Описание автомобилей ЗАЗ - 968

 

Статьи содержат описание конструкции и правила эксплуатации автомобилей ЗАЗ-968, ЗАЗ-966В, ЗАЗ-966 ВБ и ЗАЗ-966 ВБ2 и являются основными для всех моделей автомобилей.

Описание органов управления автомобилями ЗАЗ-966ВБ и ЗАЗ-966ВБ2, а также особенностей их устройства помещено позднее. Приведены также сведения по возможным неисправностям отдельных узлов и агрегатов автомобилей и даются способы их устранения.

Перед эксплуатацией автомобиля в первую очередь ознакомьтесь с его конструкцией, правилами обслуживания и рекомендациями, это окажет вам большую помощь в овладении особенностями управлении и обслуживания автомобиля, что в значительной степени обеспечит его правильную эксплуатацию как в период обкатки (например после кап. ремонта), так и в дальнейшем.

Перед поездкой проверьте щётки ветрового стекла, вторую щетку установите параллельно первой. Обильно смочите ветровое стекло водой, включите стеклоочиститель и проверьте его в работе на малой и большой скоростях. Если при проверке окажется, что щетки ударяются об уплотнитель, то соответственно переставьте щеткодержатели относительно валиков. Не включайте стеклоочиститель на сухом стекле, так как это может привести к его поломке.

Проверьте уровень масла в картерах агрегатов и механизмов шасси автомобиля, а также уровни жидкости в питательных бачках главного цилиндра тормоза и гидравлического привода выключения сцепления. Проверьте давление воздуха в шинах и затяжку гаек колес. Приведите инструмент, прикладываемый к автомобилю, в рабочее состояние, удалив с него защитную смазку и протерев его насухо.

7. В период обкатки автомобиля в течение первых 2000 км пробега не перегружайте двигатель; избегайте езды по тяжелым дорогам (песок, крутой подъем); не превышайте скорости движения.

 

Передача Для ЗАЗ-968 Для ЗАЗ-966В и модификаций
I
II
III
IV
15 км/час
30
50
75
10 км/час
25
40
60

Если двигатель теряет обороты под увеличивающейся нагрузкой, сразу переходите на более низкую передачу. для нормальной работы двигателей применяйте соответствующий бензин. Для автомобиля ЗАЗ-968 с двигателем мощностью 45 л. с.— бензин АИ-93, а мощностью 40 л. с. — А-76. Для автомобилей ЗАЗ-966В и его модификаций можно применять бензин А-76 или А-72.

Для смазки двигателя применяйте масла, рекомендуемые заводом-изготовителем. Применение масел других марок даже соответствующей вязкости, но с присадками, не проверенными заводом-изготовителем, не рекомендуется, так как это может привести к аварийным износам и поломкам двигателя. Цвет и номер эмали, которой окрашен автомобиль при выпуске с завода, указаны на этикетке, приклеенной к внутренней стороне крышки багажника.

 

Особенно важны следующие рекомендации:

1. Двигатель и моторный отсек содержите в чистоте. Продувать и мыть двигатель нужно столь часто, сколько это требуется по условиям эксплуатации. Загрязнение поверхностей охлаждения ухудшает отвод тепла и приводит к перегреву двигателя. Не допускайте наружных подтеков масла и вовремя их ликвидируйте. При подтеках масла двигатель быстро покрывается слоем пыли, которая, пригорая, образует теплоизоляционную корку, чем вызывает перегрев двигателя, потерю мощности и усиленный износ деталей.

2. При затяжке болтов и гаек двигателя не следует применять слишком больших усилий, которые могут привести к срыву резьбы, так как корпусные детали двигателя изготовлены из легких сплавов. Гайки крепления головок цилиндров подтягивайте только па холодном двигателе в порядке, указанном в разделе «Головка цилиндров».

3. Систематически прослушивайте работу двигателя. Нормально отрегулированный двигатель работает ровно, без перебоев. Постарайтесь запомнить шум нормально работающего двигателя и при появлении посторонних стуков обязательно выясните причину и устраните ее.

Следует иметь в виду, что на двигателе воздушного охлаждения из-за отсутствия водяной рубашки и наличия интенсивного оребрения хорошо прослушивается работа поршневой группы, привода распределения, клапанного механизма и др. Поэтому не следует считать признаком неисправности:

а) равномерный стук двигателя, сливающийся в общий шум;

б) периодический стук клапанов и толкателей при нормальных зазорах между клапанами и носками коромысел;

в) выделяющийся стук в двигателе, исчезающий или появляющийся при изменении числа оборотов;

г) ровный, но не резкий шум высокого тона от работы привода механизма распределения.

4. Не допускайте работы двигателя с нарушенной установкой опережения зажигания или нарушением зазоров в механизме привода клапанов. Следите за нормальной работой свечей и состоянием контактов системы зажигания и пуска.

5. Обогащение смеси с помощью рукоятки привода воздушной заслонки производите умеренно во избежание попадания во впускную трубу лишнего бензина. При прогреве двигателя после пуска рукоятку привода воздушной заслонки постепенно возвращайте в исходное положение. Пользование воздушной заслонкой при пуске горячего двигателя недопустимо.

6. Охраняйте двигатель от абразивного износа: следите за плотностью присоединения резиновой трубы, соединяющей воздушный фильтр с карбюратором.

7. Не допускайте перегрева двигателя (не ездите на режимах, близких к условиям, при которых температура масла достигает 110° С и более) и не пренебрегайте прогревом двигателя в холодную погоду (двигатель воздушного охлаждения быстро стынет после остановки). Следите за состоянием и правильна натяжением ремня вентилятора, а также за исправностью автоматических регуляторов температуры двигателя.

С целью вентиляции моторного отсека автомобиля ЗАЗ-966В и его модификаций панель задка по обе стороны номерного знака снабжена вентиляционными щелями. Ввиду того, что кузова автомобилей ЗАЗ-966В и ЗАЗ-968 унифицированы и вентилятор двигателей МеМЗ-966В (30 л. с.) работает на отсос воздуха, а вентилятор двигателей МеМЗ-968 (40 л. с.) и МеМЗ-968А (45 л. с.) работает на нагнетание, вентиляционные щели на кузове автомобиля ЗАЗ-968 на заводе заклеивают пленкой, которую в процессе эксплуатации снимать нельзя, так как это приведет к перегреву двигателя.

8. Совершенствуйте свою технику вождения автомобиля, добивайтесь своевременного плавного переключения передач. Не двигайтесь длительное время на,низших передачах с большими оборотами двигателя, предпочитайте высшие —с малыми оборотами. При потере скорости (движение на подъем, крутой поворот) своевременно переходите на низшие передачи. Не «газуйте» на холостом ходу. Избегайте пробуксовки сцепления. Усвойте приемы пуска двигателя при различных температурах воздуха.

9. Подвеска автомобиля и его устойчивость позволяют ездить с большой скоростью как по хорошим, так и по плохим дорогам. Однако при быстрой езде по плохой дороге дорожные толчки полностью воспринимаются ходовой частью автомобиля, что приводит к повышенному износу деталей и увеличению расхода бензина.

10. Перед пользованием отопителем ознакомьтесь с правилами его включения, изложенными в статье «Отопление». Не рекомендуется пользоваться отопительной установкой на стоянке более 30 мин, а также при слабо заряженной аккумуляторной батарее. Запрещается пользоваться отопителем в закрытых помещениях во избежание отравления.

11. Обнаружив неисправность в двигателе или другом механизме, устраните ее независимо от степени серьезности или от величины пути, пройденного автомобилем. Без необходимости не разбирайте узлов и агрегатов автомобиля, так как этим нарушается взаимное положение приработавшихся поверхностей и увеличивается износ.

12. В случае установки багажника на крышу автомобиля вес груза не должен превышать 60 кг.

13. Специальные приспособления и инструменты, представленные в соответствующих разделах настоящего руководства, к автомобилю не прикладываются.

14. В летнее жаркое время года, особенно в южных районах страны, усиленная солнечная радиация вредно влияет на окраску и обивку кузова автомобиля, резину и детали из пластмассы.. Такие пластмассовые детали, как щиток приборов и другие, при этом могут покоробиться. Если автомобиль вынужден оставаться на солнце, следует покрыть панель приборов и руль белой накидкой. Для сохранения всего автомобиля рекомендуется пошить специальный чехол из светлой ткани на весь автомобиль.

15. Заправлять автомобиль бензином на бензозаправочных станциях следует только пистолетами с исправным запорным клапаном, чтобы не допускать перелива бензина через горловину бака. Если произошел перелив, не заводя двигателя, следует открыть капот моторного отсека, вытереть насухо место, смоченное бензином, и проверить посадку наконечников проводов высокого напряжения, прижав их до упора на распределителе и свечах, во избежание открытого искрообразования и возможного загорания паров пролитого бензина.

Завод обращает внимание потребителей на то, что не следует направлять в отдел главного конструктора и отдел сбыта письма с просьбой выслать какие-либо детали, узлы и агрегаты автомобиля в порядке выполнения заводской гарантии или по вопросам продажи и высылки запасных частей. Письма такого характера завод не рассматривает.



Загрузка...


ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЕЙ ЗАЗ - 968

 

Общие данные
Наименование Модель ЗАЗ-968 ЗАЗ-968
  ЗАЗ-966В,
ЗАЗ-966ВБ,
ЗАЗ-966ВБ2
двигатель 40 л. с двигатель 45 л. с.
Число мест (включая место водителя) 4 4 4
Вес автомобиля сухой (без полезной нагрузки, масла, бензина, запасного колеса, комплекта шоферского инструмента, деталей и узлов системы отопления кузова), кг 680 720 730
Вес снаряженного автомобиля, кг: без нагрузки 740 780 790
с полной нагрузкой 1040 1080 1110
Распределение веса снаряженного автомобиля с полной нагрузкой по осям, %: на переднюю ось 44 40  
на заднюю ось 56 60  
Габаритные размеры (номинальные), мм: Длина 3730    
ширина 1570    
высота .(без нагрузки) 1400    
База (расстояние между осями) , мм 2160    
Колея передних колес 1220    
Колея задних колес 1200    
Дорожный просвет (под поперечиной крепления двигателя при полной нагрузке), мм 190    
Наименьший радиус поворота (по следу наружного переднего колеса), м 5,5    
Углы свеса (с полной нагрузкой) : передний 35°    
задний 26°    
Наибольшая скорость на горизонтальном участке ровного сухого шоссе с двумя пассажирами, км/час 100 118 123
Применяемое топливо - Бензин автомобильный по ГОСТу 2084—67 А-76 или А-72 А-76 АИ-93

Контрольный расход бензина на 100 км пробега летом для исправного, прошедшего обкатку автомобиля, с полной нагрузкой* при постоянной скорости 30—40 км/час на IV передаче на горизонтальном и ровном шоссе, равен 5,9 л.

Примечание. Контрольный расход бензина является показателем, определяющим исправность автомобиля, и эксплуатационным расходом топлива служить не может. Норму эксплуатационного расхода топлива завод не устанавливает, так как она зависит от условий эксплуатации автомобиля.

 

Силовой агрегат

Силовой агрегат состоит из двигателя, сцепления, коробки передач с главной передачей и дифференциалом. Тип двигателя - Четырехтактный карбюраторный с верхним расположением клапанов, воздушного охлаждения.

 

Наименование ЗАЗ-966В,
ЗАЗ-966ВБ,
ЗАЗ-966ВБ2
ЗАЗ-968 ЗАЗ-968
Модель силового агрегата * МеМЗ-966В МеМЗ-968 МеМЗ-968 А
Число и расположение цилиндров 4, V-образное    
Диаметр цилиндра, мм 72 76 76
Ход поршня, мм 54,5 66 66
Рабочий объем цилиндров, см3 887 1196 1196
Степень сжатия 6,5 7,2 8,4
Мощность максимальная, л. с. по ГОСТу 14846—69 30 (при 4000—4200 об/мин) 40 (при 4200—4400 об/мин) 45 (при 4400—4600 об/мин)
Крутящий момент максимальный, кгс*м 5,3 (при 2800—3000 об /мин) 7,6 (при 2700—2900 об/мин) 8,2 (при 3000—3200 об/мин)
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3 1-2-4-3 1-2-4-3
Удельный расход топлива минимальный, г/э. л.с*ч 275 245 240

* На автомобиле ЗАЗ-966ВБ установлен силовой агрегат модели 966АР-1000302.

 

Силовая передача
Сцепление ** Однодисковое, сухое. Наружный диаметр ведомого диска:  
  170 мм 190 мм с демпфером
Коробка передач Механическая, четырехступенчатая. Имеет четыре передачи вперед и одну назад.  
  Шестерни II, III и IV передач косозубые и снабжены синхронизаторами Все шестерни, кроме заднего хода,- косозубые, снабжены синхронизаторами
Передаточные числа: I передача 3,73 3,8
II » 2,29 2,12
III » 1,39 1,409
IV » 0,964 0,964
заднего хода 4,76 4,156
Главная передача (передаточное число) Пара конических шестерен со спиральными зубьями 4,63 4,125
Дифференциал Конический с двумя сателлитами  
Полуоси Полностью разгруженного типа с карданными шарнирами  
Передача толкающих усилий Рычаги задней подвески  
Подвеска силового агрегата Эластичная, в трех точках на резиновых подушках  

** На автомобиле ЗАЗ-966ВБ силовой агрегат снабжен электромагнитным порошковым сцеплением.

 

Ходовая часть
Шины низкого давления, размер ИЛ-151 (155—330) или (130—330) ИЛ-151 (155—330)
Подвеска передних колес Независимая, торсионная, с дополнительными пружинами, установленными на амортизаторы  
Подвеска задних колес Независимая, пружинная  
Амортизаторы Гидравлические, поршневые, двустороннего действия, телескопического типа  
 
Рулевое управление

Тип рулевого механизма - Глобоидальный червяк с двойным роликом; передаточное число—17 (при среднем положении сошки). Рулевое колесо - с двумя спицами и с «утопленной» ступицей.

 

Тормоза

Тип - Ножной. Колодочный, с гидравлическим приводом, действует на все колеса. Колодки тормозов плавающие. Зазор между накладками колодок и тормозными барабанами регулируется автоматически. Ручной (стояночный) - с механическим тросовым приводом, действующий на колодки задних колес.

 

Электрооборудование

Система проводки - Однопроводная, отрицательный полюс источников тока соединен с «массой»

Номинальное напряжение 12 В

Генератор типа Г-502А, переменного тока, трехфазный, мощностью 350 вт, со встроенным кремниевым выпрямителем

Реле-регулятор - Типа РР-310Б

Реле блокировки - Типа РБ-1

Аккумуляторная батарея - Типа 6-СТ-42, емкостью 42 а/час

Катушка зажигания - Типа Б-1 или Б-7А (Б-115)

Распределитель зажигания - Типа Р-114 или Р-114Б

Датчик указателя температуры масла - Типа ТМ-101

Свечи зажигания - Типа А 6УС или Типа А 6БС (М14-240)

Датчик аварийного давления масла - Типа ММ-111 или ММ-1 ПА

Стартер - Типа СТ-351Б, последовательного возбуждения, мощностью 0,6 л. с. с электромагнитным тяговым реле РС-901А. Или Типа СТ-354, смешанного возбуждения, мощностью 0,85 л. с. с электромагнитным тяговым реле РС-901 А.

Управление тяговым реле — дистанционное от замка зажигания. В цепи управления предусмотрено дополнительное реле (типа РС-502 или РС-516).
Фары - Типа ФГ-206, с двухнитевой лампой дальнего и ближнего света 50+40 вт.

Подфарники и боковые указатели поворота - Типа ПФ-216Б.

 




..

Органы управления ЗАЗ - 968

Органы управления моделей ЗАЗ-968 и ЗАЗ-966В

Рис. 1. Органы управления моделей ЗАЗ-968 и ЗАЗ-966 В:

1 - рычаг включателя указателя поворотов;
2—щель обдува ветрового стекла;
3—щиток приборов;
4 - рулевое колесо;
5 — кнопка звукового сигнала;
6 — кнопка центрального переключателя света;
7 — рукоятка включателя стеклоочистителя;
8 — пепельница;
9- фонарь контрольной лампы нормальной работы отопителя;
10 — зеркало заднего вида;
11 — вещевой (перчаточный) ящик;
12 — щетка стеклоочистителя;
13 — противосолнечный козырек;
14 — рычаг переключателя света фар;
15 — рычаг переключение передач;
16 — рукоятка управления воздушной заслонкой карбюратора;
17 — рычаг ручного привода тормоза;
18 — кнопка привода вентиляционного люка;
19 — контрольная спираль накала свечи отопителя;
20, 22 — рукоятки управления подачи горячего воздуха из отопителя;
21 — педаль привода дроссельной заслонки;
23 - педаль тормоза;
24 — тепловой предохранитель;
25 — включатель отопителя;
26 — включатель зажигания и стартера;
27 — педаль выключения сцепления;
28 — кнопка насоса стеклоомывателя;
29 — рукоятка привода запора крышки багажника.


Рис. 2. Схемы переключения передач:
а) —ЗАЗ-966В, ЗАЗ-966ВБ и ЗАЗ-966ВБ2;
б) —ЗАЗ-968.


Схемы переключения передачЩиток приборов

Рис. 3. Щиток приборов:
1. Указатель уровня топлива.

2. Спидометр со счётчиком пройденного пути.

3. Указатель температуры масла. Выше 110 градусов - аварийная ситуация.

4. Контрольная лампа давления масла (красный светофильтр). Загорается при низком давлении масла и при заводке автомобиля. Если эксплуатировать двигатель при недостаточном давлении масла, то он может быть выведен из строя.

5. Контрольная лампа включения дальнего света фар (синий светофильтр).

6. Контрольная лампа указателя поворотов (зеленый светофильтр). При включении указателя поворота лампа дублирует мигающий свет в фонарях.

7. Контрольная лампа работы генератора (красный светофильтр) загорается при включении зажигания. При работе двигателя на малых оборотах холостого хода лампа может гореть. С повышением оборотов двигателя лампа должна погаснуть.

 

Рукоятки управленияНа корпусе щитка приборов расположены (рис. 4 - Рукоятки управления):

Включатель зажигания и стартера 26 имеет четыре положения ключа: среднее — выключено, первое правое — зажигание включено, второе правое — включены зажигание и стартер, крайней левое — свободное (может быть использовано при установке радиоприемника) .

Второе правое положение ключа не фиксирующееся; при пуске двигателя ключ нужно удерживать рукой требуемое время до запуска (не более 10 сек), прикладывая усилие в направлении часовой стрелки. При ослаблении нажима пальцев руки на ключ цилиндр замка возвращается в первое положение под действием усилия пружины, заключенной внутри механизма замка.

При включении зажигания включаются контрольно-измерительные приборы, загорается лампочка аварийного давления масла и контрольная лампа работы генератора (после пуска двигателя обе лампы гаснут) и подводится напряжение в цепи указателей поворотов и электродвигателя стеклоочистителя.

Кнопка включателя отопителя 25. Перед включением кнопки внимательно ознакомьтесь с правилами пользования отопительной установкой, изложенными в разделе «Отопление». Кнопку центрального переключателя света 6 можно установить в одно из следующих фиксируемых положений:

первое — кнопка утоплена до упора в гайку крепления переключателя — приборы освещения выключены; второе — кнопка вытянута до половины — включены свет стоянки (габаритный свет) в подфарниках и в задних фонарях и освещение номерного знака; в зависимости от положения переключателя света 14, включены подфарники или ближний свет фар;

Примечание. Для удобства пользования рукоятки 28, 25, 6 и 7 могут быть снабжены условными схематическими изображениями тех приспособлений и устройств, на которые воздействует соответствующая рукоятка.

Третье — кнопка .полностью вытянута (до упора) — включен свет фар (дальний или ближний в зависимости от положения переключателя света 14), свет стоянки в задних сигнальных фонарях и освещение номерного знака.

При втором и третьем положениях кнопки переключателя поворотом ее по часовой стрелке включается и плавно регулируется освещение щитка приборов.

Рукоятка включателя стеклоочистителя 7 может быть установлена в одно из трех положений: выключено, медленное и быстрое движение щеток. При повороте ручки стеклоочистителя по часовой стрелке последовательно включаются сначала меньшая (I), а затем большая (II) скорости вращения электродвигателя стеклоочистителя и соответственно изменяется число двойных ходов щеток в единицу времени.

При выключении стеклоочистителя его щетки автоматически устанавливаются в исходное положение.

Справа от корпуса щитка находятся:

Пепельница 8 поворачивается в гнезде облицовки панели приборов. Для очистки пепельницы следует ее немного открыть, установить вырезы на боковинах против верхнего ребра облицовки и, приподняв пепельницу, вывести ее нижнюю часть за пределы облицовки. Установку пепельницы производить в обратном порядке.

Фонарь 9 контрольной лампы нормальной работы отопителя.

Вещевой (перчаточный) ящик 11. Под рулевым колесом установлены:

Рычаг включения указателя поворотов 1. Для сигнализации о повороте автомобиля направо рычаг следует передвинуть до упора вверх, при повороте налево — вниз. При выходе автомобиля из поворота рычаг автоматически возвращается в среднее положение.

Рычаг 14 переключения света. Поворотом рычага вверх или вниз,, в зависимости от положения рукоятки центрального переключателя света, осуществляется переход с ближнего света на подфарники или с дальнего света на ближний свет и обратно.

Под панелью приборов расположены:

Контрольная спираль 19 накала свечи в отопителе.

Кнопка теплового предохранителя освещения 24. Тепловой предохранитель установлен на кронштейне опоры рулевого вала. Выключает при коротком замыкании освещение автомобиля. После устранения неисправности кнопку нажимайте до щелчка.

Кнопка насоса стеклоомывателя 28 в нерабочем положении полностью вдвцнута. При пользовании стеклоомывателем кнопку следует выдвинуть до отказа и отпустить, после чего она под давлением пружины возвратится в исходное положение. При этом на ветровое стекло будет подана струя воды. Бачок стеклоомывателя расположен в багажнике и наполняется водой через пробку. После заливки воды пробку необходимо плотно завернуть.

Кнопка 18 привода вентиляционного люка. Рукоятка 29 привода запора крышки багажника. Штепсельная розетка для переносной лампы.

Над ветровым стеклом расположены:

Противосолнечные щитки 13 укреплены на шарнирах, позволяющих устанавливать щитки параллельно стеклам дверных окон, что обеспечивает защиту глаз от боковых лучей солнца.

Зеркало 10, расположенное внутри кузова перед ветровым стеклом и укрепленное на шаровом шарнире, служит для наблюдения за участком дороги сзади автомобиля.

Зеркало может быть оборудовано специальным переключателем наклона для предотвращения ослепления водителя светом фар сзади идущего автомобиля. Предварительную установку зеркала следует производить, установив ручку переключателя вперед. Внутреннее освещение кузова осуществляется плафоном, укрепленным на потолке и снабженным включателем поворотного типа.


ОБОРУДОВАНИЕ КУЗОВА ЗАЗ - 968

Двери

ДвериДля открывания двери снаружи нажмите кнопку управления замком, помещенную в неподвижной наружной ручке, и потяните ручку на себя. Левая дверь запирается только снаружи с помощью ключа, вставляемого в скважину кнопки наружной двери.

Для открывания дверей изнутри кузова следует внутреннюю ручку 1 (рис. 5) повернуть вверх до упора. Для запирания правой двери следует ручку 1 повернуть вниз до упора. При этом происходит блокировка кнопки наружной ручки.


Рис. 5. Открытие и запирание правой двери изнутри автомобиля:
1 — ручка управления замком двери;
2 — ручка стеклоподъемника;
а — дверь отперта;
б — дверь заперта.


Закрывать (и захлопывать) дверь изнутри кузова путем подтягивания двери за внутренние ручки нельзя. Закрывать двери нужно только подтягиванием их за подлокотники.

Автомобили могут быть снабжены новыми внутренними ручками привода замков дверей с фиксаторами, расположенными в нижней части проемов окон дверей. Для предотвращения открывания дверей снаружи или при движении фиксаторы следует нажать.

Во время открывания двери за внутренние ручки фиксатор автоматически разблокирует замок.

Регулировка положения передних сидений и устройство спальных мест

Конструкция передних сидений Конструкция передних сидений допускает передвижение сидений в удобное положение под рост водителя или пассажира, а также полное откидывание спинок для устройства спальных мест. Для этого поднимите рычаг 1 (рис. 6) вверх и, не опуская его, передвиньте сиденье в нужное положение, после чего зафиксируйте его, отпустив рычаг.


Рис. 6. Переднее сиденье:
1 — рукоятка передвижения сиденья;
2 — тяга;
3 — гайка;
4 — кронштейн.


Для откидывания спинок следует потянуть тягу 2 в хлорвиниловой оболочке. Для устройства в салоне кузова спальных мест отпустите гайки 3 (рис: 6) кронштейнов 4 и передвиньте их по продольным пазам вперед до отказа.

Гайки 3 затяните. Поднимите рычаг 1 и передвиньте сиденье в крайнее переднее положение. Затем потяните тягу 2 и откиньте спинку назад до фиксации ее в крайнем положении.

Положение сидений при устройстве спальных местОттянув назад верхний торец подушки заднего сиденья, установите торец спинки переднего к торцу подушки заднего, как показано на рис. 7 (Положение сидений при устройстве спальных мест в кузове. ).

Размещение багажа:
Багаж в зависимости от его размеров и назначения можно располагать как за спинкой заднего сиденья, так и в багажнике.

Дверные карманы предназначены для различной литературы. Для открывания багажника рукоятку, расположенную слева под панелью приборов, потяните на себя, освободив замок капота. Затем, приподняв крышку багажника, нажмите па предохранительный крючок.

Подняв крышку багажника левой рукой, правой рукой выведите упор с резиновым наконечником из-за отбортовки крышки и, повернув его, уприте в скобку на водосточном желобке.
Чтобы закрыть крышку багажника, несколько приподнимите крышку, установите на место упор, и, опустив крышку, прихлопните ее в конце хода. Замок багажника при этом запрется.

В багажнике размещены: запасное колесо, резервуар стекло-омывателя, блок предохранителей, аккумуляторная батарея, отопитель и бачки главного цилиндра тормоза и гидропривода выключения сцепления.

Моторный отсек

Для отпирания замка капота моторного отсека откройте левую дверь и нажмите на планку тяги замка, расположенную на заднем торце дверного проема. Капот моторного отсека не имеет предохранительного крючка. В поднятом положении, капот удерживается упором, который следует устанавливать в лунку на водосточном желобке.

Омыватель ветрового стекла

Для очистки ветрового стекла от загрязнения во время движения автомобиля установлен двух-струйный омыватель (рис. 8). Он состоит из бачка, закрываемого пробкой, всасывающего шланга с фильтром и клапаном, диафрагменного насоса и нагнетательного шланга с распылителем, на котором установлены два жиклера. Бачок установлен на левом брызговике в багажнике.


двухструйный омывательРис. 8. Стеклоомыватель:
1 — диафрагма насоса;
2 — пружина возвратная;
3 — корпус насоса;
4 — гайка крепления насоса;
5 — кнопка насоса;
6 — гайка;
7 — прокладка;
8 — клапан;
9 — штуцер;
10 — головка распылителя;
11— распылитель;
12 — шланги;
13 — пробка;
14 — резервуар;
15 — клапан.

Очистка ветрового стекла производится при совместной работе омывателя и стеклоочистителя. При вытягивании кнопки насоса омывателя диафрагма, прогибаясь, создает разрежение в шлангах, при этом клапан распылителя закрывается, а клапан заборной трубки открывается; вода засасывается в систему и заполняет ее. При отпускании кнопки насоса диафрагма под действием сжатой пружины возвращается в исходное положение, создавая давление в системе; при этом клапан заборной трубки закрывается, а клапан распылителя открывается — на стекло подаются две струи воды.

Уход за омывателем заключается в периодической чистке жиклеров распылителя и регулировке их положения булавкой. Для качественной работы омывателя заправку бачка необходимо производить только чистой водой. При наступлении заморозков воду из бачка омывателя следует слить и продуть насосом омывателя всю систему.

 




...

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ ЗАЗ - 968

ПУСК ДВИГАТЕЛЯ

Исправный двигатель пускается легко. Однако в отдельных, случаях, особенно в холодную погоду, могут возникнуть трудности из-за незнания приемов пуска двигателя с воздушным охлаждением. Поэтому необходимо строго выполнять указания, нарушение которых может привести к затруднениям при запуске и увеличенному износу деталей двигателя.

Необходимо помнить, что применение вязких летних масел (Дп-11* ДС-11, АС-10) в холодное время года затрудняет пуск, двигателя, приводит к разрядке аккумуляторной батареи и увеличивает износ деталей при пуске. В холодное время года применяйте масло АС-8 или Дп-8.

Пользоваться воздушной заслонкой карбюратора при пуске двигателя следует только в случаях, рекомендуемых ниже, так,как. при излишнем обогащении смеси не-испарившийся бензин, попадая на электроды и юбочки изоляторов свечей, намного ухудшает искрообразование и затрудняет пуск двигателя.

Пуск теплого двигателя

Теплый двигатель, находящийся в исправном состоянии, при применении надлежащего топлива обычно пускается с первых же оборотов. Для этого выполните следующие операции:

1. Поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение.

2. Слегка нажмите на педаль управления дроссельной заслонкой и включите стартер.

3. Как только двигатель запустился, немедленно отпустите ключ замка зажигания. Продолжительность непрерывной работы стартера при запуске не должна превышать 10 сек.

Если исправный двигатель не запускается после нескольких попыток, то причиной этого в большинстве случаев является пере-обогащение смеси. Если при пуске теплого двигателя необходимо управлять воздушной заслонкой карбюратора, это указывает на засоренность жиклеров системы холостого хода. Жиклеры следует промыть.

При затрудненном пуске горячего двигателя перед включением стартера необходимо несколько раз качануть рычаг ручной подкачки топливного насоса для удаления из системы питания возможных пузырей пара или воздуха, которые препятствуют нормальной работе топливного насоса и карбюратора.

 

Пуск холодного двигателя при умеренной температуре до +5° С

После длительных стоянок автомобиля рекомендуется перед пуском подкачать бензин в карбюратор ручным рычагом бензинового насоса для возмещения потерь бензина за счет испарения.

После этого выполните следующее:

1. Поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение.

2. Выключите сцепление, чтобы стартер не проворачивал вместе с коленчатым валом шестерен коробки передач, находящихся в загустевшем масле.

3. Слегка нажмите на педаль управления дроссельной заслонкой и включите зажигание и стартер.

4. Как только двигатель запустился, немедленно выключите стартер.

5. Прогрейте двигатель на средних оборотах. Прогрев на больших оборотах приводит к значительному износу деталей.

Прогревать двигатель следует до тех пор, пока он не будет устойчиво работать на малых оборотах холостого хода.

Примечание. При температуре ниже +10° С рекомендуется пуск при слегка прикрытой воздушной заслонке.

 

Пуск холодного двигателя при низких температурах (от +5° С до —15° С)

Определение готовности двигателя к пуску производится по ощущению на пусковой рукоятке сопротивления компрессии в цилиндрах двигателя. Легкость вращения коленчатого вала указывает на возможность пуска двигателя без подогрева. При тугом проворачивании коленчатого вала применяйте подогрев (см. ниже).

Порядок пуска следующий:

Поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение и выключите сцепление. Пользуясь пусковой рукояткой, проверните на 3—4 оборота коленвал двигателя, чтобы ощущалась отчетливо компрессия в цилиндрах. Подкачайте бензин в карбюратор рычагом ручной подкачки насоса.

Выключите сцепление и закройте воздушную заслонку, нажимая на педаль дроссельной заслонки, включённый стартер можно держать включенным не более 10 сек.

После пуска двигателя через 3—5 сек слегка приоткройте воздушную заслонку во избежание переобогащения рабочей смеси. Нажмите на педаль дроссельной заслонки и плавно отпускайте педаль сцепления.

По мере прогрева двигателя воздушную заслонку постепенно открывайте, поддерживая устойчивую работу на повышенных оборотах холостого хода. При необходимости, для поддержания этих оборотов, можно пользоваться педалью дроссельной заслонки.

Для увеличения стартерной работоспособности аккумуляторной батареи в зимнее время рекомендуется заносить ее в теплое помещение, так как с понижением температуры электролита падает действительная емкость аккумуляторной батареи.

Если двигатель не запустился с трех попыток, следует прекратить попытки к пуску до обнаружения и устранения неисправности.

Обычно причинами затрудненного пуска двигателя являются:

1. Излишнее обогащение смеси.

2. Отсутствие подачи топлива в карбюратор.

3. Неудовлетворительное состояние контактов прерывателя или нарушение величины зазора между ними.

4. Неисправность конденсатора.

5. Утечка тока высокого напряжения в крышке распределителя вследствие ее загрязнения снаружи или внутри.

6. Неисправные или загрязненные свечи.

7. Неисправная электропроводка.

8. Применение топлива низкого качества.

9. Недостаточное число оборотов стартера из-за слабой зарядки аккумуляторной батареи или неисправности самого стартера.

10. Неправильная регулировка клапанов.

Причинами переобогащения смеси могут быть: чрезмерное пользование педалью привода дроссельной заслонки перед пуском двигателя или во время провертывания его стартером, переливание карбюратора из-за неисправности клапана или поплавка, слишком богатая регулировка системы холостого хода и накачивание бензина во впускную трубу ускорительным насосом карбюратора при первых попытках запуска.

Если почему-либо произошло переобогащение смеси, то производится продувка цилиндров. Для этого плавно нажмите ногой до отказа на педаль привода дроссельной заслонки карбюратора и, не отпуская ее, включите стартер.

Прокрутите двигатель стартером в течение 5—10 сек. Повторите пуск, как указано выше. Если таким образом продуть цилиндры не удалось, выверните свечи и прокрутите двигатель стартером не более 10 сек при полностью открытых дроссельной и воздушной заслонках.

Вывернутые свечи очистите, просушите и поставьте на место. Пуск двигателя после этого производите без подкачки топлива педалью дроссельной заслонки.

 

Пуск двигателя при температуре ниже —15° С

При низкой температуре рекомендуемые для зимы масла также густеют и их необходимо разогревать, чтобы обеспечить легкое проворачивание коленчатого вала. Масло в картере двигателя рекомендуется прогревать с помощью походной бензиновой плитки с наставкой и установленным на ней рассекателем пламени, применяемым для бытовых газовых плит и других нагревательных приборов.

Предпусковой подогрев двигателяРазмеры наставки и ее установка с рассекателем пламени показаны на рис. 9. Плитка устанавливается под картер двигателя.


Рис. 9. Предпусковой подогрев двигателя в зимнее время с помощью бензиновой плитки:
1 — картер двигателя;
2 — рассекатель пламени;
3 —наставка;
4 — плитка.

Правила розжига и пользования плиткой изложены в инструкции по эксплуатации и обслуживанию, прикладываемой к каждой плитке.

Перед установкой плитки под картер двигателя следите, чтобы картер был сухим: отсутствовали подтекания бензина или масла. Пренебрежение данными указаниями может привести к пожару.

Установку плитки под картер двигателя можно производить с помощью пусковой рукоятки. Длительность прогрева зависит от качества горения плитки и температуры окружающего воздуха.

Греть масло следует до температуры 90—100°, проверяя по указателю температуры масла на щитке приборов, для чего периодически включается зажигание.

После нагрева масла до указанной температуры необходимо прокрутить коленчатый вал пусковой рукояткой, сделав 20—30 оборотов. Прогревать масло и прокручивать коленчатый вал необходимо до, тех пор, пока он не будет легко вращаться, а на пусковой рукоятке будет ощущаться сопротивление компрессии в цилиндрах двигателя.

После подогрева двигателя пуск осуществляйте так же, как при температуре от +5° С до —15° С.

 

Пуск двигателя буксировкой автомобиля

Пуск двигателя буксировкой автомобиля при застывшем масле недопустим, так как это всегда приводит к авариям. Пуск буксировкой можно применять только в исключительных случаях для двигателя, коленчатый вал которого вращается легко, а в коробке передач залито масло, соответствующее сезону эксплуатации.

Остановка двигателя

После прекращения движения с большой скоростью, особенно в жаркое время года, следует дать двигателю поработать в течение 1—2 мин на малых оборотах, а затем выключить зажигание. Это необходимо для постепенного его охлаждения. Длительная работа двигателя на холостом ходу приводит к образованию копоти на свечах, а значит, к затрудненному пуску, тогда как при работе двигателя с нагрузкой свечи очищаются.

 


ТРОГАНИЕ С МЕСТА И ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ ЗАЗ - 968

Перед каждым включением передачи необходимо до отказа выжать педаль сцепления. Трогать с места можно только на первой передаче, плавно отпуская педаль сцепления и одновременно нажимая на педаль привода дроссельной заслонки.

Для плавного переключения передач необходимо учитывать следующее:

1. При переключении с I на II, со II на III и с III на IV передачу следует для выравнивания окружных скоростей включаемых шестерен несколько задерживать рычаг переключения передач в нейтральном положении.

2. Переключение с IV на III и с III на II передачу необходимо производить быстрыми движениями.

3. Переключение со II передачи на I необходимо производить при снижении скорости движения до 5 км/час и менее, так как I передача не имеет синхронизатора. На ЗАЗ-968 передача имеет синхронизатор, и снижать скорость не обязательно.

4. В случае, если двигатель при движении накатом заглох, надо пускать его стартером, а не включением передач. Особенно недопустимо заводить двигатель на III и II передачах, что может вызвать сильную ударную нагрузку трансмиссии из-за резкого торможения.

5. Во избежание перегрузки двигателя при движении автомобиля на подъеме дороги со снижающейся скоростью необходимо вовремя переходить на пониженную передачу.

6. Недопустимо пользоваться пробуксовкой сцепления для сохранения оборотов двигателя при перегрузке или для ускорения движения автомобиля при разгоне.

7. Нельзя во время движения автомобиля держать ногу на педали сцепления, так как при этом выбирается свободный ход педали, изнашиваются выжимной подшипник, пята и накладки ведомого диска сцепления.

 

ОБКАТКА АВТОМОБИЛЯ

Долговечность автомобиля в значительной степени зависит от режима в начальный период его эксплуатации — от его обкатки. Во время обкатки происходит приработка деталей, осадка прокладок и т. д. Поэтому автомобиль во время обкатки требует соблюдения особого режима эксплуатации. Продолжительность обкатки установлена в 2000 км пробега.

Однако во время пробега следующих 4000 км не допускайте длительную езду со скоростью 95—100 км/час, избегайте перегрузки и не давайте двигателю работать на высоких оборотах при езде по тяжелым дорогам на I и II передачах.

Основные правила обкатки

1. Не начинайте движения автомобиля с непрогретым двигателем и ни в коем случае не давайте работать двигателю на больших оборотах. Двигатель следует прогревать при умеренных оборотах до устойчивой работы его на холостом ходу.

2. Не перегружайте двигатель. Нагрузка автомобиля не должна превышать веса четырех человек, включая водителя. Избегайте езды по тяжелым дорогам — глубокой грязи, песку, крутым подъемам.

3. Не превышайте скоростей движения. При разгоне автомобиля можно допускать кратковременные незначительные превышения указанных скоростей на I и II передачах. Своевременно переходите на соответствующую передачу в зависимости от условий движения; избегайте длительной езды с полностью нажатой педалью привода дроссельной заслонки.

4. При необходимости устанавливайте несколько повышенное число оборотов двигателя на холостом ходу, так как в новом двигателе потери на трение выше, чем в приработавшемся, и на малых оборотах он может работать неустойчиво.

5. При значительном нагревании ступиц передних и задних колес ослабьте затяжку регулировочных гаек на одну прорезь, предварительно ознакомившись с порядком регулировки.

6. Тщательно следите за соединениями трубопроводов и при обнаружении течи сразу ее устраняйте.

7. Следите за состоянием всех креплений автомобиля, ослабевшие болты и гайки своевременно подтягивайте.

 

Перед первым выездом:

1. Проверьте уровень, масла в двигателе и коробке передач, электролита в батарее, жидкости в питательных бачках главного тормозного цилиндра и гидравлического привода выключения сцепления, масла в поддоне воздушного фильтра, давление воздуха в шинах, натяжение ремня вентилятора. Заполните бензиновый бак бензином и бачок стеклоомывателя водой (в холодное время бачок стеклоомывателя водой не заправляйте).

2. Смажьте все точки автомобиля, для которых в руководстве предусмотрена смазка после пробега 8000 км.

3. Пустите двигатель и проверьте, нет ли течи масла и бензина. Послушайте, четко ли он работает.

4. Проверьте затяжку гаек колес и при необходимости подтяните.

5 Внимательно осмотрите весь автомобиль.

После пробега первых 500 км:

1. Смените масло в картере двигателя.

2. При появлении стуков в клапанном механизме проверьте н при необходимости отрегулируйте зазоры.

3. Проверьте зазор в контактах прерывателя-распределителя зажигания и установку угла опережения зажигания, при необходимости отрегулируйте на ходу.

4. Проверьте регулировку подшипников передних и задних колёс, при необходимости отрегулируйте.

5. Проверьте четкость работы механизма переключения передач. При необходимости подрегулируйте.

 

После пробега первых 2000 км: Выполните следующие работы по обслуживанию автомобиля:

Двигатель

1. Подтяните гайки крепления головок цилиндров двигателя (предварительно сняв валики коромысел клапанов), соблюдая порядок, указанный на рис. 20 и 44. Подтяжку гаек производите только на холодном двигателе. Момент окончательной затяжки гаек должен быть 4 кгс-м. После подтяжки гаек и установки на место валиков коромысел проверьте зазоры между коромыслами и стержнями клапанов и при необходимости отрегулируйте.

2. Проверьте, полностью ли открывается дроссельная заслонка карбюратора при полном ходе педали; убедитесь в полном открывании и закрывании воздушной заслонки. При необходимости отрегулируйте.

3. Проверьте и, если нужно, отрегулируйте натяжение ремня вентилятора.

4. При необходимости отрегулируйте карбюратор на малые обороты холостого хода, учитывая, что в период обкатки они могут быть выше нормальных.

5. Смените масло в двигателе.

6. Смените масло в коробке передач.

 

Сцепление:

Проверьте величину свободного хода педали сцепления и при необходимости отрегулируйте.

Передняя подвеска: Проверьте и при необходимости подтяните:

1. Болты крепления подвески к кузову.

2. Болты крепления кронштейна маятникового рычага к подвеске.

3. Болты крепления торсионов к трубам подвески.

4. Крепления амортизаторов к рычагам подвески и к кузову.

 

Снимите тормозные барабаны и:

1. Подтяните болты крепления тормозного щита к поворотному кулаку. Проверьте состояние стяжных пружин и крепления колодок тормоза.

2. Проверьте регулировку подшипников передних колес, при необходимости отрегулируйте. Проверьте, нет ли повышенных люфтов в шаровых шарнирах поворотных кулаков. Нельзя допускать, чтобы шарниры кулака имели люфты, но поворачиваться они должны свободно. При необходимости отрегулируйте шарниры. Смажьте шарниры рычагов подвески.

Рулевое управление:

Проверьте и при необходимости подтяните:

1. Болты крепления картера рулевого механизма к кузову.

2. Гайку рулевой сошки.

3. Гайки шаровых пальцев рулевой трапеции вначале попробуйте подтянуть, не расшплинтовывая, и, если они поддаются подтяжке, расшплинтуйте, затем подтяните и снова зашплинтуйте.

4. Проверьте затяжку стопорных гаек ограничительных болтов поворота.

5. Проверьте сход передних колес и при необходимости отрегулируйте.

6. Проверьте уровень масла в картере рулевого механизма, при необходимости долейте.

Механизм управления коробкой передач:

Проверьте затяжку винта крепления ползуна к валу управления; болта, соединяющего муфту с ползуном коробки передач, и затяжку контргайки; болтов крепления механизма переключения передач к туннелю кузова. При наличии нарушений в переключении передач отрегулируйте механизм.

Тормоза:

1. Проверьте уровень жидкости в бачке главного цилиндра тормоза, при необходимости долейте.

2. Проверьте действие ручного привода тормоза, при необходимости отрегулируйте.

3. Сделайте внешний осмотр тормозных шлангов и их соединений, при обнаружении негерметичных соединений подтяните штуцера и при необходимости прокачайте тормоза для удаления воздуха из системы.

Задняя подвеска:

Проверьте и при необходимости подтяните:

1. Болты крепления кронштейнов рычагов к кузову.

2. Болты сайлент-блоков рычагов к кронштейнам.

3. Крепления амортизаторов к рычагам и кузову.

Снимите тормозные барабаны и сделайте следующее:

1. Подтяните болты крепления тормозных щитов к рычагам подвески.

2. Проверьте люфты в подшипниках задних колес и при необходимости отрегулируйте.

3. Проверьте состояние стяжных пружин и крепления колодок тормоза.

Полуоси:

1. Подтяните болты крепления фланца полуоси с фланцем карданного шарнира.

2. Смажьте подшипники кардана трансмиссионной смазкой.

Электрооборудование:

Проверьте уровень электролита во всех банках аккумуляторной батареи и, если необходимо, долейте дистиллированной воды до уровня.

Кузов:

Проверьте крепления капота моторного отсека, крышки багажника, дверей и замков. При необходимости смажьте шарниры кузова. После пробега первых 2000 км с соблюдением правил обкатки и после проведения всех вышеуказанных работ автомобиль можно нормально эксплуатировать.

Для более полного использования динамических качеств обкатанного автомобиля, для предупреждения повышенного износа деталей силового агрегата и трансмиссии скорость езды при включенной соответствующей передаче должна быть в разумных пределах.





Далее: Обслуживание автомобиля ЗАЗ - 968
Если пригодилась статья, скажи спасибо и поделись с друзьями!
Наверх
Яндекс.Метрика