История в машинах: чем запомнился 1991 год

0 22

Autonews

История в машинах: чем запомнился 1991 год

История в машинах: чем запомнился 1991 год

История в машинах: чем запомнился 1991 год
Августовский путч, распад автопрома, «третий» VW Golf, новый Pajero и легендарная «Волга» — что мы помним о переломном периоде нашей истории

За 30 лет история новой России совершила невероятный скачок. Мы вспоминаем, с чего все начиналось, по самым насыщенным на события годам. В 1991-м произошел распад СССР и Югославии, продукты первой необходимости продавали по талонам, люди митинговали, а автомобильная промышленность разваливалась на глазах.

В 1991 году в России было изготовлено чуть больше 1 млн легковых автомобилей. На конец этого года в личной собственности населения находилось 9 417 300 легковых автомобилей, что составляет примерно 63 машины на 1000 человек населения. Сегодня этот показатель уже в четыре раза выше.

Очереди за бензином

Остро вопрос бензина встал еще в 1990-м, однако ситуация усугублялась и весь 1991 год — стоимость бензина повышалась при небывалом дефиците топлива. В декабре президент Борис Ельцин подписал указ о либерализации цен, но бензин вошел в число социально значимых товаров, стоимость которых продолжала регулироваться государством. После этого Минэкономики и финансов РСФСР выпустило указание, по которому цены на бензин было разрешено повысить в три раза — до 1 рубля 20 копеек за литр. В апреле 1992 года регулирование цен на бензин передали региональным властям, а они повысили их до рыночных. В итоге к 20 апреля цены на бензин в Москве подскочили до 7 рублей за литр. Бензин продолжал дорожать и дальше.

ГАЗ-31029 «Волга»

В марте 1991 года на конвейер встала ГАЗ-31029 «Волга», которую в народе прозвали «Ослобык» за комбинацию технических и стилистических решений ГАЗ-24 и ГАЗ-3102. Машина собиралась Горьковским автозаводом до 1997 года. Номенклатурная модель 3102 выпускалась в Горьком с 1981-го и могла выпускаться в больших количествах, но имела статус элитной, поэтому ее сборка осуществлялась только на нужды правительства и министерств. Именно так автомобиль «Волга» стал символом советского чиновника. Но в 1991-м штампы массового ГАЗ-24 окончательно износились, а рынок стал свободным, и завод не только выпустил в продажу ГАЗ-3102, но и запустил производство упрощенного ГАЗ-31029, который действительно стал массовым.

История в машинах: чем запомнился 1991 год

Фото: autowp.ru

Крах автомобильной промышленности

Экономический кризис 1991 года обесценил рубль, внешний долг стал огромным, а страна сильно зависела от импорта, что сильно ударило и по поставкам автомобильных комплектующих, за которые было нечем платить. «Мы стали должниками почти всех стран даже Восточной Европы — Чехословакии, Венгрии, Югославии… Если в 1981 году на погашение внешнего долга и процентов по нему мы направляли 3,8 млрд в свободно конвертируемой валюте, то в текущем году необходимо погасить уже 12 млрд. С учетом нашего уровня внутренних цен это равносильно потере почти 60 млрд рублей», — говорил весной 1991 года последний глава Кабинета министров СССР Валентин Павлов.

По теме:

История в машинах: чем запомнился 1991 год

Статьи
6 марта

История в машинах: чем запомнился 1990 год

История в машинах: чем запомнился 1991 год

Фото
10 декабря 2019

Без разметки, но с рекламой: как выглядели дороги в лужковской Москве

С распадом СССР в 1991 году советское автомобилестроение, сконцентрированное преимущественно в России, Белоруссии и на Украине, распалось на национальные автопромы, были разрушены производственные связи, сломана система поставок комплектующих. На рынок хлынул поток подержанных иномарок, и устаревшая продукция советских заводов стала неконкурентоспособной. Через несколько лет большая часть автозаводов пришла в полный упадок.

История в машинах: чем запомнился 1991 год

Фото: Никитин Николай / Фотохроника ТАСС

Volkswagen Golf III

В 1991 году свет увидело третье поколение одного из самых популярных автомобилей в Европе — Volkswagen Golf. Машину собирали в четырех кузовах: трехдверный и пятидверный хэтчбеки, универсал и кабриолет. Golf впервые показали на автосалоне в Женеве в 1991 году, а в 1992-м эта машина получила титул «Автомобиль года» в Европе. С весны 1992 года и до окончания выпуска в 1997 году «третий» Golf продавался в России и странах СНГ, но большая часть таких машин попала на территорию стран бывшего СССР чуть позже с вторичного рынка европейских стран.

История в машинах: чем запомнился 1991 год

История в машинах: чем запомнился 1991 год

История в машинах: чем запомнился 1991 год

История в машинах: чем запомнился 1991 год

История в машинах: чем запомнился 1991 год

История в машинах: чем запомнился 1991 год

История в машинах: чем запомнился 1991 год

Классификация дорог

До декабря 1991 года в стране существовала довольно условная классификация автодорог, которые требовали более четкого разделения. К концу года в стране официально появились региональные дороги, федеральные автотрассы, дороги муниципального и местного значения, городские и проселочные, необщего и общего пользования. В первую очередь это позволило определить, кому именно подчиняется та или иная дорога и кто отвечает за ее состояние.

Новый документ ввел правило, по которому в наименование автомобильной дороги стали входить ее идентификационный номер и названия начального и конечного населенных пунктов, а при необходимости и названия основных населенных пунктов, расположенных вблизи автомобильной дороги.

История в машинах: чем запомнился 1991 год

Фото: Саяпин Владимир / Фотохроника ТАСС

Mitsubishi Pajero Super Select 4WD

В 1991 году в производство было запущено второе поколение японского внедорожника Pajero. Впервые на модели появилась знаменитая трансмиссия Super Select 4WD, с которой автомобиль мог передвигаться в полноприводном режиме по сухим покрытиям за счет наличия межосевого дифференциала. Такое решение было в новинку для классических внедорожников и из массовых моделей применялось только на полулегковой «Ниве».

История в машинах: чем запомнился 1991 год

История в машинах: чем запомнился 1991 год

История в машинах: чем запомнился 1991 год

История в машинах: чем запомнился 1991 год

История в машинах: чем запомнился 1991 год

История в машинах: чем запомнился 1991 год

История в машинах: чем запомнился 1991 год

В 1991 году на Mitsubishi Pajero устанавливался бензиновый двигатель объемом 3,0 литра и дизельный 2,5-литровый мотор. В пятидверной версии внедорожника появился третий ряд сидений, а кузов с мягкой крышей обзавелся электроприводом. Модель второго поколения также получила версии с регулируемыми амортизаторами, механической лебедкой за передним бампером и гидравлической системой изменения клиренса. В том же 1991 году лицензия на производство Pajero была продана корейской Hyundai, которая собирала этот автомобиль до 2003 года под названием Hyundai Galloper.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.