарелок клапанов также может служить причиной понижения компрессии.

 

Примечание: Причину недостаточной компрессии на дизельном двигателе сложнее установить, чем на бензиновом. Даже не поможет введение масла в цилиндры («влажное» испытание), потому что имеется вероятность того, что масло попадет в вихревую камеру или в выемку на головке поршня, вместо того, чтобы смазать кольца.

8 В заключение теста, подключите соединитель электропроводки топливного насоса, затем установите свечи накаливания.

 

Проверка герметичности соединений компонентов

9 Проверка на герметичность определяет скорость утечки сжатого воздуха из цилиндров. Это - альтернатива проверки компрессии. Вытекающий воздух укажет на место потери давления (поршневые кольца, клапаны или прокладка головки цилиндров).

10 Оборудование, необходимое для проверки герметичности соединений компонентов, вряд ли будет доступно автолюбителю. При подозрении на недостаточную компрессию, обратитесь для проведения проверки в автомастерскую.
3 Установка поршня первого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ)

1 Верхней мертвой точкой называется крайнее верхнее положение поршня в его ходе вверх-вниз в цилиндре при вращении коленвала. Каждый поршень достигает ВМТ как в такте сжатия, так и в такте выпуска, поэтому для удобства при установке момента впрыска принято считать за ВМТ двигателя верхнее положение поршня (обычно первого цилиндра) в такте сжатия.

2 Поршень № 1 (и цилиндр) находится на правом краю двигателя (со стороны приводной цепи), и его расположение в ВМТ осуществляется следующим образом. Если смотреть с правой стороны автомобиля, нормальное направление вращения коленвала — по часовой стрелке.

3 Отсоедините от аккумулятора отрицательный провод. Чтобы улучшить доступ к шкиву коленвала, затяните ручной тормоз, поддомкратьте переднюю часть автомобиля, установите ее на осевые подпорки и снимите правое переднее колесо.

4 Чтобы проверить положение распредвала, снимите клапанную крышку и посмотрите куда направлены кулачки, или снимите вакуумный насос тормозной системы и воспользуйтесь установочным отверстием на распредвале.

5 Проверните коленвал за болт шкива, пока надрез на оправе шкива коленвала не совместится с указателем на кожухе приводной цепи. После совмещения указанных меток поршни №1 и №4 будут установлены в положение ВМТ.

 

обращенными вверх паз в распредвале6 Чтобы определить, какой поршень находится в ВМТ на такте сжатия, проверьте положение кулачков распредвала/установочного отверстия. Когда в ВМТ на такте сжатия находится поршень № 1, кулачки распредвала цилиндра № 1 будут находиться на одном уровне обращенными вверх (отмечены стрелками), или установочное отверстие в левом торце распредвала будет вверху (положение 12 часов), а паз в распредвале параллелен поверхности головки цилиндров (см. иллюстрации 1 - 2). Если кулачки распредвала цилиндра № 1 находятся на одном уровне обращенными вниз или установочное отверстие в левом торце распредвала внизу (положение 6 часов), значит в ВМТ на такте сжатия находится поршень №4; проверните коленвал на полный оборот (360°) и поршень №1 расположится в ВМТ на такте сжатия.

через отверстие в картере прорезь в коленвале7 После того, как поршень №1 будет установлен в ВМТ на такте сжатия, коленвал можно заблокировать в этом положении, вставив штифт через отверстие под датчик коленвала на передней стенке блока цилиндров. При отсутствии специального инструмента Opel (КМ-929), нужно изготовить самодельный. Снимите датчик коленвала и вставьте штифт так, чтобы он вошел в паз противовеса коленвала (см. иллюстрации 3- 4: через отверстие в картере в прорезь в коленвале (отмечена стрелкой - поддон удален) ).

 

Фазы газораспределения Opel Vectra (с 1995 г.) - проверка и регулировка

 

Самодельные инструменты

Рис 5: Самодельные инструменты, необходимые для проверки/регулировки фаз газораспределения

А Блокирующий штифт коленвала

В Блокирующий штифт фланца топливного насоса

С Блокирующий инструмент распредвала

 

Примечание: Для проверки фаз газораспределения (и момента впрыска топливного насоса) необходимо использовать следующие специальные инструменты Opel (или подходящие эквиваленты); блокирующий инструмент распредвала (КМ-932), блокирующий штифт фланца топливного насоса (КМ-927), блокирующий штифт коленвала (КМ-929) и ключ для звездочки распредвала (КМ-933). При отсутствии перечисленных инструментов обращайтесь на станцию Opel. Если имеется техническая возможность, эти инструменты можно изготовить самостоятельно по данным размерам (см. иллюстрации 5 - 6). Блокирующий инструмент распредвала должен устанавливаться так, чтобы прорезь в вале располагалась параллельно поверхности головки цилиндров.

 

Размеры блокирующего штифтаРис 6а: Размеры блокирующего штифта - коленвала (в мм).

Рис 6b: Размеры блокирующего штифта - фланца топливного насоса (в мм).

 

1 Снимите вспомогательный приводной ремень (см. Раздел 1). Открутите нижний монтажный болт стойки шкива натяжителя вспомогательного ремня и шарнирный болт щитка шкива, затем снимите с двигателя механизм натяжения в сборе.

 

Примечание: Храните сборку так, чтобы стойка натяжителя занимала положение, в котором она была на двигателе.

2 Снимите вакуумный насос тормозной системы.

3 Чтобы улучшить доступ к крышке звездочки топливного насоса и насосу, сделайте следующее:

a) Снимите кожух воздушного фильтра и переднюю секцию выхлопной системы.

b) Открутите гайку от верхней части правого подвеса двигателя/трансмиссии, затем приподнимите правый край двигателя домкратом/лебедкой . Поднимайте двигатель как можно выше, но при этом остальные подвесы, а также трубки/шланги или электропроводка не должны быть напряжены.

4 Снимите клапанную крышку и установите поршень №1 в ВМТ на такте сжатия.

5 Снимите датчик коленвала.

6 Открутите винты крепления и снимите крышку звездочки топливного насоса с кожуха приводной цепи.

7 Убедитесь, что надрез в шкиве коленвала совмещен с меткой на кожухе приводной цепи, затем вставьте блокирующий штифт коленвала в отверстие под датчик коленвала и сцепите его с пазом в противовесе коленвала (см. иллюстрации 3 - 4).

блокирующий штифт прорезь в распредвале8 Когда коленвал будет заблокирован в этом положении, вставьте блокирующий штифт фланца топливного насоса через отверстие во фланце в отверстие в корпусе насоса, затем вставьте ребро блокирующего инструмента распредвала в паз на его левом торце в прорезь в распредвале (отмечен стрелкой) - (см. иллюстрации 7 - 8).

9 Если все блокирующие инструменты были вставлены, значит фазы газораспределения в порядке и никакая регулировка не требуется, в этом случае переходите к пунктам 21 - 26. Если же любой из инструментов не удается вставить, необходимо провести следующие регулировочные работы.

10 Снимите блокирующие инструменты распредвала/звездочки топливного насоса, затем открутите сборку кронштейна правого подвеса от головки цилиндров.

11 Открутите пробку механизма натяжения верхней приводной цепи от задней части головки цилиндров, снимите плунжер, запомнив его расположение. Удалите кольцевое уплотнение пробки.

12 Удерживая распредвал гаечным ключом за шайбах соответствующие шлицы, ослабьте и снимите болт крепления звездочки распредвала. Вкрутите новый болт, вручную зажав его на этом этапе.

13 Ослабьте болты, крепящие звездочку к фланцу топливного насоса.

метка на звездочке14 Когда коленвал заблокирован в ВМТ, установочная метка на звездочке топливного насоса для верхней приводной цепи должна быть совмещена с установочным отверстием в фланце насоса. Вставьте блокирующий штифт фланца, убедившись в правильности его размещения, затем зажмите болты крепления звездочки регламентированным усилием затяжки (см. иллюстрацию 9 - Убедитесь,что установочная метка на звездочке насоса (отмечена стрелкой) расположена правильно, затем зажмите болты звездочки регламентированным усилием затяжки).

15 Вставьте блокирующий инструмент в паз распредвала.

16 Когда все блокирующие инструменты будут установлены правильно, попросите помощника удерживать приводную цепь туго натянутой на стороне направляющей (верхней), а сами тем временем с помощью специального ключа примените НЕБОЛЬШОЕ усилие к звездочке; таким образом вся слабина цепи будет на стороне механизма натяжения.

17 Натянув верхнюю приводную цепь как описано, убедитесь, что блокирующий штифт топливного насоса входит и выходит с небольшим натягом. Если для перемещения штифта необходима чрезмерная сила, попросите помощника уменьшить давление на звездочке, а если штифт движется слишком легко, увеличить давление.

верхняя приводная цепь18 Когда верхняя приводная цепь будет натянута правильно, закрепите распредвал гаечным ключом и зажмите болт крепления звездочки распредвала моментом затяжки Стадии 1 (см. Спецификации и иллюстрацию 10). Снова проверьте возможность перемещения штифта топливного насоса, затем доверните болт на регламентированные для 2-го и 3-го этапов углы.

19 Удалите все блокирующие инструменты, и установите новое кольцевое уплотнение на крышку механизма натяжения верхней приводной цепи. Вставьте плунжер в головку цилиндров закрытой стороной к цепи, затем установите пробку и зажмите ее моментом затяжки, регламентированным Спецификациями.

Примечание: Если устанавливается новый механизм натяжения, освободите его, полностью втолкнув центральный штифт крышки до щелчка. После этого плунжер механизма натяжения будет легко нажиматься и плавно возвращаться.

 

20 Проверните коленвал на два полных оборота (720°) в правильном направлении (вернув поршень №1 в ВМТ на такте сжатия) и убедитесь, что все блокирующие инструменты могут быть правильно вставлены.

нанесите полоску герметика21 Тщательно очистите контактные поверхности крышки звездочки насоса и кожуха приводной цепи. Установите крышку с новой прокладкой и зажмите болты крепления усилием затяжки, регламентированным Спецификациями. Если прокладки не было, нанесите полоску герметика (толщиной около 2 мм) на контактную поверхность крышки звездочки топливного насоса, затем установите крышку и зажмите ее болты крепления усилием затяжки, регламентированным Спецификациями (см. иллюстрацию 11).

22 Установите сборку механизма натяжения вспомогательного приводного ремня на двигатель, зажмите болт стойки и шарнирный болт щитка регламентированным усилием затяжки. Если устанавливается новая стойка механизма натяжения, или оригинальная неправильно хранилась, необходимо выполнить прокачку, несколько раз сжимая стойку гнездом за шестигранную часть щитка. Когда стойка станет правильно функционировать, установите вспомогательный приводной ремень.

23 Прикрепите кронштейн правого подвеса к головке цилиндров (если был удален) и опустите блок двигателя/трансмиссии на подвес. Установите монтажную гайку и зажмите ее (см. Спецификации). Установите клапанную крышку.

24 Установите приемную трубу глушителя и кожух воздушного фильтра.

25 Установите вакуумный насос на головку цилиндров.

2 6 Установите датчик коленвала на блок цилиндров и подключите аккумулятор.



Загрузка...


Клапанная крышка снятие и установка

Снятие

Открутите винты снимите канал1 Открутите винты крепления и снимите пластмассовую крышку с верхней части клапанной крышки (см. иллюстрацию 12).

2 Ослабьте хомут и отсоедините шланг сапуна от крышки.

3 На моделях с турбиной низкого давления (двигатель X20DTL) ослабьте зажим, крепящий металлическую трубку к турбонагнетателю, и зажим, крепящий впускной воздуховод к коллектору. Открутите два болта крепления и снимите канал (вместе с кольцевым уплотнением между трубой и турбонагнетателем) с двигателя соединяющий турбонагнетатель с коллектором (см. иллюстрацию 13).

4 На всех моделях, аккуратно открепите топливные шланги от правого края крышки и освободите направляющую жгута проводов свечи накаливания от задней части крышки. Открутите болт, крепящий опорный лоток жгута проводов к крышке.

Открутите болты состояние уплотнения5 Открутите болты крепления и снимите клапанную крышку с уплотнением с головки цилиндров (см. иллюстрацию 14). Проверьте состояние уплотнения крышки и уплотнительных шайб болтов крепления, при необходимости замените их.
Установка

6 Очистите контактные поверхности крышки и блока цилиндров, затем разместите уплотнение к канавке крышки (см. иллюстрацию 15).

7 Наденьте уплотнительные шайбы на болты крепления. Вставьте болты крепления в крышку.

край полукруглой к поверхности головки8 Нанесите небольшое количество герметика на край полукруглой выемки в правом торце головки цилиндров, и в места прилегания левой крышки подшипника распредвала к поверхности головки цилиндров (отмечены стрелками) - (см. иллюстрации 16 - 17).

9 Аккуратно опустите крышку на головку и вкрутите болты крепления. Зажмите все болты усилием затяжки, регламентированным Спецификациями.

10 Прикрепите скобами топливные шланги и электропроводку, и подсоедините шланг сапуна к крышке.

11 На моделях с турбиной низкого давления установите впускной воздуховод и трубку (используйте новое кольцевое уплотнение), надежно зажмите хомуты и болты.

12 На всех моделях установите пластмассовую крышку и надежно закрепите ее болтами.

 

Шкив коленвала - снятие и установка

Примечание: При установке шкива потребуется новый болт крепления.

Снятие

1 Затяните ручной тормоз, затем поддомкратьте переднюю часть автомобиля и установите ее на осевые подпорки. Снимите правое колесо.

2 Снимите вспомогательный приводной ремень , предварительно отметив направление его вращения.

3 Ослабьте болт крепления шкива коленвала. Чтобы заблокировать коленвал, попросите помощника включить высшую передачу и выжать тормозную педаль, или заблокируйте маховик .

4 Открутите болт крепления и шайбу, и снимите шкив с коленвала. Проверьте состояние сальника, при необходимости замените его.

Установка

Наденьте шкив становите шайбу и новый болт крепления зажмите5 Аккуратно разместите шкив на коленвале, совмещая шлиц с ключом. Наденьте шкив до упора, стараясь не повредить сальник, затем установите шайбу и новый болт крепления (см. иллюстрации 18 - 19).

6 Заблокируйте коленвал применявшимся при снятии методом и в три этапа зажмите болт крепления шкива моментом затяжки, регламентированным спецификациями (см. иллюстрацию 20).

7 Установите вспомогательный приводной ремень.

8 Установите колесо, затем опустите автомобиль на землю и зажмите болты колеса усилием затяжки, регламентированным Спецификациями.

 

Кожух приводной цепи - снятие и установка

Снятие

1 Снимите верхнюю приводную цепь и звездочки.

2 Снимите головку цилиндров.

Примечание: Теоретически снять кожух приводной цепи возможно без удаления головки цилиндров. Однако, при этом существует большая вероятность повреждения прокладки головки цилиндров. Если Вы желаете попытаться сделать это, необходимо открутить только болты крепления головки к верхней части кожуха приводной цепи.

3 Снимите водяной насос.

4 Снимите шкив коленвала . Перед ослаблением болта шкива временно извлеките блокирующий штифт коленвала, чтобы не повредить его. Когда болт будет откручен, установите штифт на место.

5 Снимите поддон.

6 Снимите генератор.

7 Снимите насос рулевого гидроусилителя.
8 Выкрутите пробку механизма натяжения нижней приводной цепи из кожуха и удалите плунжер натяжителя, запомнив его расположение. Снимите кольцевое уплотнение с пробки, его необходимо заменить.

Местоположение болтов снимите башмаки 9 Ослабьте и снимите все болты крепления кожуха приводной цепи к блоку цилиндров (см. иллюстрацию 21 - Местоположение болтов крепления кожуха приводной цепи (отмечены стрелками) ). Заметьте местоположение болтов (они имеют разную длину).

10 Аккуратно отделите крышку от блока цилиндров и снимите ее, запомнив расположение установочных штырей. Если установочные штыри сидят свободно, удалите их и сложите вместе с крышкой.

11 Открутите шарнирный болт и снимите башмаки натяжителей верхней и нижней приводных цепей с блока цилиндров (см. иллюстрацию 22 - верхней (1) и нижней (2)).

Открутите болты крепления прокладка будет удалена12 Открутите болты крепления и снимите с блока цилиндров направляющую нижней цепи, запомнив ее расположение (см. иллюстрацию 23).

13 Временно освободите звездочку нижней приводной цепи на валу топливного насоса и отделите прокладку кожуха цепей от блока цилиндров. Когда прокладка будет удалена, посадите звездочку назад на фланец топливного насоса (см. иллюстрацию 24).

Установка

14 Перед установкой крышки рекомендуется заменить сальник коленвала. С помощью большой плоской отвертки аккуратно извлеките старый сальник из крышки. Установите новый сальник уплотнительной кромкой внутрь, с помощью молотка и гнезда подходящего диаметра забейте сальник в крышку, следите чтобы не было перекоса. Старайтесь не повредить уплотнительную кромку сальника.

15 Убедитесь, что контактные поверхности крышки и блока цилиндров чистые и сухие, в установочные штыри находятся в рабочем положении.

16 Временно освободите звездочку от фланца топливного насоса, разместите прокладку на штырях и снова установите звездочку на фланец насоса.

направляющая Разместите башмаки17 Установите направляющую нижней приводной цепи на блок цилиндров и зажмите болты крепления регламентированным усилием затяжки. Проследите, чтобы направляющая располагалась ступенчатой поверхностью внутрь (см. иллюстрацию 25).

18 Разместите башмаки механизма натяжения приводной цепи, вкрутите шарнирный болт и зажмите его усилием затяжки, регламентированным Спецификациями (см. иллюстрацию 26).

19 Подведите кожух цепи к блоку цилиндров. Совместите приводную шестерню масляного насоса со звездочкой коленвала и наденьте кожух на штыри.

20 Вкрутитe болты крепления кожуха цепи строго на прежние места и равномерно зажмите их усилием затяжки, регламентированным Спецификациями.

21 Установите новое кольцевое уплотнение на пробку механизма натяжения нижней приводной цепи. Вставьте плунжер закрытой стороной к цепи, затем вкрутите пробку в кожух и зажмите ее регламентированным усилием затяжки.

Примечание: Если устанавливается новый механизм натяжения, освободите его, полностью втолкнув центральный штифт крышки до щелчка. После этого плунжер механизма натяжения будет легко нажиматься и плавно возвращаться.

22 Установите шкив коленвала.

2-3 Установите головку цилиндров.

24' Установите верхнюю цепь и звездочки.

25 Установите поддон.

26 Установите водяной насос, генератор и насос рулевого гидроусилителя, в заключение установите вспомогательный приводной ремень.

27 Заполните двигатель маслом и охлаждающей жидкостью. Запустите двигатель и проверьте герметичность стыков.



..
Загрузка...


Натяжители приводных цепей - снятие и установка

Натяжитель верхней цепи

Снятие

1 Снимите кожух воздушного фильтра.

2 Поддержите блок двигателя/трансмиссии и открутите правый подвес от головки цилиндров.

пробку извлеките плунжер3 Открутите пробку механизма натяжения от головки цилиндров и извлеките плунжер, запомнив его расположение (см. иллюстрации 27 - 28). Снимите кольцевое уплотнение с пробки.

Предупреждение: Не проворачивайте двигатель с удаленным механизмом натяжения.

4 Проверьте состояние плунжера механизма натяжения, при необходимости замените его.

Установка

5 Смажьте плунжер механизма натяжения, вставьте его в головку цилиндров закрытой стороной к цепи.

6 Установите новое кольцевое уплотнение на пробку натяжителя, затем вкрутите пробку в головку цилиндров и зажмите ее регламентированным усилием затяжки.
Примечание: Если устанавливается новый механизм натяжения, освободите его, полностью втолкнув центральный штифт крышки до щелчка. плунжер механизма нажав центральный

После этого плунжер механизма натяжения будет легко нажиматься и плавно возвращаться (см. иллюстрации 29 - 30: Вставьте плунжер закрытой стороной к цепи, затем вкрутите пробку натяжителя с уплотнительной шайбой (отмечена стрелкой). Если устанавливается новый механизм натяжения, освободите его, нажав центральный штифт в пробке до щелчка ).

7 Установите правый подвес двигателя/трансмиссии .

8 Установите кожух воздушного фильтра.

 

Натяжитель нижней цепи

Снятие

9 Затяните ручной тормоз, затем поддомкратьте переднюю часть автомобиля и установите ее на осевые подпорки.

10 Удалите болты крепления/скобы и снимите нижний щиток двигателя (где имеется).

Выкрутите пробку снимите плунжер11 Выкрутите пробку механизма натяжения из задней части кожуха цепи, снимите плунжер, запомнив его расположение. Снимите кольцевое уплотнение с пробки (см. иллюстрации 31 - 32).

Предупреждение: Не проворачивайте двигатель с удаленным механизмом натяжения.

12 Проверьте состояние плунжера механизма натяжения, при необходимости замените его.

 

Установка

обращен закрытым торцом плунжер механизма натяжения13 Смажьте плунжер механизма натяжения и вставьте его в кожух закрытой стороной к цепи (см. иллюстрацию 33 - Убедитесь, что плунжер обращен закрытым торцом (отмечен стрелкой) к цепи).

14 Установите новое кольцевое уплотнение на пробку натяжителя, затем вкрутите пробку в кожух цепи и зажмите ее регламентированным усилием затяжки.

Примечание: Если устанавливается новый механизм натяжения, освободите его, полностью втолкнув центральный штифт крышки до щелчка. После этого плунжер механизма натяжения будет легко нажиматься и плавно возвращаться (см. иллюстрацию 34).

15 Установите нижний щиток двигателя (где имеется), затем опустите автомобиль на землю.

 

Башмаки натяжителей верхней и нижней цепей

16 Процедуры снятия и установки башмаков натяжителей являются частью процедур снятия и установки кожуха приводной цепи . Если на соприкасающихся с цепью поверхностях башмаков будут замечены повреждения или признаки износа, башмаки необходимо заменить.

 

Приводные цепи и звездочки - снятие, осмотр и установка

Примечание: Для установки фаз газораспределения необходимо использовать несколько специальных инструментов Opel. При отсутствии перечисленных инструментов обращайтесь на станцию Opel. Если работа будет выполняться без инструментов, предварительно нужно сделать точные метки совмещения между звездочками, цепями и валами.

Примечание: При установке потребуются новый болт крепления звездочки распредвала и новые болты крепления направляющей верхней приводной цепи.

Снятие

Верхняя цепь и звездочки

1 Отсоедините от аккумулятора отрицательный провод, затем снимите клапанную крышку.

2 Установите поршень №1 в BMT на такте сжатия и заблокируйте коленвал в этом положении.

3 Чтобы улучшить доступ к крышке звездочки топливного насоса, выполните следующее:

a) Снимите кожух воздушного фильтра и переднюю секцию выхлопной системы.

b) Снимите вспомогательный приводной ремень.

c) Открутите гайку от верхней части правого подвеса двигателя/трансмиссии, затем приподнимите правый край двигателя домкратом/лебедкой . Поднимайте двигатель как можно выше, но при этом остальные подвесы, а также трубки/шланги или электропроводка не должны быть напряжены.

4 Снимите механизмы натяжения обеих цепейю

5 Открутите нижний монтажный болт

стойки шкива натяжителя вспомогательного приводного ремня и шарнирный болт щитка шкива, затем снимите с двигателя механизм натяжения в сборе.

Открутите болты снимите крышкуПримечание: Храните сборку так, чтобы стойка натяжителя занимала положение, в котором она была на двигателе.

6 Открутите болты крепления и снимите крышку звездочки топливного насоса с кожуха приводной цепи (см. иллюстрации 35 - 36).

7 При наличии специальных инструментов заблокируйте звездочки топливного насоса и распредвала. Если инструментов нет, нарисуйте точные метки совмещения между цепью и звездочками, между звездочками и распредвалом/фланцем насоса.

струей горячего воздуха болт будет легче снимите направляющую8 Открутите болты крепления и снимите направляющую верхней цепи с головки цилиндров.

Примечание: Перед снятием болтов крепления направляющей верхней приводной цепи их необходимо нагреть струей горячего воздуха (см. иллюстрации 37); блокирующий состав размягчится и болт будет легче выкручиваться (см. иллюстрации 38 - 39: Выкрутите оба болта крепления, и снимите направляющую с головки).

Удерживая распредвал болт крепления звездочки9 Удерживая распредвал гаечным ключом, ослабьте и снимите болт крепления звездочки (см. иллюстрацию 40). Чтобы обеспечить правильное соединение звездочки распредвала с цепью, свяжите их проволокой или шпагатом.

Примечание: Если при работе используются блокирующие инструменты, перед ослаблением болта звездочки снимите их, а когда болт будет ослаблен, установите на место.

10 Снимите блокирующий инструмент топливного насоса (если применялся), затем открутите болты, крепящие звездочку к фланцу топливного насоса. Отделите звездочку верхней цепи от топливного насоса, затем освободите звездочку на распредвале от цепи и извлеките через проем, и поднимите ее вместе с верхней цепью из головки цилиндров (см. иллюстрацию 41).

Нижняя цепь и звездочки

11 Снимите верхнюю приводную цепь и звездочки (см. пункты 1-10).

12 Снимите кожух приводной цепи.

13 Нарисуйте метки совмещения на цепи и звездочке, на звездочке и фланце топливного насоса.

снимите ее вместе с цепью Снимите звездочку достаньте шпонку14 Освободите звездочку насоса от фланца, и снимите ее вместе с цепью с двигателя, запомнив установочное положение (см. иллюстрацию 42).

15 Снимите звездочку с коленвала и достаньте шпонку из канавки в валу (см. иллюстрации 43 - 44).

Осмотр

16 Проверьте состояние зубцов звездочек. При обнаружении на любой звездочке износа или повреждения, обе звездочки и соответствующую цепь необходимо заменить как комплект.

17 Степень износа цепи можно определить по величине бокового люфта между звеньями. В случае значительного бокового люфта цепь необходимо заменить.

18 В профилактических целях при переборке двигателя приводные цепи рекомендуется заменять независимо от их состояния.

19 Проверьте состояние направляющих цепей и башмаков натяжителей. При наличии повреждений и признаков износа контактных поверхностей компоненты должны быть заменены.

Установка

Верхняя цепь и звездочки

20 Если устанавливаются новые компоненты, перенесите на них метки совмещения со старых компонентов. Убедитесь, что коленвал заблокирован в положении ВМТ.

21 Наденьте цепь на звездочку распредвала и опустите сборку в рабочее положение.
22 Наденьте приводную цепь на звездочку топливного насоса.

23 Убедитесь, что сделанные перед снятием метки остались совмещенными, затем установите звездочки на фланец топливного насоса и на распредвал. Где необходимо, снимите стяжку со звездочки распредвала.

затем вкрутите болты новый болт крепления Введите направляющую24 Совместите установочную метку звездочки с отверстием во фланце топливного насоса, затем вкрутите болты крепления и зажмите их пока от руки (см. иллюстрацию 45).

25 Вкрутите новый болт крепления звездочки распредвала и зажмите его пока от руки (см. иллюстрацию 46).

26 Установите механизм натяжения нижней приводной цепи.

27 Введите направляющую верхней цепи в головку цилиндров установочным выступом вверх, затем вкрутите новые болты крепления и зажмите их регламентированным усилием затяжки (см. иллюстрацию 47).

28 При наличии специальных инструментов, заблокируйте ими насос, распредвал и коленвал. Если инструменты не используются, проверьте совмещение сделанных перед снятием меток.

29 С помощью специальных инструментов отрегулируйте фазы газораспределения (пункты 14 - 18). Затем удалите все инструменты.

30 Если работы проводятся без специальных инструментов, совместите сделанные перед снятием метки, затем зажмите болты звездочки топливного насоса регламентированным усилием затяжки. Удерживая распредвал, в три этапа зажмите болт его звездочки усилием затяжки, регламентированным. Спецификациями.

31 Установите механизм натяжения верхней приводной цепи.

32 Тщательно очистите контактные поверхности крышки звездочки насоса и кожуха приводной цепи. Установите крышку с новой прокладкой и зажмите болты крепления усилием затяжки, регламентированным Спецификациями. Если прокладки не было, нанесите полоску герметика (толщиной около 2 мм) на контактную поверхность крышки, затем установите крышку и зажмите ее болты крепления усилием затяжки, регламентированным Спецификациями.

33 Установите сборку механизма натяжения вспомогательного приводного ремня на двигатель, зажмите болт стойки и шарнирный болт щитка регламентированным усилием затяжки. Если устанавливается новая стойка механизма натяжения, или оригинальная неправильно хранилась, необходимо выполнить прокачку, несколько раз сжимая стойку гнездом за шестигранную часть щитка. Когда стойка станет правильно функционировать, установите вспомогательный приводной ремень.

34 Прикрепите кронштейн правого подвеса к головке цилиндров (если был удален), затем опустите блок двигателя/ трансмиссии на подвес. Установите монтажную гайку и зажмите ее моментом затяжки, регламентированным Спецификациями.

35 Установите клапанную крышку.

36 Установите приемную трубу глушителя, кожух воздушного фильтра и датчик коленвала. При наличии инструментов для регулировки фаз газораспределения, установите вакуумный насос на головку цилиндров.

 

Нижняя цепь и звездочки

37 Если устанавливаются новые компоненты, перенесите на них метки совмещения со старых компонентов.

38 Вставьте шпонку в паз коленвала, затем наденьте на коленвал звездочку, совмещая канавку со шпонкой.

39 Убедитесь, что прорезь в фланце топливного насоса не сместился относительно отверстия в корпусе насоса, и коленвал заблокирован в ВМТ.

40 Совместив сделанные перед снятием метки, наденьте цепь на звездочку насоса и разместите сборку в рабочем положении. Наденьте цепь на звездочку коленвала и установите звездочку насоса на фланец, правильно ориентировав ее. Проверьте совмещение всех сделанных перед снятием меток и центровку установочного отверстия в фланце топливного насоса относительно продолговатого паза в звездочке.

41 Установите крышку привода, затем - верхнюю приводную цепь (см. ранее).

 

Распредвал и толкатели Opel Vectra (с 1995 г.) - снятие, осмотр и установка

Примечание: При установке потребуются новый болт крепления звездочки распредвала и новые, болты крепления направляющей верхней приводной цепи.
Снятие

1 Отсоедините от аккумулятора отрицательный провод, затем снимите клапанную крышку.

2 Снимите вакуумный насос тормозной системы.

3 Установите поршень №1 в ВМТ на такте сжатия и заблокируйте коленвал в этом положении.

4 Чтобы улучшить доступ к крышке звездочки топливного насоса, выполните следующее:

a) Снимите кожух воздушного фильтра и переднюю секцию выхлопной системы.

b) Снимите вспомогательный приводной ремень.

c) Открутите гайку от верхней части правого подвеса двигателя/трансмиссии, затем приподнимите правый край двигателя домкратом/лебедкой : Поднимайте двигатель как можно выше, но при этом остальные подвесы, а также трубки/шланги или электропроводка не должны быть напряжены.

5 Снимите механизм натяжения верхней цепи.

6 Открутите нижний монтажный болт стойки шкива натяжителя вспомогательного приводного ремня и шарнирный болт щитка шкива, затем снимите с двигателя механизм натяжения в сборе.

Примечание: Храните сборку так, чтобы стойка натяжителя занимала положение, в котором она была на двигателе.

7 Открутите болты крепления и снимите крышку звездочки топливного насоса с кожуха приводной цепи.
Открутите болты8 нарисуйте точные метки совмещения между верхней цепью и звездочками, между звездочкой распредвала и распредвалом.

9 Открутите болты крепления и извлеките направляющую верхней цепи из головки цилиндров (см. иллюстрацию 48).

Примечание: Перед снятием болтов крепления направляющей верхней приводной цепи их необходимо нагреть струей горячего воздуха; блокирующий состав размягчится и болт будет легче выкручиваться.

10 Удерживая распредвал гаечным ключом, ослабьте и снимите болт крепления звездочки. Если при работе используются блокирующие инструменты, перед ослаблением болта звездочки снимите их, а когда болт будет ослаблен, установите на место.

Проденьте отвертку металлический штырь номера нормально читаются11 Отделите звездочку распредвала от верхней цепи. Проденьте отвертку или металлический штырь через верхнюю цепь, чтобы она не упала внутрь головки цилиндров (см. иллюстрации 49 - 50).

12 Заметьте идентификационные метки на крышках подшипников распредвала. Крышки пронумерованы от 1 до 5 (от приводной цепи к маховику), и номера нормально читаются с передней стороны двигателя (см. иллюстрацию 51). Если меток не видно, сделайте их самостоятельно.

Двигаясь по спирали снаружи внутрь13 Двигаясь по спирали снаружи внутрь (рис 21 - как пример), ослабьте болты крепления крышек подшипников распредвала по одному обороту в один прием. Когда клапанные пружины не будут создавать давление на крышки подшипников, болты можно полностью выкрутить и снять вместе с крышками. Следить за тем, чтобы не потерялись установочные штыри, которые установлены на левой (№5) крышке подшипника, и поднимите распредвал из головки.
Предупреждение: Если болты крепления будут ослабляться небрежно, крышки подшипников могут сломаться. При поломке любой крышки замене подлежит вся головка цилиндров в сборе; крышки подшипников подогнаны к головке и не продаются отдельно.

14 Приготовьте восемь маленьких чистых пластмассовых контейнеров и пронумеруйте их. Или возьмите большой контейнер и разделите его на 8 ячеек. Извлеките коромысла толкателей из головки цилиндров и сложите их в соответствующие контейнеры (см. иллюстрацию 52).

Извлеките коромысла15 Если необходимо удалить гидравлические толкатели, снимите поперечные каналы топливных форсунок. С помощью резиновой присоски или магнита достаньте гидравлические толкатели и сложите их в контейнере.
Осмотр

16 Очистите все компоненты, включая рабочие поверхности подшипников в головке цилиндров и в крышках. Внимательно осмотрите компоненты на наличие повреждений и износа. В частности, проверьте поверхности подшипников и кулачков распредвалов на наличие царапин и коррозии. Замените распредвал при обнаружении любых повреждений.

17 Установите распредвал на V-блоках и с помощью микрометра измерьте биение в центральной шейке. Если величина биения превышает указанное в Спецификациях предельное значение, распредвал следует заменить.

18 Проверьте состояние рабочих поверхностей коромысел, которых касаются кулачки распредвала. Дефектные или изношенные компоненты следует заменить.

19 Проверьте состояние толкателей и их посадочных мест в головке цилиндров. При обнаружении дефекта толкатель следует заменить.
Смажьте метки на коромыслеУстановка

 

20 Смажьте толкатели чистым маслом и аккуратно вставьте их на прежние места в головке цилиндров (см. иллюстрацию 53). Установите поперечные каналы топливных форсунок.

21 Установите коромысла строго на прежние места в головку цилиндров. Метки на коромысле должны быть сверху и обращены к поперечным каналам топливных форсунок (см. иллюстрацию 54 - метки на коромысле (А) к поперечным каналам топливных форсунок (В) ).

были обращены вверх установочное отверстие 22 Смажьте коромысла, затем уложите распредвал в головку цилиндров. Убедитесь, что коленвалу заблокирован в ВМТ и разверните распредвал так, чтобы кулачки цилиндра №1 (отмечены стрелками) были обращены вверх и паз на левом торце вала был параллелен поверхности головки цилиндров (установочное отверстие вверху) (см. иллюстрации 55 - 56).

23 Тщательно очистите контактные поверхности крышек подшипников и головки цилиндров, и смажьте кулачки и шейки подшипников распредвала.

месте ее контакта Установите крышки24 Нанесите небольшое количество герметика на головку цилиндров в месте ее контакта с левой (№5) крышкой подшипника и вставьте установочные штыри крышки в головку (см. иллюстрацию 57 - (отмечены стрелками)).

25 Установите крышки подшипников распредвала и вкрутите болты крепления строго на прежнее место в головке (см. иллюстрацию 58). Крышки пронумерованы от 1 до 5 начиная от приводной цепи и все номера должны читаться, если смотреть с передней стороны двигателя.

Зажмите все болты Установите звездочку26 Зажмите все болты вручную, затем по спирали от центра наружу зажмите их по одному обороту в один прием, пока крышки не прижмутся к поверхности головки цилиндров. Затем в той же последовательности зажмите.

Предупреждение: Если болты крепления будут зажиматься небрежно, крышки подшипников могут сломаться. При поломке любой крышки замене подлежит вся головка цилиндров в сборе; крышки подшипников подогнаны к головке и не продаются отдельно.

27 Руководствуясь сделанными перед снятием метками, убедитесь в правильности установки верхней цепи на звездочке топливного насоса, затем наденьте цепь на звездочку распредвала. Установите звездочку на распредвал и вкрутите новый болт крепления (см. иллюстрацию 60).

28 Введите направляющую верхней цепи в головку цилиндров установочным выступом вверх, затем вкрутите новые болты крепления и зажмите их регламентированным усилием затяжки.

29 При наличии специальных инструментов, отрегулируйте ими установку фаз газораспределения (см. пункты 14-18). Снимите все блокирующие инструменты.

зажмите болт зажмите болт 30 Если инструменты не используются, проверьте совмещение сделанных перед снятием меток на распредвале и звездочке. При отсутствии установочных инструментов, совместите сделанные перед снятием метки, затем зажмите болт звездочки моментом затяжки стадии 1. Удерживая распредвал, в три этапа зажмите болт его звездочки усилием затяжки, регламентированным Спецификациями (см. иллюстрации 61 - 62).

31 Установите механизм натяжения верхней приводной цепи.

32 Тщательно очистите контактные поверхности крышки звездочки насоса и кожуха приводной цепи. Установите крышку с новой прокладкой и зажмите болты крепления усилием затяжки, регламентированным Спецификациями. Если прокладки не было, нанесите полоску герметика (толщиной около 2 мм) на контактную поверхность крышки, затем установите крышку и зажмите ее болты крепления усилием затяжки, регламентированным Спецификациями.

33 Установите сборку механизма натяжения вспомогательного приводного ремня на двигатель, зажмите болт стойки и шарнирный болт щитка регламентированным усилием затяжки. Если устанавливается новая стойка механизма натяжения, или оригинальная неправильно хранилась, необходимо выполнить прокачку, несколько раз сжимая стойку гнездом за шестигранную часть щитка. Когда стойка станет правильно функционировать, установите вспомогательный приводной ремень.

34 Прикрепите кронштейн правого подвеса к головке цилиндров (если был удален), затем опустите блок двигателя/трансмиссии на подвес. Установите монтажную гайку и зажмите ее моментом затяжки, регламентированным Спецификациями.

35 Установите клапанную крышку.

36 Установите приемную трубу глушителя, кожух воздушного фильтра и датчик коленвала.

37 Установите вакуумный насос.



...


Головка цилиндров Opel Vectra (с 1995 г.) - снятие и установка

Предупреждение: Следите за тем, чтобы во время работы в топливный насос высокого давления или трубки форсунок не попала грязь.

Примечание: При установке потребуются новые болты крепления головки цилиндров, направляющей верхней приводной цепи и звездочки распредвала.

Снятие

1 Слейте жидкость из системы охлаждения.

2 Подоприте двигатель, вставив толстый деревянный брусок между правым краем поддона и подрамником.

Примечание: Если вместе с головкой будет удаляться и поддон, необходимо приготовить специальный инструмент Opel (КМ-909-А) или изготовить подходящую замену. Этот инструмент прикручивается к подрамнику и вставляется в отверстие на правом заднем углу блока цилиндров, благодаря чему двигатель будет поддерживаться, пока удалена сборка правого подвеса..

Отсоедините освободите шланги 3 Оботрите область вокруг соединительных муфт на топливном насосе, затем ослабьте и снимите банджо-болты и уплотнительные шайбы. Отсоедините возвратную трубку от соединительной муфты насоса, затем освободите шланги от крепежных скоб и переместите их от головки цилиндров (см. иллюстрации 63 - 64).

4 Снимите впускной и выпускной коллекторы. Если никакой работы на головке цилиндров проводиться не будет, ее можно снять вместе с коллекторами после выполнения следующих действий.

a) На моделях с турбиной высокого давления, снимите впускные каналы и металлическую трубку с турбонагнетателя.

b) Открутите опорный лоток жгута проводов от верхней части впускного коллектора, отключите соединители электропроводки и сместите их от двигателя. Открепите проводку датчика коленвала от коллектора.

c) Снимите напорные трубки, соединяющие топливный насос с форсунками.

d) Отсоедините вакуумные шланги от переключающего клапана впускного коллектора и от клапана рециркуляции выхлопного газа.

e) Отключите/открутите соединители электропроводки от свечей накаливания, затем снимите термоизоляции турбонагнетателя.

f) Отсоедините маслопроводы турбонагнетателя от блока цилиндров. Отсоедините вакуумный шланг сбросной диафрагмы.

g) Снимитё термоизоляцию стартера, открутите направляющую жгута проводов и кронштейн выпускного коллектора от задней части блока.

шланги системы охлаждения шланги системы охлаждения верхний монтажный болт5 Ослабьте хомуты и отсоедините шланги системы охлаждения системы охлаждения (отмечены стрелками) от переднего торца головки цилиндров и шланг от заднего торца головки цилиндров (см. иллюстрации 65 - 66).

6 Открутите верхний монтажный болт генератора, и отверните генератор назад от головки цилиндров (см. иллюстрацию 67).
7 Открутите три болта крепления правого торца головки цилиндров к верхней части кожуха приводной цепи и один болт крепления головки к блоку (см. иллюстрацию 68).

крепления головки к блоку последовательности Старую прокладку пригодится8 Работая в последовательности, обратной показанной на иллюстрации 74, постепенно ослабьте десять основных болтов крепления головки по полоборота в один прием, пока их можно будет открутить вручную.

9 Извлеките болты крепления головки цилиндров и снимите шайбы.

10 Поднимите головку с блока цилиндров. При необходимости ударьте по ней киянкой, но не вставляйте рычаг между совмещающимися поверхностями. Снимите прокладку. Заметьте расположение двух установочных штырей и извлеките их, если они свободно посажены. Старую прокладку головки не выбрасывайте, она пригодится при установке (см. пункт 17) (см. иллюстрации 69 - 70).

Предупреждение: Не кладите головку на ее нижнюю контактную поверхность, подкладывайте под нее деревянные бруски и следите за тем, чтобы выступающие из основания головки свечи накаливания и наконечники форсунок не опирались на бруски.

11 Перед установкой головки тщательно очистите совмещающиеся поверхности головки и блока цилиндров. Используйте твердый пластмассовый или деревянный скребок для удаления следов прокладки и нагара; также очистите головки поршней. Следите, чтобы частицы нагара не попали в смазочные и водные каналы - это особенно важно для системы смазки, так как грязь может блокировать подачу масла к компонентам двигателя.

12 С помощью липкой ленты и бумаги изолируйте водяные, масляные каналы и отверстия под болты в блоке цилиндров. Чтобы предотвратить падение частиц нагара в пространство между поршнями и цилиндрами, нанесите небольшое количество смазки в зазор. После чистки поршней используйте маленькую щетку для удаления смазки и нагара, затем тщательно протрите поверхности чистой ветошью.

13 Проверьте контактные поверхности блока и головки цилиндров на наличие щербинок, глубоких царапин и других повреждений. Незначительные царапины можно аккуратно удалить напильником, но в случае чрезмерных повреждений блок необходимо перешлифовать или заменить.

Надрезы маркировки толщины14 Очистите резьбу под крепежные болты в блоке цилиндров и прогоните их метчиком.

15 При установке головки цилиндров используйте новые болты крепления.

16 Проверьте деформацию разъемных поверхностей головки и блока с помощью стальной линейки и щупа.

17 На этом двигателе зазор между головкой цилиндров и поршнем управляется подбором толщины прокладки. Толщину можно определить по количеству прорезей перед цилиндром №1 (см. иллюстрацию 71 - Надрезы маркировки толщины прокладки головки цилиндров (отмечены стрелкой)).


Прорези Толщина
Нет 1.2
Одна 1.3 мм
Две 1.4 мм
Три 1.5 мм


Правильную толщину прокладки можно определить после измерения высоты подъема поршня над поверхностью блока цилиндров в ВМТ. Делается это следующим образом.

измерьте его высоту подъема18 Убедитесь, что коленвал остался в положении ВМТ. Закрепите микрометр с циферблатом на блоке так, чтобы его щуп можно было легко поворачивать к контактной поверхности блока и к головке поршня. Обнулите микрометр на поверхности блока цилиндров, затем аккуратно переместите щуп на поршень и измерьте его высоту подъема (см. иллюстрацию 72). Повторите эту процедуру на поршне №4.

19. Снимите блокирующий инструмент коленвала и проверните коленвал на полоборота (180°), чтобы поршни №2 и 3 расположились в ВМТ. Убедитесь в точности этого положения, затем измерьте высоту подъема этих поршней над поверхностью блока. После измерения проверните коленвал далее на полтора оборота (540°), чтобы поршни №1 и 4 снова заняли положение ВМТ.

Предупреждение: При вращении коленвала держите верхнюю приводную цепь туго натянутой, чтобы она не намоталась вокруг звездочки топливного насоса.

20 По самому большему значению высоты подъема из четырех поршней, выберите прокладку правильной толщины по следующей таблице.


Высота подъема поршня Требуемая толщина прокладки
0.40-0.50 мм 1.2 мм
0.51-0.60 мм 1.3 мм
0.61-0.70 мм 1.4 мм

Установка

21 Протрите контактные поверхности головки и блока цилиндров.

два установочных штыря22 Убедитесь, что два установочных штыря находятся на месте в блоке цилиндров, затем разместите новую прокладку на блоке (см. иллюстрацию 73).

23 Убедитесь, что коленвал заблокирован в положении ВМТ, кулачки распредвала цилиндра №1 направлены вверх и паз на левом торце распредвала параллелен поверхности головки цилиндров (установочное отверстие вверху).

24 С помощью ассистента аккуратно установите головку цилиндров на блок, располагая ее на штырях. Введите верхнюю приводную цепь внутрь головки и проденьте отвертку через цепь.

25 Нанесите небольшое количество смазки на резьбу и обратную сторону головок болтов и аккуратно вставьте их в соответствующие отверстия (не бросать!). Вручную полностью вкрутите все болты.

Работая в показанной последовательности26 Работая в показанной последовательности и используя динамометрический ключ с подходящим гнездом, постепенно зажмите болты крепления головки цилиндров момент затяжки стадии 1 (см. иллюстрацию 74).

27 Далее в несколько этапов доверните болты в той же последовательности на указанные в спецификациях углы.

28 Вкрутите болты, крепящие правый край головки цилиндров к блоку/кожуху приводной цепи и зажмите их усилием затяжки, регламентированным Спецификациями.

29 Верните генератор в рабочее положение и зажмите его верхний монтажный болт усилием затяжки, регламентированным Спецификациями.

30 Подсоедините шланги системы охлаждения к головке цилиндров и закрепите их хомутами.
31 Установите/подсоедините впускной и выпускной коллекторы и связанные компоненты.

32 Установите звездочку распредвала (см. пункты 27-37 ).

33 Разместите новые уплотнительные шайбы с каждой стороны соединительных муфт топливных шлангов насоса, затем установите оба банджо-болта и зажмите их усилием затяжки, регламентированным Спецификациями.

34 В заключение заполните систему охлаждения.

 

Поддон - снятие и установка

Снятие

1 Отсоедините от аккумулятора отрицательный провод.

2 Затяните ручной тормоз, затем поддомкратьте переднюю часть автомобиля и установите ее на осевые подпорки. Где необходимо, открутите винты крепления и снимите нижний щиток двигателя.

3 Слейте моторное масло , затем установите новую уплотнительную шайбу, заверните пробку на место и зажмите ее усилием затяжки, регламентированным Спецификациями.

Отключите соединитель Открутите болты4 Отключите соединитель электропроводки от датчика температуры масла и (где имеется) датчика уровня масла (см. иллюстрацию 75).

5 Открутите болты, крепящие фланец поддона к картеру трансмиссии (см. иллюстрацию 76 - (стрелками отмечены нижние болты) ).

6 Постепенно ослабьте и снимите болты, крепящие поддон к основанию блока цилиндров/масляному насосу. Ударами ладони вскройте уплотнение поддона, опустите поддон и достаньте из под автомобиля. Снимите прокладку.

снимите маслоприемник7 Отверните болты и снимите маслоприемник с фильтром грубой очистки (см. иллюстрацию 77 - (стрелками отмечены )). Промойте фильтр в растворителе. При сильном загрязнении смолистыми отложениями фильтр замените.

Установка

8 Очистите от остатков уплотнения разъемные плоскости поддона, блока цилиндров и (где удален) сетчатого маслоприемника насоса.

9 Где необходимо, разместите новую прокладку на верху приемной трубки масляного насоса и установите сетчатый маслоприемник и зажмите его болты крепления регламентированным усилием затяжки.

Нанесите герметик Нанесите герметик Разместите новую прокладку10 Нанесите герметик на места стыков с корпусом масляного насоса и с крышкой заднего коренного подшипника (см. иллюстрации 78 - 79).

11 Разместите новую прокладку на поддоне, затем установите поддон на блоке цилиндров и вкрутите, но не затягивайте, болты крепления (см. иллюстрацию 80).

12 В диагональной последовательности от центра к краям постепенно зажмите болты крепления поддона к блоку цилиндров/масляному насосу регламентированным усилием затяжки.

13 Зажмите болты, крепящие фланец поддона к картеру трансмиссии, усилием затяжки, регламентированным Спецификациями.

14 Подключите электропроводку датчика температуры/уровня масла. Где необходимо, установите нижний щиток двигателя.

15 Опустите автомобиль на землю, затем заполните двигатель маслом.

 

Масляный насос - снятие, осмотр и установка

Снятие

1 Масляный насос вмонтирован в кожух приводной цепи.

Примечание: Перепускной клапан масляного насоса можно удалить, не снимая с двигателя кожух приводной цепи. Достаточно снять поддон (см. ниже).

Осмотр

снимите крышку насоса роторы роторы2 Открутите винты крепления и снимите крышку насоса с внутренней стороны кожуха приводной цепи (см. иллюстрацию 81).

3 Заметьте метки на внешних поверхностях шестерен насоса. Если меток не видно, сделайте их сами.

4 Извлеките роторы из кожуха (см. иллюстрации 82 - 83: извлеките внутренний и внешний роторы).

 

Выкрутите пробку извлеките пружину втулкой и плунжер Выкрутите пробку5 Выкрутите пробку редукционного масляного клапана из кожуха приводной цепи, извлеките пружину с втулкой и плунжер, запомнив их расположение. Снимите с пробки клапана кольцевое уплотнение (см. иллюстрации 84 - 86).

Извлеките пружину и плунжер6 Выкрутите пробку предохранительного клапана из кожуха приводной цепи, пробка клапана самая верхняя из трех на заднем торце крышки. Извлеките пружину и плунжер из крышки, запомнив их расположение (см. иллюстрации 87 - 88). Снимите кольцевое уплотнение с пробки клапана.

7 Очистите компоненты и внимательно осмотрите шестерни, кожух насоса и плунжер предохранительного клапана на наличие задиров и признаков износа. Замените все поврежденные или изношенные компоненты.

8 Если насос в порядке, соберите его, с учетом следующего:

a) Проследите за тем, чтобы оба ротора и плунжер при установке были правильно ориентированы.

b) Установите новые кольцевые уплотнения на пробки перепускного и предохранительного клапанов, зажмите обе пробки регламентированным усилием затяжки.

c) Установите крышку насоса, зажмите винты крепления усилием затяжки, регламентированным Спецификациями (см. иллюстрацию 89).
d) В заключение заполните масляный насос, погрузив его в чистое моторное масло и вращая внутренний ротор.

Установка

9 Установите кожух приводной цепи.

 

Охладитель моторного масла - снятие и установка

Снятие

1 Охладитель установлен на передней левой стороне блока цилиндров. На ранних моделях (до 1998 г.), масляный радиатор размещен внутри кожуха масляного фильтра, тогда как на поздних моделях (с 1998 г.) он прикручен к передней стороне кожуха. Чтобы улучшить доступ, затяните ручной тормоз, затем поддомкратьте переднюю часть автомобиля и установите ее на осевые подпорки. Где необходимо, открутите винты крепления и снимите нижний щиток двигателя. Ранние модели (до 1998 г.)

2 Чтобы свести к минимуму потерю охлаждающей жидкости, пережмите шланги системы охлаждения с обеих сторон охладителя, затем ослабьте хомуты и отсоедините оба шланга.

3 Вытрите область вокруг кожуха масляного фильтра, затем открутите болты крепления и снимите кожух в сборе и прокладку с блока цилиндров.

Примечание: На моделях с воздушным кондиционером чтобы получить достаточный зазор для удаления кожуха, возможно придется снять вентилятор.

Открутите винты крепления снимите крышку охладителя болты крепления масляный охладитель4 Открутите винты крепления и снимите крышку охладителя и уплотнение с передней стороны кожуха фильтра (см. иллюстрации 90 - 91: На ранних моделях, открутите винты крепления и снимите крышку охладителя моторного масла ).

кольцевые уплотнения установите новый сальник5 Открутите болты крепления и шайбы с задней стороны кожуха масляного фильтра, снимите масляный охладитель вместе с кольцевыми уплотнениями с передней стороны кожуха (см. иллюстрации 92 - 93, 94 - заметьте кольцевые уплотнения (отмечены стрелками), вставленные в соединительные отверстия радиатора).

 

Поздние модели (с 1998 г.)

6 Чтобы свести к минимуму потерю охлаждающей жидкости, пережмите шланги системы охлаждения с обеих сторон охладителя, затем ослабьте хомуты и отсоедините оба шланга.

7 Вытрите область вокруг охладителя моторного масла, затем открутите болты крепления и снимите масляный радиатор и прокладку с кожуха масляного фильтра.

Установка

8 Установка проводится в обратном порядке, используйте новую прокладку и кольцевые уплотнения (см. иллюстрацию 95 - На ранних моделях, установите новый сальник в кожух масляного фильтра).

 

Сальники коленвала - замена
Правый сальник (со стороны приводной цепи)

1 Снимите шкив коленвала.

извлеките уплотнение Впрессуйте/забейте новый сальник2 С помощью большой плоской отвертки аккуратно извлеките уплотнение из кожуха приводной цепи (см. иллюстрацию 96).

3 Очистите кожух сальника, наждачной шкуркой снимите задиры и неровности, которые могут быть причиной повреждения уплотнения.

4 Смажьте уплотнительную кромку нового сальника и, используя гнездо или трубу, забейте его в рабочее положение, вровень с внешней поверхностью кожуха (см. иллюстрацию 97 - Впрессуйте/забейте новый сальник). Работайте очень осторожно, чтобы не повредить кромки сальника.

5 Сотрите масло с кожуха и сальника, затем установите шкив коленвала.

 

Левый сальник (со стороны маховика)

6 Снимите маховик.

извлеките сальник Осторожно наденьте новый сальник7 Высверлите два маленьких отверстия в диагонально противоположных местах сальника. Вкрутите два самореза в отверстия и с помощью плоскогубцев извлеките сальник (см. иллюстрацию 98).

8 Очистите кожух сальника. Удалите мелкие заусенцы, которые могут быть причиной негерметичности уплотнения.

9 Смажьте уплотнительную кромку и внешний край нового сальника чистым моторным маслом, с помощью молотка и гнезда подходящего диаметра забейте сальник на место. Заметьте, что сальник должен быть обращен уплотнительной кромкой внутрь (см. иллюстрацию 99 - Осторожно наденьте новый сальник на торец коленвала и забейте/впрессуйте его в кожух).

10 Установите маховик.

Маховик - снятие, осмотр и установка

Примечание: При установке маховика потребуются новые болты крепления.

Снятие

1 Снимите трансмиссию и сцепление.

Заблокируйте маховик Открутите болты2 Заблокируйте маховик показанным способом (см. иллюстрацию 100). Краской или маркером нарисуйте на маховике и коленвале метки совмещения.

3 Открутите болты крепления и снимите маховик (см. иллюстрацию 101). Не уроните его, он очень тяжел.

Осмотр

4 Осмотрите маховик на наличие царапин контактной с диском сцепления поверхности. Если на этой поверхности имеется выработка, маховик можно переточить, но лучший выход - замена. Проверьте состояние зубчатого венца.
Замена венца возможна - но эта работа не всем под силу: для установки нового зубчатого венца его требуется прогреть (до 180° - 230°С).

5 Проверьте состояние контактной с диском сцепления поверхности маховика. Если поверхность сильно выработана или поцарапана, маховик можно перешлифовать, но предпочтительно его заменить.

6 Если имеются сомнения относительно состояния маховика, обращайтесь за советом на станцию Opel или к специалисту по ремонту двигателя.

Установка

7 Очистите контактные поверхности маховика и коленвала.

8 Разместите маховик на коленвале и вкрутите новые болты крепления. Если устанавливается прежний маховик, совместите сделанные перед снятием метки.

9 Заблокируйте маховик применявшимся при снятии методом, и зажмите болты крепления регламентированным моментом затяжки (см. Спецификации).

10 Доверните крепеж на регламентированный угол.

11 Установите сцепление , затем снимите блокирующий инструмент и установите трансмиссию.

 

Подвесы двигателя/ трансмиссии - осмотр и замена

Осмотр

1 Чтобы улучшить доступ, поддомкратьте переднюю часть автомобиля и установите ее на осевые подпорки. Где необходимо, открутите болты крепления и снимите нижний щиток из-под блока двигателя/трансмиссии.

2 Проверьте резиновую подушку на наличие трещин, затвердений и отслоений резины от металлической основы; замените подвес, если обнаружите любое повреждение или загрязнение.

3 Убедитесь, что крепежные детали всего подвеса надежно зажаты: используйте динамометрический ключ для проверки.

4 С помощью большой отвертки или лома проверьте подвесы на нал ич ие люфта, аккуратно отжимая их в стороны. Где это сделать невозможно, попросите помощника перемещать двигатель/трансмиссию вперед-назад, или из стороны в сторону, а сами наблюдайте за движением подвеса.

5 В случае чрезмерного люфта сначала проверьте затяжку крепежных деталей, и если крепления в порядке, замените все изношенные компоненты как описано ниже.

Замена

Примечание: Рекомендуется заменять правый и левый подвесы одновременно, если был поврежден любой из них.


Правый подвес

6 Снимите кожух воздушного фильтра и сборку впускного воздуховода.

7 Подоприте двигатель/трансмиссию домкратом, проложив между ними деревянный брусок.

8 Открутите гайки, крепящие кронштейн к подвесу и к двигателю, и снимите кронштейн.

9 Слегка приподнимите блок двигателя/трансмиссии, открутите нижнюю крепежную гайку и снимите подвес с кузова.

Примечание: Работайте очень осторожно, не напрягайте компоненты выхлопной системы при подъеме двигателя. Если необходимо, отсоедините отводящую трубу от коллектора.

10 Проверьте состояние всех компонентов, при необходимости замените поврежденные и изношенные.

11 При сборке, установите кронштейн подвеса (если удален) и зажмите болты его крепления усилием затяжки, регламентированным Спецификациями.

12 Разместите опорный кронштейн (если был удален) на блоке цилиндров и зажмите его болты усилием затяжки, регламентированным Спецификациями. Затем установите кронштейн на подвес и зажмите его гайки регламентированным усилием затяжки.

 

Левый подвес

13 Открутите гайку, крепящую кронштейн правого подвеса к подвесу.

14 Затяните ручной тормоз, затем поддомкратьте переднюю часть автомобиля и установите ее на осевые подпорки. Где необходимо, открутите болты и снимите нижний щиток двигателя.

15 Подоприте двигатель трансмиссию домкратом, проложив между ними деревянный брусок.

крепящую левый подвес16 Ослабьте и снимите гайку с шайбой, крепящую левый подвес к подмоторной раме, и верхнюю гайку, крепящую подвес к кронштейну (см. иллюстрацию 102).

17 Слегка приподнимите блок двигателя/трансмиссии, затем открутите болты, крепящие кронштейн подвеса к блоку трансмиссии, и отделите подвес с кронштейном. Открутите гайку и отделите
подвес от кронштейна, замечая их взаимное расположение.

Примечание: Работайте очень осторожно, не напрягайте компоненты выхлопной системы при подъеме двигателя. Если необходимо, отсоедините отводящую трубу от коллектора.

18 Проверьте состояние всех компонентов, при необходимости замените поврежденные и изношенные.

19 При сборке, соедините подвес с кронштейном и слегка зажмите гайку.

20 Разместите подвес в рабочее положение, вкрутите болты, крепящие его к трансмиссии, и зажмите их усилием затяжки, регламентированным Спецификациями.

21 Опустите блок двигателя/трансмиссии и правильно разместите подвес на подрамнике. Вкрутите гайку нижнего крепления, затем зажмите верхнюю и нижнюю гайки усилием затяжки, регламентированным Спецификациями.

22 Опустите автомобиль на землю, затем вкрутите гайку правого подвеса и зажмите ее регламентированным моментом затяжки.

Задний подвес

23 Снимите правый приводной вал.

24 Снимите переднюю секцию выхлопной системы .

25 Ослабьте стяжной болт подвижной тяги выбора передачи и отсоедините тягу от трансмиссии.

26 Открутите гайку крепления кронштейна к верху правого подвеса.

27 Подоприте двигатель/трансмиссию домкратом, проложив между ними деревянный брусок. Ставьте домкрат под трансмиссией и приподнимите ее слегка, чтобы снять вес с заднего подвеса.

28 Открутите болты, крепящие задний подвес к подмоторной раме и трансмиссии, затем извлеките его из-под автомобиля. Если необходимо, открутите болты крепления и отделите подвес от кронштейна.

29 При установке, прикрепите подвес к кронштейну (где необходимо), затем вставьте монтажные болты и зажмите их усилием затяжки, регламентированным Спецификациями.

30 Прикрепите сборку подвеса к подмоторной раме и трансмиссии. Зажмите монтажные болты регламентированным усилием затяжки, затем уберите домкрат из-под двигателя/трансмиссии.

31 Наверните гайку на правый подвес и зажмите ее регламентированным моментом затяжки.

32 Подсоедините подвижную тягу выбора передачи.

33 Установите правый приводной вал.

34 Установите приемную трубу глушителя.




Далее: Процедуры снятия и переборки двигателя Opel Vectra (с 1995 г.)
Если пригодилась статья, скажи спасибо и поделись с друзьями!
Наверх
Яндекс.Метрика