Двигатель автомобиля ЗАЗ (МеМЗ-968)

 

Силовой агрегат МеМЗ-968 с двигателем мощностью 40 л. с. и новой коробкой передач устанавливается на автомобиль ЗАЗ-968 и выполнен по той же компоновочной схеме, что и МеМЗ-966В, однако отличается от него почти всеми деталями и некоторыми особенностями эксплуатации. Силовой агрегат МеМЗ-968А аналогичен по конструкции с двигателем МеМЗ-968, но имеет мощность 45 л. с.

 

ДВИГАТЕЛЬ

Продольный разрез двигателя МеМЗ-968 и МеМЗ-968АДвигатель с рабочим объемом в 1196 см3 также воздушного охлаждения — от осевого нагнетающего вентилятора (рис. 42, 43). Картер двигателя туннельного типа, отлит из магниевого сплава, является основной корпусной деталью двигателя.

Рис. 42. Продольный разрез двигателя МеМЗ-968 и МеМЗ-968А

В задней стенке картера имеются расточки для установки привода распределителя зажигания и масляного насоса, которые приводятся от шестерни, выполненной на распределительном валу двигателя (передаточное отношение 1:1). С левой стороны картера находятся два продольных канала для отвода масла от масляного насоса к центробежному маслоочистителю и подвода к подшипникам коленчатого вала.

Средняя опора коленчатого вала — разъемная — из двух половин, крепится к картеру коленчатого вала двумя вертикально расположенными болтами. Цилиндры с оребренной наружной поверхностью отлиты из чугуна. Диаметр цилиндра—76 +-0,02 мм. Для обеспечения монтажного зазора между поршнем и цилиндром в пределах 0,05—0,07 мм поршни подбираются по цилиндрам, согласно их размерным группам.


Цветовой индекс Группа Диаметр цилиндра, мм Диаметр поршня, мм Зазор, мм
Красный
Желтый
Зеленый
А
Б
В
75,99—76,00
76,00—76,01
76,01—76,02
75,93—75,94
75,94—75,95
75,95-75,96
0,05—0,07
»
»

Кривошипно-шатунный и газо-распределительный механизмы

Рис. 43. Кривошипно-шатунный и газо-распределительный механизмы:

1 — коромысло;
2 — валик коромысел;
3 — контргайка;
4 — винт регулировочный;
5 — прокладка;
6 — гайка;
7 — головка цилиндров;
8 — кожух;
9 — труба впускная;
10 — спецгайка;
11 — клапан;
12 — кожух штанги;
13 — штанга;
14 — кольцо компрессионное;
15 — кольца маслосъемные;
16 — поршень;
17 — пружина;
18 — уплотнитель;
19 — цилиндр;
20 — толкатель;
21 — вал распределительный;
22 — вал балансирный;
23 — вал коленчатый;
24 — гайка стопорная;
25 — гайка;
26 — болт;
27 — крышка шатуна;
28 — вкладыши;
29 — шатун;
30 — картер двигателя;
31 — прокладка;
32 — датчик аварийного давления масла;
33 — кожух отводящий;
34 — термостат;
35 — заслонка;
36 — щиток средний
37 — щиток головки цилиндров;
38 — свеча;
39 — наконечник провода;
40 — гайка;
41 — планка-рым;
42 — пружина клапана наружная;
43 — пружина клапана внутренняя;
44 — стакан;
45 — сухари;
46 — крышка головки цилиндров.


Размерные группы цилиндров различают по цветовой маркировке, нанесенной на верхнем ребре. Поршни изготовлены из жаро-прочного алюминиевого сплава, имеют плоское днище.

Размерная группа поршня по диаметру юбки (замер в районе базового пояска) метится клеймением на днище поршня. По диаметру отверстия для пальца поршни также сортируются ка четыре размерные группы, обозначенные краской на бобышке для пальца.


Группа Цветовой индекс Диаметр под палец поршня, мм Наружный диаметр поршневого пальца, мм
I
II
III
IV
Красный
Желтый
Зеленый
Белый
21,9875—21,9900
21,9900—21,9925
21,9925—21,9950
21,9950—21,9975
21,9900—21,9925
21,9925—21,9950
21,9950—21,9975
21,9975—22,0000

Установка и расположение их замковРазмерная группа поршневого пальца маркируется краской из внутренней поверхности пальца. Поршневые пальцы — стальные, плавающие, закалены и полированы. Диаметр пальца 22 мм, длина — 65,6 мм. Поршневые кольца аналогичны по конструкции кольцам двигателя МеМЗ-966В, но имеют диаметр 76 мм. Установка и расположение их замков показаны на рис. 17.

Шатуны — конструкция шатуна выполнена по той же схеме, что и для двигателя МеМЗ-966В, особенностью конструкции является стопорение гаек шатунных болтов.

Усилие затяжки основных гаек 25 (рис. 43) шатунных болтов- 5,2—5,8 кгс-м. Стопорить стопорными гайками 24 с поворотом их на 1,5—2 грани после соприкосновения с основными гайками.

 

Коленчатый вал — трехопорный, литой из высокопрочного чугуна, динамически отбалансирован вместе с маховиком, механизмом сцепления и корпусом центрифуги. Разъемный подшипник средней коренной шейки вместе со средней опорой монтируется на коленвал до постановки в картер. Усилие затяжки болтов средней опоры 2—2,5 кгс-м. Усилие затяжки болтов крепления опоры к картеру двигателя 1,7—2 кгс-м.

Затяжка гаек крепления головки цилиндровПередняя и задняя шейки коленчатого вала уплотнены масло-отражателями и резиновыми сальниками. Передний и задний сальник не взаимо-заменяемы. Задний сальник на рабочей кромке имеет маслосгоиную резьбу (левая, если смотреть со стороны вентилятора). На сальнике имеется стрелка, указывающая направление вращения вала.

Головка цилиндров общая на два цилиндра, имеет развитые ребра. В головке два раздельных впускных канала, по одному на каждый цилиндр, и два выпускных канала, расположенных со стороны свечей зажигания. В расточки выпускных каналов запрессованы патрубки с плоскими фланцами для крепления выпускных труб. Компоновка выпускной системы выполнена из расчета обеспечения эффективного термо-регулирования двигателя. Затяжка гаек крепления головки цилиндров производится только на холодном двигателе в два приема: предварительная усилием 1,5—2 кгс-м и окончательная затяжка усилием в 4—4,5 кгс-м., в порядке, указанном на рис. 44.

Головки цилиндров двигателей МеМЗ-968 и МеМЗ-968А отличаются объемом камеры сгорания. На МеМЗ-968—42 см3, а на МеМЗ-968А — 34 см3.

Механизм газораспределения — верхне-клапанный, приводится в действие от распределительного вала при помощи толкателей, штанг и коромысел. Распределительный вал трехопорный, стальной; на продолжении третьей опорной шейки выполнена винтовая шестерня для привода распределителя зажигания и масляного насоса (рис. 47). От осевого перемещения распределительный вал фиксируется упорным фланцем 4 (рис. 46).

 

Центробежный масло-очистительРис. 46. Центробежный масло-очиститель, передний коренной подшипник и привод распределительного вала и балансирного механизма:

1 — картер двигателя;
2 — шестерня ведомая привода распределительного вала;
3 — шпонка;
4 — фланец упорный;
5 — опора переднего подшипника;
6 — подшипник;
7 — шайба;
8 — вал коленчатый;
9 — шпонка;
10 — шестерня ведущая привода распределительного вала;
11 — шестерня ведущая привода балансирного вала;
12 — прокладка;
13 — крышка;
14 — болт;
15 — маслоотражатель;
16 — прокладка;
17 — болт крепления корпуса центробежного масло-очистителя;
18 — храповик;
19 — шайба уплотнительная;
20 — маслоотражатель;
21 — сальник;
22 — болт;
23 — крышка центробежного маслоочистителя;
24 — корпус;
25— подшипник балансирного вала;
26 — вал балансирный;
27 — пружина;
28 — шпонка;
29 — шестерня балансирного вала;
30 — втулка;
31 — гайка шестерни ведомой балансирного вала — эксцентрик привода толкателя бензинового насоса;
32 — шайба стопорная.


Задний коренной подшипник и задняя опора балансирного валаРис. 47. Задний коренной подшипник и задняя опора балансирного вала:
1 — штуцер-жиклер;
2 — картер;
3 — крышка;
4 — винт крепления крышки;
5 — втулка-подшипннк балансира;
6 — шпонка;
7 —шайба;
8 — стопор;
9 — болт;
10 — балансир;
11 — шейка распределительного вала;
12 — сальник;
13 — маховик;
14 — шайба;
15 — болт крепления маховика;
16 —- подшипник первичного вала коробки передач;
17 - штифт;
18, 19 — маслоотражатель;
20 — стопор;
21 — шайба стопорная болта;
22 — болт;
23 — подшипник;
24 — вал коленчатый;
25 — вал балансирный.

Шестерня 2 (рис. 46) распределительного вала текстолитовая со стальной ступицей, крепится на переднем конце вала на шпонке и фиксируется приводным кулачком 31 топливного насоса, выполненным в виде гайки с торцевыми шлицами. Кулачок контрится пружинной шайбой 32.

Для правильной установки фаз газо-распределения на шестернях выбиты метки «0», которые должны быть совмещены. Внутри распределительного вала расположен вал балансирного механизма 26 (рис. 46) с противовесами; он приводится во вращение парой косозубых шестерен и вращается на запрессованных с торцов распредвала втулках и шариковом подшипнике, расположенном в крышке распределительных шестерен.

Осевое перемещение балансирного механизма ограничивается распорной пружиной 27. При установке балансирного механизма совместить метки «0». Клапаны — подвесные. Диаметр головки впускного клапана — 34 мм, а выпускного— 32 мм. Угол наклона рабочей фаски клапанов — 15°. На стержни выпускных клапанов сверху одевается наконечник с торцом высокой твердости. Каждый клапан имеет по две пружины. Для предотвращения проникновения масла через зазоры между втулкой и стержнем клапана опорные тарелки пружины впускных клапанов снабжены резиновыми кольцами (рис. 48).


Выпускной и впускной клапаныРис. 48. Выпускной и впускной клапаны:

1 — наконечник выпускного клапана;
2 — тарелка опорная;
3 — пружина внутренняя;
4 — пружина наружная;
5 — сухари;
6 — клапан выпускной;
7 — клапан впускной:
8 — кольцо уплотняющее резиновое.

Проверку и регулировку зазоров в механизме привода клапанов производите так, как на двигателе МеМЗ-966В.

Толкатели и штанги двигателяТолкатели и штанги аналогичны по конструкции с толкателями и штангами двигателя МеМЗ-966В и изображены на рис. 45.


Рис. 45. Толкатели и штанги двигателя:
1 — штанга толкателя выпускного клапана 1 и 2 цилиндров
2 — деревянная вставка;
3 — толкатель выпускного клапана 1 и 2 цилиндров;
4 — штанга толкателя
5 — толкатель.


Крышка распределительных шестерен — из магниевого сплава, фиксируется на картере коленчатого вала двумя контрольными штифтами и крепится 12 болтами по контуру. С правой стороны крышки крепится топливный насос, слева — масло-заливная горловина. В верхней части крышки имеются приливы для крепления направляющего аппарата вентилятора. Для снятия крышки распределительных шестерен необходимо предварительно снять бензонасос, проставку и направляющую штангу.

Система смазки двигателя состоит из масляного картера, приемника масляного насоса, масляного насоса, центробежного маслоочистителя, масляного радиатора и системы подводящих и отводящих каналов.

Масляный насос шестеренчатого типа смонтирован в отдельном корпусе из магниевого сплава который крепится во внутренней полости картера коленчатого вала двумя шпильками. Редукционный клапан, выполненный в корпусе масляного насоса, срабатывает (перепускает масло) при давлении в масляной системе в пределах 3—4 кгс/см2, в эксплуатации не регулируется. От масляного насоса масло подается в переднюю опору и через передний коренной подшипник и полость вдоль переднего конца коленчатого вала в центробежный маслоочиститель. Очищенное масло по внутренним полостям болта центробежного маслоочистителя и коленчатого вала поступает на смазку трущихся поверхностей и в масляный радиатор.

Вентиляция картера закрытая, из передней крышки через шланг. 5 (рис. 49) картерные газы отсасываются в неочищенную полость воздушного фильтра через трубку 13 (рис. 34).

Центробежный масло-очиститель и установочные меткиКрышка центробежного масло-очистителя 23 (рис. 46) выполнена заодно со шкивом привода вентилятора и крепится к корпусу шестью болтами через паранитовую прокладку. Для предотвращения неправильной установки меток ВМТ и М3, нанесенных на крышке, относительно корпуса, одно из шести отверстий (обозначено меткой) смещено (рис. 49).


Рис. 49. Центробежный масло-очиститель и установочные метки:
1 — риска смещенного отверстия;
2 — шкив;
3 — болт;
4 — трубка;
5 — шланг.


Корпус центробежного масло-очистителя, в свою очередь, установлен на шейке коленчатого вала на шпонке и крепится специальным болтом. При регулировке двигателя метки на крышке совмещаются с вертикальным выступом па крышке распределительных шестерен.

Очистку центробежного масло-очистителя производите через каждые 8000 км пробега. Перед снятием крышки следует снять ремень привода вентилятора и, поворачивая шкив, отвернуть болты, но не полностью. Затем рекомендуется для совпадения смещенного отверстия риску ВМТ на шкиве совместить с выступом на крышке с тем, чтобы облегчить последующую постановку при сборке (совпадение смещения), а потом, отвернув полностью болты, снять ее.

Ввиду малого расстояния между шкивом и кузовом, рекомендуется снимать шкив и устанавливать его на место вместе с болтами, обеспечив сохранность прокладки. Затяжку болтов следует проводить равномерно, крест-накрест. При наличии торцевого ключа на 10 мм длиной 200 мм отворачивание болтов крышки можно производить через три окна в задней панели кузова, закрытые резиновыми заглушками.

После заворачивания болтов заглушки следует установить на место. Пластинчатый масляный радиатор укреплен на картере коленчатого вала и включен в систему смазки параллельно, через калиброванное сечение в штуцере-жиклере.

Система охлаждения состоит из осевого нагнетающего вентилятора, выполненного в одном узле с генератором, дефлекторов, обеспечивающих необходимое распределение охлаждающего воздушного потока и системы термо-регулирования для поддержания нормального теплового состояния двигателя при различных колебаниях температуры окружающей среды.

Устройство для натяжения ремня вентилятораНаправляющий аппарат вентилятора отлит заодно с лопатками, в нем размещен генератор с выступающими концами вала. На одном конце вала генератора закреплено магниевое рабочее колесо вентилятора при помощи стальной ступицы, сидящей на шпонке, и затянутой гайкой. На другом конце — шкив привода вентилятора. Шкив состоит их двух половин 7 и 9 (рис. 50), одиннадцати регулировочных шайб 6 и нажимного колпачка 5.


Рис. 50. Устройство для натяжения ремня вентилятора:
1 —вал генератора;
2—шпонка;
3 — гайка;
4 — колпачок нажимной;
5 — ступица;
6 — шайбы регулировочные;
7 — шкив съемный;
8 — ремень;
9 — шкив.

Натяжение ремня, по мере его вытягивания в период эксплуатации, осуществляется за счет перестановки необходимого количества шайб 6 с внутренней стороны шкива под нажимной колпачок, как указано на рисунке стрелкой. Ослабление натяжения ремня производится в обратном порядке. Нормальное натяжение ремня определяется прогибом на 12—15 мм от усилия 4 кгс, приложенного в середине между шкивами.

Во время затяжки гайки 3 рекомендуется проворачивать коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой, чтобы ремень не был зажат, а свободно переходил на нужный диаметр шкива. Длина нового ремня вентилятора по внутреннему периметру равна 985 мм, сечение 10,5 Х 8мм (можно использовать ремень двигателя М-21).

Регулятор температуры двигателя Система термо-регулирования состоит из двух воздухо-отводящих рукавов 4 (рис. 51) (по одному на каждую пару цилиндров) и двух заслонок 5, приводимых в действие от жидкостных термостатов 2.


Рис. 51. Регулятор температуры двигателя:

1 — болт;
2 — термостат;
3 --шток;
4 — кожух воздухоотводящий;
5 — заслонка;
6 — брызговик двигателя;
7 — пружина;
а — положение заслонки, когда двигатель еще холодный;
б — положение заслонки на хорошо прогретом двигателе;
в — путь горячего воздуха;
г — путь холодного воздуха.

Положение заслонок в раструбах воздухо-подводящих рукавовВо время пуска двигателя заслонки закрывают выход охлаждающего воздуха наружу и перепускают его в моторный отсек, образуя таким образом циркуляцию воздуха внутри моторного отсека. По мере прогрева двигателя воздух нагревается и воздействует на термостаты, которые через систему рычагов постепенно открывают заслонки и перепускают часть воздуха наружу. Вход воздуха в моторный отсек регулируется заслонками, установленными в раструбах воздухо- подводящих рукавов (рис. 52). Заслонки фиксируются с помощью пружинных рукояток и гребенок, приваренных к раструбам. С наступлением холодов заслонки следует прикрывать, контролируя температуру масла по указателю на щитке приборов, которая должна быть не ниже 65°С.


Рис. 52. Положение заслонок в раструбах воздухо-подводящих рукавов:
1 — рукоятка;
2 — заслонка;
3 — раструб.
А — положение рукоятки заслонки летом.
Б — положение рукоятки заслонки зимой.

Для обеспечения температурного режима двигателя между брызговиком и отводящими кожухами на выпускные трубы установлены четыре щитка.

Система питания двигателя отличается новой конструкцией впускного коллектора. Топливный насос тот же, что и на двигателе МеМЗ-966В, однако существенно изменен его привод.

Привод распределителя зажигания и масляного насосаКарбюратор К-125 Б отличается от карбюратора К-125 Только специально подобранными регулировками и наличием дополнительных сверлений для отсоса картерных газов.

Впускной коллектор отлит из алюминиевого сплава, имеет четыре капана для подсоединения к каждой из полостей впуска головок цилиндров и фланец для постановки карбюратора.

Привод топливного насоса осуществляется от кулачка, укрепленного на переднем конце распределительного вала.

Двигатели МеМЗ -968 и МеМЗ-968А могут иметь инерционно - масляный воздушный фильтр (см. рис. 34) или новый воздушный фильтр с бумажным фильтрующим элементом.

Через каждые 8000— 10 000 км пробега следует отвернуть барашки, снять крышку, вынуть грязный фильтрующий элемент и заменить его новым, предварительно очистив корпус от пыли и грязи.

Фильтрующий элемент взаимо-заменяемый с элементом автомобиля ВАЗ - 2101. При езде по пыльным дорогам замену элемента производите чаще. В исключительных случаях допускается повторное применение фильтрующего элемента после тщательной продувки его изнутри сухим сжатым воздухом.

Система зажигания отличается, главным образом, конструкцией привода распределителя зажигания (рис. 53).


Рис. 53. Привод распределителя зажигания и масляного насоса:

1 — хвостовик распределителя зажигания;
2— поводок;
3 — штифт;
4 — валик;
5 — корпус;
6 — прокладка;
7 — вал распределительный;
8 — шестерня;
9 — штифт;
10 — шайба упорная;
11 — валик;
12 — муфты;
13 — валик шестерни ведущей масляного насоса.

Установку привода распределителя зажигания следует производить после установки масляного насоса.

Если корпус 5 с валиком привода 4 и шестерней 8 был снят с двигателя, то перед его установкой необходимо поршень первого цилиндра установить в ВМТ конца такта сжатия. После этого установить валик привода так, чтобы угол между осью коленчатого вала и пазом в муфте составлял 35±11°.

Если необходимо снять распределитель зажигания с двигателя, установленного на автомобиль, нужно предварительно снять крышку распределителя, так как габариты по высоте ограничивают возможность выема распределителя.

Для двигателя МеМЗ-968А применяются свечи зажигания типа A6бC или М14—240. Эти свечи можно применять на двигателях МеМ3-968 и МеМЗ-966В.

Катушка зажигания, распределитель, уход за распределителем и порядок операций при установке зажигания см. выше в разделе двигателя МеМЗ-966В.

 



СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА ЗАЗ - 968

Сцепление — сухое, однодисковое с гасителем крутильных колебаний (демпфером) на ведомом диске, аналогично по конструкции с двигателем МеМЗ-966В. Регулировка положения пяты рычагов производится на заводе в размере 52 +-0,35 и в последующем, как правило, не регулируется.

Коленчатый вал в сборе с маховиком, сцеплением и корпусом центробежного масло-очистителя подвергается динамической балансировке. После этой балансировки клеймится нажимной диск сцепления, кожух и маховик с тем, чтобы при переборке не было нарушено взаимное положение деталей.

Картер сцепления 21 (рис. 56) и картер коробки передач 19 имеют разъем по оси дифференциала; обработку производят совместно и после расточки выбивают их общий номер. Раздельно каждая из этих деталей не может быть заменена. В картере сцепления в двух бобышках помещена ось с рычагом выключения сцепления. На оси закреплена клином вилка выключения сцепления; в проушинах вилки фиксируется соединительными звеньями обойма с запрессованным графитовым подпятником выключения сцепления. Зазор между пятой рычагов сцепления и подпятником должен быть 3—4 мм, регулируется свободным ходом педали сцепления. Усилие затяжки гайки клина 2—2,5 кгс-м.

Привод выключения сцепления (рис. 54) —гидравлический и состоит из подвесной педали, главного цилиндра, питательного бачка, соединительных трубок и рабочего цилиндра с толкающим штоком, действующим на рычаг оси вилки выключения сцепления.


Гидравлический привод выключения сцепленияРис. 54. Гидравлический привод выключения сцепления:


1 — бачок сцепления;
2 — хомут;
3 — трубка питательная,
4 — цилиндр главный,
5 — кронштейн;
6 — крышка;
7 —трубка;
8 — педаль;
9 — пружина;
10 — валик;
11 — картер;
12 — пружина;
13— клин;
14 — стопорное кольцо;
15 — штуцер;
16 — вилка;
17 — подшипник графитовый;
18 — переходник;
19 — гайка;
20 — трубка;
21 — колпачок;
22— клапан;
23— цилиндр рабочий;
24 — шток;
25— пружина;
26 — контргайка:
27 — гайка регулировочная;
28 — рычаг;
29 — прокладки регулировочные;
30 — втулка;
31 — болт;
32 — шайбы;
33 — палец;
34 — бачок тормоза.

Питательный бачок установлен на полке внутренней панели рядом с бачком главного цилиндра тормоза и расположен справа по ходу автомобиля.

Жидкость в бачке должна быть ниже верхнего края горловины на 30—32 мм. Главный цилиндр выключения сцепления отличается от главного цилиндра привода тормоза отсутствием обратного клапана, а для их внешнего отличия на штуцерах цилиндра исключения сцепления выполнены буртики.

Поршни, уплотнительные манжеты и другие детали обоих цилиндров взаимозаменяемы. Устройство главного цилиндра выключения сцепления и рабочего цилиндра показано на рис. 55.


Главный и рабочий цилиндры гидравлического привода выключения сцепленияРис. 55. Главный и рабочий цилиндры гидравлического привода выключения сцепления:
1 — штуцер;
2 — прокладка;
3 — цилиндр главный;
4 — пробка;
5 — пружина;
6 — манжета;
7 — кольцо;
8 — поршень;
9 — манжет;
10 — шайба упорная;
11 — кольцо стопорное;
12— колпак защитный;
13 — толкатель поршня;
14—цилиндр рабочий;
15 — манжет уплотнительный;
16 — пружина;
17 — грибок распорный;
18 — клапан;
19 — колпачок;
20 — поршень;
21 — чехол защитный;
22 — кольцо.

Уплотнительная манжета, поршень, распорный грибок и пружина рабочего цилиндра взаимозаменяемы с аналогичными деталями автомобиля «Москвич-412».

Для обеспечения нормальной работы механизма сцепления и его привода свободный ход педали сцепления должен быть в пределах 34—46 мм.

Свободный ход педали по центру ее площадки замеряют измерительной линейкой, нажимая при этом пальцем руки на педаль до появления ощутимого сопротивления перемещения педали.

Для регулировки свободного хода педали следует снять оттяжную пружину 25 (рис. 54) рабочего цилиндра 23, поворачивать рычаг 28 до тех пор, пока подпятник не упрется в пяту отжимных рычагов. I Если ход рычага менее 5—6 мм, следует, придерживая ключом шток 24, отпустить контргайку 26 и, наворачивая регулировочную гайку 27 на шток и проверяя ход рычага, отрегулировать его свободный ход в пределах 5—6 мм.

Когда регулировка закончена, необходимо, придерживая шток, законтрить регулировочную гайку контргайкой и, одев оттяжную пружину, проверить свободный ход педали сцепления. Одновременно с проверкой и регулировкой величины свободного хода педали сцепления следует проверить величину хода штока поршня рабочего цилиндра, соответствующего полному ходу педали. Такой ход штока должен быть около 22 мм при ходе педали не менее 150 мм.

Допускается уменьшение хода штока до 19 мм при условии обеспечения «чистого» выключения сцепления при свободном ходе конца рычага не менее 5 мм. В случае снятия главного цилиндра и последующей его установки, полный ход педали не менее 150 мм достигается путем установки между фланцем цилиндра и кронштейном регулировочных прокладок 29.

Ход штока менее 19 мм не обеспечивает нормальной работы сцепления и свидетельствует о наличии воздуха в системе и необходимости ее прокачки. Для заполнения системы гидропривода рабочей жидкостью и удаления воздуха из нее рабочий цилиндр снабжен клапаном 22. Для удаления воздуха снимите резиновый колпачок на головке клапана и наденьте на него шланг для прокачки тормозов. Конец шланга опустите в стеклянный сосуд емкостью 0,5 л с небольшим количеством тормозной жидкости.

Дальнейшие операции рекомендуется производить вдвоем, так как при нажиме на педаль сцепления необходимо следить за выходом воздуха из системы, а также уровнем жидкости в бачке. Отверните на 1/2-3/4 оборота клапан выпуска воздуха и, нажимая па педаль и отпуская ее, прокачивайте систему до прекращения выделения пузырьков воздуха из шланга, опущенного в сосуд с жидкостью.

Во время прокачки доливайте жидкость в бачок, не допуская ни в коем случае сухого дна. После прекращения выхода пузырьков воздуха из шланга, при нажатой педали плотно заверните клапан, а затем отпустите педаль. Затем проверьте полный ход штока рабочего цилиндра и «чистоту» выключения сцепления. Если полный ход штока соответствует указанному выше, нужно снять шланг с клапана и одеть на него защитный колпачок, после чего еще раз проверить уровень жидкости в бачке и долить, если необходимо.

 

Уход за механизмом сцепления и приводом его выключения заключается:

1. В периодической проверке уровня рабочей жидкости в бачке и при необходимости в доливке.

2. Через каждые 8000 км пробега — проверке, в случае необходимости — регулировке свободного хода педали сцепления.

3. В прокачке системы гидро-привода сцепления в случае необходимости.

4. В проверке отсутствия течи в системе.

Коробка передачРис. 56. Коробка передач:


1 — шток ползуна переключения передач;
2 — чехол;
3 — крышка задняя;
4 — сапун;
5 — гайка;
6 — подшипник;
7 — шестерня ведущая IV передачи;
8 — втулка;
9 — муфта включения синхронизатора III и IV передач;
10 — подшипник шестерен;
11 — шестерня ведущая III передачи;
12 — втулка;
13 — подшипник;
14 —вал промежуточный;
15 - ступица шестерни ведомой заднего хода;
16 — крышка;
17 — вал ведущий коробки передач;
18 — крышка заднего подшипника вала ведущего;
19 — картер коробки передач;
20 — сальник;
21 — картер сцепления;
22 — дифференциал;
23 — пробки масло-сливные;
24 — шестерня главной передачи;
25 — болт;
26 — крышка переднего подшипника шестерни ведущей главной передачи;
27 — прокладки регулировочные;
28 — подшипник;
29 — шестерня ведомая I передачи;
30 — венец синхронизатора;
31 — кольцо блокирующее синхронизатора;
32 — шестерня ведомая заднего хода;
33 — шестерня ведомая II передачи;
34 - подшипник;
35 — шестерня ведомая III передачи;
36 —шестерня ведомая привода спидометра;
37 — шестерня ведущая привода спидометра;
38 — шестерня ведомая IV передачи;
39 — шайба стопорная;
40 — гайка шестерни ведущей.

Коробка передач (рис. 56) — механическая, трехходовая, двух-вальная, четырех-ступенчатая, имеет четыре передачи вперед и одну назад. Все передачи, кроме заднего хода, имеют синхронизаторы. Коробка передач скомпонована в блоке с главной передачей и дифференциалом. Картер коробки передач отлит из магниевого сплава и разделен на три секции. В первой секции со стороны маховика размещается главная передача; во второй — шестерни I, II передач и заднего хода; в третьей размещаются шестерни III и IV передач.

Первая и вторая секции сообщены между собой и имеют общее отверстие для слива масла, закрытое пробкой 23 с вклеенным постоянным магнитом для сбора металлических частиц, попадающих в масло. Третья секция сообщена с полостью задней крышки коробки передач и также имеет отверстие для слива масла, закрытое такой же пробкой.

Все шестерни коробки передач, кроме двух шестерен заднего хода, косозубые и находятся в постоянном зацеплении. Синхронизаторы всех передач одинаковы по размерам и выбраны из условий работы на I передаче, что дает соответствующий запас для синхронизаторов остальных передач.

Между ведомыми шестернями III и IV передач установлена ведущая шестерня привода спидометра 37. Задний ход осуществляется от шестерни, выполненной заодно с ведущим валом коробки передач, через две паразитные шестерни 14 и 17 (рис. 57), размещенные на шлицевом валу паразитных шестерен заднего хода и ведомую шестерню 32 (рис. 56) заднего хода. С целью исключить торцевой износ зубьев шестерен заднего хода, первая пара шестерен выполнена косозубой и находится в постоянном зацеплении. Вторая пара шестерен прямозубая; ведущая паразитная шестерня заднего хода в момент включения скользит по шлицам вала паразитных шестерен и входит в зацепление с ведомой шестерней заднего хода.


Механизм переключения передачРис. 57. Механизм переключения передач:
1 — шток включения заднего хода;
2— замок, верхних штоков;
3 — шток вилки переключения III и IV передач;
4 — толкатель замков;
5 —замок нижних штоков;
6 — шток вилки переключения I и II передач;
7 — болт,
8 — ползун переключения передач;
9 — вилка переключения III и IV передач;
10 — крышка фиксатора;
11 — пружина;
12 — фиксатор;
13 — вилка включения заднего хода;
14 — шестерня заднего хода;
15 — вал шестерен заднего хода;
16— ось;
17 — шестерня ведомая паразитная заднего хода;
18 — рычаг включения заднего хода;
19 — Шток ползуна;
20 — шайба фибровая;
21 — крышка;
22 — включатель ВК-403;
23 — колпачок;
24 — провод к клемме «ВЗ» РР-310Б;
25 — провод к фонарям заднего хода.

Таким образом, для заднего хода требуется включить только одну пару шестерен и при оборотах вдвое меньших оборотам ведущего вала коробки передач.

Переключение передач (рис. 57) осуществляется с помощью штоков и вилок. Штоки 1, 3 и 6 перемещаются ползуном 8, размещенным в задней крышке коробки передач на штоке 19. Механизм переключения передач включает замки 2, 4 и 5 и фиксаторы 12 штоков переключения, исключающие возможность одновременного включения двух передач и обеспечивающие фиксацию включенной передачи.

На автомобилях ЗАЗ-968 для освещения дороги при заднем ходе автомобиля в ночное время установлены фонари.

Включение фонарей производится специальным включателем ВК-403 (рис. 57, поз. 22), установленным на задней крышке 21, привод которого осуществляется специальным выступом, выполненным на штоке 1 включения заднего хода. Если наблюдаются перебои при включении, либо устанавливается новый включатель, следует включить передачу заднего хода и замерить размер «А» между торцом крышки и торцом выступа штока. В зависимости от полученного размера под включатель необходимо установить соответствующее количество фибровых шайб 20 толщиной 0,6 мм, которое указано в таблице.


Размер «А», мм Рекомендуемое колич. шайб
От 10 до 10,25 3
От 10,3 до 10,75 2
От 10,8 до 11 1

Главная передача (рис. 58) представляет собой пару спиральных конических шестерен. Ведущая шестерня 24 (рис. 56) изготовлена за одно целое с валом и вращается на трех подшипниках. Для обеспечения необходимой жесткости у головки ведущей шестерни размещен двухрядный упорный конический подшипник, который воспринимает радиальное и осевое усилие от конической передачи.


Главная передачаРис. 58. Главная передача:
1 — картер;
2 — гайка:
3 — шпилька;
4 —крышка;
5—чехол защитный;
6 — кольцо стопорное;
7 — полуось;
8 — сальник полуоси;
9 — гайка регулировочная;
10 — стакан;
11 — кольцо уплотнительное;
12 — шпилька стяжная длинная;
13—подшипник;
14 —шестерня полуосевая;
15 — болт;
16 — крышка коробки дифференциала;
17 — шестерня ведомая;
18 — кольцо;
19 — палец сателлитов дифференциала;
20— сателлит;
21 — шпилька стяжная короткая;
22 — штифт центрирующий;
23 — коробка дифференциала.


Ведомая шестерня 17 (рис. 58) главной передачи монтируется на корпусе дифференциала 23 и крепится болтами 15 (восемь болтов) . Внутри корпуса размещены сателлиты 20 и полуосевые шестерни 14. Полуосевые шестерни имеют фасонный паз, в который вставляется полуось 7. Дифференциал вращается на двух конических подшипниках 13, размещенных в чугунных стаканах 10.

Регулировка подшипников дифференциала осуществляется двумя фасонными гайками 9, фиксирующими положение наружных обойм подшипников. Гайки стопорятся специальными стопорными шайбами 6, входящими в пазы регулировочных гаек. Главная передача регулируется на заводских приспособлениях, и дополнительной регулировки в процессе эксплуатации не требуется.

Уход за коробкой передач и главной передачей заключается в проверке уровня масла в картере и в доливке, если необходимо, через каждые 8000 км пробега. Масло меняйте через каждые 16 000 км пробега, а также сезонно—- весной и осенью — на масло, соответствующее сезону эксплуатации.

Масло менять на прогретой коробке передач сразу же после поездки. Контроль за уровнем масла осуществляется щупом с двумя рисками, установленными в пробке масло-заливного отверстия. Заливать масло следует до уровня верхней риски щупа, при вывернутой пробке. Не допускайте уровня масла ниже нижней риски. Доступ к пробке — через люк, прикрытый крышкой, расположенной под подушкой заднего сиденья. Слив масла производится через две пробки с вклеенными в них магнитами для сбора металлических частиц.

 



Неисправности двигателя, их причины и способы устранения ЗАЗ - 968

Причина неисправности Способ устранения
Двигатель не пускается или плохо пускается, зажигание исправно  



1. Засорение или неисправность системы подвода бензина к карбюратору.
2. Загрязнение воздушного фильтра или попадание в него воды при промывке двигателя.

3. Излишнее обогащение смеси из-за чрезмерного применения подкачки педалью дроссельной заслонки или прикрытия воздушной заслонки на горячем двигателе.

4. Переполнение карбюратора бензином.
5. Неправильная регулировка клапанов (отсутствие зазоров).

6. Скопился конденсат в поплавковой камере карбюратора.

1. Отсоединить штуцер подвода топлива к карбюратору, проверить ручной подкачкой топлива, свободен ли доступ бензина; при обнаружении неисправности устранить.

2. Промыть воздушный фильтр и заправить его свежим маслом.

3. Продуть цилиндры, прокрутив двигатель стартером (не более 5—10 сек) при полностью открытых дроссельной и воздушной заслонках.

4. Проверить герметичность клапана, проверить герметичность поплавка. Устранить неисправность.

5. Отрегулировать зазоры между досками коромысел и стержнями клапанов.

6. Отвернуть пробку и слить конденсат

Двигатель не пускается, система питания исправна  

1. Нарушение контакта или изоляции провода высокого напряжения от катушки зажигания к распределителю.

2. Нарушение контакта в соединениях цепи низкого напряжения.

3. Пробой изоляции вторичной обмотки катушки зажигания или обрыв цепи добавочного сопротивления.

4. Отсутствие контакта в прерывателе распределителя зажигания (загрязнение) .

5. Пробит конденсатор. Слабая искра красноватого цвета.

6. Замыкание в цепи низкого напряжения в прерывателе (на пружинке молоточка).

7. Загрязнение ротора и крышки или появление в них трещин.

1. Проверить состояние провода, при необходимости заменить; обеспечить надежность контакта.

2. Установить место нарушения контакта и устранить неисправность.

3. Заменить катушку зажигания.
4. Зачистить и промыть контакты прерывателя распределителя зажигания. Установить нормальный зазор.

5. Заменить конденсатор.

6. Устранить неисправности.
7. Протереть ротор и крышку, а при наличии трещин заменить.

Систематические перебои в работе одного или нескольких цилиндров (на прогретом двигателе)  

1. Повреждение изоляции проводов высокого напряжения.

2. Плохой контакт провода низкого напряжения от катушки зажигания к распределителю.

3. Замасливание контактов прерывателя распределителя, подгорание контактов или недостаточный зазор.

4. Неисправность свечи (сильная законченность, увеличенный зазор между электродами, повреждение изолятора).

5. Вышло из строя подавительное сопротивление свечи (в наконечнике).

6. Неисправность конденсатора (двигатель не развивает оборотов при нагрузке, работает с перебоями, подгорают контакты прерывателя).

7. Переобогащение или переобеднение смеси.

8. Неисправен распределитель зажигания:
а) износ втулок валика;
б) неравномерный износ кулачка распределителя;
в) износ оси подвижного контакта или текстолитовой подушки.

Примечание. На малых оборотах холостого хода перебои допустимы из-за естественной неравномерности распределения незначительных порций топлива.

1. Заменить поврежденные провода.

2. Затянуть гайки контактов.

3. Промыть контакты, зачистить, отрегулировать зазор, проверить установку зажигания.

4. Очистить свечу от нагара, отрегулировать зазор. В случае необходимости заменить свечу новой.

5. Заменить подавительное сопротивление.

6. Заменить конденсатор.

7. Отрегулировать систему холостого хода, проверить плотность закрытия топливного клапана карбюратора.

8. Заменить изношенные детали, отрегулировать зазор, проверить установку зажигания.

Двигатель перегревается
 

1. Ослабление натяжения ремня привода вентилятора.

2. Неисправность автоматического регулятора температуры (с прогревом двигателя заслонка не открывает выпускного отверстия в моторном отсеке).

3. Загрязнение ребер цилиндров и головок.

4. Слишком позднее зажигание.

5. Перегрев свечи из-за слишком раннего зажигания.
6. Обеднение смеси за счет подсоса воздуха в местах соединения фланцев впускной трубы (при этом наблюдается неустойчивая работа на холостом ходу).

7. Обеднение горючей смеси карбюратором.

8. Обильное нагарообразование в камере сгорания, ухудшается охлаждение двигателя.

1. Отрегулировать нормальное натяжение ремня.

2. Проверить работу автоматического регулятора температуры. Устранить неисправность. При необходимости заменить термостат.

3. Очистить ребра цилиндров от грязи.

4. Установить более раннее зажигание.

5. Установить опережение зажигания, соответствующее применяемому топливу.

6. Проверить уплотнение фланцев впускной трубы. Устранить неисправность.

7. Промыть и продуть каналы и жиклеры карбюратора.

8. Очистить нагар рекомендуемым инструкцией способом.

Двигатель не развивает полной мощности
 

1. Неполное открытие дроссельной заслонки карбюратора при нажатии на педаль дроссельной заслонки до упора.

2. Загрязнение воздушного фильтра.

3. Отсутствие зазоров между носками коромысел и стержнями клапанов.

4. Несоответствие начального момента зажигания с октановым числом применяемого бензина.

5. Заедание грузиков центробежного регулятора опережения зажигания.

6. Заедание или малое выступание штанги привода топливного насоса. Пропуск диафрагмы насоса или нарушение герметичности клапанов.

7. Нарушение нормального состава горючей смеси.

8. Образование чрезмерного слоя нагара на стенках камер сгорания, головках клапанов, днищах поршней вследствие систематической езды на малых скоростях или в результате избыточного проникновения масла в камеру сгорания.

9. Недостаточная компрессия в цилиндрах двигателя.

1. Отрегулировать и смазать привод управления дроссельной заслонки карбюратора.

2. Промыть воздушный фильтр и заправить его свежим маслом.

3. Проверить и отрегулировать зазоры в приводе клапанов.

4. Установить начальный момент зажигания в соответствии с октановым числом применяемого бензина.

5. Разобрать распределитель и устранить причину заедания грузиков.

§. Снять топливный насос. Устранить неисправность.

7. Промыть и продуть жиклеры и каналы карбюратора.

8. Очистить нагар рекомендуемым в инструкции способом. При большом угаре масла установить причину и устранить.

9. Снять головки цилиндров, установить причину неисправности и устранить ее.

Течь масла через уплотнения  

1. Разрушение переднего сальника коленчатого вала или ослабление пружины сальника (течь из-под корпуса центрифуги вдоль картера).

2. Нарушение уплотнения крышки центрифуги (брызги масла в моторном отсеке против разъема центрифуги — за ручьем ведущего шкива привода вентилятора)

3. Течь уплотнений кожухов штанг сливных трубок или масляного радиатора.

4. Течь из-под гаек крепления головок цилиндров, находящихся под крышкой головки.

5. Течь из-под заднего сальника коленчатого вала (разрушение сальника или ослабление пружины) обнаруживается при появлении , пробуксовки сцепления, по течи масла из-под лючка картера сцепления (в силовом агрегате МеМЗ-966В), по течи масла в разъеме картера двигателя и картера сцепления (в силовом агрегате МеМЗ-968).

1. Снять крышку и корпус центрифуги, снять сальник, проверить состояние пружины и рабочих кромок сальника. При необходимости заменить или укоротить пружину на 3—4 мм.

2. Снять крышку центрифуги, заменить уплотняющее резиновое кольцо или прокладку.

3. Снять вентилятор с генератором в сборе, установить место течи, заменить уплотнители новыми.

4. Проверить исправность заглушки, гайки, шайбы, чистоту поверхностей прилегания. Устранить неисправность или заменить гайку.

5. Снять силовой агрегат с автомобиля, отсоединить коробку передач от двигателя, снять маховик, заменить сальник.

Большой расход масла (более 200 г на 100 км пробега)  

1. Закоксовывание или заполнение масляными отложениями поршневых колец и отверстий в поршнях под маслосъемными кольцами.

2. Износ поршневых колец (зазор в стыке более 2 мм).

3. Трещина направляющей втулки вследствие механического повреждения (при затяжке головки).

1. Разобрать частично двигатель, снять поршневые кольца, промыть их или заменить новыми. Прочистить маслосливные отверстия в поршнях. Правильно расставить стыки поршневых колец.

2. Сменить поршневые кольца.

3. Снять головку цилиндров, разобрать клапанный механизм и заменить поврежденные детали.

Горит лампочка аварийного давления масла при скорости выше 40 км/ч на прямой передаче
 

1. Неисправность датчика давления масла.
2. Засорение центробежного масло-очистителя и отверстий в болте крепления его корпуса.
3. Загрязнение сетки приемного фильтра.
4. Повышенные зазоры в коренных и шатунных подшипниках.
5. Нарушение уплотнения трубки приемного фильтра в месте входа в крышку распределительных шестерен (подсос 'воздуха) для двигателя МеМЗ-966В.
6. Нарушение уплотнения трубки приемного фильтра в месте соединения к масляному насосу (подсос воздуха) для двигателя МеМЗ-968.

1. Проверить давление масла контрольным манометром. Неисправный датчик заменить.

2. Разобрать, промыть и прочистить

3. Снять масляный картер и прочистить сетку приемного фильтра.

4. Заменить изношенные детали.

5. Снять крышку распределительных шестерен и заменить уплотнение.

6. Снять масляный поддон и маслоприемный фильтр, заменить уплотнительное резиновое кольцо.


УДАЛЕНИЕ НАГАРА ИЗ КАМЕР СГОРАНИЯ И ДНИЩ ПОРШНЕЙ ЗАЗ - 968

После пробега 16 000—20 000 км может возникнуть необходимость удалении нагара с поверхностей камер сгорания, днищ поршней, головок клапанов, а также со стенок впускных и выпускных каналов головок цилиндров. Нагap обладает плохой тепло-проводностью, поэтому с его появлением резко ухудшается отвод тепла, происходит перегрев двигателя и снижение его мощности.

Интенсивность отложения нагара зависит от технического состояния двигателя, сорта и качества применяемых для двигателя топлива и масла, а также от условий эксплуатации (короткие рейды в городе с малой скоростью и частыми остановками, недостаточный прогрев двигателя).

Наличие нагара в камерах сгорания способствует появлению детонации и калильного зажигания. В процессе эксплуатации происходит неоднократное удаление нагара из камер сгорания при движении с большими скоростями. При систематической езде на малых скоростях полезно периодически, не реже одного раза на 200 км пробега, проходить отрезок Пути на 10—15 км на скорости не менее 90 км/час, выбрав для этого подходящий участок дороги.

Может быть рекомендован и другой способ удаления нагара, без разборки двигателя, чтобы не нарушать приработки деталей, а также сальниковых уплотнений, которые неизбежно будут нарушены при снятии головок.

Этот способ заключается в заливке в каждый цилиндр раствора, состоящего из 50% ацетона, 25% керосина и 25% масла для питателя, при этом двигатель должен быть теплым. Очистку нагара желательно приурочить к смене масла в картере двигателя.

Перед заливкой в цилиндры раствора следует провести ряд подготовительных операций.

Снять крышки головок цилиндров и между стержнями клапанов и коромыслами установить металлические пластинки, не нарушая регулировки клапанов, чтобы исключить компрессию и цилиндрах. Пластинки должны быть шириной 10 мм, длиной 20 мм И толщиной 0,8 мм.

Затем вывернуть свечи, установить поршень первого цилиндра в нижнее положение и залить в цилиндр 80—100 см3 раствора и установить свечу на место. Проделать указанные операции с остальными цилиндрами и прокрутить коленчатый вал пусковой рукояткой, сделав 10—15 оборотов, снять пластины и установить крышки.

С залитым раствором следует оставить двигатель на 16—17 часов, затем вывернуть свечи и прокрутить коленчатый вал, сделав 5— 6 оборотов с целью продувки цилиндров, а свечи промыть в бензине. Слить масло из картера двигателя и заменить его свежим. Ввернуть свечи и пустить двигатель.

Затем рекомендуется, используя высоко-октановый бензин и более раннее зажигание, совершить пробег с максимально возможной скоростью по хорошей дороге. Установлено, что после 100 км пробега нагар удаляется полностью. После пробега 500 км рекомендуется вторично сменить масло, так как оно будет загрязнено растворенным нагаром.

 

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕКУЩЕМ РЕМОНТЕ ДВИГАТЕЛЯ

Ремонтировать двигатель нужно по потребности. Разборку двигателя производить только в том случае, когда это действительно необходимо. Следует помнить, что разборка нарушает приработку сопряженных деталей и снижает срок их службы при последующей эксплуатации.

Дать точные указания о сроках ремонта автомобиля и его агрегатов в зависимости от пройденного километража невозможно, так как сроки зависят от условий эксплуатации. Характерным признаком необходимости текущего ремонта является повышенный расход масла (более 200 г на 100 км пробега)*, появление дымного выпуска из глушителя, уменьшение компрессии в цилиндрах и снижение мощности двигателя.

* Если этот расход не связан с подтеканием масла через сальники и уплотнения крышек.

Повышенный расход масла двигателя и появление дымного выпуска из глушителя свидетельствует об износе и потере упругости поршневых колец или пригорании их в канавках поршней. Во время этого ремонта очистите головку цилиндров и поршни от нагара, смените поршневые кольца, шатунные вкладыши, а в случае большого износа поршней и цилиндров — смените их. Снимите клапаны, очистите их от нагара и притрите к седлам, в случае большой выработки — прошлифуйте.

 



СНЯТИЕ И УСТАНОВКА СИЛОВОГО АГРЕГАТА ЗАЗ - 968

В процессе эксплуатации возникает необходимость в снятии силового агрегата (двигатель и коробка передач с главной передачей в сборе) с автомобиля. Методика снятия силового агрегата зависит от условий, при которых производится снятие, а также наличия подъемных средств (таль, тельфер, трос и др.).

Перед снятием силового агрегата проведите ряд подготовительных работ, для этого проделайте следующее:

1. Установите автомобиль на смотровую яму или ровную площадку.

2. Отсоедините провод от аккумуляторной батареи.

3. Используя смотровую яму или поддомкратив автомобиль, и установив под поднятую сторону подставку:

а) отсоедините соединительную муфту вала управления коробкой передач от ползуна коробки передач;

б) отсоедините трос привода спидометра;

в) отсоедините трос привода сцепления;

г) отсоедините полуоси от фланцев карданов и, подав их в сторону коробки, свяжите проволокой или веревкой, переброшенной через верх коробки, при необходимости полуоси могут быть полностью сняты;

д) отверните два болта крепления поперечной планки задней подвески силового агрегата к кузову;

е) отсоедините провод от датчика температуры масла.

4. Затем скатите автомобиль со смотровой ямы (если он был установлен на ней).

5. Отсоедините приводы воздушной и дроссельной заслонок карбюратора.

6. Снимите воздушный фильтр карбюратора.

7. Отсоедините бензопровод от двигателя.

8. Снимите воздухоподводящие рукава.

9. Снимите кожух терморегулятора двигателя, для этого: откатите резиновый уплотнитель на корпус регулятора, выверните винты его крепления, приподнимите кожух немного вверх для освобождения его в нижней части от соединения с кузовом и осторожно переместите вправо до полного освобождения.

10. Отсоедините провода от стартера, катушки зажигания, генератора, датчика давления масла и массовый провод от кронштейна подвески двигателя к кузову.

11. Снимите капот моторного отсека.

12. После выполнения подготовительных операций силовой агрегат остается висеть на кронштейнах резиновых подушек подвески, которые крепятся к кузову двумя болтами каждый.

Затем, зацепив за выхлопные патрубки двигателя МеМЗ-966В или за планки двигателя МеМЗ-968 стропы (трос, толстая веревка или проволока диаметром не менее 5 мм) и используя подъемные средства, подвесьте силовой агрегат так, чтобы можно было свободно вывернуть болты крепления кронштейнов и плавно опустите силовой агрегат на пол.

13. Подставьте под передние колеса упоры.

14. Установите на пол, под место подъема кузова домкратом, деревянный брус высотой 150—180 мм, поставьте на него домкрат (реечный), опущенный до отказа, и с помощью домкрата поднимайте кузов до тех пор, пока между нижней кромкой кузова и полом не будет достаточной высоты, чтобы можно было вытянуть силовой агрегат.

При наличии под моторным отсеком углубления до 0,5 м поднимать кузов не следует — его необходимо прокатить вперед.

15. Опустите автомобиль на колеса.

16. Установка силового агрегата производится в обратной последовательности.

 

ПОЛУОСИ ЗАЗ - 968

На автомобиле установлены полуоси полностью разгруженного типа (рис. 59). Одним концом они скользят в пазах полуосевых шестерен дифференциала, а другим через фланцы и карданные шарниры соединяются со ступицами задних колес.


ПолуосьРис. 59. Полуось:
1 — вилка кардана ведомая;
2 — вилка кардана;
3 — шайба;
4 — болт;
5—фланец полуоси;
6 — штифт;
7 — полуось;
8 — чехол защитный дифференциала;
9 — крышка защитного чехла:
10 — болт;
11 — сальник;
12 — корпус сальника;
13 — сухарь;
14 — палец;
15 — подшипник;
16 — игла подшипника;
17 — стопор;
18 — сальник;
19 — колпачок масленки;
20 — масленка;
21 — крестовина.

Полуоси автомобилей ЗАЗ-966В и их модификаций и полуоси автомобиля ЗДЗ-968, хотя и имеют аналогичную конструкцию, однако совершенно не взаимо-заменяемы как в сборе, так и по деталям.

Характерными отличиями являются: наличие буртика на полуосях ЗАЗ-966В, длина пальца сухарей на ЗАЗ-966В — 50 мм, а на ЗАЗ 968 — 58 мм, размер сухаря по рабочим плоскостям на ЗАЗ-966В — 23 мм, а на ЗАЗ-968 — 25 мм. Фланец полуоси и полуось имеют на ЗАЗ-966В—10 прямозубых шлицев, а на ЗАЗ-968—16 эвольвентных шлицев, не взаимозаменяемы также корпуса сальников, сальники и защитные чехлы.

Скользящее устройство полуоси выполнено в виде пальца 14, запрессованного в головку полуоси, и двух сухарей 13, одетых па палец.

На второй конец полуоси на шлицах установлен фланец 5, стопорящийся штифтом 6. Фланец полуоси крепится к ведущей пилке карданного шарнира четырьмя болтами с пружинными шайбами; затяжку болтов следует производить с усилием не менее кгм. Ведомая вилка карданного шарнира выполнена совместно с валиком привода ступицы заднего колеса.

Для защиты главной передачи и скользящего соединения полуоси от пыли и грязи к корпусу коробки передач болтами крепится защитный резиновый чехол, внутри которого помещается корпус сальника и сальник. Корпуса сальников чугунные, имеют масло-сгонную резьбу: левый корпус — левую, правый — правую. Для их отличия на конце втулки левого корпуса сделана проточка.

Для снятия полуоси необходимо отвернуть болты 10 (ЗАЗ-966В) или гайки 2 (рис. 58), подать полуось к силовому агрегату, сдвинуть в сторону и вынуть вместе с чехлом.

При отсоединении полуоси только от фланца вилки карданного шарнира следует немедленно вдвинуть полуось в дифференциал и привязать ее к рычагу подвески, в противном случае сухари могут выйти из зацепления с полуосевой шестерней, что приведет к спадению сухарей с пальца, поломке дифференциала или картера коробки передач.

При необходимости снятия чехла для замены сальника или другой детали нужно выбить стопорный штифт, снять фланец, тщательно промыть полуось и осторожно стянуть защитный чехол, чтобы не повредить сальник. При демонтаже чехла с сальником рекомендуется шлицевое соединение обернуть бумагой.

При сборке и установке полуоси тщательно проследите за состоянием сальника, не допуская выворачивания его рабочей поверхности, а также за тем, чтобы рифленые поверхности сухарей были параллельны полуоси.

Перед установкой защитного резинового чехла необходимо убедиться в том, что между чехлом дифференциала и корпусом подшипника дифференциала установлено стопорное кольцо регулировочной гайки ведомой шестерни главной передачи.

Указанное стопорное кольцо должно входить своими выступами в пазы корпуса подшипника дифференциала и пазы регулировочной гайки.

На автомобилях установлены карданные шарниры полуосей, крестовины и подшипники которых взаимо-заменяемы с крестовинами и подшипниками карданных шарниров автомобилей УАЗ. Подшипники крестовин защищены от попадания в них грязи специальными резиновыми сальниками, а масленки имеют резиновые колпачки.

Уход за полуосями. Через каждые 16 000 км пробега смазывайте карданные шарниры полуосей только автомобильным трансмиссионным маслом с помощью шприца, предварительно сняв резиновые колпачки с масленок. Смазывать шарниры густыми смазками запрещается.

Смазку шарниров производите до тех пор, пока масло не покажется из всех уплотнителей подшипников крестовины, а затем установите резиновые колпачки на масленки. Проверьте затяжку болтов крепления фланца полуоси к фланцу вилки карданного шарнира. Затяжку болтов производите с усилием не менее 5 кгс-м.

 

СТУПИЦЫ ЗАДНИХ КОЛЕС ЗАЗ - 968

Ступица заднего колесаУзел ступицы задних колес (рис. 60) передает крутящий момент от двигателя на колесо и воспринимает осевые и радиальные нагрузки. Крутящий момент передается через валик ступице. Тормозной барабан крепится к ступице болтами.


Рис. 60. Ступица заднего колеса:

1— барабан;
2 — колодка тормоза;
3— щит тормоза;
4 — болт;
5 — корпус подшипников;
6 — грязе-отражатель;
7 — вал ступицы;
8 — сальник;
9— подшипник;
10 — втулка распорная пластмассовая;
11 — пружина;
12 — маслоотражатель;
13 — болт;
14 — ступица;
15 — гайка;
16 — шплинт;
17 — шайба;
18 — уплотнитель.

Осевые и радиальные нагрузки воспринимаются двумя радиально-упорными коническими подшипниками. Они установлены внутренними обоймами на ступицу, а наружными входят в корпус 5. Щит тормоза 3 и корпус 5 присоединяются болтами к рычагу задней подвески. Затяжку болтов производить с усилием 5—6 кгс-м.

Для предотвращения проворачивания внутренних обойм подшипников между ними установлена капроновая втулка, сжатие которой осуществляется путем затяжки регулировочной гайки при регулировке подшипников.

Для удерживания смазки в полости корпуса служат сальники. На фланец ступицы установлен маслоотражатель, предотвращающий попадание смазки на тормозной барабан при течи сальника.

 

Регулировка подшипников ступиц задних колес

Прежде чем приступить к регулировке подшипников, убедитесь в необходимости их регулировки. При нормальной регулировке колесо должно вращаться свободно, без заметного люфта.

Люфт проверяется покачиванием колеса в вертикальной плоскости (в вывешенном положении). Повышенный люфт указывает на необходимость регулировки подшипников.

Регулировку подшипников выполняйте в следующем порядке:

1. Поднимите автомобиль домкратом, чтобы регулируемое колесо вывесилось, и установите под кузов подставку.

2. Расшплинтуйте гайку и, убедившись, что ступица вращается свободно, приступите к регулировке.
3. Нажимая на ключ, плавно, без рывков, затягивайте гайку до момента исчезновения люфта. При затяжке гайки проворачивайте колесо, чтобы ролики заняли правильное положение в подшипниках и по мере затяжки гайки проверяйте люфт. Затем проверьте совпадение одного из. прорезов гайки с отверстиями в ступице.

Если отверстие для шплинта совпало с прорезом в гайке, зашплинтуйте гайку. В случае несовпадения отверните гайку до совпадения ближайшей прорези и отверстия.

Уход за ступицами задних колес.

Через каждые 8000 и 10 000 км пробега:

Проверьте люфт в подшипниках ступиц задних колес, при необходимости отрегулируйте.

Через каждые 24 000 км пробега:

Разберите ступицы колес, удалите старую смазку, промойте подшипники, заложите свежую смазку и соберите ступицы. Отрегулируйте подшипники колес.

Разборку ступицы производите в следующем порядке:

1. Приподнимите домкратом автомобиль и установите под кузов подставки.

2. Снимите колпак колеса и, отвернув шесть болтов крепления тормозного барабана к ступице, снимите колесо вместе с барабаном.

3. Отверните четыре болта крепления фланца полуоси к фланцу карданного шарнира, вдвиньте полуось в дифференциал и привяжите ее либо к коробке передач, либо к рычагу подвески.

4. Затем расшплинтуйте гайку и отверните ее.

5. Выньте карданный шарнир с валиком из ступицы и снимите ступицу.

6. Для промывки подшипников и замены смазки удалите сальники из корпуса. Снятие сальников производите с помощью специальной демонтажной лопатки с концом длиной 14—15 мм, загнутым под углом 90°.

Лопатку легко изготовить из стальной полосы толщиной 3 мм и шириной 15 мм. Длина лопатки с загнутым концом 150 мм. Торец загнутого конца следует опилить по радиусу сальника и зачистить заусеницы, чтобы не повредить сальник. Для снятия сальника введите отогнутый конец лопатки между подшипником и корпусом сальника.

Уприте торец конца лопатки в корпус. Покачивая лопатку и перемещая ее равномерно по всей окружности сальника, осторожно выпрессуйте сальник из корпуса. Запрессовку сальников производите равномерно и желательно с помощью оправки.





Далее: Рулевое управление, подвеска автомобиля ЗАЗ - 968
Если пригодилась статья, скажи спасибо и поделись с друзьями!
Наверх
Яндекс.Метрика